shkolageo.ru 1 2 ... 5 6

Муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 4 города

Лабинска муниципального образования

Лабинский район


Тема педагогического опыта:

«Интенсивная подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ»


Автор опыта:

Серафимова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и

литературы СШ № 4 г. Лабинска

Лабинского района


2011 г.


Серафимова Ольга Викторовна


Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………………….3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и в данном образовательном учреждении. ……………………………………………...….3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании......................................................3

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……….3

2. Психолого-педагогический портрет класса

(группы) обучающихся, являющихся базой для формирования

представляемого педагогического опыта………………………………………..5

3. Педагогический опыт……………………………………………………….….6

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

представляемом опыте…………………………………………………………...6

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………………6

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………..……6

3.4. Результативность педагогического опыта………………………….………6

3.5. Новизна (инновационность) представляемого

педагогического опыта…………………………………………………………...7

3.6.Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта…………………………………………………………..7


4. Библиографический список …………………………………………………11

5 Приложения к опыту………………………………………………………….12



Описание педагогического опыта.

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и в данном образовательном учреждении.

Опыт возник в 2002 году и осуществляется в условиях общеобразовательной средней школы № 4 г. Лабинска , когда начался эксперимент по проведению итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. В период с 2002 по 2010 г. автор опыта подготовила к сдаче ЕГЭ три одиннадцатых класса.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

В рамках ЕГЭ выпускник должен выполнить задание с развернутым ответом (высокий уровень сложности), которое представляет собой написание сочинения-рассуждения (отзыв, рецензия или эссе) по тексту художественного, публицистического, научно-популярного стиля и выполнения языкового анализа исходного текста. В связи с этим возникла необходимость сформировать у старшеклассников следующие умения: анализировать текст, определять его тему, проблематику, позицию автора, а также формулировать собственное отношение к прочитанному. В течение девяти лет было собрано большое количество текстов разной тематики, стилей и типов, выработана определенная система в работе по подготовке учащихся к написанию сочинения, разработаны алгоритмы, схемы, теоретические и практические модули, проверочные и контрольные тестовые задания.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Текст
( от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.


Комментарий к проблеме – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, ее толкование. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы. Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы. Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста.

Аргументация- это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.

Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме.

Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса.

Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни

великих людей, художественной литературы.
Композиция текста это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей.

Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами.

Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.

Ключевое слово (словосочетание) – это слово (словосочетание) в составе тематического предложения, требующее распространения, детализации определенным способом.

Логическая схема текста – схематическое изображение содержания текста, выявляющее связь доводов, частей и свойств с основной темой и заключающееся выводом, в котором, как правило, содержится проблема.

Серафимова Ольга Викторовна


2. Психолого-педагогический портрет класса

(группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В 2010 году окончили школу учащиеся двух одиннадцатых классов, всего 43 человека, являвшихся базой для формирования представляемого педагогического опыта . 11 «А» класс – общеобразовательный, 11 «Б» -профильный. Количество юношей -18, девушек -25.Общеобразовательный класс более слабый, чем профильный. Большинство учащихся уже в десятом классе определились с выбором будущей профессии, имели мотивацию к обучению: старались запомнить новый материал, накапливать знания и применять их в своей практической деятельности.


Серафимова Ольга Викторовна

3. Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом опыте.

Отличительной чертой данного опыта является объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям ЕГЭ; представленные материалы направлены на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка; работу со средствами языковой выразительности, анализ и информационную обработку текстов различных стилей и типов речи. Чёткая практическая направленность предполагает активную самостоятельную и коллективную формы работы: составление алгоритмов, схем, таблиц, рецензирование фрагментов сочинений выпускников, работу над отдельными частями сочинения, классификацию ошибок, словарную работу, написание сочинения-рассуждения.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Целесообразность выбранной темы обусловлена необходимостью качественной подготовки учащихся к сдаче обязательного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных и объемных заданий, подготовка к которому проводится поэтапно, что позволяет учащимся полностью понять структуру сочинения, отработать каждый этап (понять и осмыслить текст, определить проблему, прокомментировать ее, сформулировать позицию автора и привести свои аргументы).


3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Представленный опыт соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Обучение строится с опорой на пройденное. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями.

3.4. Результативность педагогического опыта.

