shkolageo.ru
добавить свой файл
1

Людмила Ивановна ТИКУНОВА,

старший научный сотрудник
Института общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации.

Русский язык

Контрольные работы за I полугодие для 1–4 классов

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец I полугодия.

1-й класс


Цель работы – проанализировать, как идет накопление знаний, связанных с формированием первоначального навыка чтения и письма.

1. Догадайся, почему эти буквы любят смотреться в зеркало?
Запиши эти буквы письменным шрифтом.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки. Каких гласных здесь нет?

Т М Х Ж Ф П Н А Щ Ш

2. Составь и запиши из данных букв слова.

у  н  и  а  о  с
л  к  н  т  а  с  и

Выдели в данных словах слоги.

3. «Посади» листок в середину каждого слова.

Какие слова у тебя получились? Запиши.

за_ки стро_ка ле_ка

Выдели в словах слоги.

Примечание. Порядок размещения букв учитель может заменить в зависимости от их прохождения.

4. Какая буква пропущена?

...ли, л...с, Л...на, пол...

Подчеркни слово, в котором букв меньше, чем звуков.

5. Составь из слов предложения.

– Нора, ели, около, крота
– На, прыгнула, сосну, белка.
– Розы, в, красивые, вазе.

6. Допиши последнее слово в предложении.

– Куклу звали ... .
– Ракету построил ... .
– На старый пень сел ... .
– Гусь шипит на кота ... .

7. Слуховые зрительно-предупредительные диктанты.

– Петь, писать, тень.
– Ольга, степь, греть.

– Мальчик, лить, ель.


8. Запись под диктовку.

– Лиса ела рыбу. Рядом был волк.
– Мальчики были дома. Рома пел.
– У Славы игрушки. Слава и брат играли.

Примечание. Заменить слова, в которых встречаются буквы, не пройденные на данный период.

2-й класс


ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам:

– «Мягкий знак в конце и середине слова».
– «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами».
– «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».
– «Удвоенные согласные» (простейшие случаи).

Объем диктанта: 25–35 слов.

Первый мороз


К утру лег первый мороз. Земля чуть промерзла. Цветы завяли. Жалкий вид имели астры и флоксы. Вот и солнышко. Трава покрылась сильной росой. Только сосна была хороша. Она распушила ветки и ждала зиму.

Хлеб


В субботу я с сестрой гулял в парке. На земле лежал кусок хлеба. Хлеб был мокрый. Подкралась ворона и схватила кусок хлеба. Вот и пища. Хлеб всегда и всем нужен.

Черемуха


У окна нашего дома растет черемуха. Она уже проснулась. Зиме конец. Душистые белые цветы накрыли ее. К дереву летит пчела. Маленькая Аннушка любит играть у этого дерева. Всех манит чудный запах.

Утро


Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Крупные капли росы играли на траве и кустах. Отсырела земля. Утки пролетели над озером. Наступило утро. Я встал и отправился в село.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Доктор


Стал Никита играть в доктора. Он надел белый халат и очки. Рядом вилял хвостом пес Томка. Никита уложил собачку на ковер и стал слушать. А Томка встал и убежал.

* * *

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли.
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:
– Там жук живой!
Раскроем раму!

(А. Барто)

Примечание. Объяснить детям, что в стихотворном тексте каждая новая строчка начинается с большой буквы.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

1. Вставь слова в предложения. Озаглавь текст. Запиши.

Пробудился ветерок – ... . Он сорвал лист с ... осинки. Брызнул ... дождя на звонкие ... . Проказник вспугнул ... . Они ... в старый ... . И опять наступила спящая тишина.

Слова для справок: проказник, ельник, умчались, мальчишка, капельками, бельчат, молоденькой, колокольчики.

В каких словах есть «опасные места»? Подчеркни их.

2. Определи, сколько здесь предложений. Озаглавь текст. Запиши.

Мы с папой заглянули в прорубь и увидели рыб они плавали в воде тесной стайкой я бросил маленький камень он упал на лед льдинки зазвенели рыбки бросились в разные стороны.

3. Составь текст, используя данные выражения.


