shkolageo.ru   1 2 3 4

Основное содержание диссертации


Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза, охарактеризованы методы исследования, представлена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, содержатся данные об апробации результатов исследования.

В первой главе диссертации «Теоретические основы организации самостоятельных краеведческих работ при обучении биологии» представлен сравнительно-исторический анализ становления и развития проблемы самостоятельной деятельности учащихся при изучении природы родного края; проанализировано современное состояние проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края, уточнены дефиниции основных категорий проводимого исследования; выявлена специфика самостоятельных работ по биологии; определены психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников (подходы, принципы, требования к организации).

Проведенный сравнительно–исторический анализ показал, что в истории педагогики и методики естествознания обращалось серьезное внимание на формирование самостоятельной активной личности, на использование самостоятельной работы в процессе обучения, на развитие у детей тяги к самостоятельности, умения самостоятельно наблюдать, делать выводы, исследовать, развить у учащихся самостоятельное логическое мышление. В трудах К.Д. Ушинского на основе тесного взаимодействия педагогической науки с физиологией и психологией разработана теория самостоятельной деятельности.

В российской школе с момента зарождения курса естествознания методисты считали, что при изучении природы родного края важно использовать самостоятельные работы: составление отчетов после экскурсий, составление гербария или коллекции объектов природы.

Анализ методической литературы показал, что методические аспекты использования самостоятельных работ при изучении краеведческого материала были разработаны ведущими отечественными методистами уже в 20-60 годы ΧΧ века. Накопленный богатый опыт по организации самостоятельной работы школьников не потерял своего значения и в настоящее время и может быть адаптирован к практике современного школьного биологического образования.


Теоретический анализ современного состояния проблемы организации самостоятельных работ при изучении природы родного края позволил уточнить дефиниции понятий «краеведение», «самостоятельная работа», «самостоятельная краеведческая работа». Под самостоятельной краеведческой работой мы понимаем способ учебной работы, где учащимся предлагаются учебные задания по изучению флоры и фауны своего края и руководства для их выполнения; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Цель самостоятельной краеведческой работы развить у учащихся интерес к самостоятельному изучению природы родного края, выработать у них стремление к самостоятельной познавательной деятельности, развить у учащихся наблюдательность, творческое мышление и стремление самообразованию.

Специфика самостоятельной работы при изучении природы родного края на современном этапе определяется следующими чертами: активный поиск дополнительного материала; модульное и информатизационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; стремление к самообразованию.

Проведенный анализ позволил систематизировать виды самостоятельных работ учащихся по изучению природы родного края: самостоятельные работы с дополнительной литературой (составление тестов и кроссвордов, написание и защита рефератов, подготовка докладов для выступления на конференции, подготовка к семинару); самостоятельные работы на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях (подготовка отчетов по проведенной экскурсии, сбор и составление коллекций, определение видового состава различных типов животных и отделов растений, изучение натурального раздаточного материала, подсчет, измерение, сравнение объектов, обработка природного материала, постановка опытов в лабораторных условиях); самостоятельные работы с использованием информационных технологий (подготовка и показ презентаций, поиск дополнительного материала в Интернете, участие в заочных электронных конференциях); самостоятельные работы по выполнению проектов.


После уточнения основных категорий исследования изучили психолого-педагогические аспекты организации самостоятельных работ школьников по биологии. Выявленные в ходе анализа психолого-педагогические подходы (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный) определяют ведущие идеи исследования, а принципы (наглядности, доступности, сознательности и активности, научности, системности и последовательности, связи теории с практикой) - требования к организации самостоятельных краеведческих работ (требования к содержанию рабочего руководства, требования к организации самостоятельных работ, требования к составлению рабочего руководства).

Мы рассмотрели различные дидактические требования, которые педагоги и методисты считают необходимым соблюдать при организации самостоятельных работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся (повышенная возбудимость, специфическая избирательность внимания, способность к абстрактному мышлению, стремление к самостоятельности), и дополнили их следующими:

- для организации самостоятельных краеведческих работ необходимо применять наглядный материал, как натуральный, так и изобразительный, в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций;

- необходимо для самостоятельного изучения школьникам предлагать наиболее доступный местный материал, а так же определять посильность самостоятельных работ при его изучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- важно организовать активную познавательную деятельность школьников при изучении природы родного края (проведение исследований и наблюдений в природе, лабораториях и на пришкольном участке);

- только систематическое использование самостоятельных работ при изучении краеведения на уроках можно рассматривать как эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний;

- в самостоятельные краеведческие работы необходимо включать проведение учащимися собственных исследований в природе, самостоятельный поиск информации в Интернете, а так же выполнение разного вида проектов;


- необходимо формировать у школьников мотивацию самостоятельной деятельности, одним из способов является показ практической значимости самостоятельного изучения природы родного края.

Во второй главе «Методические аспекты организации самостоятельных краеведческих работ школьников» приведен анализ содержания школьной программы и учебного материала учебника по биологии для выявления возможностей организации самостоятельных краеведческих работ на примере раздела «Животные», изучена практика школы и проведен анализ методической литературы по организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии.

Для анализа мы выбрали программу, разработанную авторским коллективом под руководством В.В. Пасечника, и учебник по разделу «Биология. Животные», В.В. Латюшина и В.А. Шапкина.

При изучении животных пояснительная записка программы нацеливает учителя на формирование у школьников учебных приемов работы с учебником, книгой, натуральными объектами, экранными пособиями, что способствует дальнейшему развитию интереса к предмету, познавательной самостоятельности учащихся. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдении. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 7 класса указывается, что учащиеся должны уметь определять виды птиц и животных по следу, вести наблюдения за объектами живой природы, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.