На ЕГЭ в 2004 году учащиеся показали 100 обученность, 100% учащихся написали сочинение-рассуждение по исходному тексту, более половины получили за сочинение от 14 до 17 баллов. В 2010 году на ЕГЭ (всего 43 ученика) обученность также составила 100%, средний балл - 60, 100% учащихся выполнили задание «С», наивысший балл за задание «С» - 19.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Ведущей идеей опыта является формирование у выпускников коммуникативной компетенции: адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения; определять последовательность предложений в тексте и средства связи между ними; умение свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; находить в тексте основные средства выразительности; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными нормами литературного языка.

3.6.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Информационно-аналитический модуль.

Тестирование как новая форма итоговой аттестации требует предварительной подготовки выпускников , поэтому прежде всего знакомлю их с особенностями экзаменационной работы и используемой системой оценивания, предоставляю учащимся информацию о доступных для них материалах, которые могут помочь в самоподготовке к экзамену. Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом имеет каждый ученик. (Приложение № 1).


Теоретический модуль.


Сочинение по русскому языку в форме ЕГЭ – это собственные мысли учащегося плюс цитаты из исходного текста. Для написания сочинения выпускнику необходимо знать определенные теоретические сведения

или теоретический минимум. Именно с него и начинается работа над сочинением. (Приложение №2).

Теоретико-обучающий модуль. Первый этап.

Для того чтобы написать сочинение, надо четко представлять его структуру. Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой текст, состоящий из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять тему (предмет речи), проблематику текста, позицию автора по отношению к теме и проблематике и умение комментировать их. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (жизненный и читательский опыт).

Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему ( о чем текст), проблему(ы), позицию автора. Кроме того, сочинение предполагает умение старшеклассников давать комментарий прочитанному и на этой основе формулировать собственное отношение к проблеме. Цель этого модуля – научить анализировать исходный текст: определять его основную функцию,

цель, с которой он создавался, сферу общения, способ развертывания информации. На этом этапе работы создаем вместе с учащимися алгоритмы определения темы текста, проблематики, позиции автора. (Приложение №3).

Методический модуль.

Он содержит рекомендации по организации смыслового анализа текста: определение темы, проблемы, позиции автора. Планируя данную работу, необходимо учитывать разный уровень восприятия текста учащимися. Поэтому, работая над смысловым анализом текста с целью достижения положительного результата, предлагаю старшеклассникам различные варианты работы по определению темы текста, проблемы, позиции автора.


Например:

1. определение темы текста на основе алгоритма;

2. определение темы текста на основе ключевых слов;

3. смысловой анализ текста на основе словарной работы;

4.смысловой анализ текста на основе составления логической схемы текста;


(Приложение №4).

Контрольный модуль.

Для контроля умений учащихся определять тему, затронутые проблемы и позицию автора предлагаю им проанализировать различные типы текстов. Здесь же повторяем и обобщаем изученное о стилях речи, составляем пять таблиц. Этими таблицами учащиеся пользуются на практических занятиях, отрабатывая навык определения стиля текста. Таблицы есть у каждого ученика. Практикум. (Приложение № 5).

Практический модуль. Второй этап

Комментарий сформулированной проблемы.

Это один из труднейших этапов работы над сочинением, так как ученики зачастую понятие комментария сводят к пересказу исходного текста. Чтобы избежать подобной ошибки, знакомлю учащихся с опорной карточкой и памятками по выполнению данного этапа работы над сочинением.

Составление собственного высказывания о прочитанном. Третий этап.

После того как текст понят, осмыслен, определены тема, проблематика и позиция автора, выпускнику необходимо составить собственное высказывание о прочитанном и аргументировать собственное мнение по проблеме текста. Знакомлю учащихся со структурой аргументации. Наиболее частотными ошибками на этом этапе работы над сочинением

являются ошибки, связанные с логикой, последовательностью изложения мысли. Причина этого – в незнании школьниками основных средств и способов связи предложений в тексте.

Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Повторяем с учащимися все эти

средства связи, составляем таблицы, подбираем примеры. Практикум. (Приложение №6)



Речевое оформление сочинения.

Это один из важных этапов в работе, проверяющий умение выпускника выбрать нужное слово, использовать богатство и выразительность речи. Предлагаю старшеклассникам материалы для работы по формированию у них умений строить письменные высказывания в соответствии с качествами правильной речи. В представленных в таблицах примерах учащиеся находят

грамматические, логические и другие ошибки, исправляют их, комментируют, записывают правильные варианты. (Приложение № 7).

