shkolageo.ru 1 ... 8 9 10 11 12

* областной закон «О правовом регулировании деятельности системы образования Новгородской области» от 12.07.1997 № 113-ОЗ;

* «Программа развития образования на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Администрацией Новгородской области от 18.08.2000 № 242;

* (более ранняя) целевая программа «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодежи Новгородской области в 1999 – 2001 годах», утвержденная постановлением Администрации Новгородской области от 10.09.1999 № 358.

2.Система непрерывного экологического образования:

организация и ее ресурсное обеспечение

2.1. Дошкольное экологическое образование

Различные формы экологического образования детей реализуются в 375 дошкольных учреждениях, в том числе в 274 детских садах и 101 школе с дошкольными группами.

2.2. Экологическое образование учащихся в общеобразовательной школе

С 90-х годов в образовательных учреждениях приоритетным направлением является экологизация учебно-воспитательного процесса. В 331 общеобразовательной школе Новгородской области (во внеурочное время в них работает 240 объединений с охватом 3404 учащихся) активно внедряются различные направления экологического образования школьников.

2.3. Экологическое образование в учреждениях начального и

среднего специального профессионального образования

В учреждениях начального и среднего профессионального образования экологическое образование включено в учебные планы образовательных программ и учитывает специфику конкретной специальности и квалификации.


2.4. Дополнительное экологическое образование детей и подростков

В 43 внешкольных учреждениях Новгородской области используются различные подходы к развитию экологической культуры подрастающего поколения.

Кроме уроков экологии, экологических блоков в программах различных предметов, в системе дополнительного образования работают 374 разнопрофильных объединения с охватом 5058 обучающихся, которые занимаются как в классах и лабораториях, так и на природе.


Большой интерес в практике обновления содержания дополнительного экологического образования представляют собой областные конкурсы экспериментальных образовательных программ и методических материалов, педагогического мастерства «Сердце отдано детям».

2.5. Экологическое образование в высшей школе

Университетской ступенью экологического образования в Новгородской области (с 1995 г.) является подготовка специалистов-экологов в рамках специальности 01.31.00 «Экология» на кафедре экологии и прикладной химии, которая входит в состав факультета естественных наук и природных ресурсов.

Подготовку специалистов высшей квалификации осуществляет аспирантура НовГУ, которая ежегодно проводит прием на специальность 03.00.16 «Экология».

Управление (ранее Комитет) природных ресурсов и охраны окружающей среды по Новгородской области тесно сотрудничает с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого в организации и проведении практик студентов специальности «Экология», в проведении научных исследований с кафедрой экологии и прикладной химии.

2.6. Повышение квалификации и переподготовка специалистов в области проблем экологии, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Координирующую роль в системе непрерывного экологического образования в Новгородской области играет Региональным центром развития образования (РЦРО) , который осуществляет свою деятельность совместно с Комитетом образования области, Комитетом природных ресурсов, НовГУ имени Ярослава Мудрого и другими учреждениями.

Формы организации экологического образования: творческие объединения, исследовательские отряды, научные общества учащихся, очно-заочные экологические школы, экологические лагеря, экспедиции, клубы, экотеатры, конференции, слеты, конкурсы, акции.

Для организации деятельности в образовательные учреждения районов области направляются программы, проекты, положения, рекомендации, пособия, разработанные специалистами центра.



2.7. Неформальное экологическое образование

( общественные экологические организации и движения)

Наряду с учреждениями дополнительного образования активную роль в развитии экологической культуры подрастающего поколения играют общественные экологические организации и движения. С их участием в 2000г. проводился слет членов школьных лесничеств и полевая школа юных лесоводов . В нем принимали участие практически все районы области (около 20 команд). Проведение учебных экскурсий, выполнение практических заданий по видовому разнообразию леса и луга, биоиндикации окружающей среды и водной экологии вызывают живой интерес как у школьников, так и руководителей школьных лесничеств из числа педагогических работников и специалистов лесного хозяйства.

Работа в творческих мастерских, викторины, игры, выставки, проведение массовых и развлекательных мероприятий способствуют выявлению и трансляции результативного опыта по различным направлениям деятельности в школьных лесничествах.

Итогом работы по проектам «Юные исследователи окружающей среды» и «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам Планеты» является научно-практическая конференция, которая проходит в РЦРО ежегодно в декабре..

