shkolageo.ru   1 ... 2 3 4 5

Модуль 4. Современный этап развития социальной экологии


4.1

Биосоциальная сущность человека

Человек в системе животного царства. Сходство и отличия человека и других животных. Исторические и функциональные основы противоречивости биологического и социального во взаимоотношениях человечества и природы. Трансформация экологических связей высших приматов в экосоциальные отношения современных людей. Генетическая и социальная наследственность: вчера, сегодня, завтра. Альтруизм как изначальный стимул для возникновения образования.

4.2

Экологические предпосылки социальной жизни человека

Пространственные связи и перемещения. Закономерности территориального распределения животных популяций и населения людей, роль перемещений и границ в регулировании пространственных связей. Энергетика жизнеобеспечения человечества. Добавочные источники энергии: горючие ископаемые как «солнечные консервы». Их использование для радикального увеличения производства продовольствия, преобразования природных материалов (обработка дерева и камня, плавка металлов, изготовление металлических изделий и т.п.), при строительстве жилищ. Формирование техносферы. Принципиальные различия в формах и масштабах преобразования среды обитания животными и человеком. Экологическая емкость среды и ее пределы. Информационные связи. Общение как базовое условие жизненности популяций. Краткий очерк развития коммуникабельности у животных. Информационная революция человечества: очевидные преимущества и скрытые угрозы. Биологические предпосылки информационного зомбирования человека

4.3

Репродуктивное поведение животных и человека

Жизненная тактика (обеспечение индивидуального выживания) и жизненная стратегия (обеспечение генетического бессмертия через размножение). Моногамная семья, как основная форма размножения человека. Эволюция семейных отношений человека. Обязанности самца и самки в моногамной семье. Биологические предпосылки и социальная детерминированность семейных ролей мужчин и женщин. Социальные угрозы нормальному функционированию моногамной семьи, как основы демографической стабильности человечества. Предупреждение потенциальных опасностей стихийного развития демографических процессов социальными регуляторами: планирование семьи, развитие здравоохранения, культуры и образования.


4.4

Демографические проблемы человечества

Динамика численности населения Земли, ее различия в экономически развитых и развивающихся странах. Политика планирования семьи в “Южном” (Индия, Китай, Арабский Восток, Африка, Латинская Америка) и “Северном” (Северная Америка, Западная и Восточная Европа) регионах.

Концепция устойчивого развития человечества и природы, как поиск решений объективного противоречия в системе "настоящее - будущее", путей обеспечения базового постулата: «Нам и внукам!». Перспективы разумной корректировки социально-экономических процессов в целях оптимизации демографического развития стран и регионов, населения Земли в целом.

4.5

Пути оптимизации демографических процессов в России

Демографическая история России. Факторы, влияющие на рождаемость и смертность, их изменения в конце ХХ века. Современная демографическая ситуация в России, перспективы ее развития в ближайшем и отдаленном будущем. Основные меры по нормализации демографических процессов в России.


Лабораторные работы

Не предусмотрены




Практические занятия (семинары)

Семинар "Коммуникационные отношения животных. Информационная революция человечества" (Модуль 4. Тема 2)

Семинар "Демографическая ситуация в мире" (Модуль 4. Тема 4).




Самостоятельная работа

Слушателям курсов предлагается самостоятельно освоить одну из следующих тем:

Становление социальной экологии.

Конкурентные отношения в природе и обществе.

Курение, алкоголизм и наркомания как угрозы обществу.

Здоровая среда жизни как условие устойчивого развития общества и природы. Глобальные демографические процессы.

Региональная специфика демографических процессов.

История и перспективы российской демографии.

Территориальные связи животных и человека.

Роль перемещений в территориальном распределении животных и человека.

Основные отличия трофических связей животных и человека.

Производство продовольствия как первая экологическая революция.

Система информационных связей животных.

Борьба с эпидемиями, как расширение экологической емкости среды человека.

Трансформация экологических связей животных и первобытных людей в экосоциальные связи современного человечества.

Здоровье человека и меры по его поддержанию.

Экологическая и социальная составляющие демографии человечества.




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература


  1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Ступени эволюции. М.: Наука. 2006.

  2. Бганба В.Р. Социальная экология. М.: Высшая школа. 2005.

  3. Горелов А.А. Социальная экология. М.: изд. Флинта. 2004.

  4. Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. М.: Ступени. 2003.

  5. Медоуз Д., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. М. 2007.



Электронные образовательные ресурсы

  1. Элементы: Популярный сайт о фундаментальной науке – http://elementy.ru/

  2. Происхождение и эволюция человека – http://www.evolbiol.ru/human.htm



Дополнительная литература

  1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука. 1993.

