shkolageo.ru 1

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ


Всероссийской олимпиады по тюркским языкам (2009)


Вопрос:

1. Распределите нижеприведенные языки по основным группам, входящим в состав тюркских языков по классификации Н.А.Баскакова.


Уйгурский, туркменский, турецкий, якутский, чувашский, гагаузский, каракалпакский, тофаларский, башкирский, караимский, кумыкский, шорский, киргизский, азербайджанский, хакасский, балкарский, алтайский, татарский, тувинский, алтайский.


За каждый правильный ответ – 0,5 баллов.

Общая сумма баллов – 10.


Вопрос:


Продолжите и дайте обоснование следующему утверждению: «Словарь тюркских языков (Дивану лугат- ит-тюрк) Махмуда Кашгари внес большой вклад в изучение истории тюркских языков …….»

Общая сумма баллов – 8.


Вопрос:


Какие гипотезы существуют о возникновении рунического алфавита у древних тюрков?


За каждый правильный ответ – 2 балла.

Общая сумма баллов – 10.


Вопрос:


Назовите двух известных исследователей алтайского, башкирского, татарского, тувинского, хакасского, якутского языков и их труды.


За каждый правильный ответ 2 балла.

Общая сумма баллов – 12.


Вопрос:


Найдите разные формы глагола в отрывке из памятника в честь Кюль-тегина (Большая надпись) в переводе С.Е. Малова.




Перевод

  1. (Итак), о тюркский народ, когда ты идешь в ту страну, ты становишься на краю гибели; когда же ты, находясь в Отюкэнской стране, (лишь) посылаешь караваны (за подарками, т.е. за данью), у тебя совсем нет горя, когда ты остаешься в Отюкэнской черни, ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз, и ты, тюркский народ, сыт, когда же ты тощ и голоден (но тем не менее) ты не понимаешь (состояния) сытости (т.е. истинных причин сытости) и, раз насытившись, ты не понимаешь (состояния) голода. Вследствие того, что ты таков (т.е. нерасчетлив, недальновиден),


  2. ты, не принимая (т.е. не слушаясь) поднявшего (тебя) ни твоего хана, ни слова его, (стал) бродить по всем странам и там совершенно изнемог и изнурился (т.е. большая часть твоя погибла);


За каждый правильный ответ –1 балл.

Общая сумма баллов – 12 баллов.


Вопрос:

Назовите термины, обозначающие следующие языковые явления:


1. Язык пришельцев – нередко национального меньшинства, – повлиявший на язык аборигенов и сохранившийся в качестве соседнего языка.

2. Следы побежденного языка в составе языка-победителя при скрещивании двух языков.

3. Следы языка пришельцев в составе языка коренных жителей.


За каждый правильный ответ – 1 балл.

Общая сумма баллов – 3.


Вопрос:

Заполните таблицу соответствий согласных звуков тюркских языков и назовите фонетические различия, возникшие в результате дробления огузо-кыпчакских и булгарских племен:


Языки




древне-

тюркский

алтайский

башкирский

татарский

тувинский

шорский

хакасский

якутский

йир




















йол






















йох






















адах






















хадын






















кодан






















тод





















За правильное заполнение столбцов – 1 балл, за анализ таблицы – 2 балла.

Общий балл – 9.


Вопрос:

Назовите не менее 5 общих признаков, характерных для языков алтайской группы.


За каждый правильный ответ – 1 балл.

Общая сумма баллов – 5.


Вопрос:

Какой древнетюркский падеж стал в ряде тюркских языков наречием?


За правильный ответ – 1 балл.


Вопрос:

Назовите 5 широко используемых в тюркских языках слов, заимствованных из монгольского.


За каждый правильный ответ – 1 балл.

Общая сумма баллов – 5.

Вопрос:

Творческое задание. Напишите по выбранной форме (эссе, научная статья, публицистическая статья, сочинение-рассуждение) на тему «Родной язык – сокровище духовной культуры моего народа».

