shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
Н.Ю. Брыкалова.


методист ИМЦ


О состоянии и перспективах развития начального образования

в Спасском муниципальном районе. /2010г./


В значительной степени эффективность инновационных изменений в системе общего образования зависит от результативности работы в начальной школе как стартовой ступени общего образования.

В Спасском муниципальном районе работает 110 учителей начальных классов, из них имеют высшее образование – (55%)

В районе серьезное внимание уделяется системе непрерывного образования педагогических кадров. Все учителя регулярно проходят обучение в ИРО РТ, на ознакомительных авторских курсах.

Аттестовано 84% учителей, а именно:



В 2009-2010 учебном году в образовательном пространстве района представлены следующие дидактические системы и образовательные программы




В следующем учебном году еще два класса первоклассников начнут заниматься по новым УМК, и новым федеральным государственным стандартам. Учителя Егорова Ольга Николаевна БСОШ№2, Титова Татьяна Александровна БСОШ№1 прошли курсы повышения квалификации, были участниками республиканских конференций и семинаров, связанных темой ФГОС НОО, в школах ведется тщательная подготовка для перехода на ФГОС НОО.

Повышению профессионального мастерства педагогов способствует районное методическое объединение, основными формами работы которого являются районные семинары-практикумы, круглые столы, творческие отчеты, деловые игры и т д. Районное методическое объединение учителей начальных классов работает над проблемой: «Исследовательская деятельность – инструмент повышения качества образования». В 2009/10 учебном году на районных семинарах рассматривались следующие темы:

  • «Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся»


  • «Формирование проектной деятельности на уроке»

Для повышения качества обучения, развития интереса к обучению учителя начальных классов стремятся найти подход к каждому ребенку, это требует неустанного самообразования, знакомства с новинками педагогической литературы, применения на уроках современных педагогических технологий. Разрабатываются и успешно применяются в работе авторские программы и методические разработки: пять авторских программ получили диплом или свидетельство участника республиканских конкурсов и рекомендованы к распространению в районе.

Повышению методического мастерства учителей, выявлению талантливой молодежи, распространению передового опыта способствуют конкурсы профессионального мастерства.

  • Коновалова А.Г. – призер республиканского конкурса « Потфолио учителя Перспективная начальная школа».

  • Амукова Н.М. И Коновалова А.Г. Участники Республиканской конференции «Образовательные стандарты нового поколения» Выступления этих учителей опубликованы в сборнике по итогам конференции.

  • Козлова Т.Г. стала победителем зонального этапа Республиканского конкурса «Женщина года» в номинации « Классный руководитель».

Мониторинг ЗУН ведется с использованием компьютерных технологий (кроме нескольких сельских школ). Это позволяет сравнить результаты каждого ребенка с более ранними результатами этого же ребенка, с результатами обучающихся класса. Отслеживаются не только ЗУН по данной теме, но и общеучебные умения и навыки, что является не менее ценным. Все это позволяет видеть динамику показателей конкретного ученика.

Ежегодно проводятся олимпиады для младших школьников. Задания даются в виде тестов приближенных к форме ЕГЭ. В этом году 279 учащихся приняли участие в международных олимпиадах « Кенгуру» и « Русский медвежонок». «Инфознайка» и Молодежный чемпионат « Старт» 130 учащихся.


Творческое и ответственное отношение к делу позволяет учителям начальных классов района добиваться высокого качества знаний. Сравнительный анализ успеваемости и качества образования показывает, что при 100% успеваемости качество по предметам в начальной школе остается на уровне 60%.





В основном начальная школа работает по 6-ти дневной учебной неделе, кроме первоклассников.

Сохраняется материально-техническая база, большинство кабинетов оснащены необходимым оборудованием, учителями создана творческая лаборатория, способствующая повышению качества знаний обучающихся.

Расписание уроков составляется согласно требованиям СанПиН, с учетом психофизиологических особенностей младших школьников. При составлении расписания использована таблица И.Г.Сивкова. При организации учебно-воспитательного процесса в 1 классе создается система оценивания знаний обучающихся в условиях безотметочного обучения.

Выполняется Федеральный компонент государственного стандарта. Во всех школах района введено преподавание иностранного языка во 2 – 4 классах, что составляет 100% учащихся 2-4 классов. Охват Обучающихся 3-4 классов изучением информатики составляет 100%.





Амукова Наталья Михайловна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ « Болгарской средней

общеобразовательной школы №2»

Руководитель РМО

Исследовательская деятельность младших школьников

« Учение без размышлений – тщетный труд;

Размышления без учения – пагубны».