  • под корнями старого дуба

  • логово волчицы

  • весной родились маленькие

  • любили играть

  • заботливая мать

Запиши текст.

3-й класс


ДИКТАНТЫ

Цель работы – проследить, как идет формирование навыка по темам «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» и «Правописание безударных гласных в корне слова».

Объем работы: 45–50 слов.

Кот и голубка


У нас живет кот. Зовут его Федька. У кота теплая шубка, легкая походка. Свои острые когти он умеет прятать. Любил кот лазить по деревьям. Раз на берегу села голубка. Тихо полз Федька по нижним сучкам. Голубка наклонила голову. Она увидела кота и улетела. Федька зло сверкнул зелеными глазами.

Забот полон рот

Веселое время в лесу. У ежей родились ежата, у дроздов – дроздята. Горячая пора! Все ищут детишкам угощенье. У всех забот полон рот.

Чего только не делают жители леса! Вот лягушка нашла сы-ро-еж-ку с дождевой водой и давай плескаться, словно в тазу. Теперь она сидит на краю грибка и принимает воздушные ванны.

(По Н. Сладкову)

Деревья спят


Уже падает мгла на землю. На одном дереве еще дрожит последний золотой луч, и дерево в этом месте светится. Вылез тонкий яркий серп месяца на небо. Большой паук сел на старое бревно и замер. Мошки бились о фонарное стекло. Пес Рыжик показался у будки. Он потянулся и затих. Деревня Дубровка засыпала.

Хитрое утро


Мальчик открыл глаза. Сквозь занавеску в комнату заглянуло хмурое утро. Резкий ветер низко гнал серые тучи. Тревожно шумели верхушки старых елей. Послышались странные звуки. Это птицы спешили на юг. Ворона каркала от холода во все горло. Вдруг в комнату ворвался солнечный луч. Мальчику стало тепло и очень весело.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Последние дни осени


Стояли осенние дни. С деревьев опали последние листья. Только старый дуб одел бронзовую броню. Ночью повалил хлопьями снег. Снежные шапки укрыли трухлявые пни и кусты. Лес оживал. Рад снежку каждый зверек. Робко шагнул лисенок по мягкому снегу. На белом ковре цепочка от звериных и птичьих следов. Появилось солнышко. Оно украсило поляну.

Задание: подчеркнуть звонкие и глухие согласные в корне слова.

Природа


Наступает первый месяц зимы. Стройные березки окутаны белой пеленой. Веточки наклонились друг к другу и таинственно о чем-то шепчутся. Тяжелая шапка из снега сорвалась с веток ели и потонула в сугробе.
Мы медленно идем по лесу. Как красив розовый снег в золотых солнечных шарах! Ты видел эту красоту?

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

1. Вспомни, как и когда ты увидел первый снег?
2. Каким он был?
3. Как его встретили люди?
4. Какими стали улицы в этот период?
5. Как изменились деревья и кусты?

Запиши ответы.

2. Изложение.

Наш друг


В деревне у моего дедушки есть собака. Ее зовут Скорый.
Скорый не очень большая собака. Она вся черненькая, только лапки и грудка белые. Ушки у Скорого торчат, на лбу беленькое пятнышко.
Скорый – добрый и ласковый песик. Мы с ребятами берем его с собой на речку и в лес. Ночью Скорый работает. Он охраняет дедушкин сад.

Задание: поставь галочку (ь) над той частью, где дается описание.

3. Подбери подходящие по смыслу синонимы. Обозначь, какой частью речи они являются. Озаглавь текст.

Листва


Даже в самый (жаркий, горячий, знойный) день если приложишь к щеке листочек липы или березы, то почувствуешь, что он (ледяной, холодный, прохладный). Листва деревьев (спасает, выручает, освобождает) землю от засухи.
Если разложить на земле (листья, листву) только одного дерева, они займут (большую, огромную, великую) площадь.

(По Ю. Дмитриеву)

4-й класс


ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова.

Объем: 65–70 слов.

