shkolageo.ru 1

УТВЕРЖДАЮУтверждаю: Рассмотрено


Директор____________ на заседании педсовета

Р.И.Дмитриева Р.И. «___»____________2007г.

«___»____________2007г.




«Речевая деятельность учащихся при работе с текстом»


Автор:

Ильина Н.А., учитель

русского языка и

литературы

СОШ № 35



Чебоксары - 2007


Пояснительная записка

Неумение читать художественную литературу и потеря интереса к ней обусловлены тем, что чтение трактуется как обычный процесс воспроизведения читателем смысла произведения. Чтение же необходимо понимать как взаимодействие с художественным текстом, как разворачивающийся диалог смыслового мира автора со смысловой сферой читателя.

Предлагаемый элективный курс для учащихся 9-х классов способствует изменению характера гуманитарного образования через глубокое раскрытие значимости науки о языке посредством филологического анализа текста.

Цель курса – обучение школьников филологическому анализу текста (языковое, предметное, сюжетно-композиционное, эмоциональное, коммуникативное, образное и эстетическое понимание).

Подобный подход к анализу текста поможет решать следующие педагогические задачи:


  1. Учить школьников «вступать в диалог» с писателем, героями, временем, культурой.

  2. Учить чувствовать образность слова, его эстетическую ценность.

  3. Формировать у учащихся умение находить в тексте за языковой единицей глубинную информацию, сиюминутные и вечные смыслы.

  4. Создавать условия для развития воображения, творческих способностей, формирования эмоционально-ценностной сферы.

Содержательная часть курса представляет собой анализ художественных текстов, состоящий из 5 этапов (уровней):


1 этап – мотивационный уровень

Задача: пробудить у школьников интерес к процессу постижения смысла текста.

2 этап – эмоциональный уровень

Задача: вывести учащихся на уровень эстетического сопереживания.

3 этап – смысловой уровень

Задача: научить школьников видеть художественно-образные средства и способы их создания.

4 этап – ассоциативный уровень

Задача: помочь учащимся провести параллели между образами и символами текста и собственным художественным и культурным опытом.

5 этап – творческий уровень

Задача: сориентировать школьников на постижение авторского замысла и создание собственного высказывания в отношении текста.


Один из часов учебно-тематического плана, отведенных на работу с текстом, предполагает деятельность на 5 этапе, т.е. создание собственного высказывания, устного или письменного.


Учебно – тематический план



п\п

Тексты для анализа

Кол-во

часов

Методы и

формы

Основные понятия

Речевая деятель-

ность уч - ся

1.

И.А.Бунин «Последняя весна»

Б.Л.Пастернак «На Страстной»

3

Сравнительный

анализ

Библейские мотивы; языковые

ср – ва (эпитеты, метафоры)

Сочинение «Весна


Бунина»


2.

В.Солоухин «Небо и ты»

Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод

«Андрей Болконский и небо Аустерлица»)

2

Сравнительный

анализ;

размышление

Языковые средства (анафора, градация, парцелляция)

Описание впечатлений от общения с природой

3.

В.Солоухин «Способность удивляться»

2

Беседа

Человек и технический прогресс;

языковые ср – ва (ряды однород.

членов, метафоры)

Устное рассуждение

по теме

4.

И.А.Бунин «Богородица»

Картины И.Шишкина

2

Интеграция

(лит-ра и живопись)

Настроение худ. поизведения,

его краски и тональность;

языковые ср-ва (олицетворения, метафоры)

Сочинение

«Разная осень»

5.

К.Г.Паустовский «Береза»

1

Беседа

Типы речи;

языковые ср-ва (своеобразие речи

персонажа, эпитеты)

Устное сочинение

«Память о лете»

6.

Е.Носов «Белый гусь»

И.С.Тургенев «Воробей»

3

Сравнительный

анализ


Тема материнства (любовь,

защита); языковые ср-ва (метафоры, эпитеты)

Сочинение –

рассуждение «Родительская любовь безгранична»

7.

