shkolageo.ru 1 2 ... 5 6

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2009 г. N 1219-ПП


О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО

ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

НА 2011-2013 ГГ.


В соответствии с Законами города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 6 июля 2005 г. N 37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве", а также в целях сохранения и развития системы особо охраняемых природных территорий в городе Москве Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить Концепцию целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг. (далее - Концепция) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

2. Определить следующие приоритетные направления развития особо охраняемых природных территорий города Москвы (далее - ООПТ) на период до 2013 года:

2.1. Поддержание и восстановление средозащитной функции экосистем ООПТ, обеспечение экологической и территориальной целостности природного комплекса, сохранение единого с прилегающими природными территориями ближнего Подмосковья природно-экологического каркаса.

2.2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия на ООПТ, в том числе инвентаризация объектов животного и растительного мира, ведение Красной книги города Москвы.

2.3. Повышение качества и расширение спектра эколого-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и информационных услуг, предоставляемых населению на ООПТ, а также обеспечение доступности услуг для населения с ограниченными физическими возможностями.

2.4. Повышение эффективности мероприятий, направленных на соблюдение установленного режима охраны и обеспечение безопасности населения на ООПТ.


2.5. Развитие механизмов частно-государственного партнерства, создание благоприятного климата для развития экологически ориентированного малого и среднего бизнеса и привлечение инвестиций на ООПТ для создания объектов инфраструктуры (обустройство пляжей, зон отдыха, создание велодорожек и эколого-просветительских центров, развитие пунктов проката), развитие благотворительности и опеки.

3. Возложить на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы функции координатора и государственного заказчика по разработке целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг. (далее - Программа).

4. Органам исполнительной власти города Москвы до 25 января 2010 г. подготовить и направить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предложения для включения в Программу по следующим направлениям:

4.1. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы - по использованию в рекреационных целях водных объектов, находящихся на балансе подведомственных организаций и расположенных в границах ООПТ.

4.2. Департаменту экономической политики и развития города Москвы - по расширению использования инвестиционного потенциала ООПТ и подготовке распорядительных документов в данной сфере, в том числе по применению механизмов частно-государственного партнерства для развития и сохранения ООПТ.

4.3. Москомархитектуре - по разработке схем размещения некапитальных рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и эколого-просветительских объектов в границах ООПТ, совершенствованию нормативных документов города Москвы в части документации по планировке территорий и ограничениям хозяйственной деятельности на ООПТ.

4.4. Департаменту образования города Москвы - по расширению использования ООПТ в образовательном процессе в школах и при проведении внешкольных мероприятий.

4.5. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы - по упорядочению и совершенствованию организации работы объектов торговли, общественного питания и других услуг на ООПТ.


4.6. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы - по использованию альтернативных источников энергии для освещения и функционирования объектов инфраструктуры на ООПТ.

5. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

6. Просить нижеперечисленные государственные органы исполнительной власти Российской Федерации по городу Москве до 25 декабря 2009 г. подготовить и направить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предложения для включения в Программу:

6.1. Главное управление внутренних дел по городу Москве - по усилению мер обеспечения правопорядка на ООПТ, в том числе совершенствованию деятельности подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды.

6.2. Главное управление МЧС России по г. Москве совместно с Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы - по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышению эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации и обеспечению безопасности населения на ООПТ.

7. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в I квартале 2010 г.:

7.1. Обеспечить ввод в государственный кадастр ООПТ информации по существующим ООПТ в соответствии с актуализированными требованиями постановления Правительства Москвы от 7 октября 2003 г. N 824-ПП "Об утверждении Организационно-технического регламента получения, хранения, обновления и предоставления пользователям кадастровой информации об особо охраняемых природных территориях и объектах города Москвы".

7.2. Разработать и представить Программу в установленном порядке на утверждение Правительства Москвы.


