shkolageo.ru 1

Региональный конкурс «Учитель года – 2011» учитель начальных классов В.В. Борисова


Приложение 1. Планирование экологической работы в 1 классе.


Мероприятия

Задача

Планируемые результаты

Место,

сроки

Участники

Чтение экологических сказок

Выявление "правильных" и "неправильных" возможных поступков и ситуаций

Формирование положительного влияния природы на человека и события и человека на природу

на природу

Школа

Дом

Библиотека


В течение года

Учитель, ученик, родители

Чтение рассказов русских писателей о природе: В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина и др.

Воспитание любви к природе

С помощью человеческих эмоций

дети учатся познавать красоту природы

Школа

Дом

В течение года

Учитель, ученик, родители

Раскрашивание экологических картинок

Развитие воображения

Познание разнообразия и значения цвета в природе, знакомство с разнообразием форм

Школа

Дом


Сентябрь-октябрь

Учитель, ученик, родители

Экскурсии в природу, прогулки,


наблюдения в природе


Изучая особенности различных местообитаний, дети одновременно знакомятся с разнообразием приспособлений организмов к условиям среды.

У детей появляются навыки определения организма по внешнему облику

Парк

Лес

Огородный участок

водоём


в течение года



Учитель

Учитель ИЗО,

Учитель музыки

родители

Знакомство с живыми организмами (растениями и животными)

Познакомить учащихся с многообразием животного и растительного мира. Создать книжки-малышки, фотоальбомы, увиденных животных и гербарий растений

Расширение кругозора ребёнка, воспитание любви и уважения к живым организмам, развитие памяти, воображения, мышления

Экологический музей,

поездка на

ферму, виртуальная экскурсия на природные объекты

апрель-май

2011

Учитель

Завуч по воспитательной работе,

учитель, родители


Выращивание и уход за комнатными растениями

Познакомить на практике с ростом и развитием растений, воспитать уважение к труду

Дети учатся беречь то, что посадили

Класс

Дом


октябрь-май 2010-2011

Учитель

Ученик

родители

Работа по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории

Воспитание эстетических чувств

Красивый пришкольный участок


Сентябрь 2010-

май-июнь 2011

Учитель

Ученик

Завуч по воспитательной работе

директор

Участие в акциях «Поможем зимующим птицам» и «Встречаем пернатых друзей»


Воспитание любви к птицам, формирование положительной мотивации

Изготовление и развешивание кормушек, скворечников, сбор корма


Октябрь 2010, март 2011

Родители

Завуч по воспитательной работе, учитель

Озеленение коридоров и кабинетов школы

Эстетическое воспитание






В течение года

Учитель, родители

Участие в конкурсах поделок

Осень 2010-

весна 2011




Октябрь 2010




Неделя экологии;

- День Земли;

- День Птиц;

- День отказа от курения;

- День Здоровья;

- выпуск газет и плакатов о здоровом образе жизни;


Расширение кругозора, формирование мировоззрения, формирование художественных навыков

Включение учащихся в проектную деятельность, воспитание любви к природе, изучение правил поведения в природе, формирование здорового образа жизни


В течение года

Учитель, родители, ученик

Учитель географии

Завуч по воспитательной работе

Проведение совместных мероприятий по экологии учащихся 1 класса и среднего звена


Обеспечение преемственности

Младшие дети перенимают положительный опыт старших

Класс, пришкольный участок

Апрель-май 2011

Учитель

Учитель географии

Демонстрация простейших опытов по очистке воды,

Научить самостоятельно находить решение проблемы

Применение полученных знаний на практике

Кабинет химии

Май 2011

Учитель

Учитель химии

Организация экологической группы в рамках летнего оздоровительного лагеря

Привить любовь к науке экология, поставить ребёнка в ситуацию исследователя и

Совместный проект

Учебное пространство школы

Июнь 2011

Учитель

Руководитель площадки


Встреча с представителями местных органов экономического комитета

Знакомство с экологической ситуацией родного края

Выдвижение гипотез по ликвидации экологических проблем, их анализ и корректировка, посильный вклад по ликвидации проблем района

класс

Март-апрель 2011

Учитель

Ученик

Родители


Приложение № 2.


Родительские собрания на экологическую тему.

1 класс

Особенности развития детей 6 – лет.

Режим дня школьника.


О любви к живому.

2 класс.

Роль семьи в воспитании у детей осознанного бережного отношения к природе.

Экология вокруг нас.

Полезная пища – основа здоровья.

3 класс.

Особенности развития детей 9 – 10 лет.

Вредные привычки, их профилактика.

Охрана безопасности жизни.

4 класс

Экология нашего дома, села, края.

Роль витаминов для укрепления здоровья.

Закалка организма.