В.Песков «Листья падают с кленов»

П.И.Чайковский «Времена года. Осень»

1

Интеграция

(лит-ра и музыка)

Умение вслушиваться и всматриваться; языковые ср-ва (эпитеты, ОСП)

Описание впечатлений от осенних деревьев

8.

М.Горький «Мать»

А.Алексин «Прости меня, мама…»

3

Сравнительный

анализ,

размышление

Тема материнства (уважение и жертвенность);

языковые ср-ва (антитеза, обособленные обороты)

Сочинение «Жертвенность материнского чувства»

9.

К.Г.Паустовский «Горе-рыболов»

1

Беседа

Стили речи; языковые ср-ва (разнообразие лексики, сравнения)

Описание впечатлений от необычной истории

10.

В.Железников «Три ветки мимозы»

1

Беседа,

размышление

Проблема выбора в нелегкой ситуации; языковые ср-ва (противопоставление, диалог)

Устное рассуждение по теме

11.


В.Астафьев «Ягодка»

2

Практикум (анализ языковых средств)

Языковые средства (олицетворение, метафора, сравнение, градация)

Художественный пересказ текста

12.

М.Горький «Утро»

2

Размышление

Основная мысль текста; языковые ср-ва (олицетворение, сравнение)

Сочинение «Как рождается день»

13.

Ю.Нагибин «На балу»

2

Беседа,

размышление

Тема искренней любви; языковые ср-ва (диалог, эпитеты, сравнения)

Сочинение-рассуждение «Любовь в жизни человека»

14.

С.Наровчатов «Русский характер»

2

Творческая лаборатория

Способы создания портрета; языковые ср-ва (устойчивые сочетания слов, эпитеты, олицетворение)

Создание портрета «Удивительный человек»

15.

А.Новиков-Прибой «Неожиданная доблесть»

2

Беседа,

размышление

Проблемы выбора и героизма; языковые ср-ва (диалог, ряды однородных членов)

Сочинение-рассуждение «Трудный выбор»

16.

В.Ф.Одоевский «Княгиня»


1

Практикум (средства создания характера)

Приемы создания характера; языковые ср-ва (эпитеты, риторические вопросы, ряды однородных членов)

Художественный пересказ текста

17.

К.Г.Паустовский «Искусство видеть мир»

2

Беседа

Тема красоты мира; языковые ср-ва (гипербола, метафора, эпитет, парцелляция)

Сочинение «Живопись – поэзия жизни»

18.

А.Исбах «Одноглазый медвежонок»

М.А.Шолохов «Русский характер»

2

Сравнительный анализ,

размышление

Тема милосердия и сострадания;

языковые ср-ва (худ. деталь, градация, обособленные обороты)

Сочинение-рассуждение «Сложные дороги жизни»



Литература:


1. Русский язык. 9 класс. Предпрофильная подготовка.\ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону, 2006.

2. Войлова К.А., Леденева В.В. 120 текстов для школьных изложений. – М., 1996.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – М., 1999.

4. Коренюк Л.Ю. Совершенствуй свою речь. – М., 1989.

5. Актуальные проблемы развития речи учащихся. / Под ред.А.П.Еремеевой. – М., 1980.


План занятия № 2


( текст В.Солоухина «Небо и ты», эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» «Андрей Болконский и небо Аустерлица»)


Методы и формы: сравнительный анализ, размышление

Основные понятия: основная мысль текста, типы речи



Языковые средства: градация, анафора, парцелляция


Речевая деятельность учащихся: описание впечатлений от


общения с природой


Содержание занятия:


1 этап – мотивационный


Прочитайте текст В.Солоухина «Небо и ты». Какое настроение после чтения текста? Какие картины возникают в воображении при чтении? Что показалось вам интересным в описании неба? Как рассматривает небо автор? Понравился ли вам текст? Почему?