В учебник включены элементы краеведения. В некоторых темах по окончании изучения систематической группы животных представлены задания для самостоятельного наблюдения за представителями местной фауны (дождевой червь, дафнии, циклопы, насекомые различных отрядов, обитающих в вашей местности). Всего учебник содержит 8 заданий, из них связанных с краеведением - 6 (75%). В конце каждого параграфа дана система вопросов, ориентированных не только на усвоение содержания федеральной части стандарта, но и на усвоения краеведческого материала. Однако их очень мало: из 365 вопросов учебника только 18 касаются краеведения (5%). Все это свидетельствует о том, что текст учебника и его методический аппарат содержит минимум краеведческого материала, а использование самостоятельных работ при его изучении не выделяют на уровень отдельной задачи.


Проведенное анкетирование учителей биологии показало, что большинство учителей не организуют самостоятельную краеведческую работу учащихся (60,9%), вместе с тем довольно много учителей (39,1%) организуют самостоятельную краеведческую работу учащихся при изучении раздела «Животные». Практически все учителя организуют самостоятельную работу с учебником (89,1%) и дополнительной литературой для написания докладов (89,1%), однако экскурсии проводят не все учителя (9,3%). Назвать другие виды самостоятельных краеведческих работ школьников учителя затруднялись. Большинство учителей (90,6%) не разрабатывают задания для самостоятельных краеведческих работ школьников, используют только те задания, которые имеются в методической литературе. Многие учителя (92,2%) используют Интернет для подготовки к урокам, но в то же время всего 7,8% учителей дают задания для учеников, связанные с использованием Интернет-ресурсов. Проектную деятельность не организуют 95,3% учителей, только 4,7% находят возможность организовать проектную деятельность с краеведческой тематикой.

Среди причин, не позволяющих широко использовать в учебном процессе самостоятельную краеведческую работу школьников, учителя назвали: необходимость предварительной подготовки и учителя, и учеников к такой работе (14,1%), большую затрату времени на организацию и проверку (18,8%), отсутствие методических разработок (76,6%).

Таким образом, проведенный на данном этапе нашего исследования анализ содержания тем «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие» и анализ практики школы показал широкие возможности для реализации использования самостоятельных работ при изучении краеведческого материала и подтвердил необходимость разработки методики организации самостоятельных краеведческих работ школьников.

Анализ методической литературы позволил выделить наиболее эффективные способы организации самостоятельной краеведческой работы школьников (формы, методы, методические приемы): беседа, доклады, составление кроссвордов, составление коллекций, проведение исследований в природе, составление отчетов, работа с учебником, работа в живом уголке, работа с натуральными объектами, решение познавательных задач, заполнение таблиц, индивидуально-групповая работа, уроки на природе, уроки в музее, модульное обучение, проектно-исследовательское обучение, полевые практики, учебно-исследовательские экспедиции.


В третьей главе «Экспериментальная методика организации самостоятельных краеведческих работ в разделе «Животные»» сформулированы концептуальные положения исследования, приведена сконструированная нами модель методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, описана экспериментальная методика, приведен анализ результатов педагогического эксперимента.

Результаты теоретического этапа исследования позволили сформулировать концептуальные положения, раскрывающие актуальность проблемы самостоятельной краеведческой работы, определение этого понятия и его специфику, критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к организации и к инструкции для самостоятельной краеведческой работы, ее цель и задачи, этапы ее организации, виды самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, взаимосвязь диагностики и результатов самостоятельной краеведческой работы.

На основе этих концептуальных положений сконструировали модель методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, включающую ряд компонентов: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативно-диагностический (схема 1). Теоретический базис модели представлен актуальностью проблемы организации самостоятельной краеведческой работы, уточненным определением этого понятия и его спецификой, а теоретические основы определяют критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к организации самостоятельной краеведческой работы, требования к инструкции для самостоятельной краеведческой работы.

Целевой компонент описывает комплекс цели и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии, определенных на основе социального заказа и специфики самостоятельных краеведческих работ на современном этапе.

Содержательный компонент включает в себя стандарт школьного биологического образования, учебную программу и учебник по биологии, а так же дополнительный краеведческий материал, для отбора которого ввели специальные критерии.


Организационно-процессуальный компонент раскрывает единство этапов организации самостоятельных краеведческих работ и самого процесса выполнения разных видов самостоятельных краеведческих работ школьниками.

Результативно-диагностический компонент модели включает в себя промежуточную и итоговую диагностику усвоения знаний о флоре и фауне родного края, развития интереса к изучению биологии, стремления к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края, стремления к самообразованию, а так же результат самостоятельных краеведческих работ - развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, стремления к самостоятельной познавательной деятельности и стремления к самообразованию.

В сконструированной нами модели все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Для того, чтобы определить цели и сформировать задачи, которые определяют целевой компонент, необходимо выделить теоретические основы исследуемой проблемы. В свою очередь целевой компонент связан с содержательным, так как при разработке методики необходимо учитывать обязательный комплекс биологических понятий по изучаемому материалу и избранный дополнительный биологический материал.

Схема 3.1

Модель организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии

Социальный заказ:

воспитание у учащихся стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике

Технологизация образования: информатизационное обучение, использование электронных средств обучения и системы Интернет

Изменение учебного плана:

уменьшение часов на биологию

Специфика самостоятельной краеведческой работы


Активный поиск дополнительного материала

Модульное и информатизационное обучение

Использование электронных средств и системы Интернет

Проектная деятельность

Стремление к самообразованию



<< предыдущая страница   следующая страница >>