shkolageo.ru   1 ... 3 4 5 6

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


1. Рекомендуется:


  • ввести в «Паспорт здоровья школьника» (раздел «Мониторинг зрения») оценку остроты стереоскопического зрения, скорости бинокулярной интеграции, фузионных резервов, баланса бинокулярных и монокулярных зрительных механизмов пространственного восприятия;

  • использовать разработанный нами комплекс методов для оценки функционального состояния бинокулярного зрения, профессионального отбора, диагностики трудностей пространственного зрительного восприятия у детей и ориентироваться на средневозрастные значения;

  • применять научно обоснованную программу оптимизации функционального состояния бинокулярной зрительной системы для профилактики и устранения трудностей в чтении у детей.

2. Специалистам в области создания 3D-кино-видеопродукции для детской аудитории руководствоваться следующими положениями:

  • принимать в расчет в качестве базиса зрения для дошкольников 53 мм, для младших школьников - 57 мм;

  • размеры объектов и проработка деталей в детских стереофильмах должны соответствовать стереоскопической остроте зрения, сниженной в 2-3 раза по отношению к норме для взрослого человека;

  • скорости изменения и движения бинокулярных объектов не должны выходить за пределы, определяемые временем бинокулярной интеграции;

  • в детских стереофильмах использовать меньший диапазон положительных экранных параллаксов;

  • при пользовании 3D-телевизорами и 3D-мониторами не следует допускать попадания виртуальных объектов в мануальное пространство дошкольников, чтобы не повредить развитию координационных механизмов «глаз-рука».

3. Научные положения, разработки и выводы диссертационной работы используются в учебном процессе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»; НОУ «Российский новый университет», в работе офтальмологической службы ГУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница» Минздравсоцразвития Чувашской Республики и образовательных учреждений г. Чебоксары; рекомендуются к использованию при составлении учебных программ ФГОС ВПО нового поколения, а также при написании учебных пособий по физиологии человека для студентов высших учебных заведений педагогических и медико-биологических специальностей.


6. Список опубликованных работ по теме диссертации


1. Vasiljeva, N. N. Contribution of binocular mechanisms to the visual acuity in children / N. N. Vasiljeva, G. I. Rozhkova // Abstracts 9th meeting Child Vision Research Society. – Göteborg. – 2003. – Р. 150–151.

2. Podugolnikova, T. A. Visual acuity at different observation distances in children with normal vision and with amblyopia / T. A. Podugolnikova, G. I. Rozhkova, N. N. Vasiljeva // Abstracts 9th meeting Child Vision Research Society. – Göteborg. – 2003. – Р. 164–165.

3. Васильева, Н. Н. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения : уч.-метод. пособие / Н. Н. Васильева. – Чебоксары, 2004. – 83 с.

4. Rozhkova, G. I. Visual acuity in 5-7-year-old children: individual variability and dependence on observation distance / G. I. Rozhkova, T. A. Podugolnikova, N. N. Vasiljeva
// Ophthal. Physiol. Opt. – 2005. – P. 66 – 80.▲

5. Васильева, Н. Н. Возрастная динамика бинокулярных зрительных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Н. Васильева // Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун–т, 2005. – С. 103–113.

6. Васильева, Н. Н. Бинокулярное зрение: механизмы, развитие, диагностика, коррекция: уч. пособие / Н.Н. Васильева – Чебоксары : Чуваш. гос пед. ун–т, 2005. – 97 с.

7. Васильева, Н. Н. Возрастные особенности интерокулярных отношений у детей в условиях бинокулярной конкуренции / Н. Н. Васильева // Глобальный научный потенциал : сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов, 2006. – С. 277–281.

8. Vasiljeva, N. N. Age dynamics of ocular dominance assessed in conditions of binocular rivalry / N. N. Vasiljeva // Perception. – 2006. – V. 35. – Supplement. – P. 29–30.

