shkolageo.ru   1 2 3 4 5

5.2. Учебная программа по модулю




п)п

Наименование модуля, разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1.

2.

3.

1.

Модуль 1. Государственная политика в образовании

1.1

Пути реализации экологического образования на уровнях подготовки бакалавров и магистров

Модернизация образовательной системы. Экологическое образование в контексте основных тенденций образовательной политики России и тенденций развития Болонского процесса. Отбор содержания и степень глубины подготовки студентов в области экологии в структуре многоуровневой подготовки кадров (уровень бакалавриата и магистратуры). Концентрический принцип обучения применительно к экологическим дисциплинам. Структура рабочих учебных программ курсов экологии для бакалавров и магистров. Развитие форм обучения, направленных на активизацию самостоятельных приемов овладения материалом учебных программ в магистратуре.

1.2

Принципы интеграции сведений из разных естественнонаучных дисциплин для формирования системного экологического мировоззрения

Формирование системного экологического мировоззрения как основная задача экологического образования. Роль разных естественнонаучных дисциплин в преподавании экологии. Степень популяризации знаний из смежных наук для освоения экологической методологии. Пути выстраивания естественнонаучных знаний в единую систему.


1.3

Гуманитарные аспекты формирования экологического мировоззрения

Проблема отношений природы и общества. Антропоцентрическая модель и современное состояние биосферы. Смена антропоцентрической модели на биоцентрическую как основа решения экологических проблем. Формирование экологической культуры и толерантного отношения к живой природе – важная предпосылка обеспечения устойчивого развития человечества и природы Земли. Формирование экологической культуры как важнейшего качества личности. Создание системы непрерывного экологического образования в соответствии с новыми стандартами педагогического образования и задачами профессиональной деятельности выпускников.

1.4

Индивидуализация и мобильность экологического образования в соответствии с ФГОС ВПО

Тенденции развития Болонского процесса в высшей школе применительно к экологическому образованию. Приоритетные направления модернизации педагогического образования. Общекультурные и профессиональные компетенции, развиваемые в процессе экологического образования. Либерализация системы образования. Мобильность экологического образования как результат гибкого использования модульных программ, позволяющих адаптировать содержание дисциплины к уровню и запросам конкретных групп обучающихся. Индивидуализация экологического образования: использование широкого диапазона методических приемов, ориентированных на обеспечение овладения студентами предметом. Активизация самообразовательной деятельности. Организация научно-исследовательской работы студентов в области экологии.




Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия (семинары)

Не предусмотрены




Самостоятельная работа

Слушателям курсов предлагается самостоятельно освоить одну из следующих тем:

Развитие форм обучения, направленных на активизацию самостоятельных приемов овладения материалом учебных программ в магистратуре.

Степень популяризации знаний из смежных наук для освоения экологической методологии.

Антропоцентрическая модель и современное состояние биосферы.

Глобализация и регионализация экологических проблем в современном мире.

Формирование экологической культуры как важнейшего качества личности.

Либерализация системы образования.

Активизация самообразовательной деятельности.

Использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе.

Практические задания по оценке качества среды в рамках полевой практики по экологии




Используемые образовательные технологии

Технология концентрированного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Технология педагогических мастерских

Личностно-ориентированные технологии




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.


Электронные образовательные ресурсы
  1. Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html


  2. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании» http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm

3. Федеральный образовательный портал ЭСМ http://www.ecsocman.edu.ru/text/19211702/

2.

Модуль 2. Глобальные проблемы экологии и эволюция биосферы

2.1

Биосфера и ее современное состояние

Концепция биосферы В.И. Вернадского. Структура современной биосферы. Земля как арена жизни. Форма, размеры, оболочки: литосфера, гидросфера, атмосфера.

Границы биосферы. Распределение жизни на планете. Химия живого вещества. Биогенные породы. Их разнообразие. Почвы как биокосные образования. Насыщенность жизнью. Воды биосферы как биокосное вещество. Глобальная циркуляция вещества в биосфере: атмосферные и океанические переносы.

Роль жизни в химии Земли. Жизнь как катализатор геохимических процессов. Организмы как открытые системы. Роль ферментов. Концепция В.И. Вернадского о геохимической роли живого вещества Роль фотосинтеза в биосфере. Хемосинтез. Система биогеохимических циклов как основа устойчивости биосферы.

