shkolageo.ru   1 ... 2 3 4

Использование метода проектов в начальной школе

Исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения младших школьников иностранному языку, а именно затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции, ощущения, делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, дать возможность детям активно взаимодействовать друг с другом, предусматривать все возможные формы работы в классе и др., я решила начать использовать метод проектов и в начальной школе. Прежде всего, я попыталась определить периодичность и качественный состав проектных работ в рамках каждой темы.

В качестве примера творческих проектов, предлагаемых на 1-м году обучения, хотелось бы привести следующие:


  • Изготовление именных значков (Making name badges) по теме “Hello”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m …” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;

  • Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.

Как видим, целью этих работ является изготовление полезных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни. Кроме того, продукт проекта младшие школьники могут использовать для игры. Например, проект “Изображение силуэта” (“Making a silhouette of yourself”) по теме “Family and friends”. Эту работу ребятам предлагается выполнить в парах. Сначала выбирается пара, которая демонстрирует изображение силуэта в профиль, при этом ребята поочередно меняются ролями. Затем дети вырезают каждый свой силуэт и вывешивают в классе, сопровождая подписью — вопросом “Who’s this?” Далее школьникам предлагается отгадать кому принадлежит силуэт. Выполняя работу, дети учатся сотрудничать и развивают умение взаимодействовать друг с другом.


Что касается исследовательских проектов, то на 1-м году обучения они могут быть следующие.

Детям дается задание проинтервьюировать друг друга по цепочке по теме “Дни рождения” (“Birthdays”) с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос “When is your birthday?” дети записывают имена опрошенных в соответствующем секторе таблицы (“Кусочек пирога”). Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года.

Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях в еде по теме “Food”, выполняя групповой проект. В результате опроса ребята заполняют таблицу (можно в виде тарелки). Роль учителя — убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность произношения и интонацию вопросов. По окончании работы подводятся итоги. Графическое оформление и дизайн таблиц для внесения статистических данных должны учитывать возрастные особенности учеников. Таблица должна привлекать внимание детей, помогать сохранить в памяти смысл того, что нужно воспринимать и вызывать желание работать. Подобные проекты развивают у младших школьников поисковые умения (умение запрашивать информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи).

Когда дети становятся старше, задания в рамках проекта для них следует усложнять. Очень удачный вариант — введение межкультурного компонента. Например, на 3-ем году обучения младшие школьники могут выполнить творческую проектную работу “My calendar”. Суть его состоит в составлении календаря основных праздников. Предварительно дети изучают информацию о праздниках, значимых для английских школьников и вносят их в 1-ю колонку, а во вторую вносят информацию о праздниках в своей стране. Можно дать ребятам возможность украсить календарь рисунками и иллюстрациями символов этих праздников. Таким образом, мы развиваем в детях такую важную компетенцию как межкультурную. Кроме того, давая возможность школьникам постепенно знакомиться с реальной жизнью их зарубежных сверстников и позволяя сравнивать со своей, мы, тем самым, развиваем в них толерантность, культурную грамотность и способствуем развитию диалогичной личности.


Например, изучая досуговую деятельность английских сверстников, ребята могут изготовить большую карту Великобритании и прикрепить принесенные картинки, фотографии, вырезки, сувениры к различным участкам на карте. Также дети могут принести собственные фотографии и провести демонстрацию своей досуговой деятельности на основе карты своего региона.

Примерами творческих проектов на 2-м и 3-м году обучения также могут быть “Планирование уголка английского языка” (по теме “My classroom”), где им предлагается принести различные предметы (книги, сувениры, продукты с наклейками на английском языке) и представить их в классе. И еще один вариант творческого проекта для данной возрастной группы - составление меню для идеального ресторана, где готовят свою любимую еду: 1) закуски (Starter), 2) основное блюдо (Main course), 3) десерт (Dessert). Кроме того, ресторану нужно дать название.

Что касается исследовательских проектов, то их задача на 2-м, 3-м году обучения усложняется. Например, в рамках темы “Our class” (наш класс) дети изучают количественный состав класса по разным признакам: 1) девочки и мальчики, 2) цвет волос, 3) цвет глаз, 4) любимые цвета. Для подсчета результатов выбирается 4 помощника. Таким образом, закладываются навыки обработки статистического материала.

На 3-м году обучения целесообразно развивать такие коммуникативные навыки как умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, кроме того, параллельно нужно развивать презентационные навыки, такие как навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления. Кроме того, дети учатся оценивать работы своих товарищей. В этой связи примечателен следующий проект: детям, работающим в группах, предлагается прорекламировать новый вид детского развлекательного центра (“Adventure town”). Варианты развлечений предлагаются (playing in the computer shop, playing games in a sport centre, eating pizza with a famous person etc.). Затем детям раздаются полоски бумаги и каждому участнику группы предлагается описать аттракцион, не забывая указать цену входного билета, часы работы, а также сделать несколько простых иллюстраций. По окончании предлагается определить лучшую работу, аргументируя свой выбор.


Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать, что:


  1. Существуют возрастные и психологические особенности детей.

  2. Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.

  3. Задания должны усложняться в зависимости от возраста.

  4. Обязательно включение межкультурного компонента.

В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, создателя рекламы, дизайнера. Ну и, наконец, спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем, и о которых было сказано выше, позволит будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными и успешными.


Заключение

В результате проведенного исследования по вопросу использования проектной методики в системе учебных занятий на разных ступенях обучения были сделаны следующие выводы:

1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.


В процессе анализа научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

• сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

• шире использовать рефлексивный подход в обучении (анализ, синтез идей);

• стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

• усилить степень самостоятельной работы учащихся;

• пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

Однако решение данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала, и развитие необходимых умений.

2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно - деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.


Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

В этом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов и готовясь к аттестации, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.


Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.


Вопросы были следующие:


1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?

а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?

а) Да; б) Нет.

3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?

а) Да; б) Нет

4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?

а) Да; б) Нет.


Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка вовлекло школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.


Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.



Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.


Список использованной литературы


1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 17-22.

2. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.

4. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.

5. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке /Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.

6. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

7. Князев М.Н. Проблемы технологии обучения иностранному языку на современном этапе. / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 105-107.

8. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.

9. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.

10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

11. Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.

12. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 63-68.


13. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 41-46.

14. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 3. – С. 46-48.

15. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.

16. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.

17. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Москва, 2000


18. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам

/ Москва, 2000


19. Синенко В.Я. Педагогическое проектирование как способ повышения качества образования / Сибирский учитель , 2004 №1


20. Гаргай В.Е. Опыт педагогического проектирования на западе и в России

/Сибирский учитель, 2004 №2


<< предыдущая страница