shkolageo.ru 1 2 3 4

Интернациональный ИТЭ (РУ) Университетский ВЕСТНИК №5 2006


Интернациональный

университет трудящихся и эксплуатируемых

(Рабочий университет)

================================================================================================


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ

ВЕСТНИК



5


Школа трудовой демократии

Москва. 2006

Интернациональный

университет трудящихся и эксплуатируемых

(Рабочий университет)

================================================================================================


Сплочённость! Настойчивость! Солидарность!


Рабочая политика есть мера

человеческого достоинства и

гражданской ответственности

рабочего человека и рабочего класса


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ

ВЕСТНИК


5


Школа трудовой демократии

Москва. 2006


Главный редактор периодического издания

Б.В.Ракитский


Университетский ВЕСТНИК (Интернационального университета трудящихся и эксплуатируемых (Рабочего университета) Выпуск 5. - М.: Школа трудовой демократии. 2006. 48 стр.


Школа трудовой демократии

119361 Москва, ул. Озерная, 25-287

Тел/факс (495) 437-04-97

E-mail: university-w@yandex.ru


СОДЕРЖАНИЕ выпуска №5

Ракитский Б.В. ЧТО ПРОИСХОДИТ У НАС В ИУТЭ (РУ)? (В каком состоянии сейчас создание Университета?) ................................................................................... 6


- Студенты и профессура ..................................... 6

- За чей счёт существуем? .................................... 7

- Каково официальное (юридическое)

лицо ИУТЭ (РУ)? ........................................................ 8

- Принципы и первые шаги организационного

обустройства университета .............................. 8

- Учебный процесс и его структура: замыслы, поисковые усилия и пробные шаги реализации ...... 10

- Трудности на стороне преподавателей ........ 12

- Трудности на стороне студентов ................. 15

- Убавилось или прибавилось оснований

для оптимизма? ..................................................... 16

- Главный предварительный (пока очень осторожный) вывод: Мы пошли верной дорогой, товарищи! ................................................................................. 16


Ракитский Б.В. НАПРАВЛЯЕМАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НОВАЦИЯ ИУТЭ(РУ) ........................................................ 20

- Начало .................................................................... 20

- Три поприща настоящего университетского образования ..................................................................... 21

1) продолжение средней школы .......................... 21

2) превращение знающих в умных ...................... 22

3) сопряжение ума и души ................................... 23

- Принципиальные задачи направляемой программы саморазвития .................................................. 26

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (род. в 1918)

Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного

исследования. Части I-VII. – Москва. ИнкомНВ. 1991.

Тома 5,6,7

Содержание глав первой и второй частей ….……….. 32


Солженицын А.И. Отрывки из главы 4 (первой части “Архипелага ГУЛАГ”) “Голубые канты” ...................... 42


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Аннотированный список литературы, изданной

в 1992- 2006 годах Институтом перспектив

и проблем страны, Школой трудовой демократии

и Интернациональным университетом трудящихся

и эксплуатируемых (Рабочим университетом)

..........17,18, 29, 30


ЧТО ПРОИСХОДИТ У НАС В ИУТЭ (РУ)?

(В каком состоянии сейчас создание Университета?)


Ещё два-три месяца - и второй учебный год в нашем университете позади. Что удалось сделать каждому и всем вместе? Что вообще происходит в нашем университете? Время от времени надо будет делать обзор о внутренней жизни нашего вуза. Слишком уж мы необычны, слишком многое затеяли заново. Задач, задумок, идей, планов всё ещё гораздо больше, чем уже реально сделанного, освоенного и усвоенного, вошедшего в систему. Наш нарастающий итог оттолкнулся почти от нуля. Но он нарастает! О том, что нарощено за два первые года, и пойдёт разговор.


Студенты и профессура

В студенты у нас не поступают, а записываются. Если подавший заявление не подпадает под уставное ограничение контингента (то есть не является частным предпринимателем, нанимающим работников, работодателем, представителем администраций, не служит в ФСБ штатно или как осведомитель, не является офицером или генералом на действительной военной службе или в силовых ведомствах, госcлужащим, служителем религиозного культа), то он зачисляется в Университет.



