shkolageo.ru 1 2 3

Пояснительная записка


1 класс

УМК «Планета Знаний»

1. Роль и место дисциплины

Воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Государствен­ным стандартом содержания начального образования II по­коления и отражённых в его примерной (базисной) про­грамме курса литературное чтение автора Э.Э.Кац. Для знакомства с произведениями писателей родного края программа «Тамбовские писатели детям» осуществляется в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Литературное чтение».

4. Цели и задачи

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

Развивающие

  • формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространст­венного воображения, правильной литературной речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации в учебной и справочной литературе.


  • помочь детям узнать писателей родного края;

  • начать знакомство с произведениями писателей родного края;

Общеучебные

  • Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  • Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  • Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  • Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Воспитательные

Воспитание интереса к чтению художественной литературы, духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, многонациональной культуре.

5. Специфика программы

Содержание и построение этого курса определяются воз­растными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружать­ся» в мир художественного произведения . Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной эмоциональной, эстетически развитой, творческой, актив ной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

В организации учебно-воспитательного процесса важ­ную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств

Содержание программы по литературному чтению позво­ляет шире использовать дифференцированный подход к уча­щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус­пешное продвижение в развитии



6. Основные содержательные линии курса

  • ««Круг чтения»

  • «Навык и культура чтения»

  • «Работа с текстом и книгой»

  • «Развитие воображения, речевой творческой деятельности»

«Литературоведческая пропедевтика».

7. Структура программы

Круг чтения

Предполагает знакомство детей с произведениями устного народного творчества: сказками, загад­ками, пословицами, поговорками, песнями. Учащиеся читают рассказы и стихотворения русских, зарубежных и современных писателей, рисующих картины летней, осенней, зимней и весенней природы; труда людей в эти времена года; жизни животных и растений; бережного отношения к природе. Определенное место в классном чтении зани­мают статьи, рассказы и стихотворения о жизни школьников, о взаимоотношениях детей, о настоящих товарищах.

Большое внимание уделяется рассказам, стихотворениям, ста­тьям о труде людей, о различных профессиях, о заботливом и бе­режном отношении человека к животным и растениям, к природе родного края.

Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмыс­ленному правильному чтению целыми словами. Преодоле­ние возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов. Развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

К концу 1 класса учащиеся должны, уметь:

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

  • выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, из­менять силу голоса

Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных не­понятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.


Формирование умений: выбирать из предложенного спи­ска слова, необходимые для характеристики героев и отно­шения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочи­танного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произве­дение (творение автора) от реальной жизни, обращать вни­мание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:


  • объяснять смысл названия произведения;

  • выделять в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочни­ке учебника;

  • выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка;

  • пересказывать фрагменты текста под руководством учи­теля;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;

  • знакомиться с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитан­ного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выра­зительно читать стихотворения, учить их наизусть, участ­вовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения;


  • сочинять рассказы по рисункам;

  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопро­сам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и ав­торской); стихотворением; рассказом; малыми

фольклор­ными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

8. Требования к результатам

Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Роди­ны, осознание этнической принадлежности; представления об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравст­венных и безнравственных поступках; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эмпатия, понимание чувств других людей и сопережива­ние им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художест­венной культурой; познавательная мотивация учения.

Метапредметные планирование собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; находить нужную информацию, используя словари, по­мещённые в учебнике (толковый, синонимический, фра­зеологический); сравнивать произведения и их героев, классифициро­вать произведения по заданным критериям; работая в группе, учитывать мнения партнёров, отлич­ные от собственных

Предметные результаты: чтение (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; чтение произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным инто­нированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочи­танного; объяснение смысл названия произведения; выделение в тексте непонятные слова и словосочетания, находить значения отдельных слов в словаре-справочни­ке учебника; выбирать нужное слово из предложенного в учебнике списка; пересказывать фрагменты текста под руководством учи­теля; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; высказывание своего отношения к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт; знакомство с новой книгой, её автором, названием и иллюстрациями


9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков: изучения и первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний, комплексного использования знаний, проверки, оценки и контроля знаний. Дифференцированные задания. Интеллектуальный марафон. Творческие работы. Информационный поиск. Проектная деятельность.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль проводится по изучению каждого основного раздела

11. Объем и сроки изучения

На изучение литературного чтения отво­дится 4 часа в неделю, всего – 40 часов:



Тематическое планирование


Содержание курса

Тематическое

планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Страна Вообразилия (16 ч)

Обогащение словаря, совершенствование техники чтения. Формирование культуры чтения стихотворений. Развитие представления по связи интонации и смысла речи. Развитие внимания к ритмичности стихотворной речи. Развитие творческого воображения. Развитие внимания к интонации и ее смысловому наполнению.


Стихотворный ритм (хорей). Многозначные слова.

Освоение нового ритма (ямба). Фразеологические обороты)


С.Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В.Левин «Ма­ленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная исто­рия»; К.Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Ка­рем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чуде­са», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В.Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира.


Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

Рисовать героев произведений.

Фантазировать, описывая внешний вид фантастических существ.

Сочинять истории, песенки, загадки.

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

Сказки о животных (14 ч)

Формирование умения читать литературный текст по ролям, пересказывать сюжет сказки.

Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

Сочинение сказки о животном.


Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Ли­сичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».

Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Забо­лоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А.Усачёв «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».


Выразительно читать литературное произведение.

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их.

Отвечать на вопросы, используя текст.

Пересказывать текст кратко, развернуто.

Находить в тексте доказательства выражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

Пересказывать текст от лица одного из героев произведения.

Природа и мы (10 ч)

Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста.


Работа над содержанием.

Обогащение словаря. Развитие умения выразить собственные переживания. Тренировка в заучивании наизусть.


Г. Балл. Кружавинка ; М.Пришвин. Осеннее утро., Черёмуха; А. Блок «Зайчик»; Н.Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чару­шин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А.Усачёв «Королев­ская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Выделять нужные фрагменты текста.

Определять главную мысль произведения.

Описывать героев произведения, определять их состояние, отношение к ним автора.

Сопоставлять описание природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.



Тамбовские писатели - детям (8 ч)

«Писатели родного края»

Знакомство с произведениями А.М.Акулинина. Совершенствование навыка смыслового чтения. Пересказ текста. Работа над содержанием.

Обогащение словаря.

Жизнь и творчество А.М.Акулинина. А.М.Акулинин. Одно имя на двоих. А.М. Катькин урок. А.М.Акулинин. Кукольный класс. А.М.Акулинин. Как боролись с двойкой. А.М.Акулинин. Анисовые яблоки. А.М.Акулинин. Свои загадки. Обобщающий урок по творчеству А.М.Акулинина.


Воспринимать на слух художественное произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.



следующая страница >>