shkolageo.ru 1 2 ... 7 8

Ошский Государственный Университет



Ошский Молодежный Медиа Центр





часть первая


Бишкек, 2005


Арапова Эльмира Байышевна, кандидат философских наук,

зав.кафедрой “Государственное и муниципальное управление” ОшГУ


Невозможное возможно. Женские устные истории.- Бишкек: 2005. - 120 с.


Невозможное - это всего лишь громкое слово,

за которым

прячутся маленькие люди, им проще жить в

привычном мире,

чем найти в себе силы его изменить.

Невозможно - это не факт, это только мнение.

Невозможно - это не приговор, это вызов.

Невозможно - это шанс проверить себя

Невозможно - это не навсегда.

Невозможное возможно.


Философские размышления о себе


Все говорят, что я похожа на отца. Я всегда была и остаюсь его любимицей. К великому сожалению, мой дедушка добровольцем ушел на фронт во время Великой отечественной войны и погиб, так и не узнав, что у него родился сын. Мой папа никогда не видел своего отца. Может быть, поэтому меня и назвали Эльмирой - “даюшей мир людям”.

Имя человека играет, наверное, большую роль в его жизни. Оно накладывает отпечаток на поступки человека, на его характер. Будучи школьницей, я всегда мечтала изменить свою жизнь и помочь другим сделать ее лучше. По гороскопу я – Козерог, а, как известно людям этого знака присущи целеустремленность, упорство, оптимизм. К тому же я родилась в год Огненной Лошади, и эти качества характера усиливаются вдвойне. Я родилась в семье “потомственных лошадей”. Мой дед Арап, мой отец Байыш родились в год Лошади. Я не верю гороскопам, да и верить в них это предрассудки. Но из-за любопытства иногда люблю прочитать прогнозы.


По натуре я очень решительная и смелая. В 8 классе я написала письмо декану философского факультета Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова о своей мечте учиться на философском факультете. Через месяц я - маленькая, провинциальная девочка получила ответ декана факультета Косичева Анатолия Даниловича, который впоследствии стал моим научным руководителем курсовых и дипломных работ. Его ораторские способности, теоретический ум, человечность, доброжелательность к коллегам и студентам всегда притягивали и были примером для подражания. Когда я стала студенткой МГУ, то больше всего меня поразило и обрадовало то обстоятельство, что мой школьный уровень знаний был высоким. Я с легкостью сдавала экзамены на все пятерки. Мне было приятно, когда мои сокурсники-москвичи из спецшкол с различными уклонами просили переписать мои конспекты лекций, просили помочь в подготовке домашнего задания. Я благодарна за те знания, которые смогли нам передать наши замечательные учителя из СШ № 5 имени Боконбаева г. Ош: Федореева Галина Ивановна, Цабей Татьяна Алексеевна, Норова Ада Константиновна, Небога Виктор Арсентьевич, Гапичева Лидия Алексеевна, Рудченко Валентина Федоровна, Кондратьев Леонид Николаевич, Халиулина Раиса Ахмедовна и другие.

Студенческие годы запомнились мне замечательными лекциями по истории отечественной и западной философии. Мы штудировали труды, начиная от Конфуция до Рассела, от Токтогула Сатылганова до Ленина. Большим приобретением для большинства студентов нашего факультета было 55-ти томное полное собрание сочинений В.И.Ленина. Ведь многие его труды мы должны были знать и цитировать наизусть, включая номер страницы, год издания. Наша академическая группа была одной из самых веселых и дружных. Немалая заслуга в этом старосты нашей группы, ныне знаменитого и популярного телеведущего Валдиса Пельша. Среди нас были казахи, латыши, греки, немцы, молдаване, украинцы, белорусы, узбеки, грузины, таджики, армяне - да почти все представители братских народов бывшего СССР. Мы все вместе “грызли” гранит науки. В 1998 году мы встретились через 10 лет на встрече выпускников на родном факультете. У всех было одно чувство, что мы никогда не расставались, не разъезжались по всему миру, а будто только вчера сдали свой госэкзамен по научному коммунизму. Наша альма-матер встретила всех очень тепло и радушно. Только было грустно узнать, что многих наших профессоров уже не было в живых. Но ведь это жизнь. Как говорил великий древнегреческий философ Гераклит, “все течет, все меняется”. Таковы законы развития исторического процесса.


