shkolageo.ru 1



Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии





СОГЛАСОВАНО


Декан факультета ____________________________________



УТВЕРЖДАЮ

Н.В. Каледин


____________________________

Проректор по учебной работе

«____» _____________ 2009г.




Учебный план


краткосрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации

«Организация локальных систем качества объектов образовательного процесса»


Разработчики: профессор Н.А. Пруель (факультет социологии)

главн.спец. Ю.Б. Васенёв (управл.образ.программ)

Рецензент: профессор В.Г. Овсянников (факультет социологии)


Санкт-Петербург

2009

Учебный план


краткосрочной дополнительной образовательной программы повышения квалификации

«Организация локальных систем качества объектов образовательного процесса»


Реализуется: по направлению приоритетных программ «Проблемы качества обучения», в соответствии с приказом Рособразования от 01.12.2008г. № 1780

Цель: а) ознакомление слушателей:


  1. с проблемами перехода вузов к ФГОС ВПО 3-го поколения в условиях реформирования высшей школы

  2. с современным состоянием внутривузовских систем качества,

б) изучение методов создания локальных систем качества модульной структуры с ограниченными целями для отдельных объектов образовательного процесса в вузе.

Категория слушателей: научно-педагогические работники ГОУ ВПО, находящихся в ведении ФАО России


Форма обучения: очная, с отрывом от работы

Продолжительность обучения: 72 ауд.часа (2 недели).

Режим занятий: 6 дней в неделю по 6 часов аудиторных занятий и необходимая самостоятельная работа (3 часа в день).

Основа обучения: бюджетная

Документ об образовании: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца

План учебного процесса (тематический план*)





п/п


Название модулей (и разделов, тем)

Трудоемкость в часах


Всего

Аудиторные занятия


Сам.

рабо- та

Всего

Лек-ции

Прак-тич.

1


.2

.


3


4


5


6


7

8


9


10

Ход модернизации высшего профессионального образования.

Федеральные законы, образовательные стандарты и другие нормативные документы о качестве образования.

Компетентностный и кредитно-модульный подходы, используемые при организации современного учебного процесса.

Реализация новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений (на примере вузов)

Деятельность вуза и ППС при кредитно-модуль ной организации учебного процесса. Права и обязанности студентов в новых условиях.

Современное состояние систем управления качеством образования и направления их развития.

Качество как потребительная ценность.

Механизмы формирования человеческого капи- тала в вузе.

Принятие решений в условиях неопределённос-ти.

Примеры реализации локальных систем качес- тва (ЛСК). Методика построения и применения иерархических моделей качества. Практика в построении ЛСК.


ИТОГО:


16


4


4


7


8


3


6

3


5


28


84

12


4


3


6


6


2


4

3


5


21


66

4


2


2


5


4


2


2

3


3


9


36


8


2


1


1


2


2


2


12


30


4


1


1


2


1


2


7


18

Аттестация

24

6




6

18

ВСЕГО

108


72

36

36

36



Форма контроля успеваемости по окончанию курса: зачёт или реферт


Краткое содержание основных разделов (тем):


Модуль 1. Ход модернизации высшего профессионального образования

Глобализация экономики и глобализация образования: предпосылки, специфика, принципы. Трансформация отечественной институциональной модели высшего профессионального образования: причины, особенности модернизации высшего профессионального образования. Институциональные проблемы модернизации высшего профессионального образования и задачи управления.

Ход реформ. Приоритеты государственной политики в сфере образования.

Отечественный и зарубежный опыт обеспечения гарантий качества образования.

Авторы: Пруель Николай Александрович, д.социол.н., проф. кафедры экономической социологии факультета социологии СПбГУ; Иванов Дмитрий Владиславович, проф. кафедры теории и истории социологии, д. социол. н.; Касевич Вадим Борисович, д.филол.н., зав. каф. СПбГУ; Меньшикова Галина Александровна, к.экон.н., доцент кафедры социального управления и планирования факультета социологии СПбГУ


Модуль 2. Федеральные законы, образовательные стандарты и другие нормативные документы о качестве образования

Источники качества. Лицензирование и аккредитация как формы контроля качества учебного процесса.

Автор: Григорьев Иван Михайлович, к. физ.мат.н., доц., начальник Управления образовательных программ СПбГУ


Модуль 3. Компетентностный и кредитно-модульный подходы, используемые при организации современного учебного процесса

Компетентностный подход в образовательных стандартах (ОС) 3-го поколения и его использование при разработке основных образовательных программ (ООП). Компетенции и рекомендации по их разработке. Последовательность формирования новых ООП в соответствии с ОС ВПО. Этапы подготовки и разработки ООП.