Зачислено в Университет по личным заявлениям (человек)





на 1.5.2004

на 1.10.2004

на 1.5.2005

на 1.10.2005

на 1.4.2006

Зачислено

человек

17

26

45

45

45

Отчислено по личным заявлениям

-

-

-

-

-

Приостановлена

учёба по болезни

-

-

1

1

1

Как видим, численность записавшихся в студенты в последний год не выросла. На семинарах в Школе трудовой демократии и в изданиях ШТД и Университета мы продолжаем информировать трудящихся о работе Университета и о возможности обучения в Университете. Но не делаем это очень уж напористо, не зазываем. Потому что та стадия, на которой находится создание Университета, не позволяет перейти к обучению большого контингента, а для разработки (наработки) методик, способов работы вполне достаточно нескольких десятков студентов.


Вторая причина, по которой численность студентов не растёт, - недостаточные в этом направлении усилия самих студентов. По замыслу, успешная учёба в Университете радует студента, и он делится ею с товарищами, вовлекает и их в хорошее дело. Однако подавляющее большинство студентов (и об этом речь впереди) радости учёбы пока не испытывает, а потому их пример не вдохновляет их товарищей.

Хотелось бы, конечно, чтобы запись в Университет продолжалась. Но это задача не первоочередная.

Профессиональный состав записавшихся в ИУТЭ (РУ) вы сами легко можете проанализировать, раскрыв “Университетский ВЕСТНИК” №1, 2, 3, 4. В них напечатаны все приказы о зачислении с указанием должностей и мест работы.

Что касается профессуры, то в распоряжении ИУТЭ (РУ) в настоящее время 4 профессора - 4 учредителя. С развёртыванием вуза коллектив будет пополняться.


За чей счёт существуем?


Существуем за свой собственный счёт. Учредители покрывают посильные для них расходы на издание литературы и почтовые расходы. Профессора трудятся бесплатно, то есть как волонтёры. Студенты покрывают расходы на письма, которые шлют в университет.

Дело пока не дошло до групповых семинаров и консультаций, до сдачи экзаменов и зачётов (это потребует расходов на транспорт).

Никакой материальной помощи ни от российских профсоюзов, партий и государства, ни от иностранных организаций и государств Университет не получает. Была надежда получить средства от канадского правительства на проект “Вуз - гражданскому обществу” совместно с Квебекским университетом (г. Монреаль) и Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, но эта надежда умерла.

Так что плохо это или хорошо, но мы, будучи безденежными, финансово абсолютно самостоятельны. В условиях нового закона о неправительственных организациях в этом есть свой плюс.

Каково официальное (юридическое)


лицо ИУТЭ (РУ)?


Университет учреждён четырьмя физическими лицами - Ракитским Б.В., Манделем М.Д., Ракитской Г.Я. и Мысляевой И.Н. Имеется их учредительный договор, имеется подписанный учредителями Устав. Устав утверждён Собранием учредителей 19 декабря 2003 г. (Устав будет напечатан в №6 “Университетского ВЕСТНИКа”)

Согласно Уставу, ИУТЭ (РУ) является негосударст-венным некоммерческим образовательным учреждением высшего классового гуманитарного образования. Наш университет - высшее учебное заведение.

Университету пока что не требуется статус юридического лица. В случае необходимости выполнить операции, требующие статуса юридического лица, предполагается воспользоваться правами двух юридических лиц - ООО “Институт перспектив и проблем страны” и НП “Школа трудовой демократии” - на договорных основах (договоры поручения).


Принципы и первые шаги

организационного обустройства университета


Созданы органы управления Университетом: Собрание учредителей, назначены ректоры (соректоры), образован Ректорат, назначен Научный и методологический руководитель Университета. Начата работа по формированию Учёного совета университета, подготавливается “Положение об Учёном совете Университета”.

Утверждена структура Университета. Образованы первые общеуниверситетские кафедры:

- кафедра обществознания (заведующий - доктор экономических наук, профессор Ракитский Б.В.);

- кафедра социально-трудовых проблем, социальной политики и рабочего движения (заведующая - доктор экономических наук, профессор Ракитская Г.Я.);

- кафедра истории рабочего движения (заведующий - доктор философии (по социологии), профессор М.Д.Мандель).

