shkolageo.ru 1 2 ... 8 9

Общество, информация и развитие

информационно-коммуникативного пространства

Спецкурс для подготовки специалистов в области средств массовой информации и общественных связей



Содержание



Введение

Часть первая. Что такое информация и информационное общество?


Основные подходы

Информации как всеобщая сторона действительности

Информационные процессы и развитие человека

Человек как информационная система

Общение. СМИ как средство информации в общении

Коммуникация, информация – основные понятия

и основные функции

Информационная деятельность в истории человечества

Развитие средств массовой информации и коммуникации

Используемая литература

Часть вторая. CМИ и СМК сегодня и в ближайшем будущем

Суть информационной революции

СМИ и СМК во взаимосвязи с основными сферами жизнедеятельности


Построение моделей информационных процессов и информационной продукции

Используемая литература

Приложение 1. Список основной литературы

Приложение 2. Студенческие модели СМИ ближайшего будущего

Приложение 3. Дайджесть основных работ по проблемам информации

Введение



Явления, которые происходят в российских средствах массовой информации, можно охарактеризовать как кризис. Частично он вызван внутренними, характерными для России причинами, частично обусловлен общемировыми информационными процессами.

Всплеск авторитета и бесспорного влияния в обществе журналистика пережила в конце восьмидесятых - начале девяностых годов в период утверждения в СССР гласности. В переломный момент истории благодаря средствам массовой информации россияне узнавали о том, что происходит в стране, знакомились с многообразием точек зрения на происходящее, новыми идеями и архивными материалами, которые долгие годы были скрыты от общественности.

Ресурс гласности, информационного дефицита скоро был исчерпан - и журналистика пришла в тупик. Политические амбиции у журналистов остались, но проявить их в новых условиях оказалось гораздо сложнее. Появилась потребность от публицистики по поводу общественных событий перейти к аналитической журналистике, а к этому лидеры средств массовой информации оказались не готовы. Как и к освещению позитивных новостей, будничных социальных процессов. Это уязвимое звено и при подготовке молодых кадров.


Во-вторых, средства массовой информации стали более ощутимо и явно зависимы от экономики и политики. Пресса, особенно телевидение, все больше используются в рекламных целях, для борьбы за власть, влияния на избирателей. Функционирование по экономическим законам в условиях рынка превратило средства массовой информации в товар далеко не самого высокого качества. Борьба за рейтинги, тиражи превращает большинство телеканалов и изданий в средство досуга для невзыскательных потребителей, бульварную прессу, рекламное поле. Рынок, зависимость от рекламы «вымывает» издания и аудиовизуальные программы для неплатежеспособной аудитории, прежде всего, для детей и юношества, которые нуждаются в познавательной и развивающей некоммерческой информации. В результате не удовлетворяются многообразные информационные запросы и интересы подрастающего поколения, других социальных групп.

Политизированность, стремление СМИ манипулировать аудиторией приводит к потере доверия читателей, слушателей, зрителей.

Эта тенденция обнаруживается в исследованиях юношеской аудитории как индикатора общественных процессов. Опрос «Российские подростки в информационном мире», проведенный в 1998 году объединением ЮНПРЕСС по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), выявил: телевидение и другие каналы массовой информации продолжают лидировать как средства проведения досуга, но значимую информацию юные россияне получают от сверстников, родителей, учителей.

Налицо и связь с объективным процессом развития средств массовой информации. Как отмечает известный ученый-специалист в области медиа Томас Хюлланд Эриксен, создание информационного сообщества привело к целому ряду непредвиденных последствий, самые важные из которых – фрагментация, дробление времени на краткие интервалы и потеря логической обусловленности. (1, 169). Еще в 70-е годы ассортимент журналов был таким скромным, а общественная жизнь такой понятной, что образованный человек мог чувствовать себя осведомленным, следя всего за двумя, тремя. Сегодня произошли решительные изменения в информационно-экологической среде. Уже нельзя рассчитывать на формирование общественного мнения, приходится довольствоваться тем, что конкретное издание делит внимание общественности и отдельного читателя со многими другими изданиями, каждое из которых – всего лишь фрагмент, маленький элемент в мозаике. Больше никто не может претендовать на то, что представляет всю картину. Она слишком огромна, демократична и плюралистична (1, 168).


Отечественная журналистика оказалась на обочине исторических процессов, происходящих в России и мире. Кризис осознается и самими редакционными коллективами, но управленческий слой СМИ зачастую не хочет или не может провести коренные изменения. Особенно это характерно для руководителей телеканалов, которые цинично говорят о своей зависимости от рекламы, о стремлении производить такую продукцию, чтобы любой ценой привлечь к экранам максимум аудитории, являющейся покупателями товаров и избирателями.

Чтобы осознать происходящее в СМИ, найти выход, нужно выйти за их рамки, взглянуть на явления с более широких позиций, использовать научные концепции, раскрывающие глобальные процессы в обществе, связанные с информацией и коммуникацией.

Совершить вместе экскурс в мир этих идей, задуматься не только о сегодняшнем дне, но и ближайшем будущем общества как информационной системы мы предлагаем тем, кто избрал профессию журналиста, специалиста по связям с общественностью и тем, кто хочет овладеть информационной культурой. Это поможет под иным углом зрения взглянуть и на все другие проблемы, обнаружить их зависимость от общемировых, так называемых, глобальных процессов, увидеть дальние горизонты мировоззрения, без чего невозможна аналитическая и передовая журналистика.

Интеллектуальное путешествие по концепциям, связанным с информационным обществом, потребует от нас существенных усилий и решимости дойти до конца, не останавливаясь на половине дороги. Ну что, в путь?



следующая страница >>