shkolageo.ru 1 2 ... 5 6


А.М. Панкрушина, В.М. Соколов


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Сценарии, задания, вопросы

к семинарским занятиям


Н.Новгород - 2009

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка 3

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Психология познавательных процессов 4-16

1.2. Психология личности 17-28

1.3. Психология общения. Группы 29-33

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА

2.1.Педагогические системы. Основы теории обучения 34-41

2.2.Воспитание человека 42-48

Литература 49-51

Глоссарий 52-81

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Начнем с того, что традиционные формы проведения семинаров кажутся нам недостаточно эффективными. Действительно, к выступлению на семинаре готовятся один или два человека, которым предстоит сделать сообщение. Как правило, остальные студенты к обсуждению обозначенной темы не готовятся, да и докладчики слишком часто копируют содержание соответствующих материалов, находя их в Интернете, и зачитывают доклад с минимальным пониманием подготовленного, скучного текста. Такое чтение доклада не вызывает интереса у слушателей, не мотивирует дальнейшее обсуждение темы семинара.

Обучающее значение и эффективность реферативных заданий, как показывает опыт ввиду доступности платных услуг, обеспечивающих их выполнение, источников Интернета также существенно падает.

На наш взгляд, специально подготовленные сюжеты, небольшие задания и вопросы, адресованные всей группе и конкретному студенту, по собственному выбору, могут вызвать желаемый интерес к их обсуждению, стимулируя, тем самым, общий интерес к психолого-педагогической тематике.

Предлагаемые в пособии сюжеты, небольшие задания и вопросы делятся на два раздела – блок психологии, который в свою очередь делится на психологию познания и психологию личности, и блок педагогики.


Добавим к выше сказанному, что мы планируем расширять содержание пособия, используя содержащиеся в нем сценарии и в лекциях по психологии и педагогике.


РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

1.1.ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

1. Можно ли зафиксировать факт, что ощущение состоялось, опираясь только на показание прибора, фиксирующего интенсивность действующего на испытуемого стимула?

2. В начале космической эры, когда возникла настоятельная необходимость обеспечить реагирование с максимальной скоростью, для организации посадки космонавтов, для подачи команды использовали штыри в кресле. Известно, что при необходимости скоростного приема азбуки Морзе он ведется не на слух, а контактные датчики располагаются на груди принимающего [По тексту сюжетов 8, с. 25].

Какими особенностями ощущений можно объяснить такую ситуацию?

3. Космонавт В.И. Севастьянов обратил внимание, что в первые дни космического полета он различал мало объектов на Земле. Потом стал различать суда в океане, затем суда у причала, затем поезда. В конце полета он различал приусадебные участки и постройки на них. Астронавт Купер также, пролетая над Тибетом, видел невооруженным глазом дома и другие постройки на земле. Его наблюдения были проверены и оказались верными. Но, как показали расчеты, нормальная разрешающая способность человеческого глаза не позволяет различать подобные предметы с такой высоты [По тексту сюжетов 8, с. 23]. Попробуйте объяснить этот феномен.

4. Испытуемого поместили в звуконепроницаемую камеру и дождались пока его слуховая чувствительность достигла максимума. Далее, через звуковод, из соседней аппаратной комнаты стали ему передавать некие сигналы ниже порога его слышимости для данного момента. Согласно инструкции, испытуемый должен был точно записать все, что услышит. Оказалось, что испытуемый записал многое из передачи, что по расчетам не должен был слышать. Вместе с тем он записал и нечто такое, что в действительности ему не передавали [По тексту сюжетов 8, с. 24].


Попробуйте объяснить этот феномен.

5. Чем вызвана динамика в описаниях репродукции картины Рубенса “Портрет молодой женщины с вьющимися волосами” у студента А.? (Описания проводятся до и после изучения курса эндокринологии).

“Портрет молодой девушки. Открытое лицо. Она красива и знает об этом. Немного насмешлива, ироническая улыбка. Но в то же время она добра. Простая прическа, одежда подчеркивает нежность, мягкость”.