2этап – эмоциональный

Что бы вы изобразили на иллюстрациях к данному тексту? Какие цвета вы бы использовали? А какие чувства вызывают эти цвета?

В тексте цвет проявляется в большей степени на ассоциативном уровне: цвет – лето – тепло – синь – белизна – зелень – тишина – покой – безмятежность – вечность жизни.

Используемые цвета: синее небо, чистая синяя бездна, синева летнего неба, белые полчища облаков.

Ассоциативная лексика: раствориться, утонуть в синем небе; стремительность, легкость человеческого взгляда, тонущего в беспредельной синеве летнего неба; тактичная, ласковая информация; бездонное небо; Летняя трава; облака нежатся в траве неподвижно; купаешься в небе; ты стал с небо, а небо стало с тебя.

Автор В.Солоухин с помощью тщательно подобранной лексики дает возможность читателю почувствовать безбрежность летнего неба, ощутить полное с ним единение, тем самым приобщая читателя к своему видению ситуации. Автор ведет с читателем доверительный разговор, раскрывая свой мир наблюдательного человека. В.Солоухин как бы приглашает нас вместе с ним пережить захватывающее ощущение безграничности увиденной картины.


3 этап – смысловой

Какова основная мысль текста? Какие дополнительные смыслы прослеживаются в нем?

Основная мысль текста дается автором в последнем абзаце (… ты … потерял границы. Ты стал с небо, а небо стало с тебя. Оно и ты стали одним и тем же).


Автор подводит читателя к этому выводу постепенно. Интересно то, что данный текст имеет одну тему – единение с безграничным небом, а микротемы всякий раз новые: «Раствориться в синем небе», «Причастность к разным земным предметам», «Тактичная, ласковая информация», «Глубина неба». Однако мы видим ключевые слова и словосочетания, объединяющие все микротемы (небо, беспредельная синева, окрестный мир, опрокинуться в траву).

Композиция текста как бы опоясывающая, то есть в начале текста:«Лежать на траве… Опрокинуться… раствориться в синеве» и в конце текста: «Лежишь на траве? Купаешься в небе?..» А между вступлением и заключением автор осторожно доказывает, что «понять» небо можно только тогда, когда не отвлекает окружающее, а для этого надо расположиться параллельно с небом, то есть «опрокинуться навзничь». Тогда произойдет единение.

Как вы понимаете значение следующих сочетаний слов: утонуть и раствориться в синем небе; тактичная, ласковая информация; пошла лучиться, дробиться душа, не скудея; ты стал с небо, а оно стало с тебя. Как данные сочетания слов раскрывают тему текста? Какие образы создаются данными сочетаниями слов?

Небо как безбрежный океан, его невозможно объять, а можно только раствориться и утонуть в нем. Но утонуть как в чем-то ласковом, нежном, теплом. Небо будто обволакивает тебя, и ты купаешься в нем. Сравнивая с тем, как тонет свинцовая гирька или напряженный воздушный шарик, автор противопоставляет это легкости и скорости человеческого взгляда, тонущего в беспредельной синеве летнего неба. Поэтому В.Солоухин и употребляет оборот «ты стал с небо, а оно стало с тебя». Все, утонули друг в друге, растворились одно в другом, стали едиными.

Интересно предложение, где речь идет о душе (… пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления…). Душа человека – это мир его разнообразных чувств. Она помогает человеку видеть и оценивать окружающее. В тексте мы можем как раз наблюдать, как живо реагирует человек на окружающую его природу. А поскольку природа благотворно влияет на человека, то и душа его, следуя за взглядом-лучиком на ромашку, на березу, на опушку, остается цельной, не истощается, не скудеет.


Определите лексическое значение слов апатия, испещрена, тактичная. С какой целью употребляет их автор в контексте?

Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия. Именно с таким чувством смотришь телевизор, потому что он буквально задавливает потоком информации. Ты просто перестаешь реагировать и воспринимать.

