shkolageo.ru 1

УРОК-ПРОЕКТ


«Обобщение и систематицация знаний по темам «Создание презентаций в среде PowerPoint» и «Природные зоны России».

Защита проекта.

Обоснование выбора вида урока

Концепция личностно-ориентированного обучения, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Используя современные образовательные технологии на уроках, можно максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из методов, позволяющих реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, является метод творческих проектов.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Вместе с тем, сегодня для формирования целостной картины мира необходима интеграции знаний, а следовательно, интегрированное обучение.

Наиболее удачной при проектной работе является интеграция различных предметов (информатика и география, информатика и история, информатика и ИЗО и другие).

Любой доклад, сообщение, выступление можно подготовить в форме компьютерной презентации (слайд-фильма). В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель.


Power Point – это синтез знаний компьютерных технологий: обработки текста, графики, звука, работа с гиперссылками.

Исходя из этих соображений, нами и была выбрана форма интегрированного урока - информатика + география

Предварительная работа

На изучение темы «Создание презентаций в среде Power Point» отводится 7 часов. Тема необходима учащимся, т.к. им по различным школьным предметам приходится часто делать доклады, сообщения, защищать рефераты. Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад.

Для создания компьютерных презентаций используется приложение MS Power Point. Совместно с учителем географии подготовили темы, распределили учащихся на группы. Учитель географии консультировал учащихся по содержанию презентаций, учитель информатики – по технической стороне реализации проекта.

Для работы над проектом были сформированы группы по 2-3 человека различного уровня компетенции, учитывая их личные симпатии, чтобы в каждой группе были ребята с различными интересами («технари», «дизайнеры», «ораторы»). Это позволило распределить роли в группах, максимально учитывая способности детей, тем самым, давая возможность каждому из них почувствовать себя успешным. В то же время каждому учащемуся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта.

Цели и задачи проекта


  1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint, обобщение и систематизация знаний по природным зонам России.

  2. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;

  3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;


  5. Продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;

  6. Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;

  7. Уметь слушать и уважать мнение товарища;

  8. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.


Цели урока (для учителя):

1. Систематизировать и обобщить материал по темам «Создание презентаций в среде PowerPoint» и «Природные зоны России»

2. Продемонстрировать межпредметные связи информатики и географии

3. Формирование целостной картины мира


Задачи урока:

Образовательные

1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint и природным зонам России.

2. Обобщение и систематизация полученных знаний на основе межпредметных связей.


Развивающие:

1. Развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения

2. Развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;

3. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;


Воспитательные:

Развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Цель урока (для учеников): /на доске/

Убедить себя в том, что:





Я знаю:

Я умею:


Я могу:

1. Что такое программа PowerPoint

2. Интерфейс программы PowerPoint.

3. Где применяются компьютерные презентации

4. Особенности природных зон России

1. Создавать мультимедийные презентации;

2. Добавлять в презентацию

объекты, звуки и анимацию;

3. Находить необходимую информацию в различных источниках;

4. Работать в группе.

1. Применить полученные знания и умения для решения практических задач: создать учебно-методическое пособие по географии «Природные зоны России»

2. Сопровождать свое выступление компьютерной презентацией.



Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: интегрированный информатика + география, защита творческого проекта.

Методы обучения: метод проектов, словесно-наглядный

Формы организации учебной деятельности:

межпредметная творческая работа, фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах, работа на ПК, тестирование.


Средства обучения: компьютеры, программная среда PowerPoint, раздаточный материал, тесты.


Литературные и Интернет источники, используемые при подготовке к уроку:

  1. Информатика 5-6: Пропедевтический курс. / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2001

  2. Информатика 7-9: Задачник по моделированию. / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2001

  3. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. М., 2002.


Методическая цель:

1. Показать применение метода проектов в обучении информатике и географии;


2. Показать роль информационных технологий в изучении и исследовании окружающего мира;

3. Показать роль межпредметных связей как средства формирования целостной картины мира.


План урока:


  1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, психологический настрой / 3 мин

  2. Актуализация знаний /5 мин

  3. Представление компьютерных презентаций /30 мин (презентация проектов)

  4. Тестирование /10 мин

  5. Подведение итогов урока /2 мин

  6. Рефлексия /5 мин


Оформление класса: на доске тема урока и цели урока для учащихся, эпиграф урока.