Прошли годы… Я закончила аспирантуру ОшГУ по специальности “история философии”. Моим научным руководителем стал зав. кафедрой философии Института философии и права АН КР, академик Нарынбаев Азиз Исаджанович. Вся жизнь этого истинного ученого посвящена науке. Она прошла в науке, ее служению. Когда я впервые вошла в его рабочий домашний кабинет, помню то волнение и восхищение, которое испытала при виде множества книг, рукописей, словарей. Ряды, полки с книгами по всем стенам снизу доверху заполняли комнату. Возле окна стоял большой письменный стол, старинная лампа, массивное кресло с широкими ручками.

На столе не было свободного места, повсюду лежали исписанные листы с набросками, тезисами, вырезки из газет, несколько черновых вариантов диссертационных работ его учеников, раскрытые научные книги с закладками.

- Кызым, садись на мое место, – сказал он, ласково, по-отечески обняв меня за плечи и усадив на кресло.

- Эльмира, балам, не волнуйся, раз твой агай дал разрешение сесть за свой стол, значит, ты заслужила. Он никого раньше к нему просто не подпускал, пришла мне на помощь его супруга Рая эже. Мне показалось именно в те минуты я получила благословение как ученого от своего мэтра в науке. Он научил меня бережно относиться к науке, ценить и любить ее.

Он научил меня дорожить временем, которое так быстротечно…Он сумел затронуть философские струны моей души.

У каждого человека, наверное, были моменты, когда он пытается осознать свое место в мире. Я не забуду те минуты, когда, прогуливаясь вдоль Женевского озера в Швейцарии после международного совещания по положению женщин в мире, организованной ООН, я стала размышлять.

Как мимолетна наша жизнь! Как быстро течет время! Нельзя в одну реку войти дважды! Самое дорогое у человека - жизнь! Все эти мысли захлестнули меня с головой. По правому берегу Женевского озера расположены всемирно известные банки, в которых хранятся сокровища и миллионы со всего мира. Когда улучшится наша жизнь в Кыргызстане? Когда мы - преподаватели будем платежеспособными и сможем открыть свой счет, хотя бы в кыргызском банке, не говоря о швейцарском? Когда поднимется наш экономический уровень жизни? Когда изменится сознание нашего народа? Когда? И сейчас я думаю только тогда, когда мы - женщины сможем объединиться и научиться отстаивать свои права, когда мы - женщины поверим в свои собственные силы, когда мы - женщины научимся воспитывать своих детей гендерно- ориентированными, когда каждая из нас поймет, что большой дом строится из маленьких кирпичиков…


Данная книга это, во-первых - возможность женщинам осознать свое место в обществе, помочь им поверить в себя, во-вторых - заставить общество взглянуть на женские проблемы изнутри, заглянув в тайны женских сердец, в третьих - именно жизненный опыт и примеры героинь данной книги позволят молодому поколению по-новому взглянуть на нас. Все течет, все меняется. И наша с вами жизнь, жизнь наших детей, внуков должна измениться в лучшую сторону. Наши дети должны жить в цивилизованном обществе, где правит закон, где будет искоренено гендерное неравенство, где женщина будет гордиться своим предназначением.


Акматова Танавар Акматовна

Кандидат педагогических наук, доцент

Проректор по заочному обучению ОшГУ


Сильная духом


Мое имя в переводе с языка фарси означает “сильная духом, здоровая”. Я сама удивилась, когда узнала значение своего имени. С детства меня называли Тамарой, когда мне выдавали аттестат, тогда я узнала свое настоящее имя Танавар.

В детстве я мечтала стать врачом, обязательно лечащим, чтобы ухаживать за людьми, беседовать с ними, облегчать их боль. Но в то время не было медицинского факультета в ОГПИ, а в Бишкек родители не отпустили. Так я стала учителем математики, о чем не жалею.

Она рано потеряла маму, в 5 классе. Ее сердце не выдержало, когда она узнала весть о том, что грузовик, на котором были ее дети, попал в аварию. Она очень сильно испугалась. Материнское сердце не выдержало. Хотя с ее детьми было все в порядке. Бог их уберег, но взамен забрал маму.

