shkolageo.ru   1 2 3

Тема : Экскурсия в церковь Петра и Павла.


Цель: связать полученные знания умения и навыки учащихся об истории Малой Родины с деятельностью в роли экскурсовода.

Задачи:

1. Обучающая: подготовить учащихся к роли экскурсоводов по церкви

2. Развивающая: развивать устную речь, постигать искусство риторики

3. воспитывающая: воспитывать интерес к профессии экскурсовода; гордость за родной край

I этап: Подготовительная работа к ролевой деятельности :


  1. Профессия экскурсовода. Функции экскурсовода.

  2. Обучение риторическим приемам

- приемы мотивации слушателей к рассказу.

- логика изложения материала.

- приемы удержания внимания слушателей.

- ориентация в вопросах

3. Инструктаж. Правила поведения в сакральных местах.

4. Подготовка источниковедческого материала к экскурсии по настенным росписям в церкви Петра и Павла в селе Великопетровка. Отбор материала к экскурсии (приложение к уроку, выход в интернет)

- иконопись на Южном Урале (кратко)

- Настенные росписи церкви Петра и Павла.

- церковные принадлежности.

II этап:

Экскурсия в церковь


Информация для учителя:

История появления росписи церкви Петра и Павла

История появления росписи неясна. Можно предположить, что расписывалась она в период с 1881-1900годы (все опрошенные информанты свидетельствуют, что когда они были детьми, роспись уже была давно).В церкви станицы Великопетровской обнаружены настенные росписи, которые поражают своей изящностью, глубиной и профессиональностью исполнения. С первого взгляда поражает то, что в церкви посвященной святым апостолам Петру и Павлу мы встречаем самых различных святых, изображенных и на стенах между окнами и на стенах возле дверей. Первопрестольные апостолы Петр и Павел изображены лишь в колокольне (две большие картины по правую и левую стороны и парная икона над входом в церковь), в самой же церкви их изображений мы не встретим. На стенах храма изображены следующие святые:


1.В куполе: Христос-вседержитель;

2.В барабане : Пророк Аарон, Святой блаженный Александр Невский, пророк Моисей и Великий князь Владимир;

3.В парусах: евангелисты Марк, Иоанн Богослов, Лука, Матфей;

4.На стенках между окон и возле дверей: Святой преподобный Павел, Святая Меланья, Святая мученица Евдокия, Преподобный Алексий (митрополит Московский), Святой Николай Чудотворец, Святой Александр, Святая мученица Татьяна, Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, Святой великомученик Прокопий.

Своим великолепием поражают изображения в алтарной части храма: большое изображение Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтече. При выходе их храма через центральные ворота мы видим картину Страшного суда.

В православном храме о страшном суде напоминали иконы деисусного чина иконостаса и фрески западной стены, которые обращали на себя внимание прихожан после окончания службы, подробно рассказывали о грядущем суде.

Как пишет В. Горшков: «Тема страшного суда была обязательным аргументом в проповедях христианских миссионеров в эпоху распространения новой религии. Она была центральной в знаменитой «Речи философа» - труде греческого священника, который объяснял князю Владимиру, ещё язычнику, основы православия» (Горшков В. Горе грешникам и слава праведникам) Родина-1996г. №5 с.72). Как говорится в «Повести временных лет» грек развернул перед князем пеленку с изображением конца света в самый разгар своего повествования. Он указал Владимиру праведников, идущих в рай и грешников, идущих на муку вечную. Следовательно, одно из первых изображений православного искусства, которые появились на Руси были сцены Страшного суда. Сегодня ни одна церковь не обходится без этого сюжета.

В основе многочисленных сюжетов этой композиции лежит «Житие Василия Нового» (Горшков В указанное исследование с.72) – византийский литературный памятник Х века. В соответствии с описанием данным в житии Христос представляется вновь явившимся на землю, но уже не в образе человека, а как грозный и справедливый судья. Его престол окружен ангелами (иногда их лики изображаются красными – «огнеподобными»). Христу предстоят Иоанн Креститель и Дева Мария, а к стопам его преподают Адам и Ева. Апостолы восседают с раскрытыми книгами, надписи которых предвещают грядущий суд. По трубному гласу на последний суд встают умершие, которых отдают земля и вода. Ад представлен в виде огненной бездны или двухголового зверя, жадно раскрывающего зубастую пасть. Из ада исходит змей, который окольцовывает человеческую душу, которая держит ответ перед богом. Душа изображается в виде обнаженной фигуры, над которой Божественная десница держит весы – древний символ правосудия. На чашу весов ангелы и черти, борясь за душу человека, кладут: черти – грехи, а ангелы – нет не добродетели, а платок смоченный слезами покаяния.


В целом композиция картины, изображенной на западной стене Великопетровской церкви, соответствует каноническим требованиям. В верхней части, в центре изображен Христос на престоле с предстоящими Богородицей (близко) и Иоанном Крестителем (чуть поодаль). У ног Христа изображены ,Буйвол, Лев, Орел и рядом Ангел – символы евангелистов. На заднем плане изображены фигуры святых и апостолов, рядом с ними ангелы. В самом центре композиции – Архангел Гавриил, который держит весы – древний символ правосудия. Все фигуры изображены трехмерно и в движении, что указывает на академичность стиля. Нами установлено, что роспись, где изображена сцена страшного суда идентична фреске написанной В Васнецовым в соборе князя Владимира в Киеве. Они почти совпадают, за исключением некоторых деталей. Обратим внимание на правый нижний угол композиции. Здесь изображен, как из пучины водной встают, призываемые архангелами, грешники. На Великопетровской картине эта часть не так как у Васнецова заполнена фигурами, оставлены только ключевые. В левом нижнем углу сложное многоплановое изображение разверзающейся земли, разрушенных городов и воскресающих людей (в васнецовской картине) заменено изображением скал и раскрытых гробов. Людских фигур изображено тоже меньше, а ключевые скопированы с васнецовских. Точностью изображения поражают основные фигуры. Так же как и у Васнецова в центре изображен архангел Гавриил, который держит весы. Сама картина несколько меньше в размерах возможно поэтому некоторые детали не воспроизведены. Переместимся в алтарную часть храма: по боковым стенам мы видим изображения серафимов. Если сравним эти изображения с репродукциями эскизов Васнецова представленными в его альбоме, то увидим, что они тоже близки.

В статье В.П. Торухало «Духовная жизнь Оренбуржья» имеется следующее свидетельство о пребывании В.М. Васнецова в Оренбургском крае: «Оренбургская губерния была местом притягательным для многих ученых, деятелей культуры и искусства. Бывали здесь А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.И. Даль, А. Гомбольт, В.М. Васнецов, В.С. Маковский». К сожалению в статье не указан источник данной информации. Следовательно, на основании этого свидетельства нельзя делать вывод о принадлежности данной картины перу великого художника. Однако, при осмотре имеющейся в архивных материалах экспедиции фотографии и сравнении её с репродукциями росписи Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, становится очевидным, что великопетровская роспись делалась при непосредственном взгляде на эскизы Васнецова. Из чего можно предположить, что в станице работал художник, хорошо знавший и эскизы и манеру письма мастера. Очевидно это мог быть один из работавших на росписи Владимирского собора помощников Васнецова. Удалось установить несколько фамилий: В.Д. Замирайло (1868-1939) – живописец, график; С.З. Гайдук (р.1859) – рисовальщик, живописец; выпускники школы Н.И. Мурашко. В.М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. С364). В просмотренных биографических словарях и в энциклопедии Брокгауза и Эфрона сведений об этих рисовальщиках не обнаружено. Более точно установить авторство помогут дальнейшие работы с материалами архива.


При попытке установить авторство росписи нами была проделана следующая работа. 1.Просмотрены все имеющиеся альбомы и репродукции работ В.М. Васнецова и его брата А.М. Васнецова, а также имеющиеся в нашей библиотеке монографии. На основании этого было установлено, что Апполинарий Михайлович занимался исключительно

УРОК 5


Тема:
Защита исследовательских проектов по истории села Великопетровка.

Педагогческая цели : формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; развитие чувства здоровой гордости за свою Малую Родину.

Развитие исследовательской и творческой способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умению самостоятельно конструировать свои знания.

Практическая цель проектов : подготовка наглядных пособий, к теме «История села Великопетровка» курсов «истории России», которые могут использоваться и на уроках краеведения, МХК, обществознания и литературы при изучении соответствующих тем

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно- подготовительный

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Выбор предложенной учителем темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микрогрупп (по 2 учащихся)

Поисковый

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности. Организация посещения индивидуальных консультаций в МаГУ.(по мере необходимости)


Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтрол ь.

Итоговый

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Представление наиболее интересных работ на обсуждение в рамках конференций, региональных семинаров МаГУ, районных и областных конкурсах.

Оформление пакета документов по проекту, схем, диаграмм, презентаций и защита содержания проекта, рефлексия



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Варианты тем, проектов:


  1. «Село в годы ВОВ»

  2. «Школа в годы ВОВ»

  3. История села Великопетровка в исторических портретах»

  4. «Биография моего предка»

  5. «Родословное древо»

  6. «Местонахождение золотых приисков вокруг села Великопетровка»

  7. «Топонимические легенды»

  8. «Проект реконструкции храма Петра и Павла»



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Варианты форм реализации проектов:

  1. Презентация

  2. Буклет

  3. Телевизионная передача

  4. Экскурсия


  5. Радиопередача

  6. Конференция

  7. Проект реконструкции

  8. Модель храма

  9. Эскизы

  10. Создание топонимической карты

  11. Сборник легенд

  12. Родословное древо

  13. Словарь топонимов Великопетровки

  14. Выставка



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Требования к защите проекта:

1.Алгоритм выполнения проекта:

  1. Определить область интересов в изучении истории села Великопетровка;

  2. Выбрать (сформулировать) тему, проблему будущего проекта (приложение 1);

  3. Выбрать форму презентации будущего проекта (приложение 2);

  4. Спланировать ход выполнения проекта (распределить обязанности);

  5. Отобрать необходимые средства для выполнения проекта;

  6. Защитить проект в творческой форме.

2.Критерии оценки:

  1. Аргументация выбора темы и проблемы;

  2. Эффективность выбранного пути и средств для выполнения проекта;

  3. Качество творческого проекта



3.Технология проектов:

  1. Цель

  2. Идея

  3. Средства

  4. Творческий продукт

4 Типы:

  1. Долговременные, кратковременные

  2. Исследовательские (научные)

  3. Методические, учебные, творческие.



<< предыдущая страница