9. Васильева, Н. Н. Анатомия, физиология и патология органов зрения у детей : уч.-метод. пособие / Н. Н. Васильева. – Чебоксары : Чуваш. гос пед. ун–т, 2006. – 49 с.


10. Васильева, Н. Н. К проблеме исследования бинокулярной интеграции у детей / Н. Н. Васильева // Механизмы регуляции и взаимодействия физиологических систем организма человека и животных в процессах приспособления к условиям среды : Всеросс. конф. молодых ученых. – СПб., 2007. – С. 22.

11. Васильева, Н. Н. Бинокулярная интеграция в норме и при нарушениях зрения у детей / Н. Н. Васильева // Мат. XX съезда физиол. общества им. И.П. Павлова. – М., 2007. – С. 171–172.

12. Васильева, Н. Н. Методы оценки бинокулярных зрительных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Н. Васильева // Стратегические вопросы мировой науки–2007: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. – Днепропетровск : Наука и образование, 2007. – С. 48–51.

13. Васильева, Н. Н. Изучение механизмов бинокулярного зрения: уч.-метод. пособие / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова. Чебоксары : Издат. дом «Пегас», 2007. – 60 с.

14. Захарова, Г. П. Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе предшкольной подготовки / Г. П. Захарова, Н. Н. Васильева, С. В. Велиева, Т. С. Гусева, А. Р. Мустафина, О. А. Сурова, В. И. Трофимова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – 116 с.

15. Vasilyeva, N. N. Age dynamics of fusion capabilities assessed by means of RDS with markers for objective control of binocular image splitting / N. N. Vasilyeva, G. I. Rozhkova // Perception. – 2008. – V. 37. – Supplement. – Р. 102–103.

16. Рожкова, Г. И. Фузионные способности человека и возможности расширения диапазона параллаксов в стереофильмах без увеличения нагрузки на зрительную систему / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева, С. Н. Рожков // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях : мат. I Всеросс. науч.-техн. конф. – М., 2009. – С. 75–86.

17. Васильева, Н. Н. Возрастная динамика фузионных резервов, измеренных при помощи циклопических тест-объектов с маркерами / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Сенсорные системы. – 2009. – Т. 23. – № 1. – С. 40-50.▲


18. Васильева, Н. Н. Фузионные резервы у младших школьников с трудностями в чтении / Н. Н. Васильева, А. П. Токарева, Г. И. Рожкова // Альманах «Новые исследования». – 2009. – № 2 (19). – С. 25–26.

19. Васильева, Н. Н. Возрастные особенности фузионных резервов детей на начальном этапе обучения в школе / Н. Н. Васильева // Инновационные подходы к естественнонаучным исследованиям и образованию : мат. науч.–практ. конф. – Казань, 2009. – С. 42–44.

20. Васильева, Н. Н. Оценка клинической рефракции у детей предшкольного и школьного возраста / Н. Н. Васильева // Вестник РУДН. Серия Медицина. – 2009. – № 4. – С. 253–255.*

21. Рожкова, Г. И Фузионные способности человека и возможности расширения диапазона параллаксов в стереофильмах без нагрузки на зрительную систему / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева, С. Н. Рожков // Мир техники кино. – 2009. – № 2. – С. 11–15.

22. Васильева, Н. Н. Смотрите – не смотрите / Н. Н. Васильева // Вестник РФФИ. – 2009. – № 3–4 (63–64). – С. 72–73.

23. Васильева, Н. Н. Взаимосвязь трудностей в чтении и показателей фузионных резервов у младших школьников / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова, А. П. Токарева // Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения : мат. IV Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. – М., 2009. – С. 21–24.

24. Васильева, Н. Н. Связь биологической зрелости и фузионных резервов у детей на этапе предшкольной подготовки / Н.Н. Васильева // Проблемы молодежи в контексте естественнонаучных исследований : сб. науч. статей. – Чебоксары, 2009. – С. 78–81.