“Молодая женщина повышенного питания с румянцем на щеках неизвестной этиологии, шея несколько утолщена. По-видимому, у нее тиреотоксикоз. А взгляд у нее сегодня не такой уж насмешливый” [22, с. 234].

6. Рассказывая однажды студентам о том, как ему удалось создать теорию относительности А. Эйнштейн между прочим сказал, что дети отличаются от взрослых прежде всего тем, что они видят в каждой из окружающих их обыденных вещей маленькое чудо, останавливаются перед ним. Какое психическое явление имел ввиду А. Эйнштейн? Подумайте, какие условия способствуют развитию этой важной особенности детей [29, с. 49].

7. “Когда антрополог Колин Тернбулл в 1961 г. изучал племя пигмеев, он взял одного из них, с которым они подружились, с собой в путешествие. Пигмеи, которых изучал Тернбулл, всю свою жизнь проводили в лесу (их еще называли лесными людьми), и поэтому для них выход на равнину и возможность видеть на много миль вокруг были совершенно новым жизненным опытом. … Пигмею никогда раньше не приходилось смотреть вдаль. Когда он увидел вдалеке стадо буйволов, то подумал, что это муравьи, и отказывался верить, что это буйволы, потому что они выглядели такими маленькими” [33, с. 68]. Как можно объяснить эту ситуацию?

8. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.п.). Какая особенность познавательных процессов проявляется в этой ситуации?

9. В кино известен эффект Келешова. Он отснял известного в свое время артиста немого кино Можжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа на столе, играющим ребенком. Просмотр этих кадров показал, что зрители по-разному оценивают мимику и душевное состояние человека в последующем кадре в зависимости от предыдущего. Какие закономерности восприятия влияют на понимание смысла изображения? [29, с. 16)


10. Старинная восточная притча рассказывает о любопытных и слоне. Люди толпами шли, чтобы посмотреть на невиданного слона. Ночью любопытным никак было его не рассмотреть. Они пытались составить себе представление о нем, ощупывая его, но при этом каждый мог ощупать лишь часть большого животного. Один из посетителей, который трогал слона за ногу, говорил, что слон похож на большую колонну; второй, который дотрагивался до бивней слона, описывал животное, как острый предмет; третий, который брал слона за ухо, описал его, как веер; четвертый, который погладил слона по спине, утверждал, что слон прямой и плоский, как кушетка [26, с. 56].

Какие проблемы психологии восприятия иллюстрирует эта притча?

11. В опытах Ризена и Ааронса [8, с. 21] новорожденных шимпанзе содержали в полной темноте. Ежедневно воздействовали на них рассеянным светом в течение 90 минут, не давая им при этом двигаться. В таких условиях через 7 месяцев они все еще не научились узнавать даже бутылку, из которой их кормили. Через 3,5 месяца после того, как животных выпустили из комнаты, только одна обезьяна научилась отличать горизонтальные полосы от вертикальных.

Какие особенности формирования зрительного восприятия демонстрирует эксперимент?

12. В экспериментах Хелда и Хейна [33, с. 66] новорожденные котята содержались в темноте, а на свету находились только в специальном станке, который представлял собой подобие карусели с двумя корзинами для котят. Каждая из корзин могла вращаться относительно трех осей: главной вертикальной оси карусели и вертикальной и горизонтальной оси корзины. В одной корзине были сделаны отверстия для ног котенка, который и крутил всю карусель. Другой котенок не мог автономно двигаться и пассивно ехал в своей корзине. В результате один из котят адекватно воспринимал встречающиеся объекты, а другой был не способен различать формы объектов.

Какие особенности формирования зрительного восприятия демонстрирует эксперимент?


В эксперименте Г.А. Аминева [8, с. 26] всем участникам предложили через наушники прослушать фразу, начало которой: “Учительница вошла в…” было отчетливо слышно, а конец тонул в шумах. Требовалось воспроизвести фразу целиком. Здоровые люди давали несколько разных продолжений, которые по частоте расположились так: …в класс, …в школу, в магазин. Больные, которые не обращаются к памяти, были единодушны: … в пивную, что и было правильным окончанием предложения. Объясните результаты эксперимента?

