shkolageo.ru 1 2 3

Тема урока: Метафора.


Ход урока:


Метафора -


Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства.


Сухие Образные общеязыковые

(мертвые) (именно переносное значение)

лист бумаги ишак – упрямый человек

стрелка часов ветер плачет

корень слова кукла – бездушная женщина

снежная каша – полужидкая масса снега


Авторские

(свежие, оригинальные метафоры)

несет в себе особенности стиля художника. Её нельзя повторить, её можно только цитировать.


«Глупая вобла воображения» (Маяковский)

«Стекло стрекоз сновало по щекам» (Пастернак)

«Приливы и отливы рук» (Мандельштам)

«Костер рябины красной» (Есенин)


Задание классу: Придумать по 3 свои метафоры.


Урок № 6


Тема урока:
Выразительные средства языка (тропы)

Ход урока:


Итак, на предыдущем уроке мы познакомились с одним из выразительных средств языка метафорой. Сегодня мы продолжим знакомство с тропами.


1. ЭПИТЕТ образное определение


Седые волосы – обычное определение

Серебряные седины – эпитет


Эпитеты




В поэзии Постоянные эпитеты

(авторской) (характерные для устной речи, народной

авторские эпитеты поэзии, фольклора)


«пергаментные речи» (Блок) добрый молодец, красна девица,

синее море, чисто поле, белый лебедь.

Эпитет позволяет одним словом и выразительно, ярко охарактеризовать предмет, подчеркнуть его особое свойство.



Задание классу: Подчеркните эпитеты в стихотворении Бродского «Рождественский романс».


2. МЕТОНИМИЯ – «переименование»замена прямого названия предмета или явления переносным, основана на сближении несходных предметов, но находящихся в причинной (временной, пространственной, вещественной) или другой внешней или внутренней связи.


Примеры:

Съешь тарелочку, выпей стаканчик (разговорная речь).

«А в двери - бушлаты, шинели, тулупы» (Маяковский)

«Белинского и Гоголя с базара понесет» (Некрасов)

«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою» (Лермонтов)

«Шипенье пенистых бокалов»

«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)


3. СИНЕКДОХА – особая разновидность метонимии – значение с одного предмета или явления переносится по принципу количественного соотношения. Характерно употребление ед. ч. вместо мн. ч. И наоборот.

Примеры:

«И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (Лермонтов)

«Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (Ломоносов).


4. ГИПЕРБОЛАнепомерное преувеличение.

Примеры:

Тысячу раз простите, не виделись тысячу лет (разговорный язык)

«Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский)


5. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение.

Примеры:

Мальчик с пальчик (фольклор)

«Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить» (Некрасов)


Часто литота и гипербола употребляется одновременно, что создает контраст.

6. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры. Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет или отвлеченное понятие.


Примеры:

«Я свистну, и ко мне послушно, робко,

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли» (Пушкин)

«Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана» (Лермонтов)

«Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов)


7. АЛЛЕГОРИЯ – это образное иносказание. Аллегорические образы условны, однозначны, просты, приложимы к одному понятию.

Примеры:

Лиса – хитрость, заяц – трусливость, герои басен, пословицы, сказки.


8. ИРОНИЯ (насмешка) – это употребление слов в значении прямо противоположном их значению. Основана на контрасте внутреннего значения и внешней формы.

Пример:

«Ты уснешь, окружен попеченьем дорогой и любимой семьи, ждущей смерти твоей с нетерпеньем» (Некрасов)

Высшая степень иронии САРКАЗМ – злая, горькая и гневная насмешка. Пример: Некрасов «Размышления у парадного подъезда».


Урок № 7

Тема урока: Фигуры речи.

Ход урока:


Фигуры речи – особые синтаксические построения. Средство усиления выразительности речи. Открытие античных философов и ораторов.

Главное поле действия – синтаксис, построение предложений и текстов.


1. АНАФОРА – повторение в строке или стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Единоначалие.

Пример:

«Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством» (Лермонтов)


2. ЭПИФОРА – повторение заключительных слов.

Пример:

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник (Гоголь)



3. ПАРАЛЛЕЛИЗМ – это сочетание двух или нескольких смежных стихов с одинаковой синтаксической конструкцией. Часто встречается в фольклоре.

Пример:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут…»

« Шелковая ниточка к стене льнет.

Дунюшка матушке челом бьет».

«Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог».


4. УМОЛЧАНИЕ – намеренный обрыв высказывания.

