shkolageo.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4



Для наглядности представили сводные результаты на гистограммах (схемы 2 и 3).


Схема 2

Результаты педагогического эксперимента в контрольных классах







Схема 3

Результаты педагогического эксперимента в экспериментальных классах




1 – развитие интереса к биологии

2 – развитие стремления к самостоятельному изучению природы родного края

3 – развитие стремления к самообразованию

Результаты проведённого анализа свидетельствуют о достаточной эффективности разработанной методики организации самостоятельных краеведческих работ при обучении биологии. В экспериментальных классах прирост интереса к биологии составил 38,6%, стремления к самостоятельной работе по изучению природы родного края – 44,3%, стремления к самообразованию – 12,3%. В контрольных классах эти показатели составили соответственно – 0,9%, 0%, - 2,0%, т.е. практически не изменились в течение учебного года.

Для подтверждения полученных экспериментальных данных и определения степени достоверности результатов мы использовали методы математической статистики. Результаты статистической обработки приведены в таблице 2.

Таблица 2

Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента


Классы

Статистические показатели

n

x

σ2

σ

ʋ

Экспериментальный


122

74,1

0,45

1,12

4,61

Контрольный

104

41,6

0,69

1,29

10,75

t = 2,3


Статистические данные обработки результатов педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики организации самостоятельных краеведческих работ при обучении биологии. Средне значение результатов у школьников экспериментальных классов выше, чем в контрольных (Хэк). Сравнительный анализ дисперсии (σ2э< σ2к) и среднего квадратичного отклонения (σэ< σк) позволяет говорить о позитивном влиянии проведённого формирующего эксперимента на развитие у школьников интереса к изучению биологии, стремления самостоятельно изучать природу родного края, стремления к самообразованию. Значение критерия Стьюдента (t = 2,3) свидетельствует о достоверности наблюдаемых различий в экспериментальном и контрольном вариантах обучения биологии.

Таким образом, проведённое нами исследование и данные статистической обработки полученных результатов позволяют сделать вывод об эффективности разработанной методики организации самостоятельной краеведческой работы при обучении биологии, позволяющей эффективно развивать у школьников интерес к изучению биологии, стремление самостоятельно изучать природу родного края, стремление к самообразованию.

В заключении обобщены и систематизированы результаты диссертационного исследования, сделаны следующие выводы.

1. Проведенный сравнительно–исторический анализ показал, что в истории педагогики и методики естествознания накоплен богатый опыт организации самостоятельной работы школьников, в том числе и при изучении природы родного края: раскрыто значение самостоятельной деятельности учеников, определены основы ее педагогического сопровождения, показана важность учета психофизиологических особенностей школьников при организации их самостоятельной деятельности, разработаны методические рекомендации для учителей. Весь этот опыт не потерял своего значения и в настоящее время, хотя требует адаптации и модификации с учетом современных требований.


2. Под самостоятельной краеведческой работой мы понимаем активную познавательную деятельность по изучению флоры и фауны своего края, проводимую школьниками без непосредственного участия учителя, но под его руководством, которая служит средством повышения эффективности процесса обучения биологии и подготовки учащихся к самообразованию.

Специфика самостоятельной краеведческой работы на современном этапе определяется следующими чертами: активный поиск дополнительного материала; модульное и информатизационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; стремление к самообразованию.

Целью самостоятельной краеведческой работы при изучении биологии является развитие у учащихся интереса к самостоятельному изучению природы родного края, выработка у них стремление к самостоятельной познавательной деятельности, развитие у учащихся стремления самообразованию.

Психолого-педагогические подходы (личностно ориентированный, деятельностный, компетентностный, индивидуальный) и принципы (наглядности, доступности, сознательности и активности, научности, системности и последовательности, связи теории с практикой), а также возрастные особенности учащихся (повышенная возбудимость; специфическая избирательность внимания; способность к абстрактному мышлению; стремление к самостоятельности) определяют критерии отбора дополнительного краеведческого материала, требования к содержанию и составлению заданий и инструкций, требования к организации самостоятельных работ.

3. Учебное содержание раздела «Животные» имеет широкие возможности для организации самостоятельных краеведческих работ, однако текст учебника и его методический аппарат их не реализует - содержит недостаточно краеведческого материала и заданий для его самостоятельного изучения. Это отрицательно сказывается на работе учителей биологии: они редко организуют самостоятельную работу школьников по изучению животных родной природы; используют устаревшие способы ее организации; затрудняются назвать особенности самостоятельной работы школьников на современном этапе и современные формы и методы ее организации; практически не составляют инструкции для самостоятельной работы.