13. Отечественный психолог А.Р. Лурия много лет наблюдал за мнемонистом - человеком, обладающем феноменальной памятью - С. Шерешевским [17]. У С. Шерешевского не было четкой грани, которая у большинства людей отделяет зрение от слуха, слух от осязания, слух – от осязания или вкуса. Голоса людей, например, он воспринимал как окрашенные и нередко говорил, что данный “желтый и рассыпчатый”, “темно-серебряный” или “фиолетовый”. Воспринимаемые им цвета характеризовались как “звонкие” или “глухие”, “соленые” или “хрустящие”, а звуки  “блестящие как сталь” или вкуса “кисло-сладкого борща”. Запоминание С. Шерешевского носило непосредственный характер, его механизмы сводились к тому, что он, например, запоминаемые слова, цифры превращал в зрительные образы или звуки.

Какая особенность восприятия была характерна для С. Шерешевского? К какому типу памяти можно отнести его память?

14. В период возникновения ядерной физики фактически единственным прибором, фиксирующим -частицы был экран, покрытый сернистым цинком. Когда -частица попадала на такой экран, на месте попадания возникала вспышка, которая и фиксировалась экспериментатором. Несмотря на грубую простоту таких наблюдений, именно такого типа наблюдения позволили Резерфорду высказать и обосновать гипотезу наличия ядра у атомов.

Исходя из свойств восприятия, как бы Вы порекомендовали экспериментатору готовиться к максимально точному проведению таких наблюдений?

15. Г.Б. Борисовский провел следующий эксперимент. Он предлагал прослушать две записи романса Римского-Корсакова “Пророк” на стихи А.С. Пушкина  в исполнении Ивана Петрова и Федора Шаляпина. Слушателей просили оценить время исполнения в обоих случаях. В первом случае слушатели достаточно точно оценили время исполнения произведения, во втором, они даже приблизительно не смогли оценить, как долго звучал голос гениального певца. Несколько минут превратились для них в неизмеримо более протяженный интервал времени внутреннего, психологического [30, с. 46].


Приведите другие примеры, подтверждающие мысль о несоответствии движения минутной стрелки психологическому восприятию времени.

16. Хесс (1963 г.) на основании результатов серии экспериментов установил, что при взгляде на человека или объект, который нам нравится, наши зрачки расширяются, и таким образом мы подсознательно можем реагировать на этот сигнал. [34, с. 437-438]. Попробуйте связать этот эффект с освещенностью публичных мест, ориентированных на встречу людей.

17. Штирлиц – герой фильма “Семнадцать мгновений весны” (вторая серия) [8, с. 29], сосредоточенно думая над тем, кто из руководителей третьего Рейха ищет контактов с союзниками, выкладывает их портреты из спичек. Попробуйте объяснить действия Штирлица.

18. В 1794 году девятилетнему мальчику Якобу Гримму делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. В то время обезболивающих средств еще не изобрели, и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что впоследствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли [8, с. 36]. Какие свойства внимания проявились в данном случае?

“Интересно отметить, что через 18 лет после этой операции тот самый “мальчик” принес издателю сказку “Белоснежка и семь гномов”, подписанную именем Якоба Гримма…”.

19. В рассказе О. Генри “Деловые люди” есть эпизод, где вор рекомендует человеку, к которому он проник как грабитель, лекарство от болезни. Потерпевший так поражен ситуацией (оказалось, что грабитель страдает тем же недугом) и так увлечен обсуждением способов лечения их общей болезни, что отвлекается от наличной ситуации, и они вместе дружно идут в бар отмечать свое знакомство. Какую особенность переключения внимания демонстрирует приведенный пример?

20. Объясните примеры удивительной рассеянности ученых.

1) Однажды И. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки, а спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.


2) Д. Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно стояли у его дома.

3) Композитор и химик А.П. Бородин, прототип стихотворения С. Маршака о “рассеянном с улицы Бассейной”, как-то принимая гостей, стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, что у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю.