Кредитно-модульный подход к организации учебного процесса. Использование системы зачетных единиц (кредитов) в учебном процессе СПбГУ. Модульная организация образовательных программ. Модульно-цикловые учебные планы.

Автор: Васенёв Юрий Борисович, главный специалист Управления образовательных программ СПбГУ




Модуль 4. Реализация новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений (на примере вузов)

4.1 Оценивание и контроль качества образовательного процесса

Роль образовательного оценивания. Основные подходы к оценке качества высшего образования за рубежом (репутационный, результативный и общий) Концептуальные основы образовательного оценивания за рубежом; системы оценки качества ВО, принципы внешнего оценивания, основные модели оценивания качества образования в вузе:

Содержательные модели: модель оценки внутрисистемных показателей; модель оценки показателей ресурсов (потенциала) вуза; модель оценки по результатам деятельности; модель комплексного оценивания; модель свободной оценки.

Процессуальные модели оценивания качества образования: модель процедуры директивного управления; модель процедуры сравнительного оценивания; модель процедуры выборочного оценивания; модель процедуры метаоценивания; модель процедуры цикличного оценивания.

    1. Основные подходы к управлению качеством деятельности вузов

Классический (тейлоровский) и процессный подходы, их достоинства и недостатки

Общая схема процесса. Показатели качества процесса. Классификация процессов деятельности вузов (основные, вспомогательные, управленческие). Параметры качества процесса (результативность, эффективность, гибкость)

    1. Организация контрольно-оценочных процедур в контексте управления вузом

Классификация объектов контроля и оценивания качества деятельности вуза (условия деятельности, реализация деятельности, результат деятельности). Показатели качества основных, вспомогательных и управленческих процессов, исследование их значимости. Основные подходы к организации оценочных процедур (нормативно-ориентированный, критериально-ориентированный ). Выводы из результатов процесса оценивания качества образовательного процесса.

Автор: Граничин Олег Николаевич, д.ф.-м.наук, проф. кафедры системного програм-я СПбГУ


Модуль 5. Деятельность вуза и ППС при кредитно-модульной организации учебного процесса. Права и обязанности студентов в новых условиях

Модульная организация учебных дисциплин. Модули учебных дисциплин, возможные подходы. Разработка учебных программ дисциплин. Требования к вузам и профессорско-преподавательскому составу. Подходы к оценке деятельности преподавателей. Новые функции и обязанности преподавателя по разработке инновационных ООП. Учебно-методические комплексы нового поколения. Формирование системы регулярного консультирования и службы академических консультантов (тьюторов). Необходимость перехода к новым формам составления расписания. Разработка учебников и учебных пособий. Порядок рецензирования учебных изданий. Использование современных технических средств обучения и контроля знаний.

Права и обязанности студента при организации учебного процесса на основе кредитно-модульного подхода. Место балльно-рейтинговой системы в кредитно-модульном подходе к организации учебного процесса. Практика использования абсолютных оценок. Подходы к использованию относительных оценок. Академическая мобильность студентов. Индивидуализация процесса обучения. Роль самостоятельной работы и текущего контроля знаний студентов. Проблемы дополнительного профессионального образования студентов. Структура общеевропейского Приложения к диплому.

Автор: Васенёв Юрий Борисович, главный специалист Управления образовательных программ СПбГУ



Модуль 6. Современное состояние систем управления качеством образования и направления их развития

Системы качества, используемые в высшей школе. Основные факторы качества образования. Порядок построения системы управления качеством. Матричные модели качества на примере оценки деятельности кафедр.

Автор: Васенёв Юрий Борисович, главный специалист Управления образовательных программ СПбГУ


Модуль 7. Качество как потребительная ценность

Три аспекта ценности экономических благ: потребительная, меновая и затратная ценности Определение потребительной ценности через понятие качества. Числовые и нечисловые шкалы оценки уровня качества. Квантификация шкал порядка в условиях неопределенности. Многокритериальные оценки уровня качества. Проблема несравнимости многокритериальных оценок. Общая идея сводных показателей качества. Понятие человеческого капитала. Потребительная ценность человеческого капитала и характеристики качества человеческого капитала. Отдельные и сводные показатели качества человеческого капитала.

