shkolageo.ru   1 2 3 ... 6 7

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

Говоря о гендерных стереотипах в домене .by и .ru, то есть в постсоветских странах, следует отметить тот факт, что они возникли одновременно с возникновением такого явления, как Интернет. Находясь в теснейшем контакте с литературой и СМИ, Интернет воспроизводил образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивал их, превращал в клише. Так, например, «обломовы» и «чичиковы», «раскольниковы», «онегины» и «ромео» благополучно существуют как в российских, так и в белорусских СМИ и блогах уже не первый год.

На сегодняшний день по гендерной проблематике имеется большое количество научной литературы, как зарубежных исследователей, так и отечественных ученых. Среди авторов, которые занимаются проблемами гендера и гендерных стереотипов известны Дж. Батлер, К. Гиллиган, Ю. Кристевой, Дж. Митчелл, Б. Фридан, Н. Ходороу, К. Хорни, С. Айвазовой, С. Н. Буровой, О. Ворониной, И. Жеребкиной, О. Здравомысловой, И. Кона, Н. В. Курилович, Н. Пушкарева, Г. Силласте, А. Темкиной, Л. Г. Титаренко и др. Проблематикой социальных и генденых стереотипов, теорий стереотпизации занимаются такие западные и отечественные современные антропологи, психологи, социологи, философы, как Т.Адорно, С. де Бовуар, Д.Л.Гамильтон, Д. Кембелл, Р. Коннелл, Д.М. Маки, Д.Тейлор, Т.К.Трейлер, Г. Тэджфел, М.Пикеринг, Т. Б. Рябова, C.T.Фиске, С. Холл и др.В тоже время, хочется отметить, что, с одной стороны, имеется достаточно большое количество исследований, посвященных проблеме гендера и социального стереотипа, но с другой стороны, практически нет работ, объединяющих оба понятия. Образ же мужчин и женщин в современных СМИ если и исследуется, то только на примере российских изданий, и в Беларуси ощущается явная нехватка такого рода данных.

Развитие гендерных исследований в зарубежной науке вызвало появление в последнее десятилетие и множества отечественных работ по гендерной проблематике. Авторы первых отечественных работ, посвященных изучению гендерных стереотипов, как правило, не занимались анализом понятия «тендерный стереотип», понимая под ним упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное представление о представителе того или иного пола (в первую очередь женского). По этой причине значительная часть первых исследований тендерных стереотипов в отечественной науке была посвящена выявлению негативных стереотипных женских образов в российской культуре и их репрезентации в СМИ (прежде всего, в рекламе). Данные работы носили в целом описательный характер, их авторы ограничивались лишь фиксированием стереотипных гендерных образов в российской культуре и социуме и их критикой.


Однако среди первых российских исследований тендерных стереотипов можно выделить работы B.C. Агеева, который впервые обобщил и проанализировал основные подходы зарубежных исследователей к изучению тендерных стереотипов и выявил функции гендерных стереотипов в обществе - регулятивную, объяснительную и трансляционную, а также исследование О.Л. Кустовой, предпринявшей попытку выявить особенности восприятия созданных в СМИ женских образов в зависимости от профессиональной специфики реципиентов. В отличие от первых исследований гендерных стереотипов, посвященных в основном стереотипизации «феминного», в настоящее время отмечается интерес и к проблеме конструирования маскулинности. Кроме того, некоторые исследователи перешли от анализа женских и мужских образов в СМИ, кинематографе, литературе, искусстве к проблеме женщина (мужчина) «как образ». Другим направлением в изучении тендерных стереотипов в науке являются кросскультурные исследования, авторы которых занимаются сравнительным анализом стереотипов гендерного поведения в различных культурах. Психолингвистические аспекты тендерной стереотипизации рассматриваются в работах Е.И. Горошко и А.В. Кирилиной. Данные исследователи занимаются не только изучением и сравнением концептов «маскулинности» и «феминности» в различных языковых картинах мира (в том числе и в русском языковом сознании), но и выявлением корреляции между содержанием данных культурных концептов и социокультурными характеристиками носителей культуры (полом, этнической принадлежностью).

Изучению гендерных стереотипов, связанных с полоролевыми предпочтениями на рынке труда, посвящены исследования И.И. Юкиной, Ю. Бондаренко, А.А. Московской, Л.А. Шатровой. Данные исследователи отмечают возрождение в современном российском обществе патриархальных представлений о предназначении женщины как «хранительницы очага» и мужчины как «кормильца семьи». С другой стороны, Л.Ю. Бондаренко подчеркивает, что представления о мужском предназначении в обществе характеризуются высокой степенью однородности вне зависимости от пола, образования и возраста, в то время как представления мужчин и женщин о женском предназначении существенно различаются.


