shkolageo.ru 1 2 3 ... 11 12

Система дополнительного экологического образования в России и в Петербурге в особенности имеет давнюю и славную историю. В учреждениях дополнительного образования (будем пользоваться устоявшимся официальным термином) – Городском дворце творчества юных, районных Домах и дворцах творчества, на агроэкологическом комплексе « Петербургская усадьба», агрокомплексе «Живая земля», Центре экологической безопасности и туризма г. Ломоносова, и других накоплен интереснейший опыт работы с детьми самого разного возраста и даже совместного творческого развития детей и родителей.

Примерно 20 районных Дворцов и Домов детского творчества, Городской дворец творчества юных проводят активную работу в сфере экологического образования, организуют общегородские мероприятия: Карета для Золушки (праздник урожая на базе АЭЦ «Петербургская усадьба»), «След на Земле», «Урок воды», «Сохраним воду вместе» (ДЭЦ ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»), детский экологический фестиваль « Царскосельские лучики» в Пушкине, «Молодежь исследует окружающую среду» (ГДТЮ ) и др.

Специализация преподавателей и особые условия работы в учреждениях дополнительного образования позволяют найти и тщательно проработать новое содержание, формы и методы работы с детьми, чутко реагировать на запросы учащихся и родителей. Среди ведущих направлений деятельности учреждений дополнительного образования, способствующих реализации стратегии устойчивого развития, – экологическое краеведение, комплексное исследование территории, экологический мониторинг, создание и деятельность экогрупп, проведение культурно-экологических акций и системной работы по сохранению и восстановлению объектов природного и культурного наследия, экологическое просвещение населения.

В процессе совместной работы в неформальной обстановке учащиеся пытаются практически решить посильные экологические проблемы, найти способы влияния на руководителей, от которых зависит решение локальных и региональных проблем, информировать своих сверстников и взрослое население в области экологического образования. Таким образом формируется активная гражданская позиция подрастающего поколения, которая необходима для решения насущных и сложных задач современного мира.


Значительную роль в самореализации детей в области экологического образования играют конкурсы и олимпиады, в которых участвуют как ученики всех видов школ, гимназий и лицеев, так и участники кружков, секций, экспедиций при учреждениях дополнительного образования. В 2000/2001 учебном году при организационной и финансовой поддержке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга были проведены VI городской конкурс «Окружающий мир глазами детей» для учащихся 5 - 6 классов и VI1 городская экологическая олимпиада, в которой принимали участие школьники 6 – 11 классов.

Настоящим событием для юных победителей конкурса и олимпиады стала публикация кратких версий их творческих работ в сборниках «Окружающий мир глазами детей» и «Экологическая олимпиада школьников Санкт-Петербурга - 2001».

Награждение участников конкурса и олимпиады всегда происходит в торжественной обстановке, но вручение книг с авторскими публикациями придало этому событию особую приподнятость и эмоциональность. Книги были розданы на память авторам, их научным руководителям и в библиотеки школ, а также во многие образовательные учреждения города. . Они стали ценным материалом для качественной подготовки исследовательских работ, наблюдений и рефератов для будущих конкурсов и олимпиад, а также используются как дополнительный информативный материал при изучении школьных как дополнительный информативный материал при изучении школьных программ.

2.5. Экологическое образование в высшей школе

Этап высшей школы являются неотъемлемым и исключительно важным элементом системы непрерывного экологического образования.

Для решения насущных проблем экологической безопасности и устойчивого развития каждого региона и страны в целом требуются разносторонние и глубоко образованные специалисты, способные системно и стратегически мыслить и принимать взвешенные решения.

Работающие сегодня педагоги через образование своих учеников закладывают основы будущего общества. Недооценивая важность этого этапа, общество невосполнимо теряет не только время, но и целые поколения недостаточно экологически грамотных и активных людей.


С конца 80-х - начала 90-х годов ХХ столетия в ведущих вузах Санкт-Петербурга началась работа по подготовке экологически грамотных специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Исключительно важной является подготовка высококвалифицированных специалистов в области классической экологии и геоэкологии, способных развивать фундаментальные направления экологической науки. В первую очередь это касается классических и профильных университетов. Так в Санкт-Петербургском государственном университете значительная методологическая и методическая работа привела к лицензированию новой специальности “Экология”, направления “Экология и природопользование”, специализаций “Менеджмент и маркетинг в экологии”, “Экологический аудит”, созданию кафедры экологической безопасности, устойчивого развития регионов (1997 г.) на факультете географии и геоэкологии.