25. Васильева, Н. Н. Фузионные резервы у детей 5-7 лет с различным биологическим возрастом / Н.Н. Васильева // Мат. Междунар. конф. «Физиология развития человека». – М., 2009. – С. 20–21.

26. Oganyan, T. A. Assessment of fusional reserves by means of interactive software: the effect of stimulus velocity / T. A. Oganyan, N. N. Vasilyeva, G. I. Rozhkova // Perception. – 2009. – V. 38. – Supplement. – Р. 105–106.


27. Рожкова, Г. И. Фиксационные движения глаз в естественных условиях зрительного восприятия / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева, В. В. Огнивов // Биомеханика глаза 2009 : сб. трудов науч.-практ. конф. с междунар. участием. – М., 2009. – С. 18–24.

28. Васильева, Н. Н. Особенности зрительных функций у младших школьников с трудностями в чтении / Н. Н. Васильева // Науч.-инфор. вестник докторантов, аспирантов, студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2009. – № 2 (14). – С. 62–67.

29. Рожкова, Г. И. Особенности пространственного восприятия слабовидящих школьников в монокулярных и бинокулярных условиях зрения / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева // Другое детство : мат. II Всеросс. науч.-практ. конф. – М., 2009. – С. 107–109.

30. Васильева, Н. Н. Острота зрения детей предшкольного и младшего школьного возраста / Н. Н. Васильева // Здоровье и образование в XXI веке : сб. науч. трудов X Междунар. конгресса. – М., 2009. – С. 442–443.

31. Rozhkova, G. I. Fixational eye movements in natural conditions of visual perception / G. I. Rozhkova, N. N. Vasiljeva, V. V. Ognivov // Ocular Biomechanics : Proceedings of the international conference. – M., 2009. – P. 9–15.

32. Васильева, Н. Н. Возрастные изменения взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Сенсорные системы. – 2010. – Т. 24. – № 1. – С. 18 – 26.▲

33. Васильева, Н. Н. Возрастная динамика фузионных резервов у мальчиков и девочек в период от 5 до 16 лет / Н. Н. Васильева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2010. – № 1 (65). – С. 20–25.*

34. Рожкова, Г. И. Сравнительные трудности восприятия фильмов в 2D- и 3D-форматах / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях : мат. II Всеросс. науч.-техн. конф. – М., 2010 – С. 9–25.

35. Васильева, Н. Н. Особенности бинокулярного зрения детей в разном возрасте и необходимость их учета при создании детских стереофильмов / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях : мат. II Всеросс. науч.-техн. конф. – М., 2010. – С. 51–64.


36. Васильева, Н. Н. Гендерные особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия у детей / Н. Н. Васильева // Современные проблемы естествознания : мат. респ. науч.–практ. конф. – Чебоксары, 2010. – С. 56–60.

37. Рожкова, Г. И. Сравнительные трудности восприятия фильмов в 2D и 3D форматах / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева // Мир техники кино. – 2010. – № 2. – С. 12–18.

38. Васильева, Н. Н. Особенности бинокулярного зрения детей в разном возрасте и необходимость их учета при создании детских стереофильмов / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Мир техники кино. – 2010. – № 2. – С. 19–24.

39. Васильева, Н. Н. Фузионные резервы у детей 5–7 лет с различным биологическим возрастом / Н. Н. Васильева // Новые исследования. – 2010. – № 2 (23). – С. 24–30.*

40. Васильева, Н. Н. Развитие механизмов стереозрения на протяжении школьного периода / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Мат. XXI съезда физиол. общества им. И.П. Павлова. – М.–Калуга. – 2010. – С. 107.

