shkolageo.ru 1 2 3

Тема самообразования учителя биологии, географии и химии


высшей категории МОУ «Татарско-Бурнашевская СОШ», Верхнеуслонского района республики Татарстан

Шариповой Надежды Иваноны

«Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках биологии как реализация

личностно-ориентированного подхода к обучению»

Эпиграф:

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны – возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы – учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие разрешать.

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.

Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А. Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.


Учение в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного школьного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. Автор “Словесно-логического метода обучения” Гончарук Анатолий Иосифович заметил: “учительское несовершенство губительно влияет на учащихся через необратимый фактор времени”.

Обратим внимание на то, что здоровье современных школьников оставляет желать лучшего. С чем это связано?

Нет сомнения в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные и экологические проблемы. Никто не отрицает при этом генетической отягощенности, и все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:


  1. Стрессовая педагогическая тактика.

  2. Интенсификация учебного процесса.

  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

  4. Нерациональная организация учебной деятельности.

  5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).


Один из факторов риска, приводящий к резкому снижению работоспособности и выраженному переутомлению и ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.),второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

Высокая интенсивность учебы не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80%).

Исходя из сказанного, считаю, что в данных условиях жизненно необходимо обратиться к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим направлениям. Задачи ее состоят, прежде всего, в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье сегодняшних школьников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Учитывая, что технология – это последовательность шагов, этапов к достижению результата, а педагогическая технология – это еще и техника, которая включает в себя методы, формы и приемы, то здоровьесберегающие технологии объединяют все эти понятия плюс принципы здоровьесберегающей педагогики. Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности учителя и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения.


Это гармония, слитность, созвучие управленческой, организационной деятельности учителя и учащихся. Такое объединение дает возможность учителю решать проблемы успешнее, а учащимся облегчает напряженный интеллектуальный учебный труд.

Школа, конечно, не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Направления использования ЗСТ:


  1. Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.

  2. Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.

  3. Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению

На своих уроках я отслеживаю здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.


К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала.

Гигиенические критерии рациональной организации урока

(по Н. К. Смирнову):

Факторы урока

Гигиенически рациональный урок

Плотность урока

Не менее 60% и не более 80%

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

Частота чередования различных видов деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Физкультминутки

Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений).

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее чем через 40 минут


Кроме того Н.К. Смирнов отмечает необходимость использования ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а так же необходимость персонолизированного подхода к учащимся.

Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Я остановлюсь на том, как я на практике строю свои уроки исходя из данных критериев.

Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить место, цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Необходима дифференциация для данного класса. Поэтому поурочный план должен быть разным для разных классов, даже параллельных. Должны быть приемлемые именно в этом классе, приемы, методы, формы представления учебной информации. Тщательно продумать формы контроля, оценки ЗУНОв, способные продвинуть обучающихся на анализ деятельности, использование знаний в новых условиях.

Задания я дифференцирую по трем уровням:


  • I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;

  • II. компетентный – соответствует оценке “хорошо”;

  • III. творческий – соответствует оценке “отлично”.

Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.

Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.

Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.


В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует.

Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне.

Урок в 7 классе «Внешнее строение рыб в связи с водным образом жизни».

Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – помощник командира. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени.

1группа.

1.Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите рисунок.

2.Как обозначены границы между частями тела?

3.Есть ли резкие переходы между частями тела?

4.Какова форма тела рыб?

5.Какое значение имеет такая форма тела?

2группа.


  1. С помощью, каких органов передвигается рыба?

  2. Как называются плавники?

  3. Какую функцию выполняет каждый вид плавников?

  4. Какие плавники парные, какие непарные?

  5. раскрасьте красным цветом парные, а синем непарные плавники.

3группа.

  1. Чем покрыто тело рыбы?

  2. Каково значение покровов тела?
  3. Как располагается чешуя на теле рыбы?


  4. Что можно узнать по чешуе?

  5. Где образуется слизь?

4группа.

  1. Какова окраска рыб?

  2. Приведите примеры окраски рыб разных мест обитания?

  3. От чего она зависит?

  4. Может ли меняться окраска?

  5. Покажите иллюстрации классу демонстрирующие разнообразные окраски?

5группа.

  1. При помощи, каких органов чувств рыбы ориентируются в водном пространстве?

  2. Какую роль выполняет каждый из органов чувств?

  3. Где располагаются и какого их строение?

  4. Почему рыба даже в мутной воде не натыкается на препятствия?

  5. Подпиши рисунок, пользуясь, рис.170 учебника.

После подготовки ответов на вопросы, работы с иллюстрациями, рисунками проводится беседа. Штурман зачитывает вопросы, а пилоты отвечают на них. Для проверки усвоения материала командир задает контрольный вопрос другим командам.

Подведение итогов (рефлексия):

Каждая команда обсуждает, что узнали нового, командиры заполняют путевые листы, учитель называет оценки за урок.

Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку.

Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обученности. Например:

Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для “слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.



следующая страница >>