Нас осталось семеро детей, младшему было 6 месяцев от роду. Бабушка с отцом вырастили нас. Я помню, как отец бережно относился к нам. Он был очень строгим и требовательным. Каждое утро он заплетал нам косички, завязывал большие банты, и когда мы возвращались из школы, то гладил нас всех по голове, поправлял выбитую непослушную прядь моих волос и спрашивал всех нас: Какие оценки получили в школе? А ну-ка показывайте дневники. Мы все старались получать пятерки. Нам очень хотелось порадовать своего отца, поддержать его. Нам казалось, что наши пятерки облегчат его одиночество, его тоску по маме. Он женился очень поздно.


Это было первая тяжелая утрата в жизни нашей героини.

В 1989 году она уезжает вместе с младшим сыном на учебу в аспирантуру в Москву. Устраивает его в детский сад, а сама в течение целого дня занимается в библиотеке имени Ленина.

Я приходила в 9 утра в библиотеку и начинала работать над своей диссертацией. Время проходило так быстро. В 4 часа я уже должна была забирать ребенка из садика. Только уложив его спать, я снова садилась за работу после 12 часов ночи и сидела за печатной машинкой до утра. Эта ночная работа дала знать, когда у меня стало ухудшаться зрение, и я была вынуждена сделать операцию на глаза.

Но это испытание было ничто по сравнению с тем, что ее ожидало впереди. 7 июля 1992 года трагически погибает ее 16 летний сын - Акматов Алтынбек

После его гибели, с того самого трагического дня все стерлось в моей памяти, что было хорошего, радостного. Я разучилась радоваться… Он стер все хорошее, что было в моей жизни. До его гибели мне казалось, что я живу в цветущем саду, в котором я парила, наслаждалась каждым мгновением жизни. После того, как его не стало я то ли живу, то ли не живу… Все мы - смертные, я не хочу кому-нибудь делать больно…

Во время защиты диссертации я была спокойная внешне. После нее ко мне подошел, оказывается, академик Волков Г.К. и стал хвалить мою проделанную работу. Он пожимал мою руку. Я не реагировала. Я не помню ничего. Об этом позже мне рассказали мои друзья. Вообще по своей натуре я никогда не показываю людям свою боль.

Действительно, сидя возле этой женщины, я почувствовала, какую боль она носит в своем сердце. Ранняя смерть самого дорогого человека на свете - мамы, трагическая гибель сына- своей кровинки каким-то тяжелым грузом лежат на дне ее легко ранимой, тонкой, хрупкой души. Как внешний облик человека может быть обманчив - подумала я про себя. Всегда собранная, открытая, вся пышущая здоровьем, с удивительно белой кожей и ярким румянцем на щеках, с густой копной черных непослушных волос… Мне казалась она беззаботной… Как мало мы знаем друг о друге…Как трудно быть женщиной!


Я не могу сильно радоваться… Я свою боль никому не показываю. Даже когда я сильно болею, я всегда скрываю. Все думают, какая я здоровая …

Я как пылесос, все плохое вбираю в себя, кто рядом со мною, забираю его отрицательную энергию. Им становится хорошо, а мне плохо.…Но я не вампир, я не такая, я наоборот, отдаю свою энергию людям, свою частичку души.

Где вы берете силы? Как Вы восстанавливаете свои силы?

Я думаю, бог мне дает силы. Все от бога. Еще я люблю работать. Я должна быть среди людей, быть нужной людям. Это главное для меня! Работа успокаивает мое сердце. Я должна быть занята.

О ее большой трудоспособности можно судить по результатам ее работы деканом педагогического факультета ОшГУ, когда она смогла поднять престиж факультета, смогла обновить внешний вид учебного корпуса, сделав капитальный ремонт, разбить цветники, поставить скамеечки, где студенты могут уютно расположиться во время перемен. Здесь чувствовалась ее организаторская жилка, и женская душа давала о себе знать. Каждое лето, когда цветут розы, ромашки, маргаритки из цветников, проходя мимо них каждый, невольно говорит ей спасибо, если не открыто, то про себя обязательно. Да она и не ждет ответных поступков за свои добрые дела. Ныне Тамара Акматовна работает проректором по заочному обучению ОшГУ.