5. Наиболее эффективными способами организации самостоятельной краеведческой работы школьников являются доклады, составление кроссвордов, составление коллекций, проведение исследований в природе, составление отчетов, работа с учебником, работа в живом уголке, работа с натуральными объектами, решение познавательных задач, заполнение таблиц, индивидуально-групповая работа, уроки на природе, уроки в музее, модульное обучение, проектно-исследовательское обучение, полевые практики, учебно-исследовательские экспедиции.

6. Модель методики организации самостоятельных краеведческих работ изучении биологии, сконструированная на основе концептуальных положений, состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого, содержательного, организационно-процессуального и результативно-диагностического.

7. Экспериментальная методика организации самостоятельных краеведческих работ по биологии в разделе «Животные» включает в себя цели и задачи организации самостоятельных краеведческих работ; дополнительный краеведческий материал, подобранный на основе критериев соответствия программному содержанию, интереса школьников к изучаемым фактам, явлениям и событиям, практической значимости, наличия межпредметных связей, исследовательского характера, реальности выполнения заданий, научности; этапы организации самостоятельных краеведческих работ (подготовительный - всесторонняя подготовка для организации работы, основной - выполнение учащимися работы, итоговый - проверка, подведение итогов и оценка проделанной работы); разнообразные виды самостоятельных краеведческих работ (с дополнительной литературой, на лабораторно-практических занятиях и экскурсиях, с использованием информационных технологий, по выполнению исследовательских, информационных, природоохранных, творческих проектов).

Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии и правильности выдвинутой нами гипотезы.


Полученные результаты свидетельствуют о достижении цели исследования, которая состояла в научном обосновании и разработке методики организации самостоятельных краеведческих работ при изучении биологии на примере раздела «Животные».


Основные положения исследования отражены в следующих публикациях.

Статьи в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Савинова Е.В. Формирование у учащихся стремления к самообразованию. / Е.В. Савинова// Образование и саморазвитие.- №5 (15).- 2009.- С. 15-19.

Статьи в научных журналах и материалах конференций:

2. Савинова Е.В. Элементы методики использования краеведческого материала на уроках биологии / Е.В. Савинова // Методический поиск: проблемы и решения.- №3.- 2008.- С. 48-50.

3. Савинова Е.В. Самостоятельная работа школьников как эффективный способ организации образовательного процесса / Е.В. Савинова // Методический поиск: проблемы и решения.- №4. -2008. - С. 15-19.

4. Савинова Е.В Психолого-педагогические основы реализации принципа краеведения на уроках биологи / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук// Школа будущего.- №6.- 2008.- С.38-42.

5. Савинова Е.В. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук// Успехи современного естествознания.- №6.-2008.- С.121-123.

6. Савинова Е.В. Возможности использования краеведческого материала на уроках биологии в 7 классе / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук// Альманах современной науки и образования.- №11.- 2008.- С.107-108.

7. Савинова Е.В. Анализ курса биологии 7 класса с точки зрения использования самостоятельных работ /Е.В. Савинова, Н.М. Семчук// Школа будущего.- №2.- 2009.- С.42-51.

8. Савинова Е.В Современное состояние проблемы организации самостоятельных работ школьников в процессе обучения биологии / Е.В. Савинова // Альманах современной науки и образования.- №5.- 2009.- С.131-133.


9. Савинова Е.В. История становления проблемы использования на уроках биологии самостоятельных работ школьников / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук// Альманах современной науки и образования.- №5.- 2009.- С.133-135.

10. Савинова Е.В. О классификации самостоятельных работ школьников при изучении биологии /Е.В. Савинова // Материалы за 5 международную научно-практическую конференцию «Основные проблемы современной науки» 17-25 апреля. София «Бял ГРАД-БГ» ООД .-2009.- С. 54-57.

11. Савинова Е.В. Экспериментальная методика реализации принципа краеведения на уроках биологии в 7 классе /Е.В. Савинова // Dynamika naukowych badan-2009. 7-15 lipca 2009 roku. Volume 6. Przemysl Nauka I studia.- 2009. - С. 97-99.




<< предыдущая страница