8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


Мэр Москвы

Ю.М. Лужков


Приложение 1

к постановлению Правительства

Москвы

от 10 ноября 2009 г. N 1219-ПП


КОНЦЕПЦИЯ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО

ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

НА 2011-2013 ГГ.


1. Общие положения


Концепция целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг. (далее - Концепция) разработана во исполнение постановлений Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 788-ПП "О совершенствовании системы управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве", от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве", от 4 октября 2005 г. N 760-ПП "Об Экологической доктрине города Москвы".

Концепция основывается на положениях следующих Законов города Москвы:

- от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве";

- от 6 июля 2005 г. N 37 "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве";

- от 27 апреля 2005 г. N 14 "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)";

- от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы".

В настоящей Концепции применен современный подход к охране природных территорий в городах развитых стран, признающий необходимость их сохранения в местах проживания людей. Существующие и создаваемые в пределах крупных городов особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) определяют необходимость создания специальной нормативной базы их функционирования, основанной на нормах и принципах федерального законодательства.


Таким образом, Концепция, с одной стороны, направлена на достижение главной для всех ООПТ цели - сохранение природных сообществ со свойственной им флорой и фауной (биологического разнообразия) как необходимого условия для обеспечения экологической безопасности города Москвы и высокого качества жизни горожан. С другой стороны, городские ООПТ имеют свои специфические задачи и призваны снизить негативное воздействие антропогенных факторов городской среды на условия труда и отдыха населения. Необходимо применять компромиссные формы и методы содержания ООПТ, учитывающие потребности охраны природы в городе, всецело способствовать внедрению комплексных методов природопользования, приобщению населения к познанию местной природы.

Наиболее эффективно поставленные цели могут быть реализованы в масштабах всего Московского региона, однако достигнутые Правительством Москвы в данном направлении результаты показывают, что и на уровне города возможно предотвратить трансформацию и ухудшение состояния природной среды, сохранить зональные типы растительных сообществ, редкие виды растений и животных. Принимая во внимание местоположение ООПТ внутри многомиллионного города, важнейшей их функцией является организация оздоровительного и просветительского отдыха горожан в природном окружении и без ущерба для особо ценных охраняемых природных объектов.


2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

программы приоритетным задачам социально-экономического

развития города Москвы


2.1. Современное состояние ООПТ.

Правительство Москвы более 10 лет целенаправленно проводит политику сохранения в границах города лесных и других природных и природно-антропогенных ландшафтов путем придания им статуса ООПТ регионального значения. Градостроительным кодексом города Москвы определены место и значение ООПТ в системе города, установлены градостроительные требования к их планированию и использованию, ориентированные на сохранение природного своеобразия города Москвы, проведено разграничение природных и озелененных территорий. Законом города Москвы от 10 декабря 2008 г. N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 и плановый период 2010-2011 годов" отдельной строкой предусмотрена статья расходов "Мероприятия по содержанию и использованию особо охраняемых природных территорий города Москвы".


По состоянию на 1 июля 2009 г. в городе Москве созданы 18 ООПТ категорий "национальный парк", "природный парк", "природно-исторический парк", "природный заказник" и 95 памятников природы общей площадью 17526,6 га, что составляет 17% от территории города. Из них 14045,1 га составляют 17 ООПТ регионального значения, подведомственных государственным природоохранным учреждениям Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Завершается реформирование организационной структуры системы управления ООПТ по административно-территориальному принципу, создаются государственные природоохранные бюджетные учреждения города Москвы, осуществляющие охрану и содержание ООПТ.

В ходе реализации Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП, существенно расширена нормативная правовая база в области ООПТ и решены отдельные проблемы их организации и функционирования.

Внесены изменения в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" в части усиления ответственности за нарушение режимов охраны и использования ООПТ, наделения государственных инспекторов по охране ООПТ полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, выделения физкультурно-оздоровительных и спортивных зон и установления критериев, определяющих возможность размещения на ООПТ объектов спорта, уточнены понятия "резервирование земель" и "земельного и градостроительного кадастров".