Пример:

«Нет; я хотел…быть может, вы…я думал,

Что уж барону время умереть» (Пушкин)


5. ИНВЕРСИЯ – перестановка. Это необычный порядок расположение слов в предложении.

Пример:

«Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной»


6. ПЕРИФРАЗ – это замена собственного названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета.

Например: «Невольник чести» == поэт (Лермонтов).


7. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение, выражает отношение автор, дает характеристику, служит для усиления эмоционально-эстетического восприятия изображаемого.

Пример:

«Москва! Москва! Люблю тебя как сын!»

«Цветы, любовь, деревья, праздность, поля! Я предан вам душой» (Пушкин)

8. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.

Пример:

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Гоголь)

«Что ищет он в краю далеком, что кинул он в стране родной?» (Лермонтов)

Задание классу: Определите, какие тропы и фигуры речи использованы?



  1. «Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь» (Есенин) олицетворение

  2. «Путь шел по целине; люди падали с обрывов» (Эренбург) параллелизм

  3. «Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так с горяча, Коль рубнуть, так уж с плеча» (А. К. Толстой) анафора+ параллелизм

  4. «Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, а миру хоть бы что!» (Омар Хайям) эпифора

  5. «Она свежа, как внешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, Она стройна» (Пушкин) сравнение


Домашнее задание: Сделать карточки с примерами троп и фигур речи.


Урок № 10

Тема урока: Стили речи. Разговорный стиль.

Ход урока:


Функция


Стиль


Отбор языковых средств (слов, выражений, формы)


За каждым стилем закреплен круг тем:

Разговорный стиль ---- бытовой, обиходный сюжет

Официально-деловой стиль ----- судопроизводство, право, дипломатия и т.п.

Научный стиль ----- наука

Газетно-публицистический стиль ---- политика, пропаганда, общественное мнение.


Не может быть полного параллелизма между стилями.

Но попытки могут быть, правда, комического характера: несоответствие темы и средств ее воплощения.

Разговорный стиль: Утром я быстро убралась у себя в комнате и на кухне. Потом ходила в магазин за продуктами.

Официально – деловой стиль: Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а так же в предназначенном для приема пищи подсобном помещении общего пользования.


Разговорная речь.

Обязательно для разговорной речи:


  • неподготовленность

  • непосредственность общения

  • отсутствие между участниками официальных отношений.


В литературном произведении разговорная речь искусственная, сочиненная.

Говорим совсем не так. Как пишем (и обороты, конструкции неизвестные книжной речи)


Словарь разговорной речи ограничен.


Разговорная речь стремиться к краткости: вечерняя газета = вечерка, подсобное помещение = подсобка, сгущенное молоко = сгущенка.

Нередко словосочетание заменяется одним словом: дипломная работа = диплом, декретный отпуск = декрет.


Часто используется метонимия: Изделие из серебра = серебро, тарелка супа = тарелка, полное собрание сочинений Есенина = полный Есенин.

Использование слов – дуплетов(похожие значения): испаритель в холодильнике = морозилка, заморозка, ледник; суповая ложка = половник, поварежка, черпак.

Использование слов – указателей (часто местоимения): Здравствуй, Нин. Что, его нет?

Слова с опустошенным значением: вещь, штука, дело, история, бандура, волынка, драндулет.


Синтаксис разговорной речи:


  1. Частое употребление местоимений.

  2. редкое употребление причастий и деепричастий.

  3. особая звательная форма (Мам, Нин, Вер, пап…)

  4. усеченные формы глагола (хвать, стук, скок, прыг).

  5. обилие простых предложений (больше неполных): Мне два, пожалуйста.

Человек может удержать в памяти от 5 до 9 слов. В разговорной речи глубина предложения = 7 слов.

  1. неполное произношение (Мария Ивановна = Мариванна, вообще = вабще)


Разговорная речь

(речевые жанры):

  1. Диалог
  2. рассказ (диалогизированный монолог – долгая речь одного человека)


  3. полилог (разговор нескольких человек)


Задание классу: Заменить предложения синонимичным разговорным. Можно заменять книжные слова разговорными.


  1. Заинтересовавшись историей инквизиции, я выучил испанский язык.

  2. Алексеев – хороший шахматист, но тем не менее выиграть эту партию он не смог.

  3. В случае если погода испортится, соревнования будут перенесены на другой день.

  4. Если скажешь правду, то потеряешь дружбу.

  5. Прежде, чем дать окончательный ответ, надо ознакомиться и с другими работами автора.


Задание классу: Составьте диалог, используя разговорную лексику и разговорные синтаксические конструкции.


Урок № 11

Тема урока: Научный стиль.