Запах свежего хлеба


Каждую ночь по деревне плыл запах теплого хлеба. Утром Филька с ребятами подошел к мельнице. Ветер гнал по небу рыхлые облака. Шалун спустился к деревьям, пробежал от осинки к осинке, раскачал верхушку березки. Филька вытащил буханку теплого хлеба. Панкрат выпустил коня. Конь осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика хлеб мягкими губами.
Все улыбались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала. Чем она была огорчена?

(По К. Паустовскому)

Хочу петь

Однажды птицы узнали, что в далекой стране живет старый мудрец. Он учит музыке. Птицы послали к нему аиста. Аист летел через моря и луга день и ночь. Он очень хотел быть первым певцом в мире. Поздним вечером он подошел к хижине старца. Аист быстро подбежал к двери и стукнул ее ногой изо всех сил. Мудрец решил научить птицу вежливости. Он вывел его за порог и постучал в дверь. Аист подумал, что это и есть музыка.


(По В. Берестову)

Примечание: предупредить учащихся о постановке запятой перед что.

Вспомним лето


В зимние дни я часто вспоминаю лето. Летом мы отдыхали на берегу Черного моря у бабушки Наташи.
Утро. Встает солнце. Его лучи скользят по поверхности воды. Мы шли к морю. Я подбежал к лодке и оттолкнул ее от берега. Мы поплыли к большим камням. Вода была чистая, прозрачная. Лодку оставили около пристани. Вечером по извилистой тропинке мы возвращались домой радостные и довольные. На белой скатерти стола нас ждал ужин.

Мальчик и гусь


Появилась стая диких гусей. Молодой гусь громко крикнул и хотел взлететь к птицам, но с непривычки упал на землю возле кадки. Дикие гуси услышали зов. Они повернули назад и медленно полетели к дому. Мальчик сидел на ограде. Ему было жаль гуся. Он спрыгнул с ограды и схватил его за шею. Гусь взмахнул крыльями. Теперь мальчик и гусь были в воздухе. Трудно было малышу удержаться на гладкой шее. Он вцепился руками в гусиные перья.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Лесная тишина


Я был в лесу совсем один
Среди берез, дубов, осин,
Среди травы, среди камней
В густом плетении теней...
И вдруг...
Над головой моей пчела
Росинку меда принесла,
И белка рыжею метелкой
Мелькнула над лохматой елкой.
Из кроны клена вырезной
Грачи кричали надо мной,
Лесная мышь из тайной норки
За мной следила глазом зорким...
...Я думал, что средь бела дня
Один в лесу бродил.
Но целый мир вокруг меня
Летал, трудился, жил.

(Л. Яхнин)

Она радует и удивляет нас


Кого из лесных жителей выручает елка в холодную зимнюю пору, тебе расскажут шишки. Они валяются под деревом на снегу. Вот от шишки остался один стерженек с кисточкой. Она побывала в зубах у белки. Дятел уносит шишку в свою «кузницу» и долбит ее.

Елка сделала клеста чудо-птицей. Клест – единственная из наших птиц, которая выводит птенцов в мороз, в засыпанном снегом лесу. Срок, когда заводить семьи, указывает клесту елка.


(Из книги «Круглый год»)

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

1. Изложение.

Волчиха и щенок


Волчиху мучил голод, зубы у нее щелкали. Глаза светились, как два огонька. Она подходила к избе Игната.
Изба Игната была окружена высокими сугробами. Было тихо. По сугробам волчиха взобралась на хлев, мордой разрыла крышу. Солома была гнилой и рыхлой. Волчиха упала передними лапами. В хлеву что-то завизжало, залилось тонким голосом. Волчиха схватила, что попало в зубы, и бросилась вон.
Она выбежала на волю, успокоилась и остановилась. Свою ношу волчиха положила на снег. Это оказался щенок. Он зарычал на волчиху. Волчиха уходила, щенок побежал за ней.

(По А. Чехову)

Слова для справок: I часть – щелкали; II часть – хлев, что-то; III часть – за ней.

План

1. Голодная волчиха.
2. Волчиха в хлеву.
3. Щенок вместо ягненка.

2. Изложение.

