shkolageo.ru 1 2 3



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель СТК Директор ГБОУДОД ОблСЮН

Тверской области

_________Жулина Т.И. _____________Борисова Н.Ю.


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Областная станция юных натуралистов Тверской области»


ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

о состоянии и результатах деятельности

ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области

за 2011 год





Тверь, 2012

СОДЕРЖАНИЕ:


История станции юннатов ……………………………………………3


1. Общая характеристика учреждения ……………………………….3


2. Особенности образовательного процесса…………………………4


3. Условия осуществления образовательного процесса ………...….8


4. Результаты деятельности учреждения, качество образования …10


5. Социальная активность и внешние связи учреждения……………18


6. Финансово – экономическая деятельность учреждения………...19


7. Заключение. Перспективы и планы развития……………………20


ИСТОРИЯ СТАНЦИИ ЮННАТОВ


Тверская областная станция юных натуралистов была основана в 1934 году. Статус областной организации станция получила в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны после освобождения г. Калинина (1941 г.) начали работать 5 юннатских кружков, в котором занимались 60 человек. Они занимались ремонтными работами, выращивали сельскохозяйственную продукцию, проводили опытно-исследовательскую работу на учебно-опытном участке. Современное здание станции юннатов было открыто 19 мая 1985 года.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ



  1. Полное наименование образовательного учреждения (по Уставу) Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областная станция юных натуралистов Тверской области»


  2. Наименование учреждения (сокращенное) - ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области

  3. Тип учреждения – бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей.

  4. Вид – образовательное учреждение дополнительного образования детей (реализует образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности).

  5. Организационно-правовая форма – государственное учреждение

  6. Учредитель образовательного учреждения - Министерство образования Тверской области

  7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности - № 41 от 16 февраля 2011 года, действительна – бессрочно; свидетельство о государственной аккредитации - № 278 от 29 декабря 2010 года, действительно – до 29 декабря 2015 года – выданы Департаментом образования Тверской области

  8. Год основания учреждения - 1934

  9. Почтовый адрес учреждения (с индексом) – 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 6 (для корреспонденции 170100, Главпочтамт, а/я 323)

  10. Характеристика контингента обучающихся:

  • количество 930

  • возрастной диапазон - с 6 до 18 лет.

  1. Основные направления программы развития образовательного учреждения:

- обеспечение и реализация конституционных прав граждан на получение дополнительного образования;

- организация эффективной деятельности по практической реализации Закона РФ «Об образовании»;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения детей, для свободного выбора каждым ребенком профиля программы, времени ее освоения;

- осуществление квалифицированной работы по дополнительному экологическому, биологическому, натуралистическому образованию детей и юношества на основании дополнительных образовательных программ;


- формирование у детей интереса к биологической, экологической наукам, к изучению и охране природы, опытнической, исследовательской природоохранной деятельности;

- организация социальной помощи детям, посещающим ОблСЮН, организация отдыха и досуга детей в выходные дни и в школьные каникулы;

- оказание помощи в организации внеклассной, внешкольной эколого-биологической работы с детьми образовательным учреждениям, совершенствование воспитательной системы ОблСЮН, определение роли и места ОблСЮН в воспитательном пространстве;

- создание условий для инновационно-экспериментальной деятельности ОблСЮН, внедрение новых, в том числе информационных, технологий в учебно-воспитательный процесс, развитие творческих способностей обучающихся;

- создание банка образовательных услуг;

- введение в работу ОблСЮН программно-целевого подхода, организация и совершенствование оценочной системы по выявлению результатов образовательной деятельности;

- создание психолого-педагогической, аналитической службы на ОблСЮН.


  1. Фамилия, имя, отчество директора (полностью)- Борисова Наталья Юрьевна, руководитель высшей категории, почетный работник науки и образования Тверской области, заслуженный учитель РФ.