4) Авиаконструктор Н.Е. Жуковский однажды приходит к себе домой. Звонит. Из-за двери спрашивают: “Вам кого?”. Он в ответ: “Скажите, дома ли хозяин?” - “Нет”- “А хозяйка?”  - “Нет и хозяйки. А что передать?”- “Скажите, что приходил Жуковский”.

21. Как известно, с помощью киноаппарата удается воспроизвести на экран движения людей, животных, машин. Благодаря каким свойствам памяти достигается этот эффект?

22. Встречаются через годы два бывших одноклассника: “Николай, ты, что ко мне приглядываешься? Не узнаешь?”. Опишите и дайте психологическое обоснование механизму узнавания. Как этот процесс связан с процессом восприятия, с памятью?

23. Определите, в каких из перечисленных примеров речь идет о кратковременной или долговременной памяти.

1) При печатании на пишущей машинке, как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

2) Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.

3) Малыш, проведший все лето в деревне у бабушки, может не узнать ее, когда зимой она приедет в город.

4) Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

5) Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые “улетучиваются” из головы, как только экзамен сдан.

6) Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.


24. Определите, о каком типе памяти идет речь в каждом описанном случае. Сталевары помнят множество оттенков красного цвета, математик легко запомнит информацию, сжатую в формулы; продавец помнит цены и вид продукта определенного веса; студент на экзамене помнит, что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу; закройщик помнит лекала распространенных фасонов и легко опознает их по рассказу заказчика; живописец помнит сочетания цветов заката в Гималаях, который он наблюдал в молодости; жители северных районов помнят разные цвета белого снега; “музыкант по слуху может наиграть любую мелодию; пожилой учитель помнит в лицо учащихся многих своих выпусков, учитель-литератор знает на память огромное количество стихотворений; полиглот свободно владеет 12 языками [28, с. 408].

25. Французский психолог А. Бине был неверующим в бога человеком, а его жена, наоборот, была религиозна. Перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось мног0о лет. Однако после стольких повторений Бине все-таки молитвы не запомнил и самостоятельно не мог ее воспроизвести. Является ли данный факт курьезным случаем или проявлением закономерностей памяти? [29, с. 42]

26. Как можно с точки зрения психологии восприятия объяснить эффект плацебо - таблетки или инъекции из сахара (соли), принимаемые в эксперименте испытуемыми в качестве обезболивающего, действительно у некоторых людей значительно снижали боль.

27. Детей просили нарисовать Деда Мороза в разные дни декабря 5, 21 и 31 [8, с. 56]. Чем ближе был праздник, тем больше места занимал Дед Мороз на листе бумаги и тем больше набухал его мешок с подарками. Как можно объяснить данные эксперимента, основываясь на знании особенностей памяти?

28. Г. Эббингауз экспериментально показал, что около 60 % запомненных бессмысленных трехбуквенных элементов забываются в течение одного часа после их полного воспроизведения, а через шесть суток человек может припомнить только около 20% прежде запомненных элементов. Как объяснить тогда, что вы можете припомнить часть содержания учебных дисциплин, к которым вы давно не обращались?


29. Опишите, какую роль в процессе узнавания объекта играет долговременная память?

30. “Лена, вот теперь, после твоего второго объяснения, я начал понимать твою идею”. Дайте психологическое описание, обоснование механизма понимания. Как этот процесс связан с памятью?

31. В 1930 г. Толмен и Хонзик [33] опубликовали результаты эксперимента по латентному научению крыс. Эксперимент, кратко, сводился к следующему: крыс, запускаемых в достаточно сложный лабиринт, делили на три группы. Первая группа крыс по выходу из лабиринта получала подкрепление – корм. Вторая группа крыс подкрепления не получала. Третья группа крыс получала подкрепление с 12 дня эксперимента до его окончания. Эксперимент длился 17 дней. Для крыс всех групп фиксировалось количество совершенных ошибок: неправильный выбор поворота в Т-образном лабиринте, поворот налево или направо. Крысы, получающие подкрепление, уже на 5-6 день совершали меньше ошибок, чем крысы второй и третьей группы, которые подкрепления не получали. Крысы первой группы к концу эксперимента (15-17 день) совершали в среднем около 2-х ошибок. Крысы второй группы с 12 по 17 день эксперимента совершали в среднем около 5 ошибок. Крысы третьей группы до 11 дня эксперимента совершали практически столько же ошибок, что и крысы второй группы, но, начиная с 12 дня, когда они (с 11 дня) начинали получать подкрепление, количество их ошибок скачком уменьшалось, приближаясь, в среднем, к чуть более одной. Таким образом, крысы третьей группы проходили лабиринт, начиная с 12 дня лучше, чем крысы первой группы, получавшие подкрепление с первого дня эксперимента.