  2. Голубев В.С. Кто ты, человек?. 2003.

  3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. Изд. «ИНФА-М». 2005.

  4. Мамедов Н.М. Введение в теорию устойчивого развития. М.: Ступени. 2002.

  5. Никонов А. Апгрейд обезьяны. Изд. «НЦ ЭНАС». 2004.

5.

Модуль 5. Биомониторинг состояния окружающей среды

5.1

Общие понятия теории биоиндикации

Биомониторинг как метод слежения за состоянием среды с помощью живых объектов и раздел прикладной экологии. История направления. Сравнение физико-химических и биологических способов оценки качества среды: преимущества и недостатки. Биомониторинг как составная часть биоиндикации. Случаи, в которых необходимо применение методов биоиндикации. Основные понятия. Формы биоиндикации. Критерии выбора биоиндикаторов. Типы биоиндикаторов по чувствительности и специфичности. Организация контроля при проведении биотестирования и биомониторинга.

5.2


Биомониторинг на разных уровнях организации жизни

Многоуровневый подход как принцип современной теории биомониторинга. Биоиндикация на субклеточном и клеточном уровнях. Достоинства и недостатки. Механизмы действия поллютантов на биомембраны, ферменты, хлорофилл и другие молекулы и структуры клетки. Изменения белкового состава клетки. Генетические последствия загрязнения среды. Аккумуляция поллютантов в органах и тканях. Способы диагностики нарушения среды по интенсивности фотосинтеза, накоплению веществ - индикаторов стресса, и т.д.

Биоиндикация на организменном уровне как наиболее доступный способ оценки качества среды. Морфологические изменения растений. Окраска и некрозы листьев, соответствующие этим изменениям стресс-факторы. Категории состояния видов деревьев. Мониторинг озона по растениям табака. Липа как индикатор засоления городских почв. Сосна и ель как индикаторы газодымных выбросов. Представление о бонитировочных шкалах. Индикация загрязнения по морфологическим признакам животных (промышленный меланизм, уродства). Нарушения поведения как показатель изменения среды. Флюктуирующая асимметрия организмов и ее использование в биоиндикации. Ограничения метода.

Теоретические основы биомониторинга на популяционно-видовом уровне. Виды, численность которых возрастает и сокращается в антропогенно измененной среде. Использование в биомониторинге популяций растений и животных: плотность, возрастная структура и др. Особенности динамики численности популяций в нарушенной среде. Расширение ареалов синантропных, галофильных и пр. видов. Принципы биомониторинга на ценотическом уровне. Сокращение видового состава и разнообразия сообществ в антропогенно трансформированной среде. Смены доминирующих видов: потеря специализированных форм, изменение доли эвритопных и рудеральных видов в градиенте нарушения среды. Биомониторинг среды на экосистемном уровне. Примеры действия положительных обратных связей, ускоряющих разрушение экосистем. Особенности протекания сукцессий в условиях антропогенного стресса. Проблемы лесной рекультивации.


5.3

Биомониторинг в разных средах

Оценка качества воды. Мониторинг загрязнения сточными водами. Классификация водоемов по трофности и сапробности, организмы-индикаторы водоемов разного типа. Расчеты индексов Вудивисса и Пантле-Бука. Изменения в разных экологических группах организмов: фито- и зоопланктоне, бентосе и пр. Оценка токсичности воды. Тест-организмы.

Оценка качества почвы. Виды растений - индикаторы трофности, кислотности, засоленности и др. свойств почв. Зоологический метод диагностики почв М.С. Гилярова. Экологические основы. Вклад почвенной зоологии в решение спорных проблем почвоведения. Беспозвоночные как показатели уровня грунтовых вод, режима промерзания, механического состава, видов лесного гумуса и пр. Биоиндикация степени созревания компостов и стадий разложения древесины. Оценка санитарного состояния почв.

Оценка качества наземно-воздушной среды: фитоиндикация. Фитоиндикация как одна из наиболее разработанных областей биоиндикации. Оценка качества наземно-воздушной среды с помощью лишайников. Лишайники как индикаторы газодымного загрязнения. История лихеноиндикации. Причины чувствительности группы к загрязнению. Жизненные формы и экологические группы лишайников, имеющие наибольшее индикаторное значение. Основные показатели, используемые в биоиндикации. Метод трансплантации. Индексы, используемые для оценки качества среды с помощью лишайников. Лишайники в городе (на примере Москвы).