41. Рожкова, Г. И. Компьютерный метод оценки фузионных резервов с объективным контролем нарушения фузии / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева // Физиология человека. – 2010. – Т. 36. – № 3. – С. 135–137.▲

41а. Rozhkova, G. I. A Computer-Aided Method for the Evaluation of Fusional Reserves with Objective Control of Fusion Break / G. I. Rozhkova, N. N. Vasiljeva // Human Physiology. – 2010. – Vol. 36. – N. 3. – P. 364–366.▲

42. Васильева, Н. Н. Возрастная динамика остроты стереозрения у школьников / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова, А. Е. Белозеров // Сенсорные системы. – 2010. – Т. 24. – № 3. – С. 179–187.▲

43. Belozerov, A. E. Age dynamics of stereoacuity in school children / A. E. Belozerov, N. N. Vasilyeva, G. I. Rozhkova // Perception. – 2010. – V. 39. – Supplement. – Р. 160–161.

44. Васильева, Н. Н. Монокулярные и бинокулярные механизмы пространственного восприятия у слабовидящих детей с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва / Н. Н. Васильева, С. И. Рычкова, Г. И. Рожкова // Дефектология. – 2010. – № 6. – С. 39–49.*


45. Васильева, Н. Н. Исследование скорости бинокулярной интеграции у школьников / Н. Н. Васильева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2010. – № 4 (68). – Ч. 1. – С. 22–27.*

46. Васильева, Н. Н. Влияние нарушений зрения на взаимодействие монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Механизмы регуляции физиологических систем организма в процессе адаптации к условиям среды : мат. Всеросс. конф. с междунар. участием. – СПб., 2010. – С. 46–47.

47. Васильева, Н. Н. Исследование остроты стереозрения у детей младшего школьного возраста с помощью компьютерной программы «Стереопсис» / Н. Н. Васильева // Современные проблемы естествознания : сб. науч. статей. – Чебоксары, 2011. – С. 135–137.

48. Васильева, Н. Н. Бинокулярная зрительная система развивающегося организма (монография) / Н.Н. Васильева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун–т, 2011. – 208 с.

49. Васильева, Н. Н. О пользе и вреде современных технологий формирования стереокиноизображений для людей с различным состоянием зрительных функций / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова, С. Н. Рожков // Мир техники кино. – 2011. – № 1. – С. – 7–15.*

50. Рычкова, С. И. Взаимоотношение монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия при разных видах амблиопии / С. И. Рычкова, Н. Н. Васильева // Сенсорные системы. – 2011. – Т. 25. – № 2. – С. 138–150.▲

51. Васильева, Н. Н. Особенности фузионных резервов у детей 7-10 лет с трудностями формирования навыка чтения / Н. Н. Васильева // В мире научных открытий. – 2011. – № 2 (14). – С. 154–158.*

52. Васильева, Н. Н. Оценка бинокулярных зрительных функций у младших школьников с трудностями обучения чтению / Н. Н. Васильева // Новые исследования. – 2011. – № 2. – С. 5–15.*

53. Васильева, Н. Н. Коррекция трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций / Н. Н. Васильева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 2 (70). – Ч. 1. – С. – 19–25.*


54. Васильева, Н. Н. Особенности взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия у слабовидящих детей / Н. Н. Васильева // Вестник офтальмологии. – 2011. – Т. 127. – № 1. – С. 19–21.▲

55. Васильева, Н. Н. Тренировка бинокулярных зрительных функций у младших школьников с трудностями в чтении как фактор коррекционной работы / Н. Н. Васильева, Г. И. Рожкова // Новые исследования. – 2011. – № 3. – С. 5–16.*


* – публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях согласно перечню ВАК России, в т.ч. ▲– включенных в международные базы цитирования.


Список сокращений:


КФР – конвергентные фузионные резервы

ДФР – дивергентные фузионные резервы

ОСЗ – острота стереоскопического зрения

ТО – тестовый объект

ПЧ – пространственная частота

БИ – бинокулярная интеграция

БОЗ – бинокулярная острота зрения

ед. – единицы (применительно к остроте зрения)

СТС – случайно-точечная стереограмма


Подписано к печати 21.10.2011 г. Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 2,0. Тираж 100 экз. Заказ №


Отдел полиграфии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»


428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38



<< предыдущая страница