shkolageo.ru 1 2 3

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)





Реферат по дисциплине “Социальная Философия”

на тему:

«Наука и техника»


Выполнил:

Студент группы С-85

Бармаков Геннадий


2012 г.


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ


Философия науки


1. Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

2. Характерные черты и многообразие научного знания.

3. Средства и методы эмпирического и теоретического познания.

4. Формы организации науки. Наука в системе культуры.

5. Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. Критика европоцентизма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

6. Позитивизм.

7. Неопозивизм.

8. Концепции развития научного знания К.Поппера и И.Лакатоса.

9. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.

10.Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П.Фейерабендом.

11 .Тематический анализ науки Дж.Холтона.

12. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.

13. Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.


14.Язык науки. Понятия и виды описания. Принцип дополнительности описаний.

15. Предсказание (ретросказание) и прогнозирование. Особенности: прогнозирования социальных явлений.

16. Проблема математизации науки.

17.Проблема редукционизма в науке.

18.Эволюционизм в современной науке.

19.Проблема аксиологической суверенности науки. Значимость критической традиции внутри научного сообщества как основания научной объективности.

20. Многообразие ценностных ориентации науки как социального института. Сциентизм и антисциентизм.

21. Классическая и неклассическая наука. Особенности стиля мышления в науке XX века.


Философия техники


1. Искусственное и естественное. Понятие техники. Техническая реальность.

2. Предмет и специфика технических наук. Их место в системе наук.

3.Технический прогресс и технические революции. Критерии технического прогресса. Основные этапы развития техники.

4. Социальные и антропологические последствия технического прогресса.

5. Техника и глобальные проблемы современности. Концепции Римского клуба.

6. Взаимодействие науки и техники на различных этапах исторического процесса. Современная НТР, ее основные направления.

7. Научные и технические предпосылки перехода к информационному, обществу. Основные характеристики информационного общества.

8. Техника и духовная культура. Культ техники, технократизм, их связь со сциентизмом. Технофобия, ее связь с антисциентизмом.


НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ.


  1. Наука и вненаучное знание. Специфика научных знаний

  2. Многообразие научного знания: а)классификация наук б)уровень и формы научного знания.

1. Первую классификацию знаний дал Парменид: 1) мнение – это знание полученное из чувств, оно иллюзорно. 2) истина – знание о сущности, которая дает разум. Классификация Платона: 1) истина – это знание о мире идей через анамнезис. 2) мнение – это знание о мире вещей, оно иллюзорно. 3) незаконное умозаключение – математическое знание и геометрия. Классификация Аристотеля: 1)чувственные впечатления (то же само что и мнение) 2) опыт – знание о единичном. 3) искусство – знание об общих причинах (врач, ремесленник). 4) мудрость – высшее знание ради знания.


В современной Ф. стала проблема о демаркации науки и не науки в следствии усиления науки в жизни общества. Наука несет как положительные так и отрицательные черты. Точки зрения на роль науки: 1) СЦИЕНТИЗМ – наука может все, поэтому другие элементы она может вытеснить. 2) АНТИСЦИЕНТИЗМ – наука несет только зло, это злой джин выпущенный из бутылки, которого человек не в силах удержать.

Вопросом о роли науки в обществе заняты ряд философских направлений:

Неопозитивизм (Шлик): науку можно отличить от других форм не научного знания с помощью принципа ВЕРИФИКАЦИИ – все что проверяемо на опыте, то есть наука. Следовательно, Ф. и религиозные положения бессмысленны и не научны. К.Поппер – принцип ФАЛЬСИФИКАЦИИ – если теорию нельзя опровергнуть, то она не является научной => научно только то что можно опровергнуть опытом. Феерабен – принцип все дозволено – никакого принципиального различия между видами знания не существует, следовательно наука ни чем не ценнее другого знания (антисциентизм), поэтому любые взгляды должны сохраняться в культуре как равноценные. Существует ряд околонаучных видов знания, н.п. Холтен выделил: 1.псевдонаука – альтернативная наука служащая для определенных политических целей. 2. патологическая наука – знание людей убежденных, что они творят науку, но на самом деле, это лишь фантазия (н.п. Лысенко). 3.сциентизм – чрезмерный энтузиазм в навязывании науки в ненаучных областях. 4.антинаука – заявка на четкое понимание в рамках которой декларируются возможности науки, очень отличающиеся от настоящей науки.

Лишкевич об околонаучном знании: 1. Ненаучные знания – разрозненные и неоформленные, они могут быть антинаучными. 2. Донаучные знания – база собственно научного знания. 3. Паранаучные знания – несовместимые со стандартами науки. 4. Лженаучные знания – сознательно искаженные. 5.Квазинаучное знание – принятое с помощью насилия. 6. и др.

НЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ:

  1. Мифологическое – начальная форма мышления, когда мысль еще не может выразить себя в адекватном виде, поэтому начинает фантазировать. Аристотель: кто сочиняет мифы – тот немножко ф-ф, так как в них он пытается найти причины. Мифологичное знание отличает наглядность образов, антропоморфизм (анимализм), человек не выделяет себя из среды, вымысел и действительность не разделены. Миф определенным образом обобщает знания, но это связано с эмоционально чувственным переживанием. Случайное и необходимое тождественны – все есть фатум, рок. Миф – это способ соединения человека с миром.


  2. Степин выделяет преднаучное знание. Это знания выработанные непосредственно из обыденной практики. Человек фиксирует из в форме идеальных объектов с которыми мышление обращается как с реально существующими. Например в Др. Египте счет был не абстрактный, а конкретный, т.е считали быками, овцами, а не цифрами.

Научное знание начинается с того, что реальные объекты отрываются от практики и появляется возможность строить их с верху из уже сформировавшихся вещей. Первый шаг сделали пифагорейцы когда занялись изучением чисел как таковых. В знания входит категория возможного и необходимого. То есть знание может выходиь за рамки практических знаний, например космологические модели. Знания преднауки – это рецепты, а знания науки – это знание само по себе. Знания ориентированы на поиск новых знаний и новой практики.

Специфика научного знания:

  1. Обоснованное, доказательное и проверяемое

  2. Систематичность в форме законов, гипотез, теорий, классификаций. Но не всякая систематизация является научной, например телефонный справочник. Иногда классификация ведет к открытию новых законов н.п. у Менделеева.

  3. Универсальность – знание не об одном явлении, а обо всем классе явлений.

  4. Общезначимость – устранение личной точки зрения в отличии от искусства. Наука может вырабатывать свой язык – язык точных и объективных знаний.

  5. Объективность – знания, максимально исключающие субъективный момент. Бэкон 17в призывал избавиться науку от идолов (заблуждений).

  6. Критичность. С 17в Декарт – нужно все подвергать сомнению, все доказывать.

  7. Фрагментарность. Наука в отличии от Ф и Рел. делит мир. Эйнштейн: современная физика – это хор глухонемых» (физик стало так много, что физики перестали друг друга понимать).

  8. Незавершенность.
  9. Внеморальность. Этот критерий с 17в., а до этого Сократ считал нравственного человека – познающим человеком.


  10. Самоценность.

  11. Рационализм.

2/многообразие научного знания: а)классификация наук б)уровень и формы научного знания.

Наука делится на специальные области знания. Теоретическое и практическое знание в античности уже б. разделено (от социальной структуры античного общества). Высшее знание – теоретическое.

Первое деление наук – по объекту познания: 1) гуманитарные – об обществе 2) естествознание – о природе. Позднее выделились науки, изучающие человека – АНТРОПОЛОГИЯ. Еще позднее – технические.

По глубине проникновения в явление: 1) фундаментальные – глубокие закономерности природы (12 – 13 процентов финансовых средств) 2) прикладные – более частные закономерности ( до 30 процентов) 3)научно – практические разработки (около 60 процентов).

Функции науки: 1)гносеологические: описание, объяснение, предсказание. 2)социальные: ПРАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция – усиление возможностей человеческой деятельности.

Уровни науки:

1)эмпирический – объектом является реальная вещь. Это познание связано с чувственным восприятием объекта ( а не идеализирований формы). Результат – получение различных фактов и статистики, которые подлежат первичной обработке. Это приводит к установлению ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ – фиксирует связи, но не объясняет их (Менделеев, квантовый закон). Происходит отбор необходимой информации и ее систематизация в виде диаграмм, таблиц, эмпирических законов, Позволяет выявить динамику объекта. Нацелено в основном на описание. Методологические принципы эмпирического знания: 1)объективность – наиболее полно осветить объект и связи, получить знание не основе обширной базы 2)проверяемость – везде и всеми. 3)теоретическое обоснование. Роль и значение эмпирического познания осознали в ХV11 в. – возник философский эмпиризм Ф.Бэкон – любое знание д. н-ся с опыта (ЭМПИРИИ) – цветоносный (главный) и плодоносный. ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТАТОР – Г.ГАЛИЛЕЙ. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы эмпирического знания: научный факт, эмпирический закон, эмпирические гипотезы (о существовании каких-то фактов, например, что на обратной стороне Луны)

2)теоретический – объект задается как целое в процессе движения и формирования.

