shkolageo.ru 1 2

Баженова Л.М. Азбука кино. Учебная программа для детей 7-10 лет // Программы дополнительного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С. 152-166.


Автор — Л. М. Баженова

АЗБУКА КИНО

(возраст детей 7—10 лет, срок реализации 2 года)

Пояснительная записка

Трудно найти ребенка, который бы не любил кино. Искусство

экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно дает им и героев для подражания, и темы для игр.

Зрительский опыт школьников начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребе­нок воспитывается. Но проходят годы, а модель взаимодействия подрастающего человека с кино не меняется. Кино по-прежнему остается лишь развлечением, всерьез не воспринимаемым ни семьей, ни школой. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается невостребованным. Между тем перед экраном телевизора дети проводят большую часть своего свободного време­ни, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Как показывает опыт, экранные искусства, и прежде всего - кино, обладают большими возможностями для детского разви­тия. Воспитательные возможности киноискусства настолько широки, что можно говорить об универсальности этого вида искусства для учреждений дополнительного образования. Киноэкран обладает огромной убедительной силой, идеи, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усва­иваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Изучение искусства экрана с детьми. 7— 10 лет направлено прежде всего на то, чтобы сформировать у них навыки восприятия экранных произведений, развить способность адекватно понимать экранный текст, сопереживать про­исходящему в фильме и эмоционально откликаться на элементы формы и содержания, уметь анализировать экранное произведение. Дети должны получить представление о том, что у экранных искусств есть свои особые выразительные средства, свой язык. Изучение основных понятий этого языка поможет лучше понимать аудиовизуальные (звукозрительные) искусства — кинематограф, телевидение, видео, а также применять эти знания в своем творчестве.


Фильмы для просмотра нужно выбирать в зависимости от

152

возраста детей. Указанные в программе фильмы могут быть заменены другими, если есть необходимость. Выбор фрагментов фильмов для работы делает сам педагог, исходя из целей показа имеющихся в его распоряжении фильмов. Демонстрируются фильмы с помощью видеомагнитофона. Просмотр полнометражных фильмов может происходить не на одном, а на двух занятиях.

Освоение искусства экрана происходит более эффективно, если дети включаются в творческую деятельность. Именно поэтому формирование экранной культуры предполагает не только Просмотры и обсуждения мультипликационных, игровых и доку­ментальных фильмов, но и выполнение разнообразных творче­ских заданий, помогающих освоить язык экрана.

Второй год занятий направлен на приобщение детей к экранным искусствам на основе их собственной деятельности — видеотворчества. Пройдя путь создания небольшого экранного произведения — видеофильма, дети осваивают основные принципы создания образов в экранных (аудиовизуальных) искусствах. Детские и юношеские киностудии в нашей стране существуют давно. В таких студиях дети и подростки занимаются по нескольку лет, снимают фильмы, обучаются мастерству режиссера, оператора, актера. Изучение опыта работы школ в области эстетического воспитания показывает, что с развитием видеотехники Значительно возрос интерес детей к самодеятельному творчеству в области киносъемки. Дети под руководством педагогов снимают игровые, документальные фильмы и видеосюжеты, в которых показывают о своей жизни, о жизни своего города, села. Возросший интерес к этому виду детского творчества выражается ев том, что в нашей стране проводятся даже международные фестивали детского видеотворчества. Вместе с тем просмотр детских работ, выполненных под руководством педагогов, часто свидетельствует о том, что авторы фильмов не учитывают некоторых элементарных законов экрана, простота работы с видеокамерой создает иллюзию того, что созданию фильма не нужно учиться, что язык экранных искусств прост и ясен всем и зависит лишь от возможностей видеокамеры, Такой упрощенный подход, несомненно, сказывается на качестве детских работ, и даже очень интересные замыслы авторов не находят должного воплощения на экране.


Что же надо сделать, чтобы избежать этого? Прежде всего педагог должен осознать, что перед началом работы надо изучить с детьми некоторые элементарные сведения из области экранных искусств. Затраченное на это время полностью окупится в дальнейшей работе, сделает процесс творчества осмысленным, поможет найти адекватное выражение интересных идей и замыслов. Такая работа поможет эстетически развить детей, сформировать у них аудиовизуальное мышление.

153

Программа не ставит своей целью овладение большим объ­емом специальных знаний в области техники видеосъемки, ви­деозаписи, монтажа и т. п. Все знания, приобретаемые детьми в кружке, непосредственно связаны с решением тех практиче­ских задач, которые предстоит решать в ходе создания люби­тельских фильмов в системе дополнительного образования и в семье. Полученные в кружке знания и умения ребята могут раз­вивать и дальше, занимаясь в творческих мастерских и видео­студиях.