Здоровье человека как показатель качества среды. Загрязнение среды генотоксическими агентами и генетический мониторинг населения. Врожденные пороки развития человека ("сторожевые" или "индикаторные" фенотипы) и качество окружающей среды. Загрязнение и стресс. Имммуннореактивность организма как ранний показатель неблагополучия среды. Иммунологический мониторинг населения. Связь репродуктивного здоровья человека с качеством окружающей среды.


5.4

Экологическое нормирование антропогенных воздействий на экосистемы

Биотестирование как способ оценки качества почвы, воды и воздуха с помощью живых объектов в лабораторных условиях. Принципы биотестирования. Тест-организмы и требования к ним. Острые и хронические опыты. Характеристики организмов и популяций, используемые при биотестировании. Организация биотестирования на примере дафний. Принципы расчета ЛК50. Многокомпонентные тест-системы и подбор индикаторных видов.

Организация экологического мониторинга. Биологический мониторинг и его место в системе экологического мониторинга в разных странах. Тенденции развития. Единая государственная служба экологического мониторинга в России. Глобальная системы мониторинга окружающей среды. Программа интегрированного мониторинга в Европе. Место биологических индикаторов в системах регионального мониторинга. Графические способы представления результатов мониторинга (метод "Амебы").

Экологическое нормирование. Представление о норме экосистем и критериях нормальности. Концепция ПДК при гигиеническом подходе к оценке среды и трудности ее применения. Альтернативные подходы к определению предельно допустимого уровня нагрузки на экосистемы: оценка интегральной нагрузки, выявление экологически допустимых уровней нарушающих воздействий. Теоретические основы и этапы экологического нормирования при разных подходах. Принципы расчета стоимости биоиндикационных исследований.

Оценка современного состояния и последние достижения в области теории и практики биомониторинга.




Лабораторные работы

Изменение морфологии растений при загрязнении среды (Модуль 5. Тема 2).

Расчеты индексов для оценки качества воды по гидробионтам. Расчеты индексов чистоты воздуха с помощью лишайников (Модуль 5. Тема 3).





Практические занятия (семинары)

Не предусмотрены




Самостоятельная работа

Слушателям курсов предлагается самостоятельно освоить одну из следующих тем:

Флюктуирующая асимметрия: возможности и ограничения метода в оценке качества среды.

Тест-оpганизмы: таксономическое разнообразие и критерии отбора.

Физиологические процессы и биоиндикация.

Поведение животных и оценка качества среды.

Здоровье человека как показатель качества окружающей среды.

Лихеноиндикация: история и современное состояние.

Фитоиндикация: разнообразие подходов.

Биодиагностика почвы сегодня.

Концепция здоровья среды.

Теоретическое обоснование биоиндикации на популяционном, биоценотическом и экосистемном уровнях.

Организация биомониторинга поверхностных вод в России.

Критический анализ разных подходов к экологическому нормированию.

Изменение ареалов видов как показатель антропогенной трансформации среды.

Количественные методы при оценке качества среды.

Биоиндикация на глобальном уровне.

Современные тенденции в теории и практике биоиндикации.

Экономические обоснования в практике биоиндикации.

Система интегрального мониторинга в Европе.

Практические задания по оценке качества среды в рамках полевой практики по экологии




Используемые образовательные технологии

Технология концентрированного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Технология педагогических мастерских


Личностно-ориентированные технологии





Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

  1. Афанасьев Ю.А. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / Учебное пособие М.: МНЭПУ. 2001.

  2. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. М.: Академия. 2007.

  3. Бязров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге. М.: Научный мир, 2002.

  4. Категории состояния основных лесообразующих пород Московской области. М.: Центр защиты леса Московской обл. 2000.

  5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М.: Академия. 2001.



Электронные образовательные ресурсы

  1. Информационно-аналитическая система «Экологический контроль природной среды по данным биологического и физико-химического мониторинга» http://ecograde.belozersky.msu.ru/index.html

  2. Центр экологической политики России http://www.ecopolicy.ru/


Дополнительная литература

    1. Биоиндикация загpязнений наземных экосистем / под pед. Р. Шубеpта. М.: Миp, 1988.

    2. Захаров В.М. Здоровье среды: концепция. М.: Центр экологической политики России. 2000.

    3. Николаевский В.С. Экологическая оценка загрязнения среды и состояния наземных экосистем методами фитоиндикации. Пушкино: ВНИИЛМ, 2002.

    4. Смуров А.В. Основы экологической диагностики. М.: Ойкос, 2003.

    5. Состояние и комплексный мониторинг природной среды и климата. Пределы изменений. М.: Наука, 2001.



<< предыдущая страница   следующая страница >>