По реке Брынь


Темы проектов

2 класс

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

Животные в моём доме

Растения в моём доме

Куда поехать отдыхать летом

3 класс

Влияние состава воды на здоровье человека

Способы очистки воды

Варианты отдыха на воде

Как грязная вода влияет на здоровье

4 класс

Влияние типа почвы на урожайность овощных культур моего дачного участка

По реке Брынь


Приложение № 3.


Темы интегрированных уроков 2 класс.


Предметы

Темы уроков

Окружающий мир

Чтение

р.к. Растения окружающей местности.

Л. Толстой «Деревья дышат».

В. Бианки «Мать и мачеха».

Окружающий мир

Технология

р.к. Уборка урожая осенью.

Правила уборки и хранения овощей.

Окружающий мир

Музыка


Отлёт перелётных птиц, его причины. – р.к.

«Голоса птиц». – Песня «Скворушка».

Окружающий мир

Р. речи

Изменения в неживой природе зимой.

Сочинение «Снежинка на моей ладони».

Окружающий мир

ОБЖ

Домашние животные.

Правила обращения с домашними животными.

Окружающий мир

Математика

Охрана диких животных весной.

Решение задач с использованием одинаковых слагаемых.

Окружающий мир

Технология

«Скоро лето». Экскурсия в природу.

Поделки из семян растений. («Ваза», «Весенний ковёр»).


Темы интегрированных уроков 3 класс.


Предметы

Темы уроков

Окружающий мир

Технология

Кошки – домашние животные.

Оригами. «Кошка».

Предметы

Темы уроков

Окружающий мир

Чтение

Красная книга. Животные и растения. – р.к.

А. Твардовский «Лес осенью».

Окружающий мир

Р. речи

Чтение

Круговорот воды в природе.

Сочинение «Когда идёт дождь».

Г. Гайнезер «Непоседа – вода».


Окружающий мир

Чтение

Месяцеслов «Декабрь».

Н. Сладков «Суд над декабрём».

Окружающий мир

Технология

Измерение температуры.

Работа с бумагой. «Термометр».

Окружающий мир

Математика

Запасы пресной воды на Земле.

Решение задач на деление с остатком.

Окружающий мир

ОБЖ

Работа внешних сил Земли.

Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации.

Окружающий мир

Технология

Народные приметы и традиции.

Традиции жителей нашего села. Экскурсия в сельский музей. – р.к.


Темы интегрированных уроков 4 класс.


Предметы

Темы уроков

Окружающий мир

Р. речи

Человек и здоровье.

Сочинение. «Как я забочусь о своём здоровье».

Естествознание

Чтение

Могут ли рассказать об истории давних лет.

З. Романовская «Как люди жили много веков тому назад».

Окружающий мир

Физкультура

Тренировка мышц.

Упражнения для укрепления мышц.

Окружающий мир

Технология


Гигиена кожи.

Правила ухода за одеждой.

Окружающий мир

Р. речи

Как путешествует воздух.

Сочинение «Что может ветер».

Окружающий мир

Технология

Удивительные вкусы разных народов.

Приготовление полезных блюд.

Окружающий мир

ОБЖ

Первая помощь при травмах.

Практическое занятие. «Первая помощь при травмах».

Окружающий мир

Русский язык

О лекарствах зелёной аптеки.

Имя прилагательное. Признаки предмета.

Окружающий мир

Физкультура

Спорт и сила характера.

Конкурс «Сильные, ловкие, смелые».


Экспериментальная часть

Гигиена источников водоснабжения.

Гигиена источников купания.

Гигиена колодцев и родников.

Почва нашего участка.

Мониторинг состояния атмосферы.

Влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов.

Имитация экологических катастроф и изучение их влияния на жизнедеятельность живых организмов.










































Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2»


Модернизированная программа дополнительного образования

младших школьников

«Юные экологи»





Программа рассчитана на 3 года обучения.

Возраст детей 8-11 лет.


Педагог: Борисова В. В.


г. Сухиничи





Юные экологи.

Дополнительная образовательная программа.


Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,


Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,


Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.


(Китайская мудрость)


Дополнительная образовательная программа «Юные экологи» носит эколого-биологический характер и направлена на формирование нравственно – экологической культуры школьников. Создаёт благоприятные условия для воспитания бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширения знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения.


Пояснительная записка.


На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определенного мировоззрения – ЭКОЛОГИЧЕСКОГО. Наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве.


Сегодня в педагогике наметилась новая тенденция – экологизация образования, что включает в себя подход ко многим изучаемым дисциплинам через проекцию современных экологических знаний.


В настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения и образования становится воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения через дополнительное образование.


Занятие в кружке экологической направленности помогают более сознательно применять на практике полученные знания об охране природы, умения наблюдать и экспериментировать в природе.


Цель настоящей программы:


Формирование экологической культуры личности, непрагматического отношения к природе, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи программы.



Образовательные:


1.Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.