Определяются причинно – следственные связи, выделяются главные. Задача теоретического уровня – раскрытие и обоснование наиболее глубоких и существенных сторон. Именно на теоретическом уровне наука занимается объяснением и предсказанием. Знание – в форме теории – строго логической системы знаний. Требования к теоретическому знанию: логическая непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описания и объяснения известных явлений и предсказаний новых. Теоретическое знание ф-ет т. в абстрактно – понятийной форме, допускается наглядность. Рационализм – преувеличение теоретического знания – Декарт, Спиноза. Третий вариант – интуиция – ни теория, ни практика. Формы теоретического знания: 1)закон – форма знания, которая устанавливает внутренние связи, обеспечивает ф-е и развитие объекта. Эмпирический закон – прямое обобщение эмпирического материала с помощью, например, индукции, Теоретические законы – ядро научной теории, изучают сущность. 2)Гипотеза – метод и форма. Как форма – всегда еще вероятностное знание, которое н. доказать. Гипотезы м.б. эмпирическими (Менделеев) и теоретическими, которые н. доказать. Чем дальше за границы чувственного мира – тем больше гипотез. Научные теории: 1)феноменологические – описательные (кванты) и объяснительные (Дарвин). 2)качественные и количественные. 3)теория д. отражать предмет, б. адекватной полной и проверяемой. 4)интерпретация – объяснение смысла теории. В современной науке требование экспериментальной проверки дополняется специальными критериями: простота, красота. Теоретический и эмпирический уровни взаимосвязаны (это – один из источников развития науки): 1)эмпирический факт наполнен теоретическим содержанием. Неопозитивизм исходил из того, что теоретическое знание отличается от эмпирического т. языком. Поэтому м. знание с языка теории перевести на язык эмпирии и подвергнуть его опытной проверке. На самом деле, эмпирический язык наполнен теоретическим содержанием – экспериментатор увидим то, что увидел теоретик – не колебание стрелки, а силу тока. 2)теоретическое знание обязательно д. базироваться на всех эмпирических фактах.


3)в современной Ф. – уровень научной картины мира (ввели физики) – результат синтеза Ф. и частнонаучного знания, целостный образ мира, выработанный на основе Ф-го обобщения и синтеза частнонаучного знания. В основу положена одна из естественнонаучных теорий. Этот уровень возник как ответ на процесс дифференциации науки. Есть физическая КМ, биологическая, химическая, техническая. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КМ – целостный образ всей природы, ОБЩЕНАУЧНАЯ КМ - целостный образ всей природы + общество = образ мира как целого: 1)задает образ элементарного объекта – из чего все состоит. 2)выделение основных типов взаимодействий, определяющих единство мира. 3)определенный тип детерминации – Лаплас – жесткий, сейчас – вероятностный. 4)образ пространства и времени. 5)развитие эмпирических и теоретических работ. В периоды научных революций происходит выработка новой НКМ – Эйнштейн: «История – это не драма людей, а драма идей».

Стадии научного познания: 1)развитие эмпирических исследований и накопление эмпирических фактов. 2)формирование НКМ. 3)построение научных теорий на НКМ.

Ф-и НКМ: 1)вырабатывается образ самой науки. 2)определяется горизонт научного познания.

НАУКА КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Специфика научной деятельности.

Формой существования человека является ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – социальнообусловленная активность людей, направленная на освоение действительности. Деятельность характеризуется:1)субъектом – человек, обладающий определенными знаниями и навыками («действующая причина» Аристотеля). 2)средства деятельности. 3)цель. 4)результат. Научная деятельность характеризуется наличием: 1) определенных качеств субъекта. 2)наличием и использованием специальных материально – технических средств. 3)языковых средств и специализированных методов. 4)определение познавательных процедур. Совокупность средств и методов в их функционировании образуют ТЕХНОЛОГИЮ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. 5)Цель научной деятельности – получение нового знания (бытовая деятельность – другие результаты). 6)научное знание влияет на саму научную деятельность, ее технологию. Однажды полученное знание – это рубеж, определяющий дальнейшую научную деятельность (Эйнштейн: «Каждая научная проблема…формирует новые проблемы»). Само знание выступает некоторой «призмой», через которую ученый рассматривает и оценивает деятельность и результат. Научная деятельность постоянно преобразуется под влиянием своего собственного продукта – знания. Внутренний источник развития научной деятельности – противоречие между эмпирией и теорией, конкуренция различных т.з.



следующая страница >>