shkolageo.ru 1

Окружающий мир.4 класс.


УМК «Школа России» Учитель: Шаповалова Е.Г.

Тема урока: «Леса России. Лес и человек».

Цели и задачи урока: - сформировать у учащихся представление о лесной зоне,

о роли леса в жизни человека и природы, умение поль-

зоваться географической картой, атласом-определителем

растений и животных, энциклопедиями;

раскрыть экологические проблемы леса, которые

возникли по вине человека, найти пути их решения;

ознакомить с охранной деятельностью людей в зоне

лесов;

- развивать познавательный интерес к вопросам данной

темы, к исследовательской и проектной деятельности

и умение презентовать свои работы, учить групповому

методу работы и КТД;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

культуру поведения.

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийная

установка, экран, слайды, классмейты (ноутбуки для

детей), таблички: «синоптики», «ботаники», «зоологи»,

«экологи», «независимые эксперты», шапочки

магистров, раздаточный материал - иллюстрации с

изображением видов заповедников, жетоны.

При подготовке презентации были использованы следующие прикладные программы:

- Microsoft office Power Point

- Microsoft office Picture Manager


Литература: -Герасимов В. П. « Животный мир нашей Родины»

М. Просвещение.1985 г.

-Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу

« Окружающий мир» Москва.»Вако» 2007г.

-Сладков Н. « С севера на юг»

Издательство «Малыш» 1988г.

-Литвинов А.В. « Путешествие вокруг себя. Растения»

« Вариант-СК» 2004г.

- Плешаков А.А., Е.А Крючкова

учебник «Мир вокруг нас» 4 кл. 1ч. М. «Просвещение»


2007 год.

-Энциклопедия «Неизвестное об

известном», Москва « Росмэн» 1996г.

-Электронные энциклопедии «Хочу всё знать» « Животные»,

« Растения», Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006 г.


1. Организация на урок.

Поверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Сегодня мы продолжим путешествие по карте нашей страны, а куда именно отправимся - вам предстоит догадаться самим и ответить на мой вопрос, прослушав небольшой рассказ.

- О какой природной зоне идёт речь?

Весёлая кутерьма зелёных листьев, золотых солнечных зайчиков, пёстрых птиц. Шелесты, шорохи, шёпоты. Щебет, посвисты, вскрики. Стройные стволы высоких деревьев и путаница кустов, буйство ветра в вершинах и застойный сумрак и тишина. Извилистая тропинка уводит в чащу, что ни поворот, то встреча. Скрипит где-то старое дерево, качается задетая кем-то ветка, распрямляется кем-то примятая трава. Вмятина на земле от когтистой лапы, борозды на коре от острых зубов, потерянное перо. На каждом шагу здесь загадки. А ты идёшь и пытаешься их разгадать.


-В какой природной зоне мы будем сегодня на уроке разгадывать загадки?

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по лесной зоне и узнаем ещё больше интересных фактов из жизни лесного царства.

( Слайд 1)

Вы будете работать по 4-м направлениям. Каждой секции предстоит защитить свою исследовательскую работу по секциям, обозначенным на прошлом уроке:

1- синоптики раскроют нам природные и климатические

особенности лесной зоны.

2 - ботаники постараются открыть нам тайны царства

растений.

3 - зоологи расскажут о многообразии животного мира.

4 - экологи осветят проблемы, с которыми сталкиваются жители


лесной полосы.

5 – независимые эксперты

3. Проверка домашнего задания.

А) Первое слово я предоставляю синоптикам. Пожалуйста, охарактеризуйте нам природные и климатические особенности, характерные только для лесной зоны

( работа с картой, презентация выступления на СМ). Сл. 2.


-У кого есть вопросы к представителям секции? (независимые эксперты)

Следующее выступление от секции ботаников.

Познакомьте нас с особенностями растительного мира лесной полосы.

(Выступления детей с использованием СМ). Сл.3

На доске вывешиваются по ходу выступления интересные предложения и факты.

-Ваши вопросы к ботаникам. (Их заранее готовят независимые эксперты)


Секция зоологов. Вам слово.

-Как живётся животным – обитателям лесной зоны?

-Вопросы к знатокам животного мира от наших экспертов.


И последнее слово нашим экологам.