2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов). 3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории).


Воспитательные:


1. Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому.

2. Воспитание активной жизненной позиции младших школьников.

3. Формирование личности, развивающейся в гармонии природы и цивилизации.


Развивающие:


1. Развитие естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью.

2. Развитие чувства самоуважения, сопереживания.


Ожидаемые результаты:

В результате выпускники начальных классов научатся:

1.

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

  • Выполнять правила безопасного поведения в природной среде.

  • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Наблюдать за объектами живой и неживой природы (по предложенным схемам), оформлять результаты наблюдений и делать выводы из наблюдений.

  • Применять полученные знания при работе с комнатными растениями, при обращении с живыми существами.

  • Готовить небольшие презентации.

  • Разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций.

2.

У учащихся будет собрана методическая копилка каждого ученика. Она включает в себя отчет исследовательской деятельности школьника: книжки - раскладушки, фотоальбомы, участие в ученических конференциях, участие в акциях, фотоотчёты, выставки, экологические газеты, презентации,


доклады, сообщения, сочинения, туристическае карты, книжки – малышки и т. д.


3.

Показателями воспитанной личности будут служить: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.


Области применения программы.


Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования экологической направленности, а также во внеклассной работе по окружающему миру.

Работа по программе «Юный эколог» осуществляется с 2006 уч. г. За этот период она претерпевала изменения, вносились некоторые коррективы. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими областями: литературным чтением, технологией, музыкой, изобразительным искусством.


Организация работы по программе.

Основной объём теоретических и практических занятий проводится в классе. Ряд практических работ выполняется в ходе экскурсий, походов, работы на пришкольном участке.


Основные методы обучения.


В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно – поисковый и др.


Контроль знаний, умений и навыков.


Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в виде тестов, диагностических заданий, сочинений, разрешения нестандартной ситуации, в ходе практической деятельности.


Планирование учебной программы кружка «Юный эколог»

Тема


Всего часов

В том числе


Теория

Практика

Экскурсии


2 класс

Вводное занятие

1

20 мин.

25 мин.




Понятие “экология”.

Понятие “исследование”.

6

2

3

1

Методы исследовательской деятельности.

7

3

4




Угроза исчезновения.

7

3

3

1

Роль неживой природы в жизни живого.

6

3

3




Многообразие флоры и фауны. Их охрана.

6

2

3


1

Итоговое занятие.

1

25мин.

20 мин.




3 класс

Экологические связи в живой природе.

7

3

3

1

Вода. Охрана воды.

6

3

3

1

Почвы. Охрана почв.

6

3

3

1

Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”.

6

3

3

1

Способы охраны природы.

7

4

2

1

Итоговое занятие.

1

25мин.

20 мин.




4 класс

Здоровье человека и окружающая среда.

7

3

3

1

Влияние человека на окружающую среду.

6

2

3

1

Мини-курс “Я – юный исследователь”.

5

1

2

2

Природные катаклизмы.

5

2

2

1

Итоговое занятие.

1

1








2 класс

Вводное занятие (1 ч.)

Организм и окружающая среда. Что такое экология? Сущность и значение экологии (6 ч.)

Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?


Методы исследовательской деятельности (7 ч.)

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.

Угроза исчезновения (7 ч.)

Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.

Роль неживой природы в жизни живого (6 ч.)

Солнце, как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения).

Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Что такое парадоксы? Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования.


Многообразие флоры и фауны. Их охрана. (6 ч.)

Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Итоговое занятие. (1ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.


3 класс

Экологические связи в живой природе. (7ч.)

Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.).

Вода. Охрана воды. (6ч.)

Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

Почвы. Охрана почв. (6ч.)

Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.

Воздух. Охрана воздуха. (6ч.)

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”.


Способы охраны природы. (7ч.)

Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны.

Итоговое занятие. (1ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

4 класс

Здоровье человека и окружающая среда. (7ч.)

“Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Влияние человека на окружающую среду. (6 ч.)

Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов.


Мини-курс “Я – юный исследователь”. (5ч.)

“Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра).


Природные катаклизмы. (5ч.)

Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

Итоговое занятие. (1ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.



Курс позволяет сформировать у детей основу экологического мировоззрения и взгляд на Природу как прекрасную и гармоничную систему, научить их осознать одинаковую ценность всех живых существ Земли и наличие разнообразных связей между ними.


Список использованной литературы

  1. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд – во КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2007. – 224 с.



  1. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э Циолковского. 2005. – 218 с.


  2. 1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, № 5, С. 25-27.

  3. 2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, № 8, C. 40-46.

  4. 3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

  5. 4. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников//Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.

  6. 5. Кропочева Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. //Начальная школа,- 2002, № 1,с.57-63.

  7. 7. Утков П. Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа, № 8, с. 12-16.

  8. 8. Сеть Интернет.




Калужская область, город Сухиничи

2011 год