Синяя лисица


Одна лисица жила около города. Раз она забралась в лавку красильщика и случайно вымазалась синей краской.
Лиса явилась в лес. В это время звери выбирали хана. Их удивил синий зверь, они его выбрали. Лисица начала царствовать. Тигры и барсы покорялись ей. Но вот прошел дождь и смыл краску с лисы.
Все звери узнали рыжую кумушку. Ее из царства с криком прогнали. Лиса стала жить одна.

(По сказке)

Слова для справок: I часть – красильщика; II часть – выбирали, начала, прошел.

Задание: составить план изложения, записать текст по плану.

3. Сочинение по вопросам.

Поздняя осень


1. Какая погода стоит поздней осенью?
2. Каким стал наряд деревьев?
3. Как устроились звери на зиму?
4. Какое чувство, настроение вызывает у тебя поздняя осень?


Людмила Ивановна ТИКУНОВА,

старший научный сотрудник Института

общего среднего образования
Министерства образования Российской Федерации

Проверочные и контрольные работы
за II четверть для 1–4-х классов

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс


Цель работы – проанализировать, как идет процесс формирования первоначального навыка чтения и письма.

1. С помощью буквы и преврати лапу в дерево, рис – в цветок, кота – в морское животное.

лапа      кот      рис

Запиши слова, которые у тебя получились.

Собери для царевны Несмеяны букет цветов, в названии которых есть звук [н].

(Пион, тюльпан, ромашка, василек, ландыш)

___________
___________
___________

Запиши названия этих цветов. Выдели слоги.

Составь из слогов слова.

ти   то   ни   на   со   но   ты   си   ки   са   о   ко   та

Запиши 2–3 слова.

2. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.

У Сони была кукла (у Ани, у Кати).
У Алеши была машина (у Бори, у Никиты).

3. Зрительно-предупредительный диктант.

У Пети были сани. Он катал Мишу.
Вот лужайка. Жук сел на старый пень.

4. Прослушай предложение.

У осы не усы, а усики.

Запиши слова, в которых все согласные твердые.
Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.

Собака Мушка спит на крыльце.

2-й класс

ДИКТАНТЫ


Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам:

– «Мягкий знак в конце и середине слова»;
– «Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами»;

– «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах».


Объем диктанта: 25–30 слов.

У РЕКИ

У самой реки рос лопух. Лист у лопуха широкий. Он хранил воду после дождя. По дну речки плавала стайка рыб. Ольга и Олег бросали хлебные крошки. Рыбки быстро хватали их.

Слово для справки: лопух.

ДУШИСТЫЕ ТРАВЫ

За окном крутит вьюга. Мороз заглядывает в каждую щель. А в доме тепло. Избу заполнил запах душистых трав. Дед Степан заварил чай. Душистую траву он собрал на полях, в лесу.

Слова для справок: заварил, собрал.

АЛЕНУШКА И ИВАНУШКА

Идет Аленушка с братом по полю. Жарко. Капельки пота бегут по лицу. Вот лужа. Испил той воды Иванушка. Зовет сестра брата. А к ней бежит белый козленок.

Слова для справок: к ней, жарко.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в словах, правильно ставить знаки препинания.

1. 

Иду я по лесу и слышу шорох да писк. Самих зверей нет. Но за мной глаза следят, уши слушают. Зверьки в норах сидят или под кустиком.

Спиши, подчеркни «опасные» места.

2.

ЛИС И МЫШОНОК

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, Лис, прятаться.

Подумай, какие знаки препинания надо поставить. Выпиши только вопросительные предложения.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ


Цель работы – проверить умения составлять текст на основе главных членов предложения, выписывать ту часть текста, которая подходит к выбранному заголовку, составлять текст из предложений.

1. Допиши данные предложения необходимыми по смыслу словами. Запиши рассказ, озаглавь его.

Сидят рыбаки. Притаился кот. Рыбка лежит. Кот схватил.

2. Прочитай.

Быстро прошла золотая осень. Опала последняя листва с берез.

Холодно. Часто идут дожди. В такие дни я сижу дома. Брат Алеша купил мне краски. Я рисую речку Ключи и нашу дачу в деревне Дубрава.
Мама любит мои рисунки. Я рисую и радуюсь.