Учреждены три периодических издания Университета:

1. “Университетский ВЕСТНИК” - для освещения внутренней жизни Университета. Вышло уже 4 выпуска.

2. “Обществознание большинства” - научное обществоведческое издание по преимуществу фундаментального характера. Вышло уже 3 выпуска.


3. “Студенческие исследования” - информационное пространство, помогающее культивировать студенческие исследования как развивающие занятия и органично соединять их с процессом обучения и с участием в классовой борьбе. Первый выпуск ожидается в конце 2006 г.

Кроме того, Университет вошел в число организаций, под маркой которых издаётся периодическое издание “Энциклопедия трудящегося и эксплуатируемого народа”. Вышло уже 6 выпусков.

Предстоит большая работа по созданию локальных актов университета (правил, положений, регламентов). Перечень самых важных из них дан в Уставе ИУТЭ (РУ).

Как видим, кое-какая организационная работа по строительству Университета проделана и доведена до решений. Но не будем забывать, что по большей части это пока контуры, намётки, разметка участков большой будущей содержательной работы. Наполнять всё это реальным живым (самовоспроизводящимся) содержанием - это главное, и это - впереди.

Принципы, из которых мы исходили и будем исходить, проделывая и продолжая работу по организационному обустройству Университета, - не пускать пыль в глаза, а строить обдуманно, основательно и в жизнеспособных формах. Пусть мало-помалу, но так, чтобы потом не переделывать в корне.


Учебный процесс и его структура: замыслы,

поисковые усилия и пробные шаги реализации


В создании учебного процесса мы находимся на стадии разработки учебных программ и написании учебников по трём основным (базовым) курсам.

Это прежде всего центральный курс (дисциплина) “Общество и человек в обществе”. Программа этого курса разработана и принята ректоратом. Подвигается написание учебника. По всей вероятности, учебник этот будет входить в учебный процесс раздел за разделом. Надеемся, что первый раздел (в объёме 120-150 стр.) студенты получат уже в 2006-2007 учебном году.

Другой базовый курс - “Социально-трудовые отношения”. Здесь ещё нет учебной программы. Но зато есть масштабная научная фундаментальная разработка проф. Ракитской Г.Я. и выпущена в свет научная монография. Предстоит “переложить” научную монографию на язык вузовского учебника. Кроме того, имеются практические учебные наработки по курсу “Труд и социально-трудовые отношения (общественные формы труда”. Их также надо интегрировать в наш университетский учебник. Несколько параллельно идёт создание университетского учебника “Социально-трудовые права и свободы”. Этот учебник и программа к нему студенты наверняка получат в 2006-2007 учебном году.


Разработана учебная программа курса “Трудящиеся и эксплуатируемые как общественный класс”. Одновременно с этим близится к завершению разработка программы “История рабочего движения”.

Программы отдельных базовых курсов и базовые университетские учебники ещё не исчерпывают всего состава и содержания обучения. Подходит время составить общий учебный план. По-видимому он будет составлен только в 2007 году.

Важное место в учебном процессе и в учебном плане займут направляемые программы саморазвития. О сути этих программ можно прочитать в этом, 5-ом выпуске “Университетского ВЕСТНИКа”

Наши профессора не испытывают затруднений в замыслах и в нахождении новых подходящих форм обучения. Помогает общая высокая научная и преподавательская квалификация, а кроме неё - многолетний опыт пропаганды в рабочей среде и опыт программирования и проведения семинаров в Школе трудовой демократии (с 1994). Трудности лежат в плоскости нахождения подходящих форм для начальной стадии реализации наших грандиозных замыслов и образовательных новаций. Говоря образно, это трудность наживления гаечки на резьбу. И гаечки хорошие, и резьба, похоже, должна быть, а вот наживить, да правильно наживить - практически тонкая работа.

