shkolageo.ru 1

Региональный компонент образования

в подготовке учителя начальных классов

(из опыта работы)

Шатунова Л. В.,


кандидат филологических наук, профессор


Обращаясь к новым стандартам образования, можно получить сопоставительный материал по инвариантному (обязательному), национально-региональному и школьному компонентам.

Национально-региональный компонент образования (НРКО) «позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона»1.

Общепризнанные направления краеведческой работы – экологическое, историко-архивное, литературное, лингвистическое, этно-педагогическое – объединены объектом – познание родного края (изучение и охрана природы, изучение истории и охрана памятников истории, сбор информации о народном хозяйстве, изучение народного творчества, творчества писателей, художников, отражающих жизнь родного края и т. д.).

Спецкурсы, курсовые и выпускные квалификационные работы позволяют реально раскрывать воспитательные возможности краеведческой работы по различным направлениям. На факультете педагогики и методики начального и дошкольного образования Института педагогики СахГУ ведущее направление – эколого-краеведческое (научные руководители к. г. н., доцент Бернгардт Р. П., доцент Ларичева В. В., ст. преподаватель Сычугова Г. В.). Опираясь на психолого-педагогическое обоснование особенностей формирования экологической культуры младших школьников, учитывая общепризнанные условия успешности воспитания экологической грамотности, уточняя актуальные проблемы эколого-краеведческой работы, студенты обобщают опыт учителей области, проводят педагогические эксперименты, используют анкетирование, разрабатывают и внедряют региональный материал. Накоплен значительный материал по Невельскому, Углегорскому, Корсаковскому районам (Аблам Е. С., Болдырева, Дырова А. В. и др., опыт учителей Г. В. Колмагоровой, Л. П. Богатыревой, Черемис О. В. и др.). Так, учительница Е. С. Аблам в своей выпускной квалификационной работе (1998 г., научный руководитель доц. В. В. Ларичева) предприняла попытку систематизировать сведения о состоянии эколого-краеведческой работы в начальных классах школ г. Невельска (исследование выполнено на базе Дома творчества и школы № 2). Несомненный интерес представляет описание работы детской организации РИЛИД, экологические сказки, занимательный материал по краеведению.


Последние два года на выпускном курсе проводится спецкурс «Музееведение как научная дисциплина». Автор этого интересного и своеобразного курса И. А. Цупенкова, директор литературно-художественного музея книг А. П. Чехова «Остров Сахалин», знакомит будущих учителей начальных классов с образовательной деятельностью Сахалинского уникального музея. Авторские программы «Музей и школа», «Студенчество в музее», «Музей и пенсионеры», развитие диалоговых форм общения с посетителями, постоянная ориентировка на их образовательные, возрастные, профессиональные особенности, свидетельствуют о становлении и развитии нового направления – музейной педагогики. Проведение отдельных занятий непосредственно в музее, несомненно, способствует активизации познавательной деятельности студентов, помогает ознакомиться с разными формами приобщения детей к культурному наследию (экскурсии, лекции, конференции, конкурсы, кроки по литературному краеведению, викторины).

Первые результаты сотрудничества факультета с музеем в 2002 году – успешная защита выпускной квалификационной работы Т.В. Мальчуковой «Изучение рассказов А.П. Чехова о детях на уроках внеклассного чтения в начальной школе» (научный руководитель – профессор Л. В. Шатунова) и поступление на работу в музей Т. Павликовой.

Если учитывать, что успешности экологического воспитания младших школьников способствует реализация таких этапов деятельности, как:


  • любование природой, выражение своего отношения к наиболее ярким и необычным явлениям природы;

  • наблюдения, переживания и осмысление увиденного, услышанного;

  • отражение в деятельности учащихся принципа рачительного отношения к природе1, то на основе усиления интегративных связей литературное краеведение в начальной школе может стать интересной формой развития личности и учителя, и ученика.

Так, например, анализируя на уроках внеклассного чтения «Быль о седом калане» О. П. Кузнецова, сахалинского писателя, много лет создающего произведения и для детей, и для взрослых, вместе с Петькой переживаешь, выживет ли раненый калан, постигаешь особенности поведения морских животных и делаешь маленькие открытия (значит бокоплавы – «санитары берега», зелено-бурые рачки живут не только в водорослях, но и в песке. «Сколько же их на острове? Миллионы, наверное»), любуешься красотами сахалинской природы, учишься сопереживанию.

Внимательное отношение к окружающей природе, эмоциональная отзывчивость пронизывает всю повесть. Думается, что работа с подобными произведениями в начальной школе помогает осознать, что «без доброты мы и наши дети пропадем».


Студенты выпускных курсов участвуют в коллективной и индивидуальной работе, прослушивая спецкурс «Сахалинская детская литература». Несомненный интерес и большие потенциальные возможности представляет литературное краеведение для написания курсовых и выпускных квалификационных работ. Так, учитель начальных классов Л.Г. Устюгова в выпускной квалификационной работе «Литературное краеведение в начальной школе как средство развития интереса к художественной литературе» (2000 г., научный руководитель – профессор Шатунова Л. В.) обобщила личный опыт, разработала программу изучения произведений О. П. Кузнецова на уроках внеклассного чтения, использование текстов данного автора на логопедических занятиях и во внеклассной работе.