Эпиграф « Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти».

Л.Н. Толстой.


Ход урока


I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя информатики.

Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых потому, что это одновременно и урок географии и урок информатики. А во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа, как по географии, так и по информатике. Мы работали над проектом создания компьютерной презентации. На уроках географии вы изучали особенности природных зон России, а на информатике – среду для создания компьютерных презентаций Powerpoint. Объединяя полученные знания мы создавали компьютерную презентацию «Природные зоны России», которая будет служить учебным пособием при изучении географии.

Давайте вспомним, а какова же была цель изучения данных тем по географии и информатике?

Верно. Изучить особенности природных зон России, узнать, для чего предназначена программа PowerPoint и научиться с ней работать.

А как вы считаете, выполнили, достигли мы этих целей?

Да, выполнили. А значит сегодня на уроке наша цель…? Какая?


Верно. Показать что мы узнали и чему научились за это время.

На доске открываются цели урока для учащихся.

Посмотрите, как много нам нужно успеть сделать. Поэтому урок будет длиться не 45 минут, а 55 минут. У нас присутствуют гости, им тоже очень интересно посмотреть ваш проект.

Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение!

Возьмите со своего стола листок №1 с вопросами по изученным темам. Можно задать любой вопрос любому ученику класса. Задающий вопрос оценивает правильность ответа. Кто начнет?

I. Актуализация знаний (информатика + география)


  1. Что означает слово презентация?

  2. Где и для чего проводятся презентации?

  3. Что такое природная зона?

  4. Для чего предназначена программа PowerPoint?

  5. Что такое слайд?

  6. Какие режимы просмотра встроены в систему PowerPoint?

  7. Как запустить программу PowerPoint?

  8. Как определить назначение элементов меню и кнопок панелей инструментов?

  9. Как сделать анимацию слайдов?

  10. Как пользоваться справочной системой PowerPoint?

  11. Как завершить работу с программой PowerPoint?

  12. Назовите природные зоны России.

  13. Перечислите компоненты природной зоны.

  14. Назовите этапы создания презентации в среде PowerPoint?

  15. В какой природной зоне расположен наш город?



Поставьте, пожалуйста, оценки за данный этап урока в листок самоконтроля - лист №2


А теперь у нас самый интересный и самый главный этап урока -


II. Презентация проекта «Природные зоны России».


Презентацию мы построим следующим образом

  1. Отчет группы о работе над проектом.

а) название природной зоны


б) количество слайдов

в) какие объекты использовались

г) какой литературой пользовались?

д) как был задействован каждый участник группы?


  1. Характеристика каждой природной зоны, сопровождающаяся компьютерной презентацией.

  2. Вопросы к выступающим.

3. Оценка проекта одноклассниками.


Зона арктических пустынь.

Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Эта зона расположена в арктическом климатическом поясе. Поэтому лето здесь холодное. Средняя температура самого холодного месяца 4С. В таких условиях летом снег не везде успевает растаять. Формируются ледники. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти не развиты. Природа здесь бедна и печальна, как только может быть она печальна в этом краю холода, камня и льда.

Растительность на свободной от снега и льда поверхности не образует сомкнутого покрова. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Иногда можно встретить карликовую березку, почти целиком упрятавшую в мох.

Скуден и животный мир. Среди животных преобладают те, которых кормит море: птицы и белые медведи.

Вывод: Все природные компоненты зоны арктических пустынь тесно связаны между собой.




Зона тундры.

Зона тундры занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы до Берингова пролива и некоторые острова (Колгуев, Вайгач, Врангеля). На юге тундры местами доходят до Северного полярного круга. Эта зона занимает почти 1\5 территории России.

Зона расположена в субарктическом климате. Зима здесь долгая и холодная. Теплый период короткий. Здесь нет четкой границы между весной и летом, летом и осенью. Средняя температура июля составляет +5…+10. Избыточное увлажнение.

Почвы тундровые глеевые. Малоплодородные. Почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота.


Поэтому органический мир тундры беден по числу видов. Хозяевами являются мхи и лишайники, обильны кустарники, карликовая ива и карликовая береза.

Животный мир: лемминги, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова. Летом много птиц, комаров и мошек.