Занятия детей видеотворчеством решают сразу несколько за­дач. Это и медиаобразовательная задача, поскольку происходи! знакомство с тем, как создаются аудиовизуальные медиатексты (видеофильмы), и творческое развитие детей, и обобщение тех знаний, которые они получили на различных предметах художе­ственно-эстетического цикла (изобразительное искусство, музы­ка, мировая художественная культура).

Результатом работы второго года занятий является съемка не­большого видеофильма. Собственно съемке предшествует период подготовки и освоения необходимых знаний и навыков.

Цель занятий — эстетическое развитие и художественное об­разование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя, создания собственного произведения на материале эк­ранных искусств.

В процессе занятий с учащимися решаются следующие задачи.

Первый год обучения:

— формирование представления о фильме как о произведе­нии искусства;


  • изучение основ языка экранных искусств;

  • формирование навыков восприятия и анализа фильма;

  • знакомство с основными видами и жанрами кинематографа;

  • обобщение и систематизация стихийно сложившегося зри­тельского опыта;

  • развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности;

  • расширение зрительского опыта, формирование художе­ственного вкуса и интересов в области кино.

Второй год обучения:

  • расширение представлений о языке экранных искусств;

  • формирование представлений о возможностях видеосъем­ки, монтажа, озвучивания фильма;

. — знакомство с особенностями работы сценариста, режиссе­ра, оператора, актеров в процессе работы над фильмом;

— знакомство в процессе практической работы с основными
этапами работы над видеофильмом.

К концу первого года обучения дети должны:

— знать особенности языка кино, отличие языка кино от
языка других видов искусства;

154

— уметь выразить свое отношение к игровому и мультипликационному фильму;

— уметь рассказать о герое фильма, его характере, поступ­ках;

— различать основные виды и жанры кинематографа;

— понимать роль музыки в фильме;

— иметь представление о том, что такое основная идея фильма (авторская позиция).

К концу второго года обучения дети должны:

— знать в основных чертах специфику языка кино и уметь с его помощью выразить свою мысль, передать какое-то содержа­ние;

— представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съемке (сделать монтажную запись);

— знать, какие существуют этапы работы над фильмом;

— активно включаться в работу на каждом из этапов, выпол­няя различные виды работ, связанные с созданием фильма (подготовка титров, выбор музыкального сопровождения, выбор объ­ектов для съемок в интерьере или на природе, подготовка реквизита, исполнение ролей и т.д.)


В процессе занятий дети будут заниматься следующей деятельностью.

Первый год обучения:

— смотреть фильмы разных видов и жанров;

— участвовать в обсуждениях фильмов, выражать свое отношение к увиденному;

— осваивать знания о языке и выразительных средствах экрана;

— выполнять творческие задания, помогающие совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведе­ний.

Второй год обучения:

— совершенствовать знания о языке и выразительных воз­можностях экранных искусств;

— выполнять практические задания по освоению языка кино в процессе видеосъемки;

— работать над созданием небольшого видеофильма (замы­сел, сочинение сценария, подготовительный период, съемки, перемонтаж, озвучивание, демонстрация фильма, обсуждение резуль­татов работы).

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия прово­рятся один раз в неделю и рассчитаны на 72 часа в год. Такой режим работы не будет перегружать детей. Занятия можно организо­вать в кружке, студии, в группе продленного дня, во внешкольном учреждении.


155

Окончание 5


Творческая работа по усвоению языка кино. Монтажная запись


Съемка по монтажной записи (работа в группах)


Сочинение небольших сюжетов. Творческая работа


Работа над сценарием


Пробы на роли. Репетиции


Видеосъемка фильма


Просмотр отснятого материала. Обсуждение


12 | Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации


13 | Демонстрация фильма Обсуждение

Учебно-тематический план



№ п/п

Темы

Общее

количество

часов

В том числе

теоретиче­ские часы

практиче­ские часы

1

2

3

4

5




Первый год обучения

1

Вводное занятие

2

2

1

2

Развитие навыков восприятия в процессе просмотра и обсуждения фильма

8

2

6

3

Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране


5

2

3

4

Основы языка кино: кадр

4

2

2

5

Монтаж в фильме

4

2

2

6

Сюжет фильма, поступки и характер героев

8

3

5

7.

Работа с фильмом-экранизацией

6



2

4

8

Развитие представлений о кадре: план, ракурс

6

2

' 4

9


Звуки и музыка в фильме

4

2

2

10

Фильмы мультипликационные и художественные игровые

6

2

4

11

Фильмы художественные и документальные

5

2.

3

12

Кадр как часть фильма: кинематографический кадр

2

1

1

13

Знакомство с жанрами

художественного

кинематографа

4

2

2

14

Игра-викторина

6

2


4

15

Итоговое занятие

2

1

1




Итого

72

29

43




Второй год обучения

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Просмотры и обсуждение фильмов

10

■ ■ ;

10

3

Специфика языка кино

6

1

5


4

Знакомство с видеокамерой.

Возможности

видеосъемки

6

2

4

156

Итого Всего



следующая страница >>