Целенаправленная подготовка специалистов-экологов осуществляется также на биолого-почвенном (специализация “Биоразнообразие охрана природы”) и геологическом (специализация “Экологическая геология”) факультетах СПбГУ.

Серьезная подготовка специалистов-экологов проводится и в таких вузах Санкт-Петербурга, как государственный Аграрный университет, Лесотехническая Академия и других.

Устойчиво и успешно развивается экологизация инженерно-технического образования. Она осуществляется в двух направлениях – это включение основ экологического знания в образовательные программы по физике, химии, математике и т.д., а также создания природоохранных курсов в конкретных инженерно-технических областях. Среди вузов Санкт-Петербурга в этих направлениях следует отметить государственный Технический университет, государственный Технологический институт, государственный университет водный коммуникаций, государственную Академию холода и пищевых технологий, государственный горный институт имени Г.В. Плеханова, государственный институт точной механики и оптики, государственный архитектурно-строительный университет и другие.


Исключительно важным направлением высшей школы по экологическому образованию является подготовка высококвалифицированных учителей в педагогических вузах. Подготовка учителей естественнонаучного цикла со второй или третьей специальностью “Экология” проводится сегодня в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена и Ленинградском государственном областном университете им. А.С.Пушкина . В педагогических вузах также широко используется экологизация различных курсов образовательных программ при подготовке специалистов дошкольных образовательных учреждений, начальной школы и ряда специальностей средней школы.

Одним из приоритетных направлений экологического образования является экологизация гуманитарного образования. Это достигается изучением на философских, исторических, культурологических, экономических, юридических и других факультетах гуманитарного профиля современных философских основ концепций «коэволюции общества и природы», «ноосферного мировоззрения», ноогуманизма и т.д. В гуманитарных вузах и на гуманитарных факультетах университетов развиваются такие прикладные направления экологии как «Экология природопользования», «Экологическая политика», «Экологическое право», «Экологический менеджмент» и ряд других.

В медицинских и педагогических вузах города активно развиваются научные направления «Экология человека», «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда», которые призваны обеспечить безопасность человека в окружающем мире, успешную адаптацию, а, следовательно, и высокую активность в обществе.

Рассматривая деятельность в области экологического образования в вузах города в целом, следует выделить основные направления работы:

* наполнение содержанием, методическое, технологическое обеспечение существующих учебных программ и разработка новых курсов;

* подготовка кадров высшей квалификации через систему послевузовского образования (аспирантуру и докторантуру) и повышение квалификации;


* работа в системе школа-вуз через создание профильных старших классов, малых факультетов, научно-исследовательскую работу учащихся на базе вузов, совместные эколого-образовательные проекты, олимпиады, конкурсы;

* просветительская работа для населения в форме лекций, публикаций, научных исследований.

В высшей школе широкое практическое использование нашли программы и учебно-методические материалы ведущих специалистов в области современной экологии, таких как П.П.Арапов, Г.Н.Белозерский, А.К.Бродский, Ю.Н.Гладкий, И.А.Горлинский, Ю.А.Даринский, В.Н.Донченко, Л.Н.Карлин, С.Б.Лавров, В.Н.Мовчан, В.Г.Морачевский, К.М.Петров, И.Н.Пономарева, Ю.С. Селиверстов, Г.В.Стадницкий, А.И.Чистобаев, Л.Н. Блинов, Л.И. Цветкова и другие.

Из учебных пособий, созданных для высшей школы отметим «Краткий курс общей экологии» (автор А.К.Бродский) для студентов естественных факультетов университетов, а также учебник для технических вузов «Экология» (авторский коллектив: А.И.Цветкова, М.И.Алексеев, Б.П.Усанов и другие).

Наряду с определёнными достижениями высшей школы следует обратить внимание на проблемы, которые не позволяют сказать об успешном экологическом образовании на этой ступени в полной мере. Определённые приоритеты экологического образования возникли в разных учебных заведениях зачастую стихийно. В настоящее время в работе по унифицированию рабочих программ и планов наиболее существенную роль играет Научно-методический совет по экологическому образованию УМО университетов.

Остаётся проблемой повышение квалификации преподавательских кадров. Базовое образование, сфера узконаправленной научной деятельности зачастую определяют узконаправленность экологических знаний, невозможность межпредметных взаимосвязей и координаций.

Высшая школа испытывает трудности, получая студентов первых курсов с разной базовой экологической подготовкой, что обусловлено неопределённостью положения курса экологии в школе.

До сих пор для высшей школы остаётся актуальной проблемы учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса. Современные учебные пособия, как и учебные курсы, зачастую отражают узконаправленный подход автора, не учитывая тенденций развития современной экологии.