Где бы я ни работала. Я стараюсь делать добро. Конечно, мне больно, когда многие не понимают этого. Я думаю: почему они так делают? Я сильно переживаю. Я не рву отношений с этим человеком, я все равно жду, что он обязательно поймет свою ошибку. В людях я ценю открытость, честность, искренность и самое главное-сердечность. Сейчас в мире слишком много фальши и лицемерия. Я не люблю неправду. Пусть лучше будет горькая правда, чем сладкая ложь. Это мой жизненный принцип.


Акматова Ашырайым Арзымбаевна

Кандидат педагогических наук

Старший преподаватель кафедры

“Методика преподавания кыргызского языка и литературы”



Вместе по жизни


В детстве я мечтала стать врачом, так как отец часто болел. Позже когда я пошла в школу, я решила стать учительницей начальных классов. Мне очень нравилось играть с подружками в школу и особенно, когда они меня называли “эжеке”. Я училась в школе на одни пятерки и поэтому с легкостью поступила в Джалалабадское педагогическое училище. В 18 лет я уже стояла у доски и учила первоклашек азбуке. В этом же году (1970 г) я приняла участие в областном конкурсе среди учителей средних школ. Одним из условий конкурса была проверка письменных работ учащихся начальных классов. 18 работ моих учеников из 24 были оценены на отлично. Все они были аккуратно и грамотно написаны. Кроме того комиссия проверяла каллиграфию (в то время было сложно писать ручками с чернилами и перьями просто чисто, не оставляя капель в тетради). Члены комиссии были удивлены, как будто один человек писал одним почерком.

Оказывается, я так старательно учила своих учеников, что они не хотели меня подвести и просто учились все делать аккуратно и с душой. Бережное отношение к своим ученикам, ответственность и дисциплинированность – все эти качества я выработала в себе и прививала в них. Начиная со студенческих лет, я не позволяла себе быть не подготовленной к лекции или семинару, опаздывать.


Я не люблю, когда у людей дело расходится со словами. Не люблю лицемерия, двуличия, высокомерия в людях. Иногда встречаешь человека, гладкого снаружи, но скользкого внутри. О человеке можно судить по поступкам, по его делам. Чем человек выше и богаче интеллектуально, тем он проще. В людях я ценю простоту. Несмотря на свое материальное состояние, благополучие, на свой возраст, человек должен быть доступным, не нужно возвышаться над людьми, надо стоять на одной ступеньке, быть на равных со всеми.

Когда я вернулась с победой в свою родную школу, то меня ждал торжественный прием. Меня проводили в Ленинскую комнату, где были расставлены столы, накрытые белой скатертью, ковровые дорожки, со стен на нас глядели портреты В.И.Ленина. Я помню поздравительные слова зав.облоно Саткыналиева в мой адрес, в адрес нашей школы. Я помню гордые лица своих коллег, и особенно моих учеников, которые, выпрямив осанку, расположив руки по швам, смотрели на меня. Столько в их глазах я видела восхищения и радости за меня, что в тот миг я подумала, как хорошо быть учителем, и какая ответственность стоит перед ним. Ведь оттого, что школа сможет вложить в своих подопечных, с каким багажом знаний они уйдут со школьного двора зависит их дальнейшая жизнь. Когда я училась в педагогическом училище, то любила посещать спортивные секции. У меня был разряд по баскетболу, я была членом сборной команды. Я с большим удовольствием ходила в ансамбль комузистов. Мы играли разные мелодии: “Кыз кербез”, “Чон кербез”, “Маш ботой” и другие кыргызские мелодии и напевы. Самое интересное, что туда ходил и мой будущий муж – Кененсариев Ташманбет, с начала я об этом и не догадывалась. Иногда мы с ним встречались на концертах, но я и не предполагала, что выйду за него замуж. Для меня главное была учеба. Мы поженились в 1970 году.


Родители мужа были очень образованные люди, культурные. Они хотели, чтобы мы с мужем вместе получили высшее образование, полное очное.

Ашырайым эже - смелая женщина, которая оставляет маленькую дочку на попечение свекрови и уезжает учиться с мужем в Бишкек. Но я думаю, в этом заслуга и ее мужа, его родителей. Они поддержали ее стремление к знаниям.