Также на одном из практических занятий предлагаю учащимся упражнения по исправлению речевых недочетов, прошу их обосновать исправленные варианты. (Приложение № 8)


Языковой анализ исходного текста.

Предлагаю учащимся повторить различные тропы, средства художественной выразительности, которые использовал автор в своем тексте. Выпускники сначала работают с таблицами, в которых представлены фигуры слова и фигуры мысли, анализируют примеры, а затем уже работают с исходным текстом. Практикум.

(Приложение №9)

Композиция сочинения.

После того, как учащиеся поняли и осмыслили текст, они могут приступать к написанию сочинения. Для этого необходимо повторить основные элементы композиции: вступление, основную часть, заключение. Составляем таблицу, которая должна помочь учащимся вспомнить задачи основных компонентов любого сочинения: вступления, основной части и заключения.

Определенные сложности у старшеклассников вызывает написание вступления. И это неудивительно. Ведь во вступлении важно создать не


просто определенный эмоциональный настрой. Необходимо, чтобы вступление имело прямое отношение к сформулированной учащимся

проблеме исходного текста. Предлагаю написать несколько разных вступлений и заключений к фрагменту сочинения. Записываем с учащимися основные речевые обороты и типовые конструкции для каждой


части сочинения. Здесь же рассматриваем особенности написания сочинения по исходным текстам разных стилей. (Приложение № 10)


Серафимова Ольга Викторовна

Библиография


1.Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: выполнение части 3 (часть С).

Москва. «Астрель», 2008. Т.И. Максимович, И.А. Пугачев.

2. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. Москва. «Русское слово», 2009. И.П. Цыбулько,

В.Н. Александров.

3.Готовимся к ЕГЭ Русский язык. Как написать экзаменационное сочинение

в 11 классе. Москва. «Аркти», 2007. О.Н. Огай.

4.Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Москва, «Просвещение», 2009.

О.В. Загоровская, О.В. Григоренко.

5. Русский язык. Языковые нормы. Москва, «Астрель», 2008.

И.Ю. Нефедова.

6. Русский язык. Синтаксис. Москва. «Астрель», 2008. Баронова М.Н.


Серафимова Ольга Викторовна

Приложения к опыту

Приложение № 1

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.



Критерии оценивания ответа на задание С 1

Баллы

1

Содержание сочинения




К 1

Формулировка проблем исходного текста





Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет

1




Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме текста







Сформулированная проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет.

2




Проблема прокомментирована, но допущено не более одной ошибки в комментариях

1




Проблема не прокомментирована, или допущено более одной ошибки в комментариях, или в качестве комментария дан пересказ текста, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста






Позиция автора сформулирована верно, фактических ошибок нет.


1




Позиция автора сформулирована неверно или вообще не сформулирована

0

К 4

Аргументация собственного мнения по проблеме







Экзаменуемый выразил свое мнение, аргументировал его (привел не менее 2 аргументов)

2




Свое мнение выражено, но приведен один аргумент

1




Свое мнение сформулировано, но не приведен ни один аргумент

0

2

Речевое оформление сочинения




К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения






Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения; в работе нет нарушений абзацного членения текста;


2




Работа характеризуется смысловой цельностью, последовательностью, но допущена одна логическая ошибка или есть одно нарушение абзацного членения

1




Допущено более одной логической ошибки, два случая нарушения абзацного членения

0

К 6

Точность и выразительность речи







Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2




Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1




Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0




Грамотность



К 7


Соблюдение орфографических норм







Орфографических ошибок нет (или одна негрубая)

2




допущена 1 ошибка

1




допущено более 1 ошибки

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм







Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая)

2




допущены 1-2 ошибки

1




допущено более 2 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм





Грамматических ошибок нет


2




допущены 1-2 ошибки

1




допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм







допущено не более 1 речевой ошибки

2




допущены 2-3 ошибки

1




допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм







Этические ошибки в работе отсутствуют

1




допущены этические ошибки (1 и более)

0


К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале







Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1




допущены 1 и более ошибок в фоновом материале

0




Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 20 баллов

20

Серафимова Ольга Викторовна

Приложение № 2 .

Теоретический минимум.

Текст ( от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.



следующая страница >>