Для решения многих из вышеперечисленных проблем необходима координация на государственном и региональном уровнях, которая должна осуществляться через Министерство образования РФ и региональные научно-методические советы по экологическому образованию.

2.6. Повышение квалификации и переподготовка специалистов в области

проблем экологии, природопользования, охраны окружающей среды и

обеспечения экологической безопасности

Наиболее целостно эколого-педагогическая подготовка педагогических кадров на этапе постдипломного образования осуществляется в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. Помимо переподготовки учителей по новой специальности «Экология» для педагогов города разных специальностей проводятся курсы по различной тематике, отражающей тенденции развития современной системы дошкольного и школьного экологического образования, а также проблемы преемственности разных её ступеней. Подготовка на курсах, стажировки проводятся по следующей тематике: «Эколого-валеологическая подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов», «Технологии экологического образования», «Образование для устойчивого развития», «Экологическая подготовка школьных команд», «Гуманитарные аспекты экологического образования», «Экологическое образование для учителей-гуманитариев», «Экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Подготовка научно-педагогических кадров в области экологического образования осуществляется Санкт-Петербургским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена и Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. В этих университетах открыты аспирантуры и специализированные диссертационные советы по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (биология, география, экология и естествознание).


Повышение квалификации и переподготовка по экологии в рамках поствузовского образования осуществляется во многих институтах города по профилю вуза. Особо следует выделить факультет по переподготовке кадров по новым направлениям науки, техники и технологии в СПбГУ. На нём проходят обучение в области окружающей среды не только преподаватели вузов, но и работники муниципалитетов, управляющие промышленными предприятиями, работники комитетов по охране окружающей среды.

Одной из форм, обеспечивающих координацию усилий всех участников процесса экологического образования от детского сада до высшей школы и системы повышения квалификации, являются конференции, семинары, круглые столы. На них происходит обмен мнениями, обсуждение достижений и проблем экологического образования. Чрезвычайно интересные и важные семинары на городском уровне проводит Научный центра экологической безопасности РАН (Донченко В.К., Флоринская Т.М., Инге-Вечтомов С.Г.,Чистобаев А.И. и др.). Событием в общественно-педагогической жизни города стала Международная конференция «Образование для устойчивого развития: поиск стратегий, подходов, технологий».

2.7. Неформальное экологическое образование

( общественные экологические организации и движения)

Экологическое образование в учебных заведениях Санкт-Петербурга успешно дополняется участием молодых людей в рамках системы неформального экологического образования и просвещения.

Неформальное экологическое образование активно развивается в Санкт-Петербурге через деятельность государственных природоохранных организаций, учреждений культуры, общественных организаций и объединений, неформальных групп, коммерческих организаций.

В настоящее время расширяется сеть общественных экологических организаций, активно участвующих в экологическом образовании и просвещении всех слоёв населения. Среди них «Прозрачные воды Невы», «ЭкоЩит», «Дети Балтики», «Санкт-Петербург за экологию Балтики», «Зелёный мир», «Зелёный крест» и другие. Общественной организацией, объединяющей в своих рядах несколько тысяч педагогов-практиков и более 100 образовательных учреждений, является Федерация Экологического Образования Санкт-Петербурга. В течение семи лет она осуществляет обмен опытом педагогов и образовательных учреждений в области окружающей среды, координирует взаимодействия учреждений образования, культуры, природоохранных и коммерческих организаций. В результате взаимодействия этих структур в Санкт-Петербурге в течение последних пяти лет организованы и проведены массовые детские акции «Свалкам нет», «Сбор алюминиевых банок», «Чистый берег Финского залива», проведёны показ непрофессиональных экологических видеофильмов, региональный конкурс детского экологического рисунка и плаката «Природа - дом твой. Береги его!», конкурс сочинений школьников «Экологический взгляд в будущее моего города», реализованы детские образовательные экологические проекты «Сохраним малые реки и водоёмы», «Шаг в ХХI век», «Исследователи побережья», «Сады и парки Северной Пальмиры», «Детский энергетический проект», ежегодно проводится ассамблея «Чистый город».


Неформальное экологическое образование вносит свой вклад в становление экологической культуры молодёжи и взрослого населения, обеспечивая высокую результативность работы за счёт её социальной и личностной значимости, практической направленности, региональной актуальности, гласности.

Среди активных участников неформального экологического образования в Санкт-Петербурге, наряду с общественными организациями следует отметить Дома детского творчества всех районов города и Городской Дворец творчества юных, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга, Департамент природных ресурсов по Северо-Западу Министерства природных ресурсов РФ.



<< предыдущая страница   следующая страница >>