Автор: Хованов Николай Васильевич, д.ф.-м.наук, проф. кафедры экономической кибернетики СПбГУ


Модуль 8. Механизмы формирования человеческого капитала в вузе

Компактные системы качества с ограниченными целями. Активные формы обучения, использование рейтинговых систем. Проблемы измерения уровня качества человеческого капитала.

Автор: Васенёв Юрий Борисович, главный специалист Управления образовательных программ СПбГУ



Модуль 9. Принятие решений в условиях неопределённости.

Оценивание сложных многопараметрических объектов. Основные проблемы. Метод сводных показателей. Метод рандомизированных сводных показателей. Иерархические системы оценивания. Система функциональных модулей АСПИД-методологии. Практическое применение.

Автор: Михайлов Михаил Витальевич, к.экон.н., доц. кафедры экономической кибернетики СПбГУ


Модуль 10. Примеры реализации локальных систем качества (ЛСК). Методика построения иерархических моделей качества. Практика в построении ЛСК.

Методика построения и применения подсистем оценивания применительно к различным объектам образовательного процесса: успеваемости студентов, рейтингу человеческого капитала выпускников, уровню качества магистерских программ, деятельности кафедр и т.п. Интерпретация полученных результатов.

Авторы: Михайлов Михаил Витальевич, к.экон.н., доц. кафедры экономической кибернетики СПбГУ; Васенёв Юрий Борисович, главный специалист Управления образовательных программ СПбГУ




Темы выпускных работ (рефератов)

  1. Контроль качества образовательного процесса в системе управления инновационным (предпринимательским) университетом (рук. О.Н. Граничин)

  2. Новые критерии оценки качества высшего образования в условиях перехода к экономике знаний (рук. О.Н. Граничин)

  3. Подготовка исходных материалов для сравнительного анализа успеваемости студентов учебной группы по направлению ХХХХХХ и получение выходных документов с использованием ОСППР АСПИД-3W по результатам 5 экзаменов. Интерпретация полученных результатов (рук. М.В. Михайлов)

  4. Подготовка исходных материалов для сравнительной оценки 8 кафедр по 3-4 видам деятельности, оцениваемых по квалиметрическим шкалам и по 5-6 числовым показателям; получение выходных документов с использованием ОСППР АСПИД-3W. Интерпретация полученных результатов (рук. Ю.Б. Васенёв )

  5. Подготовка исходных материалов для сравнительной оценки уровня качества 8-10 магистерских программ с использованием ОСППР АСПИД-3W. Интерпретация полученных таблиц и графиков (рук. Ю.Б. Васенёв )

  6. Определение потребительной ценности через понятие качества [ ](рук. Н.В. Хованов)

  7. Проблема несравнимости многокритериальных оценок [ ] (рук. Н.В. Хованов)

  8. Понятие человеческого капитала [ ] (рук. Н.В. Хованов)

  9. Разработка иерархической модели оценивания в выбранной предметной области. Проведение экспериментов с разработанной моделью с целью получения результатов, пригодных для принятия управленческих решений.

  10. Принципы построения модели системы управления качеством образования в университете (рук. Н.А. Пруель).

  11. Зарубежный опыт разработки систем качества образования (рук. Н.А. Пруель).


  12. Отечественный опыт разработки систем качества образования (рук. Н.А. Пруель).

  13. Критерии результативности вузовской системы менеджмента качества вуза (рук. Н.А. Пруель).


Вопросы для зачета

  1. Новая роль контроля качества образовательного процесса в системе управления вузом в условиях перехода к экономике знаний.

  2. Характеристика основных моделей контроля качества высшего образования (группа содержательных моделей, группа процессуальных моделей).

  3. Сравнительно-сопоставительный анализ классического (тейлоровского) и процессного подходов к управлению качеством деятельности вузов.

  4. Современные технологии организации контрольно-оценочных процедур в вузах.

  5. Аспекты ценности экономических благ. Определение потребительной ценности через понятие качества.

  6. Квалиметрические шкалы оценки уровня качества. Квантификация шкал порядка в условиях неопределенности.

  7. Многокритериальные оценки уровня качества. Общая идея сводных показателей качества.

  8. Понятие человеческого капитала. Потребительная ценность человеческого капитала.

  9. Характеристики качества человеческого капитала. Отдельные и сводные показатели качества человеческого капитала.

  10. Многокритериальное оценивание. Проблемы реализации.

  11. Метод сводных показателей (МСП). Примеры моделей МСП.