Как бы вы объяснили результаты эксперимента? Какую роль в вашем объяснении будет играть память?

32. Вы собираетесь ехать, в одном случае, по традиционному маршруту, по которому вы ездите практически каждый день, в другом – по новому для вас маршруту, по которому вам не приходилось ранее ездить. Представьте и дайте обоснования осознанности и подсознательности ваших действий в этих ситуациях. Какова роль подсознания в процессе принятия решения?


33. Известный французский композитор Морис Равель в возрасте 57 лет, в автомобильной катастрофе получил серьезную черепную травму [4, с. 185]. Из описания его дальнейшего состояния следует, что хотя он и мог “по-прежнему слушать музыку, посещать концерты, высказывать критические замечания или описывать полученное им удовольствие, он больше так никогда и не смог заниматься композицией – записывать то, что звучало в его голове”. Можете ли Вы обоснованно предположить какое полушарие головного мозга Равеля наиболее пострадало в автокатастрофе.

34. Детям [8, с. 60] предлагается задача: “Комар больше слона, слон больше мышки. Кто больше всех?” Дети отвечают: “Слон!” Задача повторяется. Дети опять: “Слон!” Наконец, один ребенок говорит: “Получается, что комар больше всех, но я с этим не согласен”. Какую особенность детского мышления характеризует эта ситуация?

35. Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломовым, В.А. Пономаренко предложена следующая классификация образов:

“1. Сенсорно-перцептивный уровень. Базовый, генетически первичный уровень, связанный с непосредственным чувственным воздействием объекта отражения, формирующий сенсорно-перцептивный образ объекта в сознании человека.

2. Уровень представлений. Формирует образ-представление, который отличается от сенсорно-перцептивного образа тем, что может возникать без непосредственного чувственного внешнего воздействия. В этом плане образ-представление имеет как бы независимое от внешней действительности существование в сознании индивида. Он менее ярок и полон в сравнении с сенсорно-перцептивным образом, но, отражая объект, он его редуцирует, делает более схематичным за счет усиления одних признаков и ослабления других, что открывает путь к абстрагированию и обобщению. К уровню представлений относятся такие важнейшие психические процессы как образная память и воображение. Уровень представлений играет решающую роль в создании образов-эталонов, концептуальных моделей наблюдаемых, проектируемых объектов.


3. Третий уровень – вербально-логический. Это уровень понятийного отражения и рационального познания. На вербально-логическом уровне субъект оперирует понятиями и логическими приемами, что позволяет ему включить в свой индивидуальный опыт, исторически накопленный опыт всего человечества. Именно вербально-логическому уровню принадлежит ведущая роль в формировании осознанного отражения, но в создании целостного образа, регулирующего целенаправленную деятельность человека, обязательно включаются, динамично переходя друг в друга, все три уровня психического отражения.

Роль вербально-логического уровня образного отображения действительности в трансляции социализированного знания – социализированной, общечеловеческой памяти (опыта, накопленного и сохраняемого человечеством) – в память (базу знаний) субъекта. Роль речи, языка в этой трансляции. Роль и место педагогики в обеспечении эффективности этого процесса” [12].

Определите и дайте обоснование, к какому типу относятся образы: земного шара, как он видится из ближнего космоса; заката, у человека стоящего в закатное время на Волжском откосе; закона всемирного тяготения; картины Брюллова “Последний день Помпеи”; цветущего весеннего сада; квантово-механической модели атома водорода; розы, стоящей перед вами в вазе на столе. Есть ли принципиальное отличие между образом и понятием?