Я очень скучала по своей доченьке Гульмире. Как только я получала стипендию, то обязательно шла в магазин “Детский мир” и покупала для нее любую понравившуюся вещь (кофточку, туфельки, шапочку и т.д.) Мне казалось, что она со мной рядом. Я очень переживала и беспокоилась за нее. Муж всегда успокаивал, а потом стал хитрить, уговаривая меня пойти другой дорогой домой, не через дорогу, где расположен магазин детских вещей, а где находились кинотеатры или филармония. Во время занятий, когда ты загружена, то немного забываешь, отвлекаешься, но как только появлялось свободное время, то сразу начинаешь скучать по ребенку.

Мы старались не тревожить, не беспокоить родителей материальными, финансовыми проблемами. Поэтому учились на повышенную стипендию. У меня - 50 рублей, у мужа - стипендия имени Карла Маркса -100 рублей. На эти деньги жили и учились. Мы снимали квартиру, жили в общежитии. Первое время нам было трудно привыкнуть к студенческой жизни: поднимать руку и отвечать. Так как после педагогического училища я проработала больше 4 лет в школе, то, как учитель я привыкла спрашивать, мне заново приходилось осваивать роль ученика. Мы поставили перед собой одну цель - учиться, поэтому все свое время мы проводили в республиканской библиотеке имени Чернышевского. Целый день готовились к занятиям. В Бишкеке мы выросли и духовно: посещая театры, концерты и выставки. У нас даже читался спецпредмет - история театрального искусства. Ко времени получения диплома о полном высшем образовании у нас появился второй ребенок-сын Улан. Поэтому домой мы вернулись с двумя дипломами и с сыном. Дочка пошла в первый класс в тот год, а я в первый раз в новом статусе дипломированного учителя кыргызского языка. Муж позже поступил в аспирантуру, его оставили работать в КГНУ. Мы всей семьей переехали во Фрунзе (ныне Бишкек). Когда в ОшГУ открылся исторический факультет, его пригласили сюда работать и мы вернулись на малую родину. В ОшГУ я вначале работала почасовиком, а затем и на полную ставку. Работая в вузе , конечно необходимо заниматься и научной деятельностью. С 94 года я начинаю проводить исследования по преподаванию кыргызского языка в узбекских школах, работаю над проблемами культуры речи, чтобы дети в школах научились вникать в смысл слов, культурно обращаться с самим языком как средством общения.


Когда вышла газета с объявлением о сроке моей публичной защиты, у меня не было большого волнения, так как у меня был большой практический и жизненный опыт. Защита прошла бурно, так как проблема заинтересовала всех. Эта была первая диссертация такого рода.

Мне задавали большое количество вопросов, некоторые члены совета стали шутить, будто сидим на защите докторской диссертации. Когда огласили результаты тайного голосования - единогласно, я почувствовала какое-облегчение, какой-то полет, как будто у меня выросли крылья за спиной. Это была большая разгрузка. На следующее утро я по привычке в 5 часов утра встала, и села за компьютер работать, потом вспомнила, что все уже позади, я смогла преодолеть все и стать кандидатом педагогических наук.

Сейчас тот юноша, который когда-то ходил с ней вместе в ансамбль комузистов- ее гордость, отец ее замечательных детей , любимый дедушка ее внуков. Кененсариев Ташманбет – доктор исторических наук, профессор, один из самых уважаемых и признанных ученых в Кыргызстане и за ее пределами. Немалая заслуга в этом и Ашырайым эже, которая смогла создать уютный домашний очаг, способствующий дальнейшему росту и продвижению к их заветной мечте - всегда быть вместе, вместе идти по жизни к ступеням успеха.

Скажите, каким на ваш взгляд должен быть учитель?

Я думаю, прежде всего – он должен быть образцом для студентов. Есть хорошее народное изречение. Если хочешь остаться в памяти на один год – сделай человеку доброе дело, если хочешь остаться на 50 лет - посади дерево, а если хочешь остаться навсегда - тогда воспитай человека. Труд учителя - нелегкий, но он благородный. Воспитать человека и оставаться человеком самому - это долг и призвание учителя.



следующая страница >>