Вывод: Зона тундры расположена южнее зоны арктических пустынь, поэтому климат теплее, а, следовательно, богаче и разнообразней животный и растительный мир.




Зона тайги.

Зона тайги протянулась широкой непрерывной полосой от западных границ почти до побережья Тихого океана. Наибольшей ширины зона достигает в Средней Сибири(более 2000км.). Здесь равнинная тайга смыкается с горной тайгой Саян и Прибайкалья.

Зона расположена в умеренном климатическом поясе. Лето здесь теплое. Температура июля изменяется от +13С. на севере до +19С. на юге. Зима холодная (в Центральной Якутии даже средняя температура января падает ниже -40С.). Увлажнение достаточное и избыточное. Почвы к западу от Енисея подзолистые и дерново-подзолистые, а к востоку – мерзлотно-таежные.

Тайга – это однообразные по составу хвойные леса. Основные породы: лиственница, легко переносимая сильные морозы, менее выносливая ель, ее частая спутница-пихта, светолюбивая сосна, кедр. Господство вечнозеленых хвойных деревьев – ответ растений на длительность морозной зимы. Хвоя сокращает испарение, которое при морозах было бы губительно для деревьев.

Животный мир тайги разнообразен. Это медведь, лось, белка, бурундук, заяц-беляк.

Птицы: глухарь, рябчик, дятлы, кедровка, клест. Хищники: волк, рысь и др.

Вывод: Господство вечнозеленых хвойных деревьев в зоне тайги – ответ растений на длительность морозной зимы. Хвоя сокращает испарение, которое при морозах было бы губительно для деревьев. Большое разнообразие животных связано с разнообразным и достаточно обильным кормом, множеством укрытий. Перелетных птиц здесь значительно меньше, чем в тундре.



Зона смешанных и широколиственных лесов.



Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее тайги на Русской равнине, отсутствует во внутриконтинентальных областях и вновь появляется в южной части Дальнего Востока. Такое положение зоны объясняется тем, что для развития широколиственных древесных пород нужно не менее четырех месяцев в году со средней температурой не ниже +10С, И основное количество осадков должно выпадать как раз в эти месяцы( 500-800мм.). Почвы на севере дерново-подзолистые южнее переходят в более плодородные серые лесные.

Основные деревья зоны: дуб, клен, вяз, ясень и др. Разнообразен и богат животный мир лесов: лось, олень, кабан, медведь, лисица, много птиц. Вывод. Но из-за благоприятных для земледелия почв сейчас леса уничтожены и занимают менее 30% площади зоны. Для сохранения растительного и животного мира леса созданы заповедники. Один из таких заповедников находится на территории нашей Тверской области в 50-ти километрах к северу от города Нелидово – Центральный лесной биосферный заповедник.


Лесостепная зона.


Лесостепная зона – это переходная зона от леса к степи. Климатический пояс умеренный, но теплее и суше чем климат лесных зон. Коэффициент увлажнения на севере зоны близок к единице, а к югу постепенно уменьшается.

В зоне на серых лесных почвах в междуречьях чередуются широколиственные (дубовые) и мелколиственные леса, на черноземах – разнотравные степи.

Животные лесной и степной зон.

Вывод: Из-за плодородия почв природа лесостепной зоны очень сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. На западе распаханность зоны достигает 80%. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу и другие культуры.


Зона степей.

Зона степей занимает юг европейской части России и Западной Сибири. Климатический пояс умеренный, но здесь отчетливо прослеживаются черты засушливости климата. Осадков выпадает мало(350-450мм.). Мала и мощность снежного покрова. Испаряемость значительно превышает количество осадков. Коэффициент увлажнения изменяется от 0,6 у северной границы зоны до 0,3 на юге. Зима короткая, но холодная. Суровость ее нарастает к востоку. После короткой и бурной весны наступает жаркое, сухое лето. Средняя температура июля составляет +21…+23С.


На плодородных черноземных и каштановых почвах растет разнотравно-злаковая и дерновинно-злаковая растительность: цветковые растения, ковыль, типчак, тонконог.

Среди животных преобладают мышевидные грызуны, хомяки, суслики. Много птиц.

Вывод: Со сменой климата меняются все природные компоненты зоны степей. Из-за плодородия почв, эта зона, как и зона степей, полностью распахана.


Полупустыни и пустыни.

Зона полупустынь и пустынь находится в Прикаспии и Восточном Предкавказье. Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням.