Роль разных групп организмов в современной биосфере. Функции прокариот в обеспечении круговоротов вещества. Растения в биосфере. Распределение первичной продукции на суше и в океане. Роль растений в образовании ландшафтов, создании почвенного покрова и запасов органического вещества в литосфере. Грибы как редуценты и катализаторы деструкционных процессов. Животные в биосфере. Роль консументов как ускорителей биологических круговоротов. Средообразующая деятельность.

Биосфера как иерархически структурированная глобальная экосистема. Нарастание степени замкнутости биологических круговоротов и устойчивости экосистем с увеличением масштабов.

2.2


Происхождение жизни

История вопроса до работ Л. Пастера. Гипотеза панспермии. Постановка проблемы А.И. Опариным и Дж. Холдейном. Представления об условиях на ранней Земле. Экспериментальные доказательства возможности абиогенного синтеза органических мономеров и полимеров. Распространенность органических молекул в космосе: состав метеоритов. Автокаталитические реакции как прообраз предбиологической эволюции. Гипотезы возникновения предклеточных структур: коацерваты и микросферы. Поиск основ становления генетического кода. Представления о механизмах естественного молекулярного упорядочения в стационарной системе необратимых реакций. Роль АТФ в образовании кодирующих РНК и кодируемых полипептидов. Вирусы как свободная кодирующая РНК. Концепция "РНК-мира". Пространственное обособление клетки с РНК и аппаратом трансляции - возникновение организмов.

Вопрос о космическом происхождении жизни. Хиральная чистота и изотопный состав как показатели биотического происхождения соединений углерода. Наиболее ранние следы жизни. Предполагаемый период химической эволюции до возникновения живых организмов.

2.3

Эволюция биосферы

Периодизация геологической истории Земли. События архея и протерозоя. Атмосфера и ландшафты ранней планеты. Зарождение океана. Свидетельства существования прокариотной жизни. Следы цианобактерий и цианобактериальных сообществ. Механизм образования современных строматолитов. Функциональное разнообразие прокариот. Начало влияния жизни на формирование осадочных пород. «Кислородная революция» в середине протерозоя. Стимуляция развития эукариотической жизни. Развитие одноклеточных водорослей. Накопление толщ органогенных пород (нефти, горючих сланцев, карбонатов) как следствие неполноты биологического круговорота. Появление многоклеточности. Хайнаньская и вендская фауны, многоклеточные водоросли. Возникновение в конце протерозоя планктонных фильтраторов и становление механизма самоочищения водоемов. Циклы орогенеза и оледенений. Гипотеза о влиянии фотосинтетической активности на колебания климата (антипарниковый эффект).


Ранний фанерозой. Кембрий - силур. Кембрийская «скелетная революция». Принципиальное изменение геохимических циклов соответствующих элементов. Образование новых типов осадочных пород. Рифообразование. Окончательная замена хемогенного карбонатообразования биогенным. Разнообразие и особенности кембрийской фауны. Формирование цепей питания. Появление хищников. Формирование полноценного озонового экрана. Появление первых наземных растений и беспозвоночных животных.

Состояние биосферы в девоне и карбоне. Положение континентов Гондваны и Лавразии. Климат девона. Эволюция животных в океане. Бесчелюстные панцирники. Появление прогрессивных групп челюстноротых. Разнообразие рыб. Развитие наземной споровой растительности. Изменение эрозионных процессов на суше. Появление первых голосеменных. Происхождение первых наземных четвероногих. Насекомые карбона. Становление земноводных и появление первых рептилий. Цепи питания на суше. Недостаточная сформированность детритных пищевых цепей. Влияние неполноты биологического круговорота на состав атмосферы (соотношение углекислого газа и кислорода). Захоронение древесины и появление нового типа горючих ископаемых - каменных углей. Климат конца карбона. Географическая зональность и оледенения. Возможная связь с антипарниковым эффектом.

Граница пермо-триаса. Изменение океанической и атмосферной циркуляции. Континентальность климата. Смена споровой флоры на голосеменную в пермском периоде и изменение пропорций газов в атмосфере. Опреснение океана после таяния ледников. Наиболее крупное вымирание организмов в океане как граница эр. Эволюция пермских рептилий. Зверозубые рептилии как предшественники млекопитающих. Примитивные млекопитающие триаса, их положение в экосистемах. Прогрессивная биологическая эволюция ящеров. Овладение водной и воздушной средой. Возникновение динозавров. Постепенное восстановление водной фауны: смена групп кораллов, ракообразных и иглокожих. Расцвет аммонитов и белемнитов. Начало раскола Гондваны. Наземные рифты.