  2. Адрес (а) электронной почтыstatynat@mail.ru

  3. Официальный сайт учрежденияwww. unnat-tver.narod.ru

13. Контактные телефоны: т./факс: (4822) 42-25-49 - директор;

(4822) 42-24-38 – заместители директора;

т./факс: (4822) 42-92-37 – бухгалтерия


  1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в процессе обучения на ОблСЮН соответствуют основным направлениям образовательной деятельности и подтверждены лицензией:


- агроэкологические;

- экологические;

- валеологические;

- эстетические.

В учреждении реализуются образовательные программы следующих видов:

- типовые (традиционные) - 5

- авторские модифицированного уровня - 7

- авторские репродуктивно-творческого уровня - 2

Реализация основополагающей цели дополнительного образования в ОблСЮН обеспечивается многоуровневым содержанием образовательных программ по эколого-биологическому направлению:


  1. Познавательные программы

  2. Предпрофильные программы

  3. Программы научно-исследовательской ориентации

  4. Социально-ориентированные программы

5. Программа работы с одаренными детьми.

По продолжительности реализации:

- программы со сроком реализации 1 год - 44 %;

- программы со сроком реализации 2 года - 44 %;

- программы со сроком реализации 3 года - 12 %.

В ходе образовательного процесса используются инновационные образовательные технологии:

1. Учебно - исследовательская, проектная деятельность обучающихся (ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования; исследовательская деятельность позволяет каждому обучающемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований);

2. Дистантное обучение - областная заочная школа «Юный эколог» (привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам Тверской области и воспитанию экологической культуры детей и молодежи);

3. Предпрофильное обучение объединения «Юные цветоводы», «Аранжировка и фитодизайн»;

4. Использование информационно – коммуникативных технологий:


- Одним из элементов информационной среды является Интернет-сайт ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области (www. unnat-tver.narod.ru), который позволяет сотрудничать с образовательными учреждениями города Твери и Тверской области;

- Серия издательских продуктов, представляющих различные аспекты жизни ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области основным целевым аудиториям: обучающимся, родителям, педагогам и сотрудникам, а также широкой общественности.

- Сотрудничество со средствами массовой информации (телевидение, областное радио, региональные газеты, федеральные издания и т.п.)

- Создание и работа Интернет центра по оказанию методической помощи педагогам образовательных учреждений.

- Создание электронного банка данных методических рекомендаций, программ, разработок и т.п.

5. Взаимодействие с ВУЗами (Тверская государственная сельскохозяйственная академия, Тверской институт экологии и права, Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет)

В ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области для школьников успешно организована экспериментальная деятельность - постановка опытнической работы с сельскохозяйственными культурами на учебно-опытном участке и с обитателями уголка живой природы. Каждый год яркими красками радуют взгляд цветники станции юннатов. С ранней весны до поздней осени цветут пионы, георгины, флоксы, дельфиниум, гвоздики и др.

Серьезную опытническую работу по выращиванию новых сортов ведут «Растениеводы», «Овощеводы». В 2011 году юннаты провели опыты по темам:

1. Сортоизучение картофеля в условиях средней полосы России;

2. Сортоиспытание перца в условиях закрытого грунта;

3. Сортоизучение астр;

4. Наблюдение и выращивание клещевины как декоративного растения;


5. Проект озеленения клумбы УОУ;

6. Сортоизучение тыквенных культур;

7. Методы размножения флоксов;

8. Влияние рационов кормления на рост декоративных крольчат.

9. Наблюдение за ростом и развитием шиншилл;

10. Наблюдение за изменением окраски молодых павлинов;

11. Наблюдение за изменением окраски молодых фазанов и др.

По итогам организации учебно-опытнической работы на учебно-опытных участках в образовательных учреждениях Тверской области на станции юннатов прошла областная сельскохозяйственная конференция, в которой приняли участие более 60 человек из 20 образовательных учреждений из 19 районов Тверской области.

В 2011 году в областной выставке сельскохозяйственной продукции, выращенной на школьных учебно-опытных участках, где были представлены натуральные экспонаты (овощи, зерновые, картофель и т. п.), приняли участие 57 образовательных учреждений из 19 районов Тверской области и ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области.

ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области по согласованию с образовательными учреждениями осуществляет сельскохозяйственную производственную практику обучающихся.

ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области оказывает платные дополнительные образовательные услуги на договорной основе по видам деятельности:


  • преподавание специальных курсов и циклов по экологии, садоводству, овощеводству, цветоводству для детей и взрослого населения;

  • репетиторство;

  • занятия с обучающимися углубленным изучением предметов (ботаники, зоологии, общей биологии, химии, географии, анатомии и физиологии человека), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственным образовательным стандартом;

  • профессиональную подготовку (на основании лицензии);
  • организацию платных курсов для населения по вопросам сельского хозяйства и декоративно-прикладного искусства;


  • организацию массовых мероприятий и экскурсий с детьми и родителями;

  • организацию занятий с учащимися и родителями по оригинальным направлениям науки, культуры, туризма и т.д.;

  • услуги по выращиванию рассады с/х культур;

  • услуги по обеспечению методическими материалами;

  • консультационные услуги.


Характеристика системы оценки качества освоения программ дополнительного образования детей.

Система контроля, оценки и учета образовательных результатов осуществляется в течение всего учебного года и является необходимым структурным компонентом процесса обучения.

Выделяются следующие факторы, способствующие успешной организации процесса обучения:

  • качество усвоения учебного материала,

  • способность применить полученные знания на практике;

  • интенсивность накопления воспитанником социального, в том числе трудового опыта;

  • освоение им навыков взаимодействия,

  • уровень индивидуального развития.

В практике работы педагогов ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области применяются следующие методы и формы контроля:


Традиционные

Нетрадиционные

• открытое занятие;

• наблюдение,

• опрос;

• тестирование,

• беседа;

• зачет;

• самостоятельная работа;

• анкетирование;

• практическая работа,

• исследовательская работа,

• учебно-опытническая работа

• викторина;

• зачет-игра;


• конкурс;

• демонстрация;

• соревнования;

• поход;

• выставка;

• творческий зачет.

• КВН,

• дискуссия;

• дневник наблюдения.

• экспедиция




III. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Режим работы учреждения: 5-ти дневная рабочая неделя. Начало работы в 9.00 часов, окончание работы в 18.00 часов. Продолжительность обеденного перерыва от 30 мин. до 1 часа, с 12.30 до 13.30 часов. Продолжительность рабочего времени для педагогов станции определяется расписанием учебных занятий. Выходные дни: суббота и воскресенье.

3.2. Учебно-материальная база:

ОблСЮН занимает 2-х этажное типовое здание 1985 г. постройки, на 144 посадочных места, имеются различные кабинеты, лаборатории, помещения для организации и обеспечения учебного процесса.

Учебные кабинеты и лаборатории соответствуют санитарным нормам по свету, теплу воздухообмену, пожарной безопасности.

На ОблСЮН при организации образовательного процесса обеспечивается техника безопасности:

- во всех учебных кабинетах вывешены правила по техники безопасности (далее – ТБ), ежегодно проводятся инструктажи с педагогами ДО и другими сотрудниками ОблСЮН, а педагоги ДО постоянно проводят инструктаж по ТБ с обучающимися в кружках, на экскурсиях, походах и других мероприятиях. При организации учебной деятельности школьникам выдаются рукавицы, фартуки, мыло, полотенца и др. Постоянно проводится дезинфекции в живом уголке, а также ежегодные прививки животных от чумы, туберкулеза, бешенства и тому подобное.

Постоянно проводится уборка территории здания и учебно – опытного участка. При работе с детьми не применяются ядохимикаты и другие ядовитые и взрывчатые вещества. Сельскохозяйственный инвентарь, который используется при работе на учебно – опытном участке (все горшки с комнатными цветами, в оранжерее и на учебно – опытном участке этикетированны). Холодильники и другие приборы заземлены и проверены, соответствует возрасту школьников.