36. М.Ф. Андреева [8, с. 73] вспоминает, что когда М. Горький описывал сцену убийства женщины в повести “Городок Окуров”, то он до такой степени ярко представил себе боль, ощущения, рану, что упал в обморок и у него образовалась на месте предполагаемой раны стигма, которая продержалась несколько дней. Как можно объяснить это явление?

37. К.С. Станиславский в беседе с Н.И. Сац отмечал: “Воображение создает то, что есть, что бывает, а фантазия  то, что в действительности мы не знаем, что никогда не было и не будет”. Попытайтесь соотнести понятия “воображение” и “фантазия”. Приведите примеры проявления воображения и фантазии в литературе и искусстве.


38. Компьютеры представляются способными иметь убеждения и предпочтения (до неопределенной степени упорядочения), самооценку, обращенный вовне язык, интроспективные сообщения и процессор, преобразующий информацию о состоянии мира и собственного тела,  и все это, видимо, не обладая сознанием. Единственно значимые черты нашей ментальной жизни (отличной от сознания), которых, безусловно, в настоящее время нет у машины, - это способность к “индукции”, или кажущейся безграничной изобретательности в схватывании мира [28, с. 64].

Согласны ли вы с этой точкой позицией или нет и в чем именно? Можно ли говорить о машинном сознании, имея в виду современные компьютерные системы? Что еще есть в человеческом сознании, что не удается смоделировать компьютеру?

39. В 1972 году Уэйсон и Джонсон-Лэйрд продемонстрировали, что человеческая логика не всегда совпадает с формальной логикой, потому что люди наряду со строгими логическими последовательностями склонны использовать рассуждения, включающие в себя оценку вероятности. Самый известный пример человеческой логики был продемонстрирован в опыте с карточками, когда испытуемых просили определить, верно ли определенное утверждение или нет. Участникам эксперимента предъявляли четыре карточки: А, В, С, D. На лицевой стороне карточек были нарисованы черный круг, белый круг, черный треугольник и белый треугольник соответственно. Испытуемым задавали вопрос, какие карты следует перевернуть, чтобы проверить правило: “Если на одной стороне карты нарисован черный треугольник, то на другой стороне должен быть белый круг”. Как бы вы ответили на этот вопрос? Попробуйте объяснить, почему лишь немногие дают на этот вопрос правильный ответ.

40. Исходя из известной дифференциации функций полушарий головного мозга, следует ожидать, что повреждение левого полушария будет приводить к дефектам речевых функций, а правого – к дефектам пространственных функций. Известно, что “Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказавшихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек” [4, с. 190]. От каких различий в полушариях мозга это могло бы зависеть?


41. “Было обследовано [4, с. 190] 200 праворуких детей обоего пола в возрасте от 6 до 13 лет. Им предлагали взять в каждую руку по предмету необычной формы и манипулировать ими в течение 10 секунд. Затем им показали рисунки шести предметов и спросили, какой из них соответствует предмету, находящемуся в той или иной руке. У мальчиков процент правильного выбора рисунка, изображавшего предмет, находившейся в левой руке, был значительно выше, чем для предметов в правой руке. У девочек результаты оказались одинаковыми для обеих рук”. От каких различий в функционировании полушарий мозга это может зависеть?

1.2.ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

42. Предложите продолжение сказки Р. Киплинга “Маугли” с точки зрения сторонников различных подходов в понимании проблемы о соотношении наследственности, среды и воспитания в развитии личности.

43. В 1920 году вблизи индийской деревни Галамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей (Амале) было приблизительно 18 месяцев, старшей (Камале) около 7 лет. Девочки были отправлены в сиротский приют в Миднапуре. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее развитии отмечался довольно быстрый прогресс. В то же время перевоспитание Камалы шло с большими затруднениями. Спустя 4 года она выучила только 6 слов. В возрасте 16-18 лет она вела себя как 4-х летнее дитя. Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему социализация Амалы шла значительно успешнее? [13, с. 79]

44. В пьесе английского драматурга Вильяма Гибсона “Сотворившая чудо” рассказывается о слепоглухонемой Елене Келлер. Отправляя к маленькой Елене Келлер учительницу, директор знаменитой Перкинской школы для слепых и глухих детей Майкл Анн напутствует ее, сравнивая слепоглухонемого ребенка с сейфом, к которому надо подобрать ключ. Задача молодой учительницы Анны Суслливы, таким образом, вовсе не в том, чтобы наполнить сейф сокровищами человеческой психики; ей надо лишь дать ей оттуда выход.