Общая сумма баллов – 30.

Вопрос:


Перечислите виды отношений послелогов. Приведите примеры из родных языков.


Вопрос:

О каких фонетических явлениях можно говорить в следующих словах:

А) балык – балыгы; б) текпиш-тепкиш, какпыш-капкыш


А) Озвончение перед гласным окончанием; б) метатеза


Вопрос:

Определите семантическую структуру слова КАРА «ЧЕРНЫЙ» в тюркских языках (приведите примеры).


Вопрос:

Назовите способы словообразования в тюркских языках (приведите примеры из родных языков).


Вопросы к Всероссийской студенческой олимпиаде по фольклору и литературе (2009)

1. Тестовые задания



I. Укажите авторов названных научных работ:

1. «Поэтика тувинского героического эпоса» -

2. «Золотая ветвь» -

3. «Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе» -

4. «Народной мудрости источник. Толковый словарь башкирского фольклора» -

5. «Сюжеты якутских олонхо» -

6. «Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур» -

7. «Семья у алтайцев» -


Дж.Фрэзер, В.Я.Пропп, С.М.Байсклан, Е.С.Новик, Н.В.Емельянов, Н.И.Шатинова, С.А.Галин, Р.С.Липец.

Полный правильный ответ оценивается в 7 баллов (каждый правильный ответ – в 1 балл).


II
. Соотнесите сказителей с народами, которые их так называют (данными ниже):

Йырау

Кайчы

Улигершин

Хоомейши

Джангарчы

Манасчы

Олонхосут

Сказители

Алтайским, якутским, киргизским, тувинским, башкирским, русским, калмыцким, бурятским.

Полный правильный ответ оценивается в 8 баллов (каждый правильный ответ – в 1 балл).


III. Определите жанр: «Их установка – создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи ‹в них› ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться…» (Зуева Т.В., Кирдан Б.П.)

1) страшилки;

2) жеребьевки;

3) небылицы-перевертыши.

Правильный ответ оценивается в 3 балла, за каждый правильный - по 1 баллу.


IV
. Мифологический персонаж, открывший людям огонь, металл, полезные растения, создавший орудия труда и прочее.

1) Уран;

2) культурный герой;

3) первопредки.

Правильный ответ оценивается в 3 балла (за каждый правильный по 1 баллу).



V. Определите, какие языковые средства художественной выразительности использованы в ниже приведенных текстах (например: символ, метафора, сравнение, эпитет (сложный, цветовой и др.), синекдоха, общие места (формула), гипербола, литота, антитеза). Правильный ответ оценивается в 10 баллов (за каждый правильный по 2 балла).


1. …Сняв седло, подобное своду высокого неба,

с подседельником, словно бегущее облако,

с потником, словно летучая туча,

с тебеньками, словно багровые тучи,

со стременами, словно буйные тучи,

с подпругами, словно крутая радуга,

доброго коня своего снарядил.

(«Кыыс Дэбилийэ» якутский героический эпос)


2. Корень учения горек, да плод его сладок. (Русская народная пословица)


3. Жефэк баулы былбыл кош Соловей с шелковой привязью

Бардыр сине? илендэ. Имеется в твоей стране.

Каеш баулы лачын кош Сокол с кожаной привязью

Бардыр минем илемдэ. Имеется в моей стране…

Каеш баулы лачыным бар, От славного сокола,

Былбылы?а килгэн мин. За соловьем путь держу я.

Тимер булса?, мин – кумер, Ты – железо, я – огонь,

Эретергэ килгэн мин. Расплавлю я тебя.

(Татарская песня сватовства).


4. Узун агаш бажында урлу бичик. (Мее) – На вершине высокого дерева книга мудрости (Головной мозг). (Алтайская народная загадка)


5. Бир хонгаш, Одни сутки прошли:

«Бир харлыг мен» - деп, «Год мне!» - говорит.

Ижи хонгаш, Двое суток прошло:

«Ижи харлыг мен» - деп «Два года мне!» - говорит.