2.8. Экологическое просвещение населения

Информационно-просветительская деятельность в области направлена на формирование объективного общественного мнения, просвещение и повышение осведомленности населения в области охраны окружающей среды и природопользования и осуществлялась через издательскую деятельность и средства массовой информации. Ежегодный аналитический Обзор «Состояние окружающей природной среды Новгородской области», который публикуется, начиная с 1993 г., является ярким примером распространения информации по вопросам состояния природной среды и использования природных ресурсов среди широких слоев населения.

Сведения о работе государственных и общественных природоохранных организаций, об экологических программах, проектах, акциях население области получало из специальных выпусков в газетах «Новгородские ведомости», «Новгород», «Вечевой центр», в районных изданиях; из выпусков радиожурналов, телевизионных репортажей НГТРК «Славия». В 2001 году, например, Комитет природных ресурсов заключил договор с НГТРК «Славия» на создание и эфир цикла телевизионных передач «Природоведение» (20 передач по 20 минут), посвященных состоянию окружающей среды области природоохранной деятельности государственных, муниципальных структур и общественных организаций области.



3.Интеграция системы экологического образования с другими направлениями развития социальной сферы ( культурой, здравоохранением и др. )

Из средств экологического фонда (до 2001 года) и бюджета Новгородской области (с 2001 года) постоянно оказывается поддержка издательской деятельности газет природоохранной тематики, например, «Зеленый мир», радиорубрик «Экологический репортаж», «Зеленая планета» и др.

Новгородская область постоянно принимает участие во Всероссийском Смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения, который проходит один раз в два-три года. В 2001 г. завершился IV Всероссийский Смотр-конкурс, состоящий из двух этапов (первый – областной, в котором принимали участие более 20 тысяч библиотек из 67 регионов России, второй – всероссийский, к которому было допущено 256 библиотек). Победителями стали 23 библиотеки, дипломы лауреатов конкурса завоевали 117 библиотек. Все 6 библиотек Новгородской области, конкурсные материалы которых были посланы оргкомитетом (из представителей Комитетов природных ресурсов, образования и культуры), стали лауреатами или дипломантами Всероссийского этапа.

В Валдайском районе Новгородской области (на территории Национального парка «Валдайский») с 1990 г. работает Шуйский экспедиционный центр в качестве федеральной и областной экспериментальной площадки по экологическому образованию (руководители Писарева И.Н., Писарев А.И.).

Большая работа по различным направлениям экологического обучения и воспитания проводится в образовательных учреждениях Великого Новгорода и области. Накоплен интересный опыт, например:

* очно-заочная экологическая школа (гимназия № 3, Великий Новгород),

* организация районного летнего экологического лагеря (дом детского творчества, г.Чудово),

* экологические клубы «Бэмби» (Центр детского творчества, г.Старая Русса), «Родничок» (школа № 13, Великий Новгород),

* научное общество учащихся (МСОШ п. Пола, Парфинский район),


* школа в национальном парке «Валдайский» как межрегиональный центр экологического образования.

Шуйская школа Валдайского района и РЦРО осуществляют повышение квалификации и постоянное взаимодействие педагогических работников со специалистами других организаций и учреждений по проблемам экологии и охраны природы, проектирование моделей дополнительного экологического образования, программно-методическое обеспечение содержания, формирование экологической культуры учащихся в различных организационных формах.


4.Международное сотрудничество в области экологического образования

Образовательные учреждения Новгородской области активно включаются в различные международные экологические и просветительные проекты по проблемам окружающей среды. Среди курируемых данное направление фондов и программ в области эффективно функционируют Фонд дикой природы, Тассис, Фонд Сороса и др. По результатам совместных проектов публикуются отчеты, брошюры для широкого распространения. Несколько проектов имеют чисто образовательный характер, например, российско-шведские проекты «Воды от озера Ильмень до озера Ильмарен» (1995-1996 гг.), «Обучение молодых администраторов в сфере охраны окружающей среды» (1998-2001, 2002-2003 гг.), или одна из компонент проекта посвящена образованию и просвещению, как, например, в российско-датском проекте «Валдайский национальный парк» (2001-2003 гг.).

5.Заключение

Анализируя вышеизложенное, можно констатировать, что в Новгородской области имеются наработки по созданию системы непрерывного экологического образования . С 2001 года Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону через Государственный природоохранный центр пытается активизировать эту работу. Управление по природным ресурсам оказывает всестороннее содействие Департаменту государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному Федеральному округу (ДГК по СЗФО) по сбору информации и воплощению в жизнь системы непрерывного экологического образования в Новгородской области.