Ошибочно или верно такое суждение? Что является решающим фактом в формировании психики человека? [13, с. 20-21]

45. “Если личность – вершина человека, то индивидуальность – его глубина”, – отмечал отечественный психолог Б.Г. Ананьев. Прокомментируйте это выражение. В чем проявляется индивидуальность человека? Когда он становится личностью?

46. Проанализируйте приведенные примеры [28].Объясните, как связаны между собой повседневная жизнь и бессознательное.

1) Человек, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из общественных движений протеста.

2) “Заседание закрыто.… Ах, простите… Заседание открыто”, – объявляет председатель.

3) В годы Первой мировой войны обнаружили, что некоторые солдаты на фронте видели гораздо меньше снов о войне, нежели о доме и мирной жизни. Именно они еще могли переносить окопную жизнь. Солдаты, которым снилась война, чаще покидали передовую.

4) После землетрясения в Армении многих детей, тяжело психически травмированных, удалось адаптировать и вернуть к нормальной жизни. Используя рисуночную терапию.

5) Анна Каренина каждую ночь видела сон, в котором Каренин и Вронский, оба были вместе. Были ее мужьями.

6) Прославленный хирург “артистически” действует скальпелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстрируемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял с детства .

47. Какие механизмы психологической защиты проявляются в каждой из ситуаций? [28]

1) И. Гете в юности перенес несчастную любовь, у него появились мысли о самоубийстве. Он мог преодолеть мрачные настроения и жить после того, как написал “страдания молодого Вертера”. Герой этого романа кончает жизнь самоубийством.

2) Многие американцы проецируют групповую солидарность, хитрость и корыстолюбие на евреев; лень, беспечность, суеверие, невежество и распущенность на негров.


3) Кинорежиссер Хичкок писал, что для него единственный способ избавиться от своих страхов, снять о них фильм.

4) Наркоман знает, что подвергается опасности, употребляя наркотики, но оправдывает себя, приписывая употребление наркотиков значительному числу своих сверстников: “гашиш курит каждый второй в училище”, “почти все нюхают”.

5) Агрессивный молодой человек становится первоклассным игроком регби.

6) В одном американском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

7) Врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом с 30-летним стажем по рентгенодиагностике легочных опухолей, воскликнула: “Ну зачем же вы от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!”. Она не вспомнила симптомов рака.

8) В концлагерях были заключенные, которые, несмотря на голод, жажду, холод, унижение человеческого достоинства, смогли, как бы отдалиться от своих страданий и не думать только о еде или тепле. Часто защитой от лагерного кошмара выступало чувство дереализации. Тем самым они сохранили внутреннюю свободу  пространство, в котором могли мыслить, мечтать. Так. С. Франкл в концлагере был занят мыслями о лекциях, П. Флоренский и А. Чижевский в заключении в Гулаге – научными исследованиями.

9) Потерявший доверие народа и популярность политический лидер продолжает считать себя одним из самых авторитетных политических деятелей, пользующихся успехом.

10) При опросе общественного мнения, люди, голосовавшие за определенного кандидата, переоценивали количество голосов, собранных за этого кандидата.

48. В эксперименте А. Лачинса [16, с. 135] испытуемым предлагалось, используя кувшины разного объема, получить требуемое количество литров воды в одном из них.

Таблица 1.Задача Лачинса

Задача


Заданные объемы кувшинов

Объем воды, который необходимо получить,л










А

В

С




1

29

3




20



4

18

43

10

5

5

9

42

6

1



11

14

36

8

6



следующая страница >>