(Выступления детей с использованием СМ, презентация выступления ).

-Как же спасти лес и какова доля нашего участия может быть в этом деле?

( Слайды 4-6)

С тех пор, как человек стал хозяином планеты Земля, его деятельность обусловила изменения окружающей среды и стала влиять на условия жизни животных. Столетиями люди вырубали леса, загрязняли окружающую среду, охотились, ловили рыбу, на минуту не задумываясь о последствиях своих действий. Только теперь мы начали понимать, что одно лишь изменение деятельности может спасти Землю от катастрофы. Наш образ жизни серьезно нарушил равновесие естественной среды. Колоссальные изменения, происходящие в настоящее время, могут кончиться очень плохо.

Вредные газы, прогрессирующее загрязнение, бездумная вырубка лесов – все это ведет к опасному потеплению климата на земном шаре. Деятельность человека уже привела к частичному или полному исчезновению многих животных и растений. Если мы не посвятим больше энергии спасению погибающей природы и не изменим наши во многом деструктивны действия, грядущим поколениям, возможно, придется изучать природу только естественно-научным путем.


Леса служат естественными фильтрами, сохраняя чистыми реки. Поэтому, если вырубить лес около ручья, в воду попадут ядовитые вещества с полей и пить такую воду будет нельзя. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Особенно опасна вырубка лесов, поскольку там обитают редкие животные растет много видов всех растений. Многие их них могут жить только в определенных условиях . Леса дают 1/4 всего кислорода в мире.

-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДРЕВЕСИНА

В год вырубается примерно 4,5 миллиона гектаров леса с целью потребностей деревьев. Деревья твердых пород растут сотни лет. Их трудно заменить другими или выращивать заново.

-ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Открытая разработка месторождений полезных ископаемых уничтожает гигантские площади лесов и пахотной земли.


-ЭРОЗИЯ ПОЧВЫ

Пахотная земля на месте выкорчеванного леса уже через 10 лет становится бесплодной. Лишенная деревьев земля не накапливает дождевой воды и без труда вымывается.

- Самой большой опасностью для лесов являются ПОЖАРЫ. Чаще всего они возникают вине людей, не соблюдающих меры предосторожности при неправильном обращении с огнём.

Что взрослые могут сделать для
охраны природы леса


Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышат люди. Теперь бумагу и картон будут складывать отдельно, стеклянную посуду отдельно, пластиковую отдельно. Это по силам каждой семье, а помощь охране природы может оказать существенную.

Конечно, вернуть мир к первобытности невозможно и не нужно. Но человек обязан учитывать последствия любых своих действий. Захотели осушить болото — проверьте, не питает ли оно истоки реки. Хотите выпускать продукцию — посчитайте, сколько будет отходов и как от них избавиться.


Человек не должен жить ценностями одного дня — хищнически вырубить лес, продать его и на эти деньги жить там, где травка еще зеленеет. Поэтому в большинстве стран мира приняты законы об охране окружающей среды. За их исполнением следят многочисленные служащие, чаще всего экологическая полиция. Если кто-то видит, как вырубают деревья, предприятие выбрасывает сточные воды или грязный воздух, надо сообщить в экологическую полицию.

Практически все бумажные бытовые отходы можно использовать вторично, что значительно сокращает вырубку лесов.

Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.


Вопросы к экологам.


Б) Самостоятельная работа

Учитель: Мы прослушали отчеты различных специалистов, и я хочу про-

верить, как каждый из вас усвоил и понял данную тему.

Для этого я подготовила первое задание. Его будет выполнять каждая группа.

Исправьте географические ошибки прямо в тексте и докажите правильность своих суждений. ( Слайд 7, работа на классмейтах)


Второе задание:

-К какому участку лесной зоны относятся данные фотографии?

( Слайд 8, работа с классмейтами )


Третье задание:

Среди всех животных выбрать и назвать только тех,

которые обитают в лесной зоне (слайды 9-12, работа на классмейтах)

(Групповая работа)

Каждой группе даётся один слайд и 2-3 минуты на обсуждение каждого задания.


Задание 4.

Тест « Лесная зона».( Слайд 13, работа на классмейтах)

Вы будете работать прямо в тексте. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов. Найдите правильный ответ и выделите его другим цветом и шрифтом (красным №18). Не забудьте сохранить правильные ответы. (Индивидуальная работа с последующей проверкой.)



