shkolageo.ru   1 2 3 4



Теоретические основы организации самостоятельных краеведческих работ

Психолого-педагогические подходы

(личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный)

Психолого-педагогические принципы

(наглядности, доступности, научности, активности и сознательности, системности и последовательности, связи теории с практикой)

Ведущие идеи

Закономерности

Критерии отбора дополнительного краеведческого материала

Требования к организации самостоятельной краеведческой работы

Требования к инструкции для самостоятельной краеведческой работы





Целевой компонент

Цель самостоятельных краеведческих работ –

развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, выработка стремления к самостоятельной познавательной деятельности, стремления к самообразованию

ЗАДАЧИ

Образовательные

Развивающие

Воспитательные




Стандарт биологического образования

Учебная программа по биологии и учебник

Содержательный компонент

Дополнительный краеведческий материал

Критерии выбора дополнительного краеведческого материала

Соответствие программному содержаниию

Интерес школьников к проблеме

Практическая значимость

Межпредметные связи

Возможность проведения исследования

Реальность выполнения

Доступность для изучения




подготовительный - подготовка учителя к организации самостоятельной краеведческой работы

основной - выполнение самостоятельной краеведческой работы учащимися

итоговый - проверка, подведение итогов и оценка самостоятельной краеведческой работы

Этапы организации самостоятельной краеведческой работы учащихся

Организационно-процессуальный компонент


Виды самостоятельных краеведческих работ

с дополнительной литературой

на лабораторно-практических занятиях

с использованием информационных технологий

по выполнению проектов




Знания о флоре и фауне родного края

Интерес к изучению биологии

Стремление к самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного края

Стремление к самообразованию

Диагностика

Результативно-диагностический компонент

Результат

Развитие интереса к самостоятельному изучению природы родного края, стремления к самостоятельной познавательной деятельности и стремления к самообразованию

Связь содержательного компонента с организационно-процессуальным является наиболее тесной, так как он включает в себя методы и методические приемы, использование которых невозможно без учета элементов содержательного компонента.

После построения модели мы приступили к разработке экспериментальной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».

На первом уроке «Общая характеристика класса Птицы» учащиеся получили задание разработать исследовательский проект «Зимующие птицы». Данный проект соответствует программному содержанию, вызывает большой интерес у школьников, имеет практическую значимость, межпредметные связи, дает возможность для проведения самостоятельных исследований, доступен для изучения учащимися. Группа учащихся, которой поручено разработать исследовательский проект «Зимующие птицы», состояла из 8 человек.


Учителем предварительно было проведено данное исследование, что помогло ему определить сроки выполнения проекта и получить более точное представление о том, чего достигнут школьники в процессе работы.

Учитель сообщил дни консультаций. Первая консультация была проведена в виде «Круглого стола», на которой присутствовали все участники проекта. Учитель сообщил что проект «Зимующие птицы» рассчитан на два месяца, сообщил район исследования – парк «Аркадия» и раздал учащимся определитель птиц Астраханской области и набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий. Далее было проведено предварительное знакомство с методами наблюдения, определены проблемы и задачи исследования. Далее учитель предложил учащимся разделиться по интересам на четыре группы по два человека. Первая группа «географов» получила задание составить карту-схему района исследования – парка «Аркадия», а так же придумать условные обозначения и нанести на карту кормовые места. Вторая группа «художников» получила задания во время наблюдения за птицами делать их зарисовки. Третья группа биологов получила задание во время наблюдения выделить основные виды поведения птиц: поиск корма, поедание корма, осматривание, полет и т.д. Так как поведение разных птиц имеет свои особенности, поэтому сравнивать птиц возможно только внутри одного вида. Учащимся было предложено имеющиеся записи разложить по группам: воробьиные, врановые, голуби, синичьи. Так же эта группа учащихся должна найти с помощью дополнительной литературой и системы Интернет описание причин разного поведения птиц. Группа «литераторов» получила задание оформить все представленные результаты, а также найти поговорки, загадки и стихи о зимующих птицах в сборник, подготовить мультимедийную презентацию.