  12. Сущность метода рандомизированных сводных показателей (МРСП). Алгоритм построения рандомизированного сводного показателя в методе МРСП.

  13. Основные принципы метода МРСП.

  14. Иерархические системы оценивания: общий случай, пирамидальные иерархии.

  15. Особенности метода МРСП в иерархических системах оценивания.
  16. Особенности применения результатов метода МРСП.


  17. Основные направления оценки качества образовательного процесса.

  18. Внутренняя оценка качества образовательного процесса: сущность, особенности процедуры и разработки инструментария.

  19. Функции, направления и система показателей внутренней оценки качества.

  20. Организационные модели внутривузовских систем контроля и обеспечения качества учебного процесса.

  21. Внешняя оценка качества образовательного процесса: цель, задачи, механизм регулирования.

  22. Независимые ассоциации обеспечения качества: функции и виды.

  23. Лицензирование и аккредитация образовательных программ.

  24. Основные составляющие управления качеством в вузе.

  25. Роль международных стандартов ISO в определении основных характеристик менеджмента качества.

  26. Принципы построения системы качества в университете.

  27. Внутриуниверситетская система менеджмента качества вуза: концепция и принципы построения.

  28. Внутриуниверситетская система менеджмента качества вуза: методология критерии результативности (эффективности).



Учебно-методическое обеспечение краткосрочной программы

    • Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Предусматривается раздаточный материал к занятиям, а также использование мультимедийных средств, программы PowerPoint, а также компьютерная программа оценки качества магистерских программ и др.

    • Активные методы обучения (указываются названия учебно-исследовательских работ, деловых игр, кейсов, используемые дискуссионные, проблемные методы и т.п.)

В процессе обучения используются: практикумы, дискуссии, case study, ситуационный метод и т.п.
    • Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля


Специализированный компьютерный класс с возможностью непосредственной работы в локальной сети и сети Интернет. Мультимедийное оборудование.

При большом объеме нормативных документов, рассматриваемых на занятиях, целесообразно заранее загружать в сеть компьютерного класса учебный материал и комментировать его в ходе занятия, отвечая на текущие вопросы слушателей.

    • Методические рекомендации (материалы) преподавателю (могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно)

    • Методические указания слушателям по оформлению рефератов

Рефераты оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать:

  • знакомство автора с основной литературой по теме реферата;

  • умение выделить проблему и определить методы ее решения;

  • умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

  • владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

  • приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.

Плагиат в реферате недопустим. Текст контролируется на наличие совпадений с внешними источниками.

Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, главы, (параграфы), заключение, список используемой литературы, при необходимости – приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы.

Титульный лист реферата должен содержать названия: вуза, из которого прибыл слушатель, дополнительной образовательной программы, темы реферата, а также должность, уч.ст., зван., фамилию, имя, отчество автора, должность, уч.ст., зван., фамилию, имя, отчество преподавателя, год и место написания реферата.


Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков, глав (параграфов) работы с указанием страниц, с которых соответствующие параграфы начинаются. Рефераты должны быть сданы на проверку не позднее чем за день до итоговой аттестации.


    • Рекомендации по использованию информационных технологий. Предлагаются следующие интернет-ресурсы:


Аккредитация. Европейская ассоциация по обеспечению Качества высшего образования/Accreditation.European Network for Quality Assurance in Higher Education (ENQA)

http://www.enqa.net/

Единое приложение к диплому/Diploma Supplement

Образец приложения к диплому/Diploma Supplement

http://almamater.edu.ru/rus/conf2002/diplom.html

Общая информация/General information http://europa.eu.int/comm/education/policies/rec_qual/recognition/diploma_en.html

Применение единого приложения диплома в высшем образовании/State of Implementation http://europa.eu.int/comm/education/policies/rec_qual/recognition/national_en.html

Обеспечение качества образования/Quality Assurance

http://www.jointquality.org/

http://www.inqaahe.nl/

Country reports on implementation of Bologna declaration // http://www.aic.lv/ace/bologna/default.htm // Country reports // Nyborg Per. The Quality Reform of Higher Education in Norway. A national reflection of the Bologna Process (2001) // http://www.bsun.org/Bologna_ Process/ Prague%202001/prague1.pdf


Nyborg P. European co-operation in the light of GATS. Quality assurance and recognition: The importance of the Lisbon convention // http://www.bsun.org/Bologna_Process/Lisbon/lisbon_Per_Nyborg.pdf

Qualification structures in European Higher Education report by S. Adam, March 2003 // http://www.aic.lv/ace/bologna/Prg_berl/2003/ Copenh/S_Adam.pdf

324. Quality Assurance // http://www.jointquality.org/; Quality Assurance // http://www.inqaahe.nl/

Список литературы

Основная


  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.

