shkolageo.ru 1 2 ... 5 6



Светличная Л.П., Юдицкая И.М. и др. Медиаобразование, интегрированное с базовым. СОШ №24 г. Нерюнгри (2005). http://www.mediaeducation.ru/publ/vsp/vsp-ner4.htm


Светличная Л. П., Юдицкая И. М., Иванова М.И., Мироненко В.Д., Бардина А.А., Пупышева А. Ю.

Медиаобразование, интегрированное с базовым

СОШ №24 г. Нерюнгри РС (Я)




Задания  для  проверки  медиаумений   учащихся на уроках литературы в 9-10 классах


Светличная Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы СОШ №24 г. Нерюнгри


1) Находить информацию в различных источниках.

Задание: из доступных источников информации подберите информацию по теме: 

Образ Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза», используя статью Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы» и статью Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Задание:

  1. Свидетелем каких исторических событий был Л.Н. Толстой?.

  2. На какие годы жизни падает расцвет его творчества?

  3. С кем из выдающихся людей Л.Н. Толстой общался?

Задание: В Толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова есть такиеобъяснения слова

Обыватель

  1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.).

  2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными,мещанскими взглядами...

Итак, первое значение слова, как указывает словарь, устарело. А второе? Живет? И вы можете это доказать?

2) Рассказать по картинке, схеме, таблице. 

Задание: Рассмотрите внимательно портрет Сони Мармеладовой (Достоевский, роман «Преступление и наказание»). Какой эпизод воспроизвел художник Д. Шмаринов?


Как он добивается эмоциональности и драматизма в изображении Сони? 

3) Пониматьзадания в различных формулировках и контексте. 

Задание: По данным ниже формулировкам заглавий определите тему, идею, вид сочинения.

1.-Татьяна Ларина (Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»);

«-Я так люблю Татьяну милую мою» (Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»);

-Евгений Онегин - «лишний человек», «умная ненужность», «страдающий эгоист».

2.- Катерина - «луч света в темном царстве» (Драма А.Н. Островского «Гроза»);

- «Гроза» - самое решительное произведение А.Н. Островского;

- Почему Катерина публично признается в любви к Борису? (Драма А.Н. Островского «Гроза»). 

Задание: Подберите доказательства к тезисам статьи «Стиль, отвечающий теме...»

(О народно-поэтической основе произведений Н.А. Некрасова)

4) Систематизировать информацию по заданным признакам.

Задание: По образцу пересказа-анализа главы «Сельская ярмонка» (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») подготовьте пересказ-анализ глав «Пьяная ночь» и«Счастливые».

Задание: По мере чтения романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева отбирайтеи выписывайте «рабочий материал»: факты, детали, ключевые фразыглавы, сцены или эпизоды; соответствующие цитаты.

Начало работы по карточке «ЕвгенийБазаров».

  Последовательность материала

Рабочий материал

1.Внешность Базарова

Человек «высокого роста в длинном балахоне...»

2.Происхождение

«Мой отец землю пахал...»

3.Воспитание.


«Всякий человек сам себя воспитать должен...»

5) Составление таблицы, схемы.

 Задание: Составить хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

 Задание: Составьте схему опорных положений «Основные проблемы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Постарайтесь датьее описание. 

6) Перевести визуальную информацию в вербальную знаковую систему.

Задание: Предложи краткое описание видеосюжета на тему «Мертвые души».

7) Перевести вербальную информацию в визуальную. 

Задание: Прослушай информацию о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Проиллюстрируй ее рисунками.

Задание: Прослушай комедию А.Н. Грибоедова «Горе от ума». Составь сценарный план видеосюжета.

8) Аргументировать собственные высказывания.

Задание: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. (Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»).Сопоставьте разные точки зрения.

9) Находить ошибки в получаемой информации, исправлять их, вычленятьглавное. 

Задание: Ознакомьтесь с информацией (Образ Манилова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Содержит ли она какие- либо ошибки? Внесипредложения по их исправлению. 

10) Из длинного текста делать краткий, из короткого длинный.

Задание: Составьте схему опорных положений (схему-тезисы или схему-конспект) темы «Смысл противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Задание: Воспроизвести по памяти тот или иной конкретный материал, пользуясьопорными положениями.

Евгений Базаров. Неказистыйвнешний облик. Плебейские манеры. Недружелюбное отношение к Павлу Петровичу (впрочем, вызванное отношением к нему Павла Петровича). Сдержанность. Сильно развитое самолюбие, граничащее с «сатанинской гордостью». Ежедневный будничный труд. Жизнь, приносящая реальную пользу. Твердость демократических убеждений. Тяжелая школа жизни. Немногословен. Сдержан в поведении и речи. Жизнестойкость в испытаниях (например, в неудачной любви). Чувство собственного достоинства, благородство...


Павел Петрович Кирсанов. Ненавидит Базарова - «плебея», демократа, нигилиста. Придирается к нему, вызывает на спор. Аристократ в манерах и поведении. Постоянно заботится о внешнем виде. Дворянин, барин. Сословные привилегии помогали в достижении жизненных благ, в карьере. Крайне самолюбив. Сибарит, белоручка, бездельник. Бесполезное времяпрепровождение. Романтическая любовь - его поражение, более того - крах всей жизни. Не поддается чужим влияниям. Многословен, фразер... 

12) Длительное время собирать информацию. 

Задание: Продолжите выписывание высказываний писателя, собранных под заголовком «Читая Чехова...»:

На боль я отвечаю криками и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это собственно и называется жизнью. «Палата №6». 

Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!...

«Вишневый сад».

Задание: В ходе изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выписывать«крылатые» выражения (афоризмы), отмечать, кого и как онихарактеризуют. 

13) Уметь вычленять главное в информационном сообщении.

Задание: Подготовить пересказ-анализ 20 - 21 глав романа «Отцы и дети» («Базаров и его родители»). В ходе пересказа затроньте такие вопросы:


  • Отношение отца и матери Базаровых к сыну и отношение к ним Базарова.

  • Что говорит Базаров о цели, стоящей перед ним, и о своей будущей деятельности?

  • Осуждает ли автор своего героя? Какое чувство вызывают у вас взаимоотношения Базарова и его родителей? 

14)Составлять план информационного сообщения.

Задание: Составьте план и тезисы статьи «Друзья по труду и борьбе» .(Некрасов иБелинский.) 

Задание: Составьте план лекции: «По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество». 


15)Уметь составлять рецензии и анонсы информационного сообщения. 

Задание:Ознакомиться с информацией. Составить анонс к поэме «Кому на Русижить хорошо». 

Задание: Ознакомиться с информацией. Составить рецензию на фильм«Преступление и наказание». 

16)Проверка умений трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой они предназначены. 

Задание: Написать сценарий литературного вечера по прочитанным сказкамСалтыкова-Щедрина.



следующая страница >>