Далее началась самостоятельная работа учащихся по разработке проекта. Каждый выполнял свою работу: составляли схему района, зарисовывали встречаемых птиц, искали информацию об особенностях поведения птиц и т.д. Эти работы продолжались месяц, за это время было проведено три консультации. На первую были приглашены «географы». Они показали составленную карту - схему района исследования и обсуждали с учителем придуманные условные обозначения кормовых мест.


На вторую консультацию были приглашены биологи. Они отчитались об особенностях поведения птиц, о том какие виды птиц они наблюдали на данной территории. Учитель давал советы о том, как искать информацию в дополнительной литературе и в Интернете с помощью поисковой системы googl , а так же о том, как проводить учет численности птиц за период наблюдения.

На третью консультацию пришли «художники» и «литераторы». На эту консультацию были приглашены учителя ИЗО и литературы. «Художники» советовались с учителями ИЗО о правильности зарисовки встречаемых птиц, а группа «литераторов» советовалась с учителями литературы об оформлении сборника.

За две недели до презентации отчета об исследовании была проведена последняя консультация, на которой обсуждались способы оформления конечных результатов: создание стенда с изображением зимующих птиц Астраханской области, создание сборника, содержащего рассказы об особенностях поведения, а так же литературное творчество, посвященное зимующим птицам, создание схемы района исследования, создание мультимедийной презентации.

На обобщающем уроке прошла защита проекта. Был оформлен стенд с изображением зимующих птиц Астраханской области, сборник был поставлен в школьную библиотеку, а так же использовался на уроках в других классах. На уроке выступали со своими докладами группа «биологов», они сообщили о том, как проводили наблюдения, как вели учет численности птиц, об определении кормовой базы зимующих птиц, об особенностях поведении птиц разных видов, рассказ сопровождался показом презентации, которую подготовили группа «литераторов». Презентация содержала цели, задачи и методы исследования, схему района, фотографии птиц, краткое описание поведения каждого вида птиц и вывод о необходимости подкормки зимующих птиц. После выступления докладчиков им задавали следующие вопросы: Какие птицы встречаются зимой в парке «Аркадия»? Что интересного было отмечено в поведении птиц во время наблюдения? Много ли пишут о зимующих птицах в литературе? Какие источники информации использовали? Какой результат получили?


Затем учитель выставил оценки всем участникам проекта, а также выявил недостатки при разработке сборника и оформлении стенда, эти коррективы были внесены в работу. Работа была высоко оценена учителем, так как отвечала всем критериям. Учитель предложил ученикам, которые разработали данный проект, поучаствовать в заочной электронной конференции. Учитель объяснил, что для этого нужно зайти на сайт www.rusnauka.com и найти график проведения Интернет-конференций. На следующий день Андрей К. принес распечатанный график конференций, а также требования к оформлению статьи. Учитель поручил Андрею исправить статью в соответствии с требованиями (шрифт, интервал, поля и т.д.), и зарегистрировать свою работу на данном сайте. Ученик справился с заданием, и через месяц ребята получили журнал.

Урок «Местообитание и внешнее строение птиц» начали с беседы, с целью выявить первоначальный уровень знаний учащихся и заинтересовать их изучением новой темы. Учитель задавал следующие вопросы: Где живет сизый голубь? Чем питается? Как добывает пищу? Где гнездится? На эти вопросы смогли ответить все учащиеся. Тогда учитель спросил: В чем выражается приспособленность птиц к полету? Кроме того, что у птиц есть крылья, ученики ничего не назвали. Тогда ученикам были розданы наборы перьев, и инструкции, напечатанные индивидуально каждому ученику, на столе у учителя стояло чучело голубя, к которому ученики подходили по очереди и рассматривали его. Учитель сообщил, что по мере выполнения работы необходимо заполнять таблицу, которая была заранее нарисована на доске (таб.3.11)

Таблица 3.12

Особенности внешнего строения птицы.

признаки

Особенности строения

Форма тела

Покров

Основные отделы тела

Органы, расположенные на голове


На туловище






Инструкция

Внешнее строение птиц. Строение перьев.

1. Рассмотрите внешний вид птицы, определите форму ее тела и хвоста.

2. Рассмотрите голову птицы. Какие органы расположены на ней? Запишите их в таблицу.