Середина мезозоя. Распад комплекса Пангеи. Траектории движения материков. Особенности переноса тепла по земному шару. Состояние жизни в водной среде. Возникновение диатомовых водорослей. Расцвет раковинных простейших и кокколитофорид. Накопление органогенных кремнеземов, меловых залежей, зоогенных карбонатов и фосфоритов. Сложность цепей питания в океане. Многообразие рыб и крупных хищников: ящеров, акул, головоногих. Господство голосеменной растительности на суше. Гигантизм динозавров. Мезозойские млекопитающие. Их экологические ниши. Эволюция птиц в мезозое.

События мелового периода. Граница эр. Дифференциация природных условий в процессах. Движение материков. Возникновение и распространение покрытосеменных растений. Биосферное значение появления растительности цветковых. Закрепление почв и интенсификация процессов почвообразования. Изменение ландшафтов. Интенсификация цепей питания на суше. Коэволюция цветковых растений и насекомых. Начало адаптивной радиации млекопитающих. Великое вымирание конца мезозоя. Катастрофический характер событий в масштабах геологического времени. Группы гипотез о причинах экологического кризиса конца мелового периода. Сравнительная оценка гипотез.

Биосфера в кайнозое. Приближение материков к современному положению. Изменение климата в конце палеогена. Формирование географической зональности. Формирование биомов степного типа. Обновление фаун и нарастание биологического разнообразия в кайнозое. Адаптивная радиация млекопитающих. Эволюция и экосистемная роль травоядных копытных. Гиппарионовая фауна. Смешение фаун при контакте континентов. Великий американский обмен в плиоцене и его эволюционные последствия. Оледенения плейстоцена. Распространение ледников. Тундростепи и мамонтовая фауна приледниковых районов. Скорости вымирания и эволюции разных групп млекопитающих. Динамика лесной растительности в межледниковые периоды. Состояние биосферы к периоду голоцена.

2.4


Антропогенез

Место человека в зоологической системе. Разнообразие человекообразных обезьян миоцена (проконсул, дриопитеки, и др.), их распространение. Биологические и экологические последствия древесного образа жизни предков в эволюции человека. Становление бипедии. Разнообразие переходных форм между древесными и наземными гоминоидами. Представление об ароморфном процессе сапиентизации приматов.

Ардипитеки - находка нового звена в эволюции человека. Время существования. Особенности строения и образа жизни. Австралопитеки как непосредственные предки рода Homo. Сроки существования. Места находок. Сочетание примитивных и продвинутых признаков строения. Разнообразие австралопитеков: грациальный и массивный типы. Образ жизни.

Человек умелый. Экологические условия и становление рода Homo. Черты отличия от австралопитеков. Время существования. Галечная культура. История и места находок орудий и костных останков в Африке. Находки переходных форм к следующей стадии развития человека (открытия в Дманисси, Грузия).

Человек прямоходящий. Время существования. Распространение. Прогрессивные и примитивные морфологические черты. Изменение роста и пропорций тела. Увеличение доли животной пищи в рационе. Ашельская культура: особенности обработки камня, типы орудий. Овладение огнем. Собирательство. Социальные связи. Разнообразие архантропов. Своеобразие островных форм.

Человек гейдельбергский как переходное звено от архантропов к современному человеку. Время существования, распространение. Орудийная деятельность. Овладение речью. Находки в пещере Денисова на Алтае.

Человек неандертальский. Время существования, распространение. Отличие от человека разумного (морфологические, генетические, этологические). Жизнь в приледниковых ландшафтах Европы. Загонная охота на крупных животных. Мустьерская культура. Свидетельства духовной жизни: захоронения мертвых, украшения. Своеобразие искусства.


Человек разумный. Время существования (палеонтологические и молекулярные данные). Морфологический облик. Образ жизни. Совершенствование техники обработки камня. Разнообразие орудий. Необходимость передачи опыта. Расселение по Европе и Азии. Европейские кроманьонцы. Культура верхнего палеолита. Первобытное искусство. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Общая картина эволюции человека: смена представления о линейной эволюции на параллельную эволюцию нескольких видов на каждом этапе.

Данные молекулярной филогенетики. Отличия в белок-кодирующих генах. Активность генов-регуляторов.

Человек как ультрасоциальный вид. Образование больших коллективов. Разнообразие и специфика эмоций человека. Развитие речи. Возможности мышления человека и животных. Психика и разум человека как результат эволюции приматов.



<< предыдущая страница   следующая страница >>