Пока только 5 студентов написали по три вступительных сочинения: Антонов Владимир Валентинович (г. Тольятти); Денисова Любовь Геннадьевна (Новосибирск); Санников Виталий Фёдорович (Новосибирск); Глебова Людмила Георгиевна (Новосибирск); Ештокин Сергей Александрович (Уфа). 2 сочинения прислал Зленко Владимир Иванович (Чернигов, Украина). Одно сочинение представил Дзюбан Александр Алексеевич (Тольятти).

Их сочинения стараемся послать и посылаем на взаимное рецензирование. Отзывы от товарищей получит каждый на каждое своё сочинение и напишет отзыв на три сочинения разных студентов. Это уже делается. И иногда очень заинтересованно и очень содержательно.

По материалам студенческих вступительных сочинений будет сформирован первый выпуск университетского журнала “Студенческие исследования”. Иногда университет находит и иные формы публикации. Например, вступительное сочинение В.В.Антонова “Обстановка и человеческие взаимоотношения на производстве (по моим личным впечатлениям и оценкам)” было издано ИУТЭ (РУ) как материал к научно-практической конференции “Работа как ценность в современном мире” (Москва, 27 января 2005). Несколько десятков экземпляров доклада В.В.Антонова были моментально разобраны участниками конференции - российскими и американскими учёными. Довелось услышать очень одобрительные отзывы.


Все такие примеры - очень приятная для нас сторона проделанной работы. Но есть и неприятная: большинство записавшихся в ИУТЭ (РУ) сочинений пока не написали, не прислали, даже просто никак не связываются с университетом. Не было ни одного случая, чтобы письма, отправленные из ИУТЭ (РУ), возвращались “в связи с отсутствием адресата”. Значит, вы их получаете. Почему же мы, как правило, не получаем писем от большинства дорогих наших товарищей студентов?


Трудности на стороне преподавателей


Одна из трудностей - реальная отчуждённость студентов от дела организации нашего классового университета. Мы, инициаторы и преподаватели университета, горячо и искренне высказываем призывы и зазывы: товарищи студенты, активнее участвуйте в организации и развитии нашего с Вами университета. Размышляйте над тем, зачем университет Вам нужен и как приспособить его работу к этим нуждам. Отклика на эти призывы пока что фактически нет.

А какой отклик был бы нужен и плодотворен?

Мы далеки, конечно, от идиллических левацких представлений, что если рабочих собрать вместе и озадачить, то рабочие своим коллективным разумом выдадут дельный проект университета и наметят эффективные способы его развития. И нормальные рабочие от таких представлений далеки. Но мы, непосредственные организаторы классового университета, нуждаемся в информации о том, работают или не работают выбранные нами формы общения, учёбы, развития? насколько пригнаны они к реальным обстоятельствам? где и в чём идут мимо цели? где и почему вообще не годятся?

Приведу пример. Мы не считаем возможным вести студентов ИУТЭ (РУ) к вершинам знаний, что называется, общим строем. Этим мы, кстати говоря, пытаемся преодолеть дефект привычного для всех нас типа высшего образования. Вуз ведь как устроен? Он начинается с того, что не все принимаются в вуз (не все приглашаются на старт), а только сдавшие приёмные испытания. Двойка по любому предмету - и “приходите на следующий год”. Принимается группа относительно лучше подготовленных, их-то и начинают обучать по стандарту: каждого как всех, всех - как каждого. Ведут строем к диплому, отсеивают безнадёжно отстающих, подтягивают слабочков, и за заранее определённый срок “отряд” преодолевает всю дистанцию и получает дипломы. Знания очень разные, но дипломы одинаковые и сроки обучения одинаковые, сами графики движения к дипломам - как расписание поезда - одни для всех.


В ИУТЭ (РУ) по замыслу (и он не будет меняться) подход во многих отношениях прямо противоположный. Принимается в университет каждый трудящийся и эксплуатируемый, изъявивший желание получить высшее гуманитарное классовое образование. Никакого отсева (отбора) по уровню накопленных знаний у нас нет. Но есть представление об уровне знаний выпускника (питомца) университета как об очень высоком и передовом уровне. Стало быть, дистанция, которую надо пройти от исходного до конечного уровня знаний, разная (а иногда очень даже разная) для студентов ИУТЭ (РУ). И, к тому же, индивидуальная скорость обучения разная. В итоге - разное время обучения в университете.