3. Рассмотрите туловище птицы. Какие органы расположены на нем? Отметьте их в таблице и определите, какую роль они играют в жизни птицы.

4. Обратите внимание на ноги, найдите неоперенную их часть, цевку и пальцы с когтями.

5.Рассмотрите перья птицы, расположенные на туловище, крыльях и хвосте – это контурные перья. Под ними на туловище находятся пуховые перья.

6. Рассмотрите внимательно контурное перо, найдите на нем ствол, опахало и очин. Зарисуйте в тетради внешний вид контурного пера и подпишите его основные части.

7.Найдите пуховое перо. В чем отличие и в чем сходство с контурным пером? Зарисуйте его и подпишите основные части.

9. Сделайте вывод, в чем выражаются черты приспособленности птиц к полету. Запишите его в тетради.

Учитель перед выполнением сообщает, что нужную информацию можно найти так же в учебнике, время на выполнение лабораторной работы 25 мин.

По окончанию лабораторной работы ученики сдали тетради. Учитель оценивал правильность составленной таблицы, оформление вывода, аккуратность и точность рисунков. Практически все ученики справились с этим заданием. На следующем уроке учитель не только сказал оценки за лабораторную работу, но и указал на недочеты по оформлению таблицы и вывода.

Учащимся в качестве домашнего задания было предложено подготовиться к семинару по теме «Отряд воробьинообразные». Учащиеся были разделены на 12 групп, каждая состояла из 2-х человек. Каждая группа должна подготовить доклад об определенном семействе отряда воробьинообразные (ткачиковые, вьюрковые, иволговые, скворцовые и т.д.). Каждая группа получила письменную инструкцию, по которой необходимо подготовить доклады для участия в семинаре.


Инструкция.

1. Многообразие семейства воробьинообразные (например, семейство Врановые включает в себя виды: кедровка, кукушка, сойка, сорока, грач, ворона, ворон, галка, голубая сорока).

2. Размеры птиц, проявление полового диморфизма

3. Особенности внешнего строения

4. Размножение, образование пар, гнездовья

5. Питание

6. Значение птиц в природе и жизни человека.

Учитель предложил найти нужную информацию в Интернете, доклад должен быть не менее 5 мин, и сопровождаться показом презентации. Презентация должна содержать основные моменты доклада, а также фотографии птиц, о которых идет речь в докладе ученика.

Следующий урок учитель начал с вопроса: Какие птицы встречаются нам на улицах, в парках, во дворах круглый год? Ребята называли в основном воробья и ворону. Но отряд воробьинообразные включает 5 тысяч видов, почти 2/3 всех видов птиц.

Далее выступали докладчики, они полностью раскрыли тему, соответственно инструкции, показали презентации, которые содержали основные моменты доклада и фотографии птиц. Все ученики хорошо подготовились к семинару. Учитель оценивал умение работать с дополнительной литературой и системой Интернет, умение грамотно составлять тезисы, формулировать основные идеи, обобщать собранные факты. Такая форма работы способствовала существенному углублению знаний школьников, развитию самостоятельного мышления и формированию навыков информационного поиска.

Для определения эффективности разработанной нами методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии был проведен педагогический эксперимент в 2006-2009 гг. в 7-х классах СОШ № 51, 59, 64 г. Астрахани и Краснобаррикадной СОШ. Эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий. В качестве методов сбора данных использовали целенаправленное наблюдение за поведением учащихся на разных этапах образовательного процесса, беседы, контрольные срезы знаний, анкетирование, анализ исследовательских и творческих работ, создание диагностических ситуаций. Комплексное использование данных методик позволило провести диагностику результатов проводимого исследования.


Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели – развитии интереса к изучению биологии, развитии стремления к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края, развитии стремления к самообразованию у школьников экспериментальных классов (табл. 1).

Таблица 1

Сводные результаты педагогического эксперимента (%)


Результат

Контрольные

классы

Экспериментальные классы

начало

конец

начало

конец

Развитие интереса к изучению биологии

70,2

71,1

59,8

98,4

Развитие стремления к самостоятельному изучению природы родного края

34,6

34,6

33,6

77,9

Развитие стремления к самообразованию

21,2

19,2

33,6

45,9



<< предыдущая страница   следующая страница >>