Введение Государственного стандарта образования актуализирует необходимость обновления современного содержания образования. Из бесед с учителями начальных классов, анкетирования выпускников видно, что они, относясь положительно, имеют недостаточно полное представление о потенциальных возможностях лингвистического краеведения. На факультете материалы регионального характера используются во введении в науку о языке (первый курс), при характеристике диалектной лексики (второй курс). Последние годы студентами выполняются курсовые и выпускные квалификационные исследования, в которых систематизируются сведения, анализируется апробация лингво-краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе в начальной школе (Хо Л. Я., Беземельникова О. В., Костенко А. А., Мельникова А. М., Сивоволенко М., научный руководитель – профессор Л. В. Шатунова).

При этом основными требованиями являются:

  • опора на принцип учебно-методической целесообразности;
  • учет информативной, коммуникативной, воспитательной ценности отбираемого материала.


Обращаясь к данным топонимических словарей, привлекая опыт старших, используя карты, публикации областной и местной печати, учителя начальных классов активно используют беседы. Основной метод репродуктивный. Давая задания, ответы на которые требуют обращения к различным источникам, к помощи старших, учителя имеют возможность использовать и частично-поисковый метод, способствующий развитию интереса младших школьников к истории своего края, появлению у них потребности в процессе общения.

Одна из важных задач – продолжить разработку и апробацию лингвокраеведения по районам Сахалинской области, адаптируя материалы этимолого-исторической справочной литературы. Моделирование деятельности учителя и учащихся выполнено на материале Анивского, Корсаковского, Курильского районов.

Обращение к региональному компоненту высшего образования содержит в себе перспективные аспекты изучения русского языка, как духовной культурно-исторической среды, позволяет создать условия для реализации коммуникативного изучения. Известно, что каждый народ через язык выражает свое понимание окружающего мира. Накопление материалов по лингвокраеведению позволяет и учителю, и учащимся, и их родителям (кооперативная стратегия) приобщаться к истории родного края, расширяет функциональные возможности языка, и прежде всего реализует кумулятивную функцию.

Для уточнения перспектив разработки НРКО Сахалинской области, активизации данной работы важно учесть опыт других регионов России с учетом разных направлений, уточнить методологические основы.

Несомненный интерес представляет обоснование этнопедагогического подхода Ф. Г. Ялаловым1. Рассматривая образование как часть общечеловеческой культуры (философско-методологический, исторический, национальный, мировой аспекты), автор в этнометодологический подход включает:
  • закон о диалектическом единстве философских категорий единичный, всеобщий, проявляющийся в понятиях «индивид», «нация», «народ»;


  • идею П. П. Блонского о формировании человека как члена племени, члена нации, человеческого народа;

  • идею П. Ф. Каптерева о единстве национального и общечеловеческого идеалов;

  • идею этнической обусловленности содержания образования и методов обучения (Г. В. Мухалетзянов);

  • методологический тезис Б. М. Неменского: «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры».


В основе этнопедагогических принципов лежит идея целостного отражения национальной и общечеловеческой культуры.

Для уточнения стратегии и тактики разработки и реализации НРКО требуется привлечение потенциала ученых, практиков, учет развития региона. Так, философы и историки Свердловской области, полагая, что «цель региональной образовательной политики – поворот всей системы образования к конкретным и реальным носителям образовательных потребностей, целей и цельностей образования», выделили три этапа и их главные задачи1.



1 этап

2 этап

3 этап

Предотвращение деструктивных тенденций в системе регионального образования, обеспечение условий для инновационного развития образовательного пространства на субрегиональном уровне, специально выверенные управленческие действия.

Постепенный процесс освоения и проектирования форм образования (образовательные программы, образовательные системы и с и стемокомплект как образцы для выработки, корректировки и развитие образовательных стандартов). Учет федеральных, региональных и частных интересов.

Формирование целостного образовательного пространства региона, определение региональных стратегий развития образования; создание проекта модели образования региона и условий, обеспечивающих единство и последовательность решения образовательных задач.



Особую значимость имеет проблема управления развитием региональной системы образования. Для ее разработки необходимо вычленить ключевые направления, сочетающие централизацию и самостоятельность различных структур, занимающихся разработкой национально-регионального компонента образования в Сахалинской области, подготовкой и переподготовкой кадров.

1 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // Русская словесность. – 2000. – № 2. – С. 36.

1 Стаценко В., Петрова Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников // Начальная школа. – 2001. – № 7. – С. 60–61.

1 Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход // Начальная школа. – 2001. – № 2. – С. 93.

1 Андрюхина Л., ШапкоВ., Бугров Д. и др. Региональный компонент образование: от унификации к разнообразию // Народное образование. – 1995. – № 10. – С. 14–16.