Так вот: в момент поступления, сразу после зачисления в университет, преподавателям надо выяснить индивидуально для каждого исходный уровень подготовки. Иначе не оценить предстоящую индивидуальную дистанцию, не выстроить индивидуальные планы развития и обучения. Чтобы узнать что-то определённое об исходном уровне студента, мы просим его написать три сочинения на заданные темы. Пока что мы додумались только до такой формы получения информации об исходном уровне. Со временем появятся и другие. Но ведь, чтобы появились другие формы, мы должны понять, почему форма сочинений на заданные темы не для всех подходит, почему её надо дополнить другими формами или заменить.

И вот сидим и ждём сочинений. Долго ждём, терпеливо. Чувствуем, что есть затруднения. А в чём они? Попробуй узнай у наших студентов! Кого ни спросишь, то ли чувствует себя виноватым, то ли руки начал опускать. На деле оказывается, что между собой студенты о сочинениях говорят и даже дают читать друг другу (это просто великолепно!), но в университет не шлют. Почему? Как выразился один наш студент, “хотелось написать шедевр, да всё не получается”. То есть действуют, как на экзамене в школе, где ждут оценку. А мы же не ставим никаких оценок за сочинение. Нам нужно предположить с помощью ваших сочинений, какие Вы есть на самом деле и что можно Вам предложить как первые задания.


Возвращаюсь к вопросу, ради которого приводил пример, - о реальной отчуждённости студентов от дела организации нашего классового университета. Студент пытается выглядеть получше перед преподавателем, он не откровенничает с преподавателем о трудностях, с которыми столкнулся при написании сочинений. Он даже затихает, как школьник, не пишет в университет и не звонит, чтобы не спросили - а где же сочинения? А его бы спросили не “где сочинения?”, а “чем Вам, может быть, помочь? В чём трудности?”. Нам надо побольше знать о ваших трудностях и “лёгкостях”, чтобы нам полегче было вырабатывать способы обучения. Так чего же вы отмалчиваетесь? Почему не воспринимаете нашу работу как свою заботу?

Это один пример. Но отчуждённость есть и долго ещё будет. Это тень отчуждённости типичного эксплуатируемого от общественных дел. Но от понимания природы отчуждённости порождаемые ею преподавательские трудности не уменьшаются.


Трудности на стороне студентов

Главная трудность, на которую студенты ссылаются чаще всего, - “некогда”. Им так кажется. На самом деле в 99 случаях из 100 корень трудности - не в недостатке времени. Этого времени у каждого трудящегося пропадает “просто так”, “зря” по 2-3 часа в сутки. А для учёбы в ИУТЭ (РУ) достаточно часа, но каждый день. Плюс 2-3 часа за пару выходных. Итого 7 часов в неделю - не больше! Часть этого времени можно покрывать в виде так называемых совмещённых занятий. Например, еду на работу в общественном транспорте и думаю об университетских занятиях, о прочитанных страницах, о подходах к решению исследовательской задачи по программе направляемого индивидуального саморазвития. Нетипичный, конечно, случай, но одна студентка рассказывала мне: “Работа у меня на конвейере не шибко приятная: по нескольку минут веду сборку вниз головой. Я приспособилась в это время думать, что написать в сочинении”. Так это - вниз головой. А большинство работает вверх головой, и голова во время работы не особенно занята (хотя должна удерживать внимание).


В чём же корень трудностей? Почему кажется, что для учёбы - “некогда”?

Корень трудностей - неверие в собственные силы и возможности. Вернее так: глубоко запрятанное сомнение с собственных силах и возможностях. Нас это огорчает, мы пытаемся эти сомнения преодолеть. Но, конечно, мы не станем валять дурака и искусственно взбадривать наших студентов. Просто мы знаем и свидетельствуем: любой нормальный трудящийся в любом возрасте способен шаг за шагом пройти весь путь к самому высокому уровню гуманитарного образования.