Лето зон длинное и жаркое. Средняя температура июля +25С. Зима короткая, со средней температурой января -8…-10С. Снежный покров маломощный и неустойчивый

Почвы пустынь мало плодородны, засолены. Тип: серо-бурые, среди них часто встречаются солончаки и солонцы.

При таких условиях растительность покрывает менее половины поверхности. Здесь растут полыни и солянки

Животный мир пустынь – это царство пресмыкающихся.

Вывод: Растения и животные полупустынь и пустынь вынуждены приспосабливаться к условиям сухого и жаркого климата. Растения имеют длинную корневую систему, видоизмененные в колючки листья. Животные могут обходиться долгое время без воды,

в самый жаркий период впадать в спячку.


Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению, дизайну презентаций, и по содержанию - дали полную характеристику природным зонам, показали взаимосвязь природных компонентов. Теперь давайте применим полученные знания при работе с тестами. Один человек из группы остается за компьютером, остальные садятся на свои места за рабочими столами.


III. Тестирование


Тест

Вариант №1.


  1. Найдите соответствие:

а) тайга; А) типчак, ковыль, разнотравье;

б) степь; Б) ель, пихта, лиственница,

в) пустыня; В) верблюжья колючка, полынь,

солянка;


2. О какой природной зоне идет речь.

Зона занимает острова Северного Ледовитого океана и север полуострова Таймыр.

Климатический пояс - арктический. Почвы не развиты. Растительность на свободной от снега и льда поверхности редка, жизнь животных связана с морем.

_________________________


  1. . Что общего в природных зонах тайги и смешанных и широколиственных лесов и чем они отличаются?

черты сходства: черты отличия:

- -

- -

-

-

4. Какое понятие лишнее и почему?

Лось, Кабан, Лемминг, Медведь.

________________________

  1. Растительный покров полупустынь и пустынь редок. Растения имеют очень длинную корневую систему, видоизмененные в колючки листья. Почему?

______________________________________________________


Вариант №2.

  1. Найдите соответствие:

а) тундра; А) суслик, хомяк, сайгак;

б) смешанный лес; Б) лось, медведь, кабан;

в) степь; В) лемминг, песец, полярная сова;

________________________________________

2. О какой природной зоне идет речь?

Зона протянулась непрерывной полосой от западных границ до побережья Тихого океана. Климатический пояс – умеренный. Почвы подзолистые. В зоне господствуют вечнозеленые хвойные деревья, такие как ель, пихта, и др. Разнообразен животным мир.

______________________________________________________


3. Что общего в природных зонах арктических пустынь и пустынях умеренного климатического климата и чем они отличаются?

- -

-

-

-

4. Какое понятие лишнее и почему?

Песец, Лемминг, Кабан, Полярная сова

_____________________________________


  1. Среди хвойных деревьев только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Почему? ________________________________________________

_________________________________________________________


Ребята обмениваются своими работами и проверяют их, сверяя ответы на доске.


Подведение итогов.


Домашнее задание.

география

стандарт: повторить №29-31.

хорошо: стр.190-191, вопросы 1,2,3,4.

отлично: прочтите рассказ « Короткое научное сообщение» из «Повести о лесах» К.Г.Паустовского. Что нового вы узнали из него о значении леса?

информатика

стандарт: стр. 270-271 уч. Макрова Н.И.

хорошо: добавить два слайда о животном и раст. мире

отлично: составить кроссворд по программе PowerPoint (7 - 10 слов)


Подведение итогов урока.

Закончился наш урок. Урок необычный. К этому уроку Вы проделали большую работу: Создали и защитили проект по теме « Природные зоны России», используя различную литературу. Этот материал будет использоваться в дальнейшем на уроках информатики и географии как наглядное пособие, то есть Ваш труд был не только для себя, но и для других.

Выставление оценок.


Мониторинг урока.

Какова была тема урока? Какова была цель урока? Достигли ли цели? Какими способами работали? Как сегодня работалось? Какие трудности испытали в ходе урока? Устали?

Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке используя компьютерные смайлики.

: -- ) ! – Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.

:-- ) Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.


: -- ( Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Наш урок я хочу закончить словами, являющими эпиграфом нашего урока, и с которыми Вы не можете не согласиться.


« Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти».

Л.Н. Толстой.