Испещрить – усеять чем-нибудь, в нашем случае вывесками, рекламами, лозунгами. И чем больше, тем лучше, по мнению тех, кто развешивает все это. И это все назойливая информация с вытекающими последствиями. А все, что дает природа – это тактичная информация, ненавязчивая.

Какую роль в тексте играют личные местоимения «я» и «ты»?

Интересен «мир» глаголов в тексте. Первый абзац – инфинитивы, во втором идет переход от глаголов 1 лица (я) к глаголам 2 лица (ты), далее до конца текста употребляются глаголы 2 лица. Разумеется, мы ощущаем присутствие автора (глаголы 1 лица), но текст построен на основе обобщенно-личных предложений (отсюда употребление глаголов и местоимений 2 лица), то есть все события текста понятны и близки каждому, и каждый может испытать состояние единения с небом.

С какой целью используются в тексте стилистические фигуры анафора, градация, парцелляция?

В тексте используется лексическая анафора ( Так тонет свинцовая гирька… Так тонет… шарик…/ …та же стремительность, та же легкость, та же скорость…) и синтаксическая анафора ( Один лучик – к ромашке, второй лучик – к березе, третий лучик – к лесной опушке, четвертый – к летящей птице…) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда делает доказательство более убедительным, либо способствует расширению информационного пространства.

Для большего смыслового и эмоционально-экспрессивного значения автор вводит в текст градацию нисходящую (…видишь и еще что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность). Также В.Солоухин в качестве средства изобразительности применяет парцелляцию для усиления смысловых и экспрессивных оттенков значения (Она не похожа на радиоприемник, который ты не волен выключить. Или на газету… Или на телевизор… Или на вывески…)



4 этап – ассоциативный

Над чем заставляет нас задуматься автор? Выразите свое отношение к точке зрения автора.

Читая текст, мы задумываемся о сиюминутном и вечном. В жизни нас постоянно окружает огромное количество вещей и предметов, проблем и обстоятельств, одним словом, суета. Автор тоже говорит об этом и в свою очередь предлагает иногда отойти от суеты и ощутить покой. Для этого он предлагает опрокинуться в летнюю траву, раскинуть руки и мысленно слиться с небом. Действительно, получишь незабываемые впечатления.

Повествование проникнуто интертекстуальными связями и межтекстовыми ассоциациями.

Прочитайте фрагмент из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» об Андрее Болконском на Аустерлицком поле после ранения героя. Каково настроение данного отрывка?

Какие соответствия можно провести между текстом В.Солоухина и эпизодом из романа Л.Н.Толстого?

Найдите слова из фрагмента романа, которые близки по эмоциональной тональности тексту В.Солоухина.

Фрагмент из романа Л.Н.Толстого проникнут грустным и в то же время торжественным настроением. Он весь построен на антитезе (величие высокого неба – бой (бежали, кричали, дрались); тишина, успокоение – озлобленные, испуганные лица; бесконечное небо – маленький, ничтожный Наполеон; справедливое, доброе небо – мелкое тщеславие и радость победы Наполеона).

В обоих текстах речь идет о небе, но если в тексте Солоухина это небо глазами мирного, праздного человека, то у Толстого небо видит тяжело раненный Андрей Болконский. Отсюда и настроение у текстов разное. Основная мысль второго текста выражена в словах: «… все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения…» И здесь уже идет ощущение трагичности, но оно переплетается с торжественностью. И это потому, что князь Андрей видит над собой это бесконечное небо. Мы не можем не видеть, как в обоих текстах одинаково передается ощущение от «общения» с небом. Даже на лексическом уровне употребляемые эпитеты почти повторяются:


Текст В.Солоухина

Фрагмент Л.Н.Толстого

Небо синее, беспредельное,

бездонное; синяя бездна

Небо неизмеримо высокое,

торжественное, бесконечное,

далекое, вечное, доброе,

справедливое



Однако у Толстого мы видим эпитеты с особым значением (справедливое, доброе). Раненый князь Андрей, видя это неизмеримо высокое небо, думал теперь о суетности своей прежней жизни, о своем Тулоне как о чем-то ненужном, лишнем. Теперь ему хотелось только жить («… жизнь казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь.»)