Какой заголовок точнее подходит к тексту: «Дома», «Мои родители», «Осенние дни»?
Выпиши ту часть текста, которая подходит к заголовку «Я рисую».

3. Прочитай.

Это мои родные места.
Деревня Липки стоит на берегу Оки. Кругом густые леса и широкие луга. Я здесь живу. Это моя Родина.

а) Как лучше расположить предложения, чтобы получился связный текст?
б) Какие слова можно использовать для заголовка?
в) Запиши заголовок и составленный текст.

3-й класс

ДИКТАНТЫ


Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова».

Объем работы: 45–50 слов.

ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ

Мы углубились в сосняк. Рядом росли ольха и черемуха. Ветки ольхи били по плечам, пылили снежную крупу. Солнце скользнуло по верхушкам сосен и скрылось. Мороз этого и ждал. Он обозлился, цеплялся за уши и нос, гуще белил травы. На ветке рябины появился дрозд. Он клюнул ягодку, соскользнул с ветки, улетел.

Слова для справок: обозлился, ольха, черемуха.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых в предложениях с однородными членами.

ОДОЛЕНЬ-ТРАВА

Лечебные растения на Руси назывались одолень-травой. Они помогали одолевать или побеждать болезни.
Первыми среди них считались желтая ромашка и белая лилия. За красоту и за пользу их считали особенными цветами. Наши воины брали в поход не только оружие, но и память о Родине – одолень-траву.

(По С. Романовскому)

Слово для справки: считались.

Примечание. На доске записать заголовок: «Одолень-трава».


ВОДОПАД

Мы решили взглянуть на памятник природы – водопад. Узкая тропа вела к нему через горы. В утренней голубой дымке едва видны деревья. Вот мы слышим шум падающей воды. Деревья расступились. Мы оказались на берегу реки. Вот обрыв. С высоты тридцати метров река падала вниз. Это сказочное зрелище создала природа.

Слова для справок: водопад, слышим, вниз, расступились.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – проверить умения списывать с доски, выделять орфограммы на изученные правила.

КОМАНДОРЫ

Командоры были названы в честь Витуса Беринга. Это два крупных острова – Беринга и Медный. Они окружены мелкими скалистыми островками. Острова изрезаны домиками бурных речек. Их потоки падают с высоких обрывов в океанскую пучину. Командоры часто называют туманными островами. Ясные дни здесь редки. Появление солнца встречают как праздник.

Спиши.
Подчеркни безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

* * *

Отрадно встречать в снежном лесу веселую ватагу синичек. Торжественную тишину нарушают их задорные крики. На сук сосны садится птичка с серой спинкой, черной шапочкой и яркими белыми щечками. Она не сидит на месте, деловито осматривает кустики, отковыривает кусочки коры. Она находит пищу, зажимает добычу между лапками. Вы узнали пухляка?

Задание. Подчеркни предложение, в котором дается описание птицы, укажи в этом предложении «опасные» места.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ


Цель работы – проверить умения последовательно излагать мысли, правильно воспроизводить прочитанное, заканчивать тексты.

1. Изложение.

СЕМЬЯ ОЛЕНЕЙ

Мы подошли к опушке леса. Зашевелились ветки деревьев. Медленно и осторожно вышел олень.
Мы протянули ему щепочку соли. Рогач внимательно разглядывал нас.

Снова кусты зашевелились, за рогачом вышла олениха. Она увидела нас и спряталась за спину рогача.

Тут выскочил олененок. Он подбежал к нам и лизнул ладонь.
Родители заволновались. Но соль всех притягивала. Вскоре все семейство облизывало наши ладони.

Подумай: соответствует ли заголовок содержанию текста? Сколько частей ты выделишь в тексте?
Составь план, запиши изложение по плану. Напиши свой заголовок.

Слова для справок: снова, за рогачом, выскочил.

2. Запиши текст.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

В лесу было торжественно и тихо. День словно дремал. С неба падали одинокие снежинки.

3. Собери пословицы.


  • Октябрь – поздний снежок.

  • Поздний грибок – к суровой и продолжительной зиме.

  • Поздний листопад – весна будет ранняя.

  • Облака идут против ветра – месяц преддверья зимы.