В ряде работ отечественных и зарубежных исследователей анализируется роль гендерных стереотипов в процессе поло-ролевой социализации. Одним из первых зарубежных исследователей, обратившихся к изучению процесса усвоения детьми половых ролей в традиционной культуре, была американский антрополог М. Мид. Обобщив результаты своей экспедиции в 1925 - 1926 гг. на о. Тау (Самоа), М. Мид пришла к выводу, что представления о маскулинности и феминности не являются врожденными, а формируются обществом и ближайшим окружением «путем воспитания детей, поощрения и наказания определенных видов поведения, своими традиционными описаниями героев, героинь...». В советской науке к изучению проблемы поло-ролевой социализации детей впервые обратился автор многих научных работ по детской психологии И.С. Кон. Поскольку И.С. Кон считал половую идентификацию «продуктом лишь совместного действия биологических и социальных сил», он, так же как и М. Мид, полагал, что представления детей о своей «мужественности» и «женственности» «не являются прирожденными, они формируются через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий». Отдельные аспекты поло-ролевой стереотипизации детей в традиционной культуре рассматривались в отечественной науке В.Р. Арсеньевым, А.К. Байбуриным, Т.А. Бернштам, Е.А. Окладниковой, а также авторами коллективного этнографического сборника «Традиционное воспитание детей у народов Сибири».

Проблема воспроизводства гендерных стереотипов в современной российской культуре нашла отражение в работах М.Л. Бутовской, В.Е. Кагана, И.С. Клециной, И.И. Лунина и Г.В. Старовойтовой, Т.М. Титаренко, а также в сборнике материалов круглого стола по проблеме «Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (региональные аспекты)». Автор учебного пособия «Гендерная социализация» И.С. Клецина раскрывает асимметрию гендерной социализации в детском возрасте и влияющие на нее различные стереотипы, которые усваиваются мальчиками и девочками через основные институты социализации. По ее мнению, существующие в российской культуре «гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленнность», так как всю информацию о внешнем мире ребенок «кодирует и организовывает... в соответствии с доминирующими культурными представлениями о мужественности и женственности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе». Анализу гендерных стереотипов в современной российской детской субкультуре посвящена и работа Е. Мещеркиной. По словам Е. Мещеркиной, «модальность личности, социализируемой, воспитываемой в духе патриархальных ценностей, складывается благодаря усвоению традиционных образцов полоролевой идентификации (мистики мужественности и женственности), отлаженному механизму социализации как в семье, так и в школе», вместе с этим эти «стереотипы мужского и женского сознания и поведения столь архаичны, традиционны, мало согласуются с новыми социальными реалиями гендерных отношений». Российский этолог М.Л. Бутовская рассматривает процесс формирования гендерных стереотипов у детей как «сложный многоступенчатый процесс взаимодействия социокультурных и биологических факторов». Устойчивость гендерных стереотипов в современном обществе, несмотря на смену половых ролей, автор связывает с консерватизмом детской культуры, которая независимо от мира взрослых формирует «стереотипы поведения детей по своим законам и правилам в конкретный чувствительный период онтогенеза». Однако в другой своей работе М.Л. Бутовская на основании эмпирического исследования показывает вариативность гендерных стереотипов детей в зависимости от среды их первичной социализации.


Что же касается молодежи, то следует отметить, что хотя в отечественной науке молодежь всегда была одной из самых изучаемых возрастных категорий населения, проблема гендерной сггереотипизации сознания молодежи вплоть до последнего времени оставалась малоизученной. Исследователи ограничивались, как правило, изучением сексуального поведения молодежи, а также ее установок в отношении будущей семейно-брачной жизни. Однако в настоящее время появился ряд работ, авторы которых занимаются исследованием гендерных стереотипов современной российской молодежи. Так, изучению гендерных аспектов молодежной субкультуры, в том числе и проблеме гендерной стереотипизции сознания молодежи посредством СМИ, посвящены работы Е. Омельченко. Семиотические аспекты гендерного поведения молодежи рассматриваются в статье Т.Б. Щепанской. В работах Е.А. Изотовой, М. Котовской, Н. Шалыгиной и М. Золотухиной, СВ. Скутневой была предпринята попытка проследить и проанализировать динамику изменений гендерных установок современных российских юношей и девушек. Отдельные аспекты гендерного поведения современной российской молодежи изучались авторами социологического исследования «Молодежь-97».

Место и роль СМИ как элемента массовой коммуникации, как важнейшего инструмента формирования общественного сознания, обязательного компонента в технологии реализации властных функций рассматриваются в работах слудющих авторов: Ю.П. Буданцева, И.Н. Засурского, Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, Я.В. Любивого, И.С. Мелюхина, В.Д. Попова, Г.Г. Почепцова, Е.П. Прохорова; М.В. Шкондина и др. Тем не менее, сегодня нет ни одного исследования, посвященного влиянию Интернета на формирование гендерных представлений молодежи.



<< предыдущая страница   следующая страница >>