И у В.Солоухина, и у Л.Н.Толстого образ неба имеет одинаковое назначение – возрождение, обновление. Ведь когда человек в состоянии покоя задумывается о жизни, в этот-то момент и происходит катарсис его души и мыслей.

5 этап – творческий

Какой из двух прочитанных текстов вам ближе? Какова идея каждого текста?

Напишите сочинение-описание впечатлений от общения с природой. Подумайте, о каких ассоциациях вы напишете? Какая эмоциональная лексика будет использована вами? При помощи каких эпитетов вы будете описывать свои впечатления?

Небо и ты

Лежать на траве. Опуститься, опрокинуться навзничь, раскинуть руки. Нет другого способа так же плотно утонуть и раствориться в синем небе, чем когда лежишь на траве. Улетаешь и тонешь сразу, в тот самый миг, как только опрокинешься и откроешь глаза. Так тонет свинцовая гирька, если ее положить на поверхность моря. Так тонет напряженный воздушный шарик, когда его выпустишь из рук. Но разве есть у них та же стремительность, та же легкость, та же скорость, что у человеческого взгляда, когда он тонет в беспредельной синеве летнего неба? Для этого надо лечь на траву и открыть глаза.


Еще минуту тому назад я шел по косогору и был причастен к разным земным предметам. Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто идешь по луговой траве, по краю оврага, по косогору. Но это еще не значит – видеть небо. Тут вместе с небом видишь и еще что-нибудь земное, ближайшее, какую-нибудь подробность. Каждая земная подробность оставляет на себе частицу твоего внимания, твоего сознания, твоей души. Вон тропа огибает большой валун. Вот птица вспорхнула из можжевелового куста. Вон цветок сгибается под тяжестью труженика-шмеля. Вот мельница.

Ты идешь, а окрестный мир снабжает тебя информацией. Эта информация, по правде говоря, не назойлива. Она не похожа на радиоприемник, который ты не волен выключить. Или на газету, которую утром ты не можешь не пробежать глазами. Или на телевизор, от которого ты не отрываешься в силу охватившей тебя (под влиянием все той же информации) апатии. Или на вывески, рекламы и лозунги, которыми испещрены городские улицы.

Это иная, очень тактичная, я бы даже сказал – ласковая информация. От нее не учащается сердцебиение, не истощаются нервы, не грозит бессонница. Но все же внимание твое рассеивается лучами от одной точки ко многим точкам.

Один лучик – к ромашке, второй лучик – к березе, третий лучик – к лесной опушке, четвертый – к летящей птице, и пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления, но все же и не сосредотачиваясь от многих точек к одной, как это бывает в минуты творчества, в минуты, вероятно, молитвы да еще вот когда останешься один на один с бездонным небом. Но для этого надо опрокинуться в летнюю траву и раскинуть руки.

Между прочим, хватит у неба глубины для тебя и в том случае, если по небу будут неторопливо и стройно двигаться белые полчища облаков. Или если эти облака будут нежиться в синеве неподвижно. Но лучше, конечно, чистая синяя бездна.


Лежишь на траве? Купаешься в небе? Летишь или падаешь? Дело в том, что ты и сам потерял границы. Ты стал с небо, а небо стало с тебя. Оно и ты стали одним и тем же.


( В.Солоухин )


Андрей Болконский на Аустерлицком поле

(отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)


… князь Андрей не видал, чем это кончилось…

«Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются», - подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами… Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, коме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»


* * * * *


«Вот прекрасная смерть», - сказал Наполеон, глядя на Болконского.

Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорил это Наполеон… Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собой далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем…


…Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел…