shkolageo.ru 1 2 3

Урок № 1


Тема урока: Аспекты стилистики.

Ход урока:


Стилистика как наука, как самостоятельная отрасль появилась в начале 20 века. Но человека уже в давно интересует не только ЧТО он говорит, но и КАК говорит. А этим и занимается СТИЛИСТИКА.

Термин «стилистика»: (запись на доске и в тетради)

стиль (stylys) – стержень для писания на восковых дощечках.

Стило (устаревшее) - перо, орудие письма («…Вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами» Маяковский «Разговор с фининспектором…»)

Стиль ( современное) – значение «почерк» = манера, способ, особенности речи.


Зачем нужна СТИЛИСТИКА?

Каков ее предмет?

Все знают 7 нот, но музыку сочинять не все могут.

Всем доступна глина, камень, гипс, но не все скульпторы.

Всем доступно слово, но не все становятся известными поэтами, писателями.

ПОЧЕМУ?

Это искусство!!! Надо иметь талант, способности, и их нужно развивать.


Например, даны два предложения:

Внизу находится Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял.

(Лермонтов М. Ю.)

Сообщает сведения.

Мы видим живописную картину, нарисованную словами. Как? С использованием выразительных средств языка (сравнение, эпитет)

Т.о.

1 раздел стилистики ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА. (Записать в тетради и на доске)

Выразительные средства языка – важны. Но есть и еще нечто, что не менее существенно для писателей.


Русский художник Карл Брюллов говорил: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

Что это значит?

«Чуть-чуть»- это тончайшие оттенки цвета, света, линии, которые могут показаться несущественны, но для художника в этом суть искусства.


Пример: А. С. Пушкин 1830 год. Сонет «Поэту».


Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.


Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить сумеешь ты свой труд,

Ты им доволен ли, взыскательный художник?


Пушкин долго искал эпитет к слову художник. Им были отвергнуты:

Божественный – подчеркивает неземной дар художника.

Увенчанный – его заслуги, признание.

Разборчивый – говорит о вкусе.

Взыскательный – означает, что поэт очень требователен к себе, к своему творчеству. Поэтому он и есть «свой высший суд».

Т.о. выбрано самое тонкое слово, которое наиболее соответствует содержанию и замыслу сонета.


Стилистика учит говорить и писать ВЫРАЗИТЕЛЬНО. Т.е. 2 аспект стилистики – ОБУЧАЕТ ЯЗЫКОВОМУ МАСТЕРСТВУ (записали в тетради и на доске).


3 аспект стилистики – ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ (Запись на доске и в тетрадях)


Вопрос к классу: Какие стили в языке вы знаете?


  • художественная литература

  • научная проза

  • деловая речь

  • публицистический стиль

  • разговорная речь

(Записываем на доске и в тетради)

Задание: назовите, к какому стилю принадлежит текст:



  1. Говоря о периферии рассматриваемого поля, мы имеем в виду не только явно материальные компоненты полевой структуры, но и ближайшее окружение ядра. Научный.

  2. « Ажь кто ударит мечем не вынезъ (не обнажив) его или рукоятью, то 12 гривне продаже за обиду; оже ли вынезъ мечь, а не утнеть (не убьет), то гривну кунъ…» (Русская Правда 13 век) Деловой стиль.

  3. Короче, ништяк, финтач моржовый.

Гнесево, месиво – полный голяк!

Шмон закандычим – маразм будет клевый.

Ну и погодка у нас крутизняк.

Жаргонный.


Задание на дом:

  1. сделайте описание чего-либо (зимнего утра, осеннего леса, ледохода, гор и т.д.) Постарайтесь сделать описание ярким, наглядным, живописным.

  2. выделите используемые вами выразительные средства (подчеркните их).


Задание классу:

Определите то слово, которое выбрал писатель, докажите свою точку зрения. (Текст написан на доске или выдан в виде карточек на парты)


«Зато природа на Люсоне (одинакова, постоянна, неизменна), как и везде, и (роскошна, богата, великолепна), как нигде. Как (прекрасен, чуден, замечателен) этот союз северного и южного неба, будто встреча и объятия двух красавиц! Крест и Медведица, Орион и Конопус так близко кажутся друг от друга… Необыкновенны (изменения, переливы, превращения) вечернего света на небе – яшмовые, фиолетовые, лазурные, наконец, такие странные; темные и прекрасные тоны, под какие ни за что не подделаться человеку!..»


Урок № 2

Тема урока: Стилистическая окраска слов.

Ход урока:

Н.В.Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зренисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».


К.Паустовский: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».


На сухом и точном языке науки, стилистики, то, о чем говорят писатели значит, что слова обладают стилистической окраской, т.е. не только называют предмет, но и оценивают его (одобрение, ласка, фамильярность, осуждение, шутка и т.д.)


Пример: Мы можем сказать:

Мой друг совершил поездку в Египет.

Мой друг совершил путешествие в Египет.

Мой друг совершил вояж в Египет.

Во всех трех случаях – сообщается о поездке, но в третьем варианте + ироническое, шутливое отношение к факту, благодаря стилистически окрашенному слову вояж.


Задание: определите стилистическую окраску слова, объясните разницу.


1. ПОМОЩНИК --- ПОСОБНИК

(помощник в дурных делах)

+ осуждение, порицание


2.. ДЕЛОВОЙ человек – положительная характеристика, толковый, дельный человек.

ДЕЛЕЦ - отрицательно окрашенное слово, ловко ведет дела, не выбирая средства.

ДЕЛЯГА – отрицательно окрашенное слово, озабоченный выгодой.


Но: не всем словам свойственна стилистическая окраска. Например: дом, лес, река, рама и т.д. и т.п.

Вернее сказать, стилистическая окраска у них есть (они же выразительны), но она как бы скрыта. Это НУЛЕВАЯ стилистическая окраска. Такое слово МОЖЕТ под пером мастера ЗАЗВУЧАТЬ.

Пример:


О. Мандельштам.

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная разбилась ваза
И выплеснула свой хрусталь.



Нет ни одного стилистически окрашенного слова, но как точно передано настроение.


Книжные слова (высокая стилистическая окраска)


Нейтральные слова (нулевая стилистическая окраска)


Разговорные слова (сниженная стилистическая окраска)

Например: слово ДЕВУШКА нейтрально, его можно употреблять в любой речи. ДЕВА – книжное, высокое слово. ДЕВКА – разговорное, просторечное слово.


Т.о. стилистическая окраска – это дополнительные к основному значению слова компоненты. Они могут выражать

1. оценку, и

2. могут характеризовать стиль изложения, стиль текста.


Задание:


Охарактеризуйте стилистическую окраску к слову новость:


  1. Мы узнали божественную (архаично) новость.

  2. Мы узнали вышеозначенную (канцелярский) новость.

  3. Мы узнали громоподобную (поэтическое) новость.

  4. Мы узнали обнадеживающую (книжно-литературное) новость.

  5. Мы узнали приятную (нейтрально) новость.

  6. Мы узнали неплохую (разговорное) новость.

  7. Мы узнали мировую (жаргонное) новость.


Домашнее задание:

Найдите и выпишите примеры художественных текстов, где бы встречались интересные стилистически окрашенные слова, и определите их стилистическую окраску.


Урок № 3

Тема урока: Синонимы и антонимы как выразительные средства языка.

Ход урока:


Вопрос классу: Вспомните, что такое синонимы? (Это близкие по значению слова – друг, товарищ, приятель).


Как появились в языке синонимы? В. Гумбольт (немецкий языковед) утверждает:


Комплекс звуков,

вызывающих

СЛОВО представление ПРЕДМЕТ


о предмете, понятие

о предмете




Здесь источник синонимов


Т.о. два или более слова, называя ту же вещь, соотносят ее с разными понятиями об этой вещи, раскрывают разные ее свойства.

Например, в санскрите (литературный язык Древней Индии)


Слон - дважды пьющий - двузубый - снабженный рукой

1 предмет 1 понятие 2 понятие 3 понятие


Возникают синонимы стихийно.

Познавая мир, человек в известных предметах находит новые черты, что требует новых слов.

Например,

С давних пор существуют слова мир, вселенная - «совокупность всех форм материи», позднее появилось слово мироздание – подчеркивает системность сущего (здание мира), а в XIX веке появилось слово космос.


Одно слово неспособно выразить понятие. Совокупность синонимов исчерпывает понятие. ----- Ряды синонимов.


Синонимы могут отличаться:


  1. оттенками значения (по смыслу) работать (широкое понятие) --- трудиться (только человек)

  2. стилистической окраской

жить (нейтральное) – проживать (официально-деловое)

строить (нейтральное) – возводить (книжное, нечто масштабное)


Синонимы используются и как яркое выразительное средство:


  1. «Лесенка синонимов» - ГРАДАЦИЯ (художественный прием)

Примеры: «Если сильные уходили в горы или подполье… то слабые прозябали в мире лжи, низости, жестокости» (И. Эренбург)

«О, если б этот плотный сгусток мяса растаял, сгинул, изошел росой!.. Каким докучным, тусклым и ненужным мне кажется все, что ни есть на свете!» (Шекспир «Гамлет»)



  1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СИНОНИМОВ – очень яркий прием.

Пример: «Он собственно не шел, а влачился, не поднимая ног от земли». (А. Куприн)


Задания классу: Определите оттенки значения синонимов.

  1. вылинявший под действием воды

выцветший от времени под действием разных факторов причина

выгоревший на солнце утрата

поблекший лишившийся яркости со временем признака


  1. мокрый наивысшая степень по степени

влажный меньше содержания

сырой еще меньше влаги

волглый то же, что и влажный – диалектное


  1. врач обозначение профессии

доктор устная речь

лекарь ироничное, презрительное

эскулап книжное, литературное, ироничное


Вопрос классу: Что такое антонимы? Противоположные по значению слова.


Главное значение антонимов в речи – выражение контраста.


  1. АНТИТЕЗА – прием контраста. Контраст помогает понять суть вещей.

Пример антитезы: М. Ю. Лермонтов

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови».



  1. ОКСЮМОРОН – фигура речи (соединение несоединимого)

Пример:

В. Маяковский «Мама! Ваш сын прекрасно болен» (=влюблен)

А. Пушкин «Люблю я пышное природы увяданье…»(=осень)



Домашнее задание:

Подобрать примеры градации, противопоставления синонимов, антитезы, оксюморона.


Урок № 4

Тема урока: Образ и понятие.

Ход урока:


Вопрос классу: Объясните, что такое ЛЕТО? (Самое жаркое время года, следующее за весной). А вот А. С. Пушкин так описал лето: «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи!»

В первом случае мы объясняем, указываем существенные признаки. А во втором случае показываем, рисуем картину лета, даем его образ (шутливый).

Что такое МЫСЛЬ? Можно найти рациональное объяснение этого понятия, а можно просто представить себе скульптуру Родена «Мыслитель» и увидеть образ мысли.


Т.о. существуют два разных способа познания мира:


ПОНЯТИЙНЫЙ ОБРАЗНЫЙ


Понятие – общая мысль о предмете, Образ – картина предмета,

его идея, сущность. воспринимаемая чувствами.

Понятие абстрактно. Образ конкретен.

Обращено к разуму. Обращен к чувствам.

Понятие – предмет науки. Образ – средство искусства.


Художник мыслит образами.


Гоголь: «Не мое это дело поучать проповедью, искусство и без того уже поучение, мое дело говорить живыми образами, а не рассуждениями. Я должен выставить жизнь лицом».

== Это особая сила воздействия искусства ==== эмоциональное воздействие.


Но художественное произведение ==/== копия живой жизни.

Творческое преображение фактов. === Художник имеет право на вымысел.

Процесс творчества = процесс познания. Можно говорить о каком-то первоначальном замысле, когда возникает вопрос, но не ответ. А ответ художник ищет в процессе творчества. И часто приходит к неожиданному результату. (Толстой «Анна Каренина», Пушкин «Евгений Онегин») Иногда у героев есть прототипы, но они никогда не копируются (Толстой «Война и мир»).



Понятие ------ Слово заключает в себе ----- Образ


Лес, зеленый, дрожать – понятия о предмете. Когда обозначаются единичные предметы, в них проявляется конкретное, образное.

Лес – множество деревьев….

Лес «помрачнел, насупился, зашумел кронами деревьев». (Картина конкретного леса)


Все слова русского языка потенциально (скрыто) образны. Нужно лишь увидеть эту образность.

Потебня (языковед): «Слово имеет все свойства художественного произведения»

ОКОЁМ (горизонт)

Село Окоёмово (на берегу Оки из него видно половину России)

«емлет око» - видит глаз.

----- Художественный прием ЛОЖНАЯ ЭТИМОЛОГИЯ.

Поэт Асеев: «Что такое счастье? Соучастие в добрых человеческих делах»


Но есть в языке слова и выражения, образность которых не потенциальна, а реальна. Это изобразительно – выразительные средства языка:


  • метафоры

  • сравнения

  • эпитеты

  • фразеологизмы

  • пословицы

  • поговорки

  • афоризмы

  • и т.д.



Урок № 5



следующая страница >>