Материально – техническое оснащение учебно – воспитательного процесса является необходимым условием повышения эффективности образования учащихся и оптимизации учебной деятельности. Областная станция юных натуралистов – среда обитания и обеспечения эстетического состояния кабинетов и помещений, комфортности для учащихся и педагогов. За анализируемый период материально – техническая база ОблСЮН развивалась: приобретались технические средства обучения, учебно – наглядные пособия, литература, дидактический материал, таблицы, коллекции и т.п.

На ОблСЮН имеется творческая экологическая лаборатория, полученная учреждением, как лауреатом Всероссийского конкурса учреждений на лучшую постановку учебно-исследовательской работы и организация научно-технического творчества с обучающимися.

На ОблСЮН постоянно проводится текущий ремонт здания, помещений, лабораторий, ремонт теплоузла, теплицы и оранжереи. Эстетично оформлены учебные кабинеты и лаборатории, холлы ОблСЮН.

Наличие видеотехники позволяет фиксировать наиболее интересные моменты образовательного процесса, массовых мероприятий с целью их педагогического анализа и накопления банка данных, таким образом на ОблСЮН есть небольшая видеотека, которая постоянно пополняется новыми материалами.

На ОблСЮН имеются профильные учебные кабинеты: экологии и охраны природы, растениеводства и цветоводства, зоологии и животноводства, компьютерный класс.

Все профильные учебные кабинеты имеют всю необходимую МТБ для проведения образовательного процесса в т.ч. учебную литературу, а так же учебные коллекции гербарии, наборы микропрепаратов по анатомии, диапозитивы, влажные препараты, учебные модели и т.д.

Дидактический и раздаточный материал – более 200 штук, это различные игры, карточки, перфокарты, муляжи, лото, кроссворды, викторины и т.п.

На учебно – опытном участке ОблСЮН площадью 10530 м² организованы 9 отделов, на них произрастает более 200 видов растений, а именно:


в цветочно – декоративном 76 видов;

в овощном - 20 видов;

в плодово – ягодном 30 видов;

в питомнике - 20 видов;

в дендрарии - 10 видов;

в полевом отделе - 12 видов;

в лекарственном отделе - 10 видов.

Учебно – опытный участок снабжен поливочными кранами и системой орошения, имеется учебная беседка и летний класс. Закрытый грунт представлен двумя теплицами (одна круглогодичная площадью 100 м²), 5 парниками.

На ОблСЮН имеется оранжерея 90 м2, где растет 150 видов растений.

Зоолого-животноводческая база представлена уголком живой природы, в котором насчитывается 30 видов домашних и диких животных из них 11 видов птиц, а общее количество их более 70 особей; аквариумный комплекс насчитывает 23 вида рыб, их общее количество составляет 114 штук, а так же 2 вида черепах.

На ОблСЮН имеются транспортные средства и другое оборудование в том числе:

- автобус ПАЗ;

- автомобиль «ВАЗ 2105».

В целом, наличие и состояние материальной базы и технического обеспечения ОблСЮН можно оценить как достаточно хорошее, но для того чтобы проводить дополнительное эколого – биологическое образование и воспитание, оказывать другие образовательные услуги на достаточно высоком уровне необходимо расширение и укрепление материально-технической базы (далее – МТБ):

- проведение текущего и капитального ремонта кровли здания, хозяйственных и учебных построек, теплиц, оранжереи;

- совершенствование и укрепление отдела растениеводства, эколого-биологического отдела при кабинете охраны природы (организация видеотеки, агрохимической лаборатории);

- совершенствование и укрепление МТБ «Музея природы» (приобретение экспонатов);

- создание МТБ экологической школы комплексного исследования природной среды;

- оснащение МТБ по проведению экскурсионно-экспедиционной экологической деятельности;

- расширение уголка живой природы (приобретение вольеров и животных);

- приобретение новой мебели для учебных кабинетов;

- создание центра творчески работающих педагогов.


следующая страница >>