Образовано 33 новых ООПТ: 3 природно-исторических парка ("Сокольники", "Косинский" и "Кузьминки-Люблино"), 2 ландшафтных заказника ("Тропаревский", "Долина реки Сходни в районе Молжаниновский"), 28 памятников природы. Кроме того, разработаны материалы по образованию природно-исторического парка "Нескучный сад", 24 заказников и 5 памятников природы. Утверждена постановлениями Правительства Москвы документация по планированию (территориальные схемы, схемы планировок) на 14 ООПТ. Большая часть утвержденных схем планировок реализована, в том числе по ландшафтным заказникам "Долина реки Сходни в Куркино", "Долина реки Сходни в районе Молжаниновский" (постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2002 г. N 979-ПП и от 18 декабря 2007 г. N 1088-ПП соответственно), природно-историческим паркам "Царицыно", "Покровское-Стрешнево", "Кузьминки-Люблино", "Тушинский" (постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 957-ПП, от 21 сентября 2004 г. N 633-ПП, от 26 марта 2002 г. N 209-ПП, от 1 ноября 2005 г. N 863-ПП) и другим ООПТ. По природно-историческим паркам "Измайлово" и "Сокольники" утверждены сроки выполнения мероприятий, предусмотренных постановлениями Правительства Москвы от 16 июня 2009 г. N 559-ПП и от 28 апреля 2009 г. N 367-ПП, до конца 2010 года.


Организованы и проводятся работы по инвентаризации сторонних пользователей, расположенных в границах ООПТ, активно осуществляются мероприятия по выводу предприятий и организаций, расположенных в границах природно-исторических парков "Москворецкий" и "Битцевский лес". Выполнены первоочередные работы по благоустройству и формированию рекреационной инфраструктуры территорий ООПТ: обустроены экологические тропы, площадки для пикников и 24 тысячи мест отдыха, установлены информационные стенды, организованы пункты проката спортивного и туристского инвентаря.

Создано и обустроено 9 экологических троп и маршрутов: в природном заказнике "Воробьевы горы", комплексном заказнике "Петровско-Разумовское", природно-историческом парке "Битцевский лес", ландшафтном заказнике "Долина реки Сходни в Куркино", на территории памятника природы "Серебряный Бор".

Несмотря на то что работы по обеспечению документацией по планированию находятся в завершающей стадии выполнения, 71% площадей ООПТ имеют утвержденную документацию и на большинство ООПТ разработана градостроительная документация; сохраняются проблемы в части обеспечения документацией ряда ООПТ, в том числе природно-исторических парков "Москворецкий", "Кусково".

За последнее время выявилась основная проблема по данному вопросу, которая связана с тем, что большинство крупных природных территорий в Москве, имеющих статус ООПТ, одновременно обременены вторым статусом - объекты культурного наследия (усадьба "Измайлово", усадьба "Кусково", усадьба "Перово", усадьба "Фили-Кунцево", усадьба "Лианозово", усадьба "Грачевка", усадьба "Знаменское-Садки", усадьба "Ясенево"). Учитывая двойной статус части крупных территорий (природоохранный и памятника садово-паркового искусства), разработка проектов планировок является необходимостью, но с обязательным соблюдением как природоохранного законодательства, так и законодательства в области охраны культурного наследия.

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 2 марта 2004 г. N 116-ПП "О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы" на ООПТ созданы: демонстрационные участки растений, занесенных в Красную книгу города Москвы, аптекарские огороды, более 100 подкормочных площадок.


Выполнены работы по восстановлению травянистой растительности в поймах малых рек; по формированию хвойных насаждений; созданию 12 демонстрационных вольерных комплексов для содержания декоративных и редких птиц. Реализованы мероприятия по реинтродукции и адаптации к городским условиям диких млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу города Москвы (кроты, ежи, пустельга, ушастые совы).



следующая страница >>