  • Осенью снегу нанесет рано – к осадкам.

4-й класс

ДИКТАНТЫ


Цель работы – проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова.

Объем работы: 65–70 слов.

ЛОТОС

Удивительная судьба растений. О лотосе слагали песни, легенды. Поэты воспевали его в стихах. Мы подъехали к заливу, осмотрели местность. От кочки к кочке тихо шла цапля. Всюду розовели бутоны. Мой приятель брызнул на лист. Капли воды скатились с поверхности серебристыми шариками. Рядом с бортом лодки рос большущий лотос. Один лепесток опал и лежал на глади воды. Коротка жизнь цветка, а жаль.
Стемнело. Нашу лодку мы направили к пристани.

Слова для справок: лотос, слагали, легенды, воспевали.

ЛИСИЙ СЛЕД

Мы заметили следы лисицы. Любимым местом плутовки была река. Часто ее след тянулся к полынье.
Мы наблюдали за лисой с берега. Цепочка ее следов тянулась от лунки к лунке. Здесь она находила рыбку, остатки завтрака рыбаков.

Прошла неделя. Мы снова встретились с лисой и заметили, что плутовка прошла мимо кустарников по шоссе и повернула к окраине деревни. Вдруг на снегу мы обнаружили куриные перья. Мы посочувствовали хозяйке.


Слова для справок: заметили, полынья, снова.

Примечание. Предупредить о постановке запятой перед словом что.

СПАССЯ

Была ночь. В темном небе горел самолет. Он казался летящим факелом. Осколки снаряда задели и самого летчика. Он потерял много крови, ослабел. Летчик собрался с силами и выпрыгнул из самолета. Раскрылся парашют. Летчик опустился на крутой край сопки и покатился от вершины к подножью. На белой скатерти чистого снега виднелись молодые сосенки. Он зацепился за них, огляделся. Вдали виднелась избушка. Летчик пополз к избушке. Его встретил лесник и перевязал раны.

Слова для справок: парашют, вдали.

У КОЛОДЦА

Дуняша любила ходить за водой. До колодца надо было идти по скользкой тропке. Она легко бежала и напевала песенку. Ведра позванивали в такт ее шагов. На бревнах колодца висели белые сосульки. Они напоминали длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкала вода. Дуняша набрала полные ведра и пошла. На белой скатерти снега были видны следы. Стайка птиц полетела к деревне.

Слова для справок: напоминали, Дед Мороз.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ


Цель работы – проверить умение списывать текст, находить в нем орфограммы.

УТРО

Воздух чист и свеж. Далеко видно кругом: и окрестности деревни, и зеленые холмы, и соседние болота. Солнце поднималось и блестело лучистыми алмазами в каждой капле росы. В чаще кустов началась жизнь. Маленькие певуньи перелетали от ветки к ветке, давали знать о себе веселым щебетанием. А над полем ржи, в небесной лазури, жаворонок пел веселую песню. Утро обещало теплый ясный день.

Задание. Над подчеркнутыми существительными обозначь падеж и склонение.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

Из спальни дверь вела в другую комнату. Каштанка царапнула эту дверь, налегла на нее грудью и открыла. Она почувствовала странный запах. Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад. Вот так встреча!

Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. В стороне от него лежал большой кот. Он увидел Каштанку, вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и зашипел.

Задание. В первой части текста выдели окончания у имен существительных, обозначь падеж.

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ, ПРЕДЛОЖЕНИЕМ


Цель работы – проверить умение составлять тексты разных видов.

1. Составь текст по заголовку и его началу.

ОДУВАНЧИК

Кто не знает этих простых луговых цветов? Идешь по нахоженной, давно знакомой тропинке и видишь.

Задание. Запиши текст, включив в него описание цветка днем, вечером.

2. Составь текст по заголовку.

ПЕРВЫЙ СНЕГ К ЛИЦУ ЗЕМЛЕ

_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Подпиши, какой это текст.

3. Допиши текст, озаглавь его.

И до чего хорошо в эту пору в суровом лесном краю! Вот где природа действительно ликует после ненастной дождливой поры.___________________________________________

______________________________________________________________________________________