В) Подведение итогов по домашнему заданию.

Оценивание работы каждой группы и отдельных детей.

Раздача жетонов.

4.Физминутка для глаз.


5.Объяснение нового материала.

Чтение стихотворения учителем.

Нет ничего милее Душистая малина

Бродить и думать здесь. На кустиках густых.

Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну

Накормит русский лес. Я, не жалея ног,

А будет жажда мучить- А если и устану-

То мне лесовичок Присяду на пенёк.

Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших,

Покажет родничок. Для них совсем он свой.

Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший

И видно всё до дна. С зелёной бородой.

Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною,

Вкусна и холодна. И сердце не болит,

Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою

Орехи и цветы, Как вечность, лес шумит.


Постановка проблемного вопроса.

-О каких отношениях говориться в этом стихотворении? ( Об отношениях между человеком и лесом). Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является для человека лес.

Итак, тема нашего урока « Лес-друг или враг?»


Работать будем таким образом: 2 и 4 группы- ботаники и экологи- попробуют доказать нам, что лес - наш друг, тогда как 1 и 3 группы-синоптики и зоологи- попытаются уверить нас в обратном. Даю 5 минут на размышления.

(Дети совещаются и поочерёдно высказывают свою точку зрения. По ходу их выступления на магнитной доске появляются краткие изречения).

-Давайте теперь подведём итог нашему спору.

-Какие функции выполняет лес?

(Защитник. Лесные растения вырабатывают кислород и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера — воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные микробы. Лес защищает водоёмы и почвы: там , где растёт лес, не мелеют реки, лес «питает» их. Корни растений не дают почве разрушаться, лес защищает почвы от ветра.)



В полосе лесов живёт много людей в нашей стране. С давних времён наши предки наделяли некоторые деревья магической силой, приписывали им чудотворные действия. Попробуйте узнать, о каком дереве идёт речь. (СЛ. 14).


В старину об этом дереве пели:

Это дерево-

О четыре дела.

А первое дело –

Мир освещать;

А второе дело –

Крик утешать;

А третье дело –

Больных исцелять;

Четвертое дело –

Чистоту соблюдать.

Ответ: Это – берёза.

Горели-светили в убогих крестьянских избах березовые лучинушки – вот первое «дело».

Дегтем, которым и по сей день получают из березовой коры, вмазывали визгливые оси разболтанных на бездорожье телег, а деревенские щёголи пропитывали им свои «со старым скрипом» сапоги – это второе «дело».

Отвар из березовых почек, настой из листьев издавна применяют как желчегонное и антисептическое средство, целебный берёзовый сок давали при общей слабости. Это – третье «дело».

А четвертое «дело» - почитаемо любителями доброй русской бани с квасным паром да берёзовыми веничком. И мётлы из березового прута честно служат чистоте.


« Дерево-защитник»

Обычай сажать это деревце пошёл от древних греков и римлян. Средневековые жители верили, что оно способно защитить от злых духов, драконов, болезней и прочих напастей. Ветви этих деревьев прибивали к воротам и входным дверям домов.

А в Средней полосе России, веря, будто это дерево и от злой силы защищает, и от печали излечивает, и счастье дарит, старались посадить его ближе к дому, возле окон, выходящих на улицу: и людям виднее, и сатане страшнее, а себе – красота и радость.

Из чего испокон веков рубили на Руси дома? Конечно, из дерева: кто побогаче – из дуба, кто победнее – из ели и сосны. Смолистые бедняцкие избы стояли долго, топились они по-чёрному и чуть что вспыхивали враз. Огонь за считанные минуты охватывал целые деревни. Особая опасность исходила от «огненных» ремесленников – кузнецов да плавильщиков. Поэтому их мастерские отселяли подальше от жилья, на окраины, а кругом обсаживали этим деревом.


На Руси был ещё обычай выносить под это дерево больного, ибо верили, что дух этого растения отгоняет болезни. Оказалось, что и цветы, и листья, и ягоды, и даже кора содержат летучие вещества – фитонциды, губительные для болезнетворных микробов.

Название этого растения в переводе с латинского означает «заманивать птиц», и дано ему в связи с тем, что красные ягоды его использовали птицеловы. Назовите это дерево.

(Дерево это – РЯБИНА). Исстари было замечено, что древесина её загорается с большим трудом, да и пышная крона не сразу поддается верховому пламени.


Следующая загадка.

Люди связывали с этим растением понятия добра и красоты. Символом жизни она была в Финляндии, плодородие и бессмертие олицетворяло для жителей Малой Азии. Деревом вечности и долголетия считалось в Японии и Вьетнаме, а в Корее и Китае – символом принципиальности и верности долгу. Убелённая снегом это дерево вызывает в представлении жителей Японских островов символ счастливой старости. В древние времена оно использовалось для костров, на которых сжигались покойники. У народов Сибири оно считается символом лесного плодородия.

Что это за дерево? ( Это- СОСНА).


«Поющее дерево»

Звонкая древесина этого дерева поёт в руках музыкантов. Нет лучших гуслей, свирелей , чем сделанные из этого материала. Сам скрипичный мастер Страдивари брал для своих вечных и непревзойдённых скрипок, наряду с елью и это дерево, но только из Далмации и Закарпатья. Известно оно и как лучшее теневое дерево для парков , посадок на улицах и в скверах. В Канаде оно оберегается особо, так как признан национальным деревом этой страны. Изображение листа этого дерева красуется на государственном флаге Канады. Итак. Назовите это дерево. Почему оно так почитаемо в Канаде?

(Это клён. В Канаде он особенный, и называется сахарный. Канаду часто называют «страной клёнов». Сок канадского клёна содержит до 20% сахара. Оберегая его в лесах и широко культивируя, канадцы и до нашего времени считают его лучшим источником получения кленового сахара. Добывают сахар из сока увариванием, а сам сок собирают в специально подвешенные к стволам металлические вёдра и бачки. Ежегодно в Канаде и США добывают из кленового листа около 4000 тонн превосходного кленового сахара).



-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?


Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел.

В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви.

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничено, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

-жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, филин, утка-мандаринка, зубр, амурский тигр, женьшень, венерин башмачок. (работа с учебником: рассматривание иллюстраций с изображением данных животных и растений).


В лесной зоне созданы заповедники:

-Беловежская пуща- в Белоруссии.Здесь удивительные по красоте хвойные и смешанные леса с их богатым животным миром В этом заповеднике живут самые крупные дикие животные-зубры( дикие коровы и быки) Зубр вырастает и весит до 1 тонны.

- Печеро-Иличский заповедник на Урале(северном). Здесь в таёжных массивах среди других животных ведётся работа по одомашниванию лосей.


-Ильменьский- на южном Урале. Здесь, кроме леса и зверей под охраной находятся минералы ( а их до 140).

-Окско-Донской. Под охраной находится бобёр.

-Баргузинский- около озера Байкал .Охраняется горная тайга и звери в ней, среди которых славится баргузинский соболь.

-Кедровая Падь - на Дальнем Востоке. Здесь богатейшие смешанные леса, удивительные животные. Среди которых под охраной находится тигр уссурийский, олень-цветок( пятнистый олень), изюбр( олень крупный), корень Жень - шеня, напоминающий фигурку человека, из которого изготовляют лекарство.

-Приокско - Террасный находится на юге Московской области. На берегу Оки.

Здесь можно увидеть разные типы лесов. Насчитывается 54 вида млекопитающих, 134 вида птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и огромное количество насекомых. Самый знаменитый зверь-зубр.

( по ходу рассказа учитель демонстрирует иллюстрации с изображением видов заповедников.)

6.Итог урока.

-Другом или врагом является для нас лес? (Сл. 15)

-Какие новые сведения вы получили на уроке, путешествуя по лесной зоне?


Комментирование и оценка работы учащихся. Подсчёт жетонов. Выдача командам (отдельным её членам) грамот или дипломов за участие в работе «Научного общества».

7.Домашнее задание.

-работа с учебником: с. 106-113, пересказ, ответы на вопросы.

-подготовить мини-сообщения или презентации на темы ( по выбору) :

«История одного дерева», «Мой личный вклад и вклад моей семьи в решении экологических проблем города, края, страны…», « Экология города, края»

(по материалам печати).

8.Организация на перемену.