Псковская область


1.Нормативно-правовое обеспечение развития системы

непрерывного экологического образования в регионе

Работа по организации и становлению системы непрерывного экологического образования базируется на федеральных документах: Концепции устойчивого развития Российской Федерации; Экологическая доктрина Российской Федерации; Стратегия экологического образования в России; проект закона «Об экологической культуре», Закон об охране окружающей среды и др. Ежегодно утверждается региональная программа «Экологическое образование и воспитание населения в Псковской области» и др.

2.Система непрерывного экологического образования:

организация и ее ресурсное обеспечение

2.1. Дошкольное экологическое образование

В дошкольных образовательных учреждениях региона реализуются разнообразные парциальные программы экологического воспитания , такие как : « Мы» ( авт. Кондратьева Н.Н). «Наш дом – природа» (авт. Рыжова Н.А.), «Юный эколог» ( авт. Николаева С.Н.) и др., авторские программы учителей – экспериментаторов.

В городах Пскове и Великие Луки плодотворно работают опорные ДОУ.

2.2. Экологическое образование учащихся в общеобразовательной школе

Практически все образовательные учреждения проблемы и вопросы экологического образования, включая региональный аспект экологических проблем, включают в программы экологизированных курсов естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии, географии) и факультативов.

2.3. Экологическое образование в учреждениях начального и

среднего специального профессионального образования

В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования вводятся факультативные курсы или курсы по выбору экологической тематики, например, « Мониторинг окружающей среды «, « Региональная экология» и др.

2.4. Дополнительное экологическое образование детей и подростков


В Пскове успешно работают эколого-биологические центры города и области, в которых совмещается теоретическое преподавание экологических проблем с практической реализацией полученных знаний, например, в национальном парке «Себежский»..

2.5. Экологическое образование в высшей школе

Экологическая подготовка специалистов проводится на базе высших учебных заведений: Псковского педагогического института и Великолукской академии сельского хозяйства. Для высшей школы авторами региона выпущен учебник «Охрана природной среды и природопользование» ( для студентов и специалистов – экологов ).

2.6. Повышение квалификации и переподготовка специалистов в области

проблем экологии,природопользования, охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности

Большую работу в направлении повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров проводит Псковский институт повышения квалификации работников образования.

2.7. Неформальное экологическое образование

( общественные экологические организации и движения )

Экологические общественные организации в Псковской области только зарождаются и определяют свои стратегические направления.

2.8. Экологическое просвещение населения

Результаты деятельности в сфере охраны окружающей среды и экологического образования освещаются в газетах, в теле- и радиопередачах.

3.Интеграция системы экологического образования с другими направлениями развития социальной сферы ( культурой, здравоохранением и др. ).

В городах Пскове и Велики Луки плодотворно работают опорные, экологической направленности дошкольные, школьные и внешкольные учреждения, дающие детям углубленные знания в области охраны природы.

Большую практическую и просветительскую работу проводит Псковский педагогический институт, Дом экологического просвещения в п. Борки, Великолукского района, экологическая библиотека “Радуга” г. Псков, и многие другие учреждения области.


4.Международное сотрудничество в области экологического образования

Участие молодежи в международных эколого-образовательных проектах и программах в последние годы стало актуальным и перспективным направлением развития экологической культуры населения. Однако опыт в этой области в регионе недостаточен.

5.Заключение

Становление системы экологического образования и просвещения в Псковской области находится на этапе концептуального самоопределения, изучения и выбора модели отечественного экологического образования и интеграции в международное образовательное пространство.


Республика Карелия


1.Нормативно-правовое обеспечение развития системы

непрерывного экологического образования в регионе

Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия утверждена Программа “Экологическое образование в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2001–2003 годах”.

2.Система непрерывного экологического образования:

организация и ее ресурсное обеспечение

2.1. Дошкольное экологическое образование

В республике растет количество дошкольных образовательных учреждений, где в соответствии с Концепцией дошкольного воспитания в детских садах, ведется работа по формированию начал экологического сознания детей. В 2001 г. экологическое образование детей являлось одним из приоритетных направлений работы 39 детских садов Карелии. Широко используются в работе такие парциальные программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста как: “Юный эколог”, “Мы земляне”, “Игровая экология “, “Цвет природы” и некоторые другие. Вопросы экологического воспитания детей рассматриваются на всех курсах повышения квалификации воспитателей и руководителей детских садов. При этом речь идет не только о содержании экологических знаний для детей дошкольного возраста, но и о формировании отношения к природе, как элемента экологического воспитания. Особый интерес у слушателей вызывают программы авторов из г. Обнинска, так как содержание этих программ создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективное усвоение знаний детьми. Полученные представления дети закрепляют и расширяют в практической деятельности.


<< предыдущая страница   следующая страница >>