  3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

  4. Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и аккредитации вузов».

  5. Инструктивное письмо Рособразования от 19.02.2008 № 284/12-16 «О представлении данных для мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования».

  6. Стандарты и руководства к системам обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования. Европейская ассоциация обеспечения качества в высшем образовании (ENGA). Helsinki, Finland, 2005.

  7. Бордовская Н.В. Качество высшего образования // Академические чтения. Вып. 3 – СПб, 2002. С. 58 – 61.
  8. Бордовский Г.А., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Модели и методы внешнего и внутреннего оценивания качества образования в вузах. Научно-методические материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии». – СПб: Изд-во ООО «Книжный дом». 2008. 340 c.


  9. Васенёв Ю.Б. Один из подходов к созданию систем контроля качества обучения в вузе // Управление качеством в современном вузе: Труды VI международной научно-методической конференции. Вып. 6. 19-20 июня 2008 г. МБИ., СПб. 2008. С.14-20.

  10. Васенёв Ю.Б. Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения. СПб., 2007. 244 с.

  11. Васенёв Ю.Б. О системе управления качеством образования в университете. // Образование и управление: Альманах по философии образования, эвристики, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин. СПб., 2007. С. 47-59.

  12. Васенёв Ю.Б. Эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе и человеческий капитал.// Экономическое развитие: теория и практика, Материалы международной научной конференции. – СПб., 2007.

  13. Васенёв Ю.Б., Дементьев И.А., Михайлов М.Н. Модели измерения показателей качества в системе менеджмента университета // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 3. СПб., 2007. С. 47-57.

  14. Васенёв Ю.Б., Михайлов М.В. Рейтинговые системы в вузе. Их роль в оценке качества образования // Информационный бюллетень УМО вузов в области инновационных междисциплинарных образовательных программ. № 6. СПб, 2005. С. 52–63.

  15. Васенев Ю.Б., Михайлов М.В., Хованов Н.В. Оценка деятельности субъектов учебного процесса // Материалы конференции КС и УМО ВУЗ’ов в области инновационных междисциплинарных образовательных программ. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 42-51.

  16. Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов. – М., 2003.

  17. Граничин О.Н., Граничина О.А. Создание информационной системы контроля

качества образовательного процесса в вузе // В сб. Стохастическая оптимизация в информатике /под ред. О.Н.Граничина - СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. Вып. 4. С. 249-278
  1. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за


рубежом. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006.184 с.

17. Граничина О.А. Математические модели контроля качества образовательного процесса

в учреждениях высшего профессионального образования. – СПб.: Изд-во ВВМ. 2008.

180 с.

18. Дмитриев А.Л., Хованов Н.В. Речь Н.А. Полевого о невещественном капитале как

пример восприятия западных экономических идей в России первой четверти XIX века

// Российская и европейская экономическая мысль: Опыт Санкт-Петербурга. Нестор-

История, 2006. С. 214-231.

19. Ефремова Н.Ф. Образовательный аудит качества учебного процесса и его результатов

// Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. №5. С.19-22.

20. Колесов Д.Н., Михайлов М.В., Хованов Н.В. Оценивание сложных финансово-

экономических объектов с использованием системы поддержки принятия решений

АСПИД 3W: Учебное пособие. СПб.: ОЦЭиМ, 2004. 63с.

21. Корников В.В., Серегин И.А., Хованов Н.В. Многокритериальное оценивание финансовых рисков в условиях неопределенности. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2002. 96с.

22. Корников В.В., Хованов Н.В., Юдаева М.С. Вероятность покомпонентной сравнимости многокритериальных ординальных оценок // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2008. Том 15. Выпуск 3. С. 556-558. Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии. По анализу качества обучения студентов дисциплинам естественнонаучного цикла образовательных программ высшего профессионального образования. – М., 2001.

23. Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии. По анализу содержания и качества подготовки по специальности высшего учебного заведения. – М., 2001.
  1. Методические рекомендации для эксперта аттестационной комиссии. По дисциплинам общегуманитарного и социально–экономического цикла образовательных программ высшего профессионального образования. – М., 2001.


  2. Нормативно–методические материалы по комплексной оценке деятельности ВУЗа. –СПб., 2001.