Те, кто сделал даже несколько первых шагов, смогут почувствовать, какая бывает серьёзная практическая отдача от пополнения знаний, от развития. Если, конечно, учишься ради знаний и саморазвития, а не для бумажки об окончании вуза.


Убавилось или прибавилось

оснований для оптимизма?


И убавилось, и прибавилось одновременно.

Убавилось в том отношении, что стартовый период оказался психологически труднее для студентов, чем мы предполагали.

Прибавилось в том отношении, что тяга, предрасположенность к систематическому образованию у рабочих есть. И эта тяга, полагаю, будет крепнуть с развитием российского капитализма, очень сильно отличающегося от западного капитализма не в пользу трудящихся и эксплуатируемых.


Главный предварительный

(пока очень осторожный) вывод:

Мы пошли верной дорогой, товарищи!

Очень может быть, что уже через три-четыре года кто-нибудь из студентов или аспирантов нашего Университета проведёт достаточно глубокой исследование по истории просветительских организаций для рабочих, носивших в разных странах название “Рабочий университет”. Тогда с особенной отчётливостью выявится, что наш Университет сохраняет в своём названии слова “рабочий университет” из уважения к истории просветительской деятельности в рабочей среде, будучи с самого начала, от самого замысла не просветительским центром для рабочих, а классовым образовательным учреждением высшего уровня.


Разница принципиальная. Просветительские рабочие университеты ставят задачу прирастить знания трудящихся, прирастить - насколько можно, дополнительно проинформировать, продвинуть в понимании тех или иных важных общественных проблем. ИУТЭ как высшее учебное заведение ставит задачу вывести своих студентов-трудящихся на самые высокие современные образовательные рубежи, обогащённые собственной классовой идеологией трудящихся и эксплуатируемых.

Отсюда очень многие трудности, особенно на начальных стадиях. Но зато преодоление этих трудностей неизбежно выведет наше университетское строительство на нужную высокую орбиту.

Схожую картину мы наблюдали с созданием нашей Школы трудовой демократии в 1994-1995 году. Мы тогда решили создать Школу как систематическое просветительское учреждение для рабочих и низовых профсоюзных активистов и положить в основу работы мировоззренческое (идеологическое классовое) просвещение. Первый же семинар в июне 1994 г. чуть не поколебал нас в этом замысле: рабочие желали узнавать азы профремесла, детали повседневной профсоюзной работы (тогда модно было осваивать хождение профоргов по судам), но не видели смысла в освоении мировоззренческих знаний. Помнится, уже на следующем семинаре мы полностью исключили из программ занятий обучение конкретным навыкам, а добавили лекции по истории рабочего движения, по идеологиям эксплуататоров и эксплуатируемых. Дело пошло в сторону осуществления нашего замысла. Через 12 лет ШТД - признанное в стране и в мире учреждение по идеологическому (мировоззренческому) просвещению рабочих и низовых профсоюзных активистов. “Дочка” ШТД успешно работает на Украине.

Думается, подобный путь пройдёт и наш Университет. Если, идя навстречу трудностям, мы облегчим наши задачи и снизим орбиту (цель) с образовательного учреждения высшего уровня до просветительского учреждения в рабочей среде, то повторим то, что уже было: станем ещё одним просветительским рабочим университетом-лекторием. А нам надо развиться в первый классовый вуз, в образовательное учреждение, каких ещё не было в распоряжении класса трудящихся и эксплуатируемых.


Мы начинаем трудно и крайне медленно. Но мы пока не сделали ничего лишнего и никаких бесполезных или попятных шагов. А кое-что дельное уже сделали. Полезный итог наших общих (студентов и преподавателей) усилий медленно, но прирастает. И будет прирастать. Потому, что мы с вами, похоже, двинулись в верном направлении и верными способами. Интуиция, взрощенная жизненным опытом, подсказывает, что это так.

Б.В.Ракитский

Апрель 2006.

==============================================


Рекомендуется студентам,

преподавателям и аспирантам университета

для использования в учебном процессе

и в исследованиях



следующая страница >>