Конфуций

Ещё совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи.


Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: « А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он делает и делает открытие.» Конечно, это была шутка. Но, вероятно Эйнштейн вкладывал в неё глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы не знать. Знать надо! А дело в том, чтобы сомневаться, не брать на веру всё, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытия.

В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Нам всем известно, что именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей решения данной проблемы.

Цели исследовательской работы – стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:


  • Обучение проведению учебных исследований младших школьников

  • Развитие творческой исследовательской активности детей

  • Стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам – ознакомление с научной картиной мира

  • Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем» - поиск истины, познание неизвестного.

Настоящий исследователь должен обладать специальными умениями:

  • видеть проблему;

  • задавать вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • наблюдать за объектом;


  • проводить эксперимент;

  • делать выводы и умозаключения;

  • доказывать и защищать свои идеи;

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов: Слайд№7

  1. Выбор темы.

  2. Постановка цели и задач.

  3. Гипотеза исследования.

  4. Организация исследования.

  5. Защита проекта.

Специфика исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное – это увлечь и «заразить» детей, вселить уверенность в них, привлечь родителей к участию.

Тема отражает проблему. Удачная, чёткая и актуальная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему. Тема может быть:

  • Фантастической (ориентируема на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений)

  • Имперической (связана с практикой, собственными наблюдениями и экспериментами)

  • Теоретической (ориентируема на изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках)

Например : « Природа и человек», « Жизнь голубей», «Почему вымерли динозавры», « Устное народное творчество», « Почему их так назвали?» и другие.

Выбирая тему ,детей можно лишь «подтолкнуть» к правильному выбору, попросив ответить на вопросы.

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  • По каким предметам у меня самые хорошие оценки?

  • О чём хотелось бы узнать в первую очередь?

  • Чем я мог гордиться?

Дальше определяем цели и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Например, « Жизнь голубей». Цели: как можно больше узнать о жизни голубей. « Моя родословная». Цели: составить генеологическое дерево и узнать о жизни своих предков.


Задачи исследования:


  • Прочитать научно – популярную и художественно – публицистическую литературу

  • Поработать со словарями

  • Понаблюдать и сделать вывод

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы. Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения каких – либо явлений, требующих подтверждения. Слайд№9

Например: Как птицы узнают дорогу на юг? Гипотезы могут быть разными.

  1. Птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам.

  2. Запоминают, так как видят сверху растения, деревья…

  3. Ловят специальные сигналы из космоса.

В развитии умения выдвигать гипотезу помогут упражнения на обстоятельства .при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если…

Организация исследования включает в себя следующие этапы: Слайд№10

  • Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, журналов и газет.

  • Спросить у других людей

Запиши полученную информацию.

  • Использовать Интернет

Запиши, что ты узнал с помощью компьютера.

  • Понаблюдать

Запиши удивительные факты и парадоксы, по возможности сделай фотографии.

  • Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента.

Любая исследовательская работа должна быть защищена.

Этапы подготовки к защите:

  1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

    • Разъяснение посредством примера


    • Описание

    • Характеристика

    • Сравнение

    • Различие

  2. Классифицировать основные предметы, процессы. Явления и события.

  3. Выявить, обозначить все замеченные тобой парадоксы.

  4. Расставить по важности основные идеи.

  5. Предложить сравнения и метафоры.

  6. сделать выводы и умозаключения.

  7. Подготовить текст доклада.

  8. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребёнку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя или родителей. При защите очень помогает мультимедийное сопровождение.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Эта работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, побуждает самооткрытие собственных способностей. А когда глаза детей светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Примерное начало исследовательской работы:

Тема: « Жизнь зимующих птиц»

План.

  1. Введение.

  2. Сведения о зимующих птицах

а) какие птицы зимуют;

б) места обитания;

в) питание;

3. Человек и зимующие птицы.

А) забота человека о птицах;

Б) изготовление кормушек;

В)защита и охрана птиц

4. Заключение.

Цель исследования: как можно больше узнать о жизни зимующих птиц.

Задачи исследования:

  • Прочитать научно – популярную и художественно – публицистическую литературу о зимующих птицах;

  • Посмотреть материал в Интернете;

  • Понаблюдать за зимующими птицами;

  • Сделать вывод по проделанной работе.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство нас, взрослых. Поэтому подготовка учащихся к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

« Обучая других, обучаешься сам». Мудрая мысль Я.А.Каменского помогла нам сегодня познакомиться с исследовательской деятельностью младших школьников




следующая страница >>