Ход урока:


Каждый стиль появляется в свое время – тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Это время – разное в разных странах.

Средние века, эпоха феодализма – «ученым» стилем всей Западной Европы была латынь (международный язык науки)


+ Ученые, говорившие на разных языках, могли читать труда друг друга.

- Мешало формированию научного стиля в каждой стране.


Первый научный журнал вышел 5 января 1655 года при Французской академии.

Сейчас в мире более 50 тысяч научных журналов.

Начало формирования языка русской науки – 1/3 18 века. Однако в это время (вплоть до начала 20 века) язык науки еще не выделился в самостоятельный стиль. Он был очень близок к языку художественной литературы:

«И вот в течение всех лет моих наблюдений я нашел паука этого вида только однажды и нашел его совершенно случайно: глядя на ветку с другой целью и заметив быстро мелькнувшее по ветке существо…» (Вл. Вагнер «Об окраске и мимикрии у животных» 1901 год)


здесь автор не только как исследователь, но и как писатель описывает свои впечатления и переживания.


Формирование научного стиля:


  1. формирование собственной системы языка

  2. стремление к четкому изложению мыслей

  3. исключение всего эмоционального и образного.


Хоть эмоциональность и не свойственна научному стилю, но возможна ( в зависимости от темы и характера сочинения). Гуманитарные науки более расположены к эмоциональности, точные – менее.


Основная задача научного стиля = предельно ясно и точно донести до читателя информацию.


Жанры научно-технического стиля:

  • статья, монография, учебник, реферат, патентное описание (описание изобретения), аннотация, справочник, документация, реклама, инструкция, каталог


Требования к научному стилю:

  1. Обобщенность (не конкретность, вневременного значения). Датчик фиксирует изменения температуры.

  2. Логичность (строгая последовательность изложения).

  3. Объективность («я» говорящего незначительно, главное – сообщение)

  4. Точность (сжатость, максимальная полнота)



Лексика научного стиля:

  1. Общеупотребительные слова (слова общего языка, которые часто встречаются в научных текстах. Благодаря им язык науки сохранил связь с общим литературным языком, т.е. понятен всем. Эта доля то меньше, то больше)

  2. Общенаучные слова (с их помощью описываются явления и процессы в разных областях науки и техники): операция, вопрос, задача, процесс, базироваться, приспособление и др.
  3. Терминология. Терминус – по преданиям имя римского бога блюстителя границ. В честь него отмечались праздники терминалии. «Термин» - «межевой знак». Его украшали, ему приносили жертвы. Позже значение «срок, период»


Терминология – ядро научного стиля.

Термин – это слово, словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление и понятие науки, и раскрывающее его содержание.

Например, суффикс -ИТ- (медицинские термины –воспалительный процесс в органах: бронхит, аппендицит, трахеит).

В основе терминов лежат общие понятия.

  1. Номенклатурные знаки. В основе знаков лежат единичные понятия. Серийные марки машин, механизмов и т.д., географические названия, названия предприятий, учреждений, организаций. Москвич – 408, Мерседес – 600.


Служебные слова научной речи:

  1. подтверждение сообщения (поэтому, следовательно, таким образом, в результате, тем самым)

  2. отрицание сообщения (однако, с другой стороны, тем не менее, все же, наоборот)

  3. расширение сообщения (кроме того, в свою очередь)


Особенности морфологии:

  1. преобладание имен (существительных и прилагательных) = предмет и его описание.

  2. меньше употребляется глаголов (для связей, соединения понятий)

  3. использование во множественном числе абстрактных существительных (глины, сорта стали, вина = значение «сорт, вид»), в других стилях эти слова не имеют мн.ч.

  4. употребление единственного числа для передачи множества (Вглубь материка преобладают дуб и береза. = «порода дерева»)


Синтаксис научного стиля:

  1. сложные предложения (сложноподчиненные) преобладают.

  2. неличная форма предложения (не Я занимаюсь наблюдениями…, а Мы имеем теорему…) МЫ = я + аудитория, мы с вами. Безличная форма (Имеется теорема)

Научная лексика прочно входит в язык, переосмысляясь, превращаясь в метафору:

Душевная травма, моральный вакуум, вирус стяжательства.



Задание классу: Отредактируйте научный текст:


  1. Был намечен целый ряд экспедиций.

  2. Свое образование Палас закончил уже в Голландии.

  3. Три года тому назад состоялась первая конференция.

  4. Результаты, полученные в анализе, приведены в таблице 3.



Урок № 12



<< предыдущая страница   следующая страница >>