  3. Хованов Н.В. Математические модели теории шкал измерения качества. Л.: ЛГУ, 1982.

  4. Хованов Н.В. Анализ и синтез показателей при информационном дефиците. СПб.: СПбГУ, 1996. 196с.

  5. Хованов Н.В. Математические модели риска и неопределенности. СПб.: СПбГУ, 1998. 201 с.

  6. Хованов Н.В. Реляционные модели измерения ценности экономических благ // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2002. Серия 5. Экономика. Выпуск 4. С. 149-161.

  7. Хованов Н.В. Экономико-математические модели измерения ценности производимых экономических благ // Научные доклады НИИ менеджмента СПбГУ. 2007. С. 1-42.

  8. Хованов Н.В. Оценка сложных объектов в условиях дефицита информации. К столетию метода сводных показателей А.Н. Крылова // Труды 8-й международной научной школы «Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных системах». Санкт-Петербург, 24-28 июня 2008 г. СПб.: ИПМАШ РАН, 2008. С. 18-28.

  9. Хованов Н.В., Бабурин Б.Г., Васенев Ю.Б., Михайлов М.В. Оценка потребительской ценности экономических благ по иерархической системе показателей качества // Применение математики в экономике. Сборник статей. Выпуск 16. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 34-67.



Дополнительная


  1. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования. Учебное пособие. – М.: Логос. 2007. 192 с.

  2. Болотов В. Для оценки качества образования одного ЕГЭ недостаточно // Учительская газета. 16.08.2005.

  3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. – СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена. 2000. 359 с. Кощеева И., Шуклина Е. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей // Альмаматер. Вестник высшей школы. – 2003. № 9.
  4. Граничин О.Н., Кияев В.И. Информационные технологии в управлении. Учебное


пособие. М.: Изд-во Бином, 2008, 336 с.

  1. Менеджмент ХХI века: проблемы качества. – СПб., 2004.

  2. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб., 1995.

  3. Assessing Quality in European Higher Education Institutions. Ed. Chiara Orsingher. – Heidelberg, Physica-Verlag. 2006. 166 p.

  4. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. – New York: IAU PRESS. 1998.

  5. Popovich V., Hovanov N., Hovanov K., Schrenk M. Situation assessment in everyday life // Proceedings of the 13-th International Conference “Urban Planning, Regional Development and Information Society”. May, 19-21, Vienna, 2008. Schrenk M. et al. (Eds.). Vienna: Real Corp 008. 2008. P. 637-652.



Дополнительная служебная информация


А) Данные о руководителе и кураторе программы:

Руководитель - Пруель Николай Александрович, д.социол.н., проф. кафедры экономической социологии факультета социологии СПбГУ: (812) 710-3936, 274-7093; E-mail: pruijel@inbox.ru

Куратор: Левчук Елена Степановна, (812) 710-3936, 274-7093; E-mail: fcpk@mail.ru, lev@soc.pu.ru


_________________________________________________________

(должность, уч.звание, уч.степень, ФИО полностью, тел., факс, e-mail)


Б) Информация о ППС, участвующем в реализации программы:

  1. Граничин Олег Николаевич, д.ф.-м.наук, проф. кафедры системного программи -рования СПбГУ

  2. Иванов Дмитрий Владиславович, проф. кафедры теории и истории социологии, д. социол. н.
  3. Касевич Вадим Борисович, д.филол.н., зав. каф. СПбГУ;


  4. Хованов Николай Васильевич, д.ф.-м.наук, проф. кафедры экономической кибернетики СПбГУ

  5. Григорьев Иван Михайлович, к.ф.-м.наук, доц., начальник Управления образовательных программ СПбГУ

  6. Граничина Ольга Александровна, канд.ф.-м.наук, доцент, РГПУ им.А.И.Герцена

(на почасовой оплате)

  1. Меньшикова Галина Александровна, к.экон.н., доцент кафедры социального управления и планирования факультета социологии СПбГУ

  2. Михайлов Михаил Витальевич, к.экон.н., доцент кафедры экономической кибернетики СПбГУ
  3. Васенёв Юрий Борисович, главный специалист Управления образовательных программ СПбГУ.



В) Ориентировочная стоимость обучения группы в 15 человек (для платн.форм.) – 150 тыс. руб.


Разработчик программы ______________________________________

(дата, ФИО, подпись)




* Для краткосрочных ДОП при достаточно подробном описании, план учебного процесса может рассматриваться и как учебно-тематический план.