«Хунан -Кара» (тувинское героическое сказание)

VI. Как назывался обряд периода родового общества, обеспечивающего посвящение, переход его членов в новую половозрастную группу. Его элементы сохранились и в обрядах тюркоязычных народов.


Ответ оценивается в 2 балла.


VII
. Из перечисленных ниже жанров выберите те, которых исследователи относят к енисейским руническим памятникам. (общее количество 3 балла, за каждый правильный по 1 баллу)

а) историко-героические поэмы (С.Суразаков)

б) «кладбищенская поэзия» (С.Малов)

г) эпитафийная лирика (И.Стеблева)


VIII. Определите, из какого древнетюркского литературного памятника взят данный отрывок? (За правильный ответ 5 баллов).

Земной шар - это счастье кыпчака
[быстро] проходящая жизнь,
[буквально кочующая]
Сколько беков он состарил,
Сам же не стареет.

а) «Орхоно-Енисейские рунические памятники»

б) Юсуф Баласагуни «Кутадгу билик»

в) Анонимное произведение «Чингизнаме»

г) М. Кашгар «Дивану лу?ат ит-тюрк»


IX. Этот поэт впервые поднял поэтическое слово народа как острое оружие борьбы за светлую жизнь. И эта «выдающаяся историческая роль выдвинула его из рядов народа, сохранила за ним память, как о герое, певце-импровизаторе, сделала самого героем песен» (Р.Г.Игнатьев). Назовите имя этого поэта (2 балла)

а) Муса Джалиль

б) Габдулла Тукай

в) Салават Юлаев

г) Карачайлы


X. Изучению проблем стихосложения тюркских народов Сибири посвящен ряд специальных исследований. Отнесите нижеперечисленные монографические исследования к ее авторам (Н.Н.Тобуроков, М.К.Хамраев, С.М.Каташев, М.А.Унгвицкая, У.А.Донгак). (Полный ответ оценивается в 5 баллов, за каждый правильный 1 балл)

«Основы тюркского стихосложения»

«Основы алтайского стихосложения»

«Тувинское стихосложение»

«Хакасское стихосложение»

«Якутский стих»

XI. Эта поэма «оставила глубокий след в развитии литератур многих тюркских народов с древними традициями письменности. С определенностью можно указать на следы ее поэтического языка в поэме «Хусров и Ширин» (XIV в.) Кутба и на произведения других представителей тюркской поэзии Поволжья, Средней и Малой Азии» (Н.Хисамов). О каком произведении тюркоязычной поэзии средних веков говориться? (Правильный ответ 3 балла)


а) Алишер Навои «Фархад и Ширин»

б) Низами «Лейли и Меджнун»

в) Кул Гали «Сказание о Юсуфе»

г) Дурбек «Юсуф и Зулейха»


XII. Назовите автора данных строк: «Не русский я, но россиянин». (Правильный ответ 2 балла)

а) Мустай Карим

б) Муса Джалиль

в) Салчак Тока

г) Борис Укачин


ІІ. Творческая работа

1.Какие мифы, поверья и культы об очаге существуют в традиции вашего народа?

Ответ оценивается в 15 баллов.


III. Анализ текста


Проанализируйте стихотворение А. Тадинова «Песнь синего волка» (см. Приложение 1.) Ответьте на следующие вопросы:


  1. В чем своеобразие тематики стихотворения и ее особенность как явления национальной и межнациональной культуры? (7 баллов)

  2. Как реализуется мифологема богини-матери в стихотворении, и какова ее роль? (5 баллов)

  3. Раскройте характер и раздумья лирического героя (5 баллов)

  4. Какие мотивы встречаются в тексте, и в каких образах воплощаются? (5 баллов)

  5. Объясните смысл заглавия стихотворения и соотнесите с содержанием стихотворения (5 баллов)

  6. Назовите произведения со сходной проблематикой, встречающиеся в Вашей литературе (5 баллов)

Полный ответ оценивается в 32 балла