shkolageo.ru 1 2 3 4

1. Образовательный процесс






Функции образовательного процесса

Модель образовательного процесса в малокомплектной школе

Управление образовательным процессом

2. Модель методической службы в муниципальной Елегинской средней школе.

3. Организация системы мониторинга результатов образовательной деятельности.

4. Показатели качества:

а) личная результативность учащихся;

б) развитие учебно-воспитательного процесса;

в) ход инновационных процессов;

г) профессиональное образование.

5. Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия, анализ и самоанализ

учебного занятия.

6. Личностно-ориентированное обучение.

7. Образовательные технологии:


  • Технология организации в форме педагогических мастерских;

  • Идеи и принципы разновозрастного обучения;

  • Технология развития критического мышления учащихся;

  • Технология проведения учебных дискуссий;

  • Технология проблемно-модульного обучения;

  • Технология экспертизы;

  • Технология проектного обучения;

  • Технология учебной деловой игры (ДИ);

  • Технология модульного обучения;

  • Проектный метод;

  • Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

  • Технология развивающего Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;

  • Технология развивающего обучения;
  • Технология исследования;


  • Деятельностный метод;

  • Технология индивидуального обучения;

  • Технология диагностико-коррекционного урока;

  • Технология поддерживающего обучения;

  • Технология разноуровневого;

  • Дальтан-технология;

  • Лабораторное занятие;

  • Школьная лекция;

  • Урок-консультация.

8. Теории обучения:

  • Теория содержательного обобщения В.В. Давыдова;

  • Теория активизации Т.И. Шамовой;

  • Теория индивидуализации обучения И.Э. Унт;

  • Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова;

  • Теория оптимизации обучения Ю.К. Бабанского

9. Педагогическая лаборатория: «Образовательные технологии» (эффективное использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности малочисленной школы):

  • Положение о педагогической лаборатории;

  • План работы лаборатории;

  • Электронная презентация уроков: «Растения и животные зоны лесов», Полезные ископаемые твое края» - 4 класс (Иванова Елена Вячеславовна); серия презентаций по урокам биологии – Иванова Нина Викторовна.

10. Программы




Программа эксперимента «Модернизация структуры и содержания образования»

Программа «Одарённые дети»

11. Диагностика уровня обученности учащихся по предметам;

Диагностика уровня обученности учащихся по результатам итоговой аттестации.

Учитель Иванова Нина Викторовна

Урок на тему: «Экологические факторы»



Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений применяя технологию ДЖИГСО.


Учебная цель: способствовать осознанию действия различных экологических факторов на организм, развивать умение отбирать главное, используя различные источники информации, формировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, публично защищать результаты творческой деятельности, воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе, культуру общения.


Оборудование: Дидактические материалы, учебная литература, тесты для организации самостоятельной работы учащихся ( см.Приложения)


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Определяет готовность учащихся к работе. Называет тему урока: «экологические факторы». Предлагает сформировать учебные группы.



Готовят учебные принадлежности, формируют группы

2. Мотивация и целеполагание

Определяет проблему урока.


Анализируют проблему, формулируют цель урока.



3. Актуализация знаний и умений

Организует работу в группах.

Учащиеся дома до урока самостоятельно изучали параграф

На уроке задают друг другу вопросы по материалу, который не поняли, т.е. доучивают друг друга в группе.



4.Проверка и оценка результатов

Организует работу с тестом № 1 по изученному материалу

(см. Приложение 1 )

Выполняют тестовые задания, оценивают и выставляют оценку в лист контроля.



5. Первичное усвоение и осмысление учебного материала.( сбор информации структурирование её)

Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся.

Проверяет конспект, составленный учащимися.

Формируют малые группы по интересам. Изучают предложенную информацию ( см. Приложение 2 ). В ходе обсуждения отбирают главное, основное содержание будущего конспекта, составляют конспект, будущего выступления.


6.Закрепление учебного материала ( обмен информацией)

Организует работу в учебных группах( организованных на 1 этапе урока)

Возвращаются на свои места. Обмениваются изученной информацией, докладывают, что узнали нового сначала 1-е номера, затем 2-е, далее 3-и



7. Проверка и оценка результатов.

Организует работу с тестами ( по всем трем темам) ( см. Приложение 3)

Выполняют тесты по изученному материалу всех областей. Оценивают работу, выставляют оценку в лист контроля.

8.Рефлексия

Предлагает проанализировать свою работу в группе, на уроке.

Анализируют свое участие на каждом этапе работы. Выставляют оценку в лист контроля.

9.Домашнее задание

Предлагает задание. Например: выбрать живой объект возле дома, школы или в другом месте и определить какие экологические факторы и как воздействуют на него.


Записывают задание.

10. Подведение итогов урока.

Организует работу по подведению итогов урока, формулированию вывода.

Участвуют в подведении итогов урока, формулировании вывода, оценивании работы каждого.



Приложение 1.


Тест № 1

1.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды называют:

1. абиотическими

2. биотическими

3. экологическими

4. антропогенными

2. Пищевые связи в экосистеме называются:

1. абиотическими

2. антропогенными

3. ограничивающими

4. биотическими

3. Выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим для растений в океане на глубине 6000 метров:

1. вода

2. температура

3. углекислый газ

4. солёность воды

5. свет

4. Биологический оптимум-это

1. наиболее подходящее сочетание экологических факторов для организмов

2. сочетание факторов, снижающее жизнеспособность организма

3. изменчивые окружающие условия

5. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и среды их обитания:

1.биология

2. цитология

3. экология

4. биотехнология

6. Рассмотрите график зависимости численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды:

1. температура, оптимальная для этого насекомого;

2. диапазон температур зоны оптимума;

3. диапазон температур зоны пессимума;

4. две критические точки;

5. пределы выносливости вида.

  1. -5


  2. 0

  3. +5

  4. +10

  5. +15

  6. +20

  7. +25

  8. +№)

  9. +35

  10. +40

  11. +45

  12. +50



Приложение 2


Задания для 1 группы: АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


1.Прочитайте текст учебника ( А.О.Рувинский « Общая биология» ) стр. 399-401 и 402-407 .

Ответьте на вопросы:

Как влияет темпетратура на живые организмы?

Как влияет влажность на наземные организмы?

Как влияет свет на организмы?

Как влияют на организмы:

а) газовый состав среды

б) концентрация солей

в) рН

г) временные факторы

2. Составьте конспект по изученной теме, подготовьтесь к докладу.


Задания для 2 группы: БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


1.Прочитайте текст учебника ( С.Г. Мамонтов « Основы биологии » ) стр. 207-210и 212-220.

Ответьте на вопросы:

Как влияют на организм пищевые отношения, распространение, кооперация, мутуализм, комменсализм, хищничество, паразитизм, конкуренция, нейтрализм?


2. Составьте конспект по изученной теме, подготовьтесь к докладу.


Задания для 3 группы: АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ


1.Прочитайте текст учебника ( В.б.Захаров«Общая биология » ) стр.578-586 и 589.

Ответьте на вопросы:

В чем заключается воздействие человека на живые организмы?

Приведите пример прямого воздействия человека на природу.

В чем заключается косвенное изменение природной среды под воздействием человека?


2. Составьте конспект по изученной теме, подготовьтесь к докладу.


Приложение 3

Тест №2

  1. Факторы вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью человека называют:

1.ограничивающими;

2.антропогенными;

3.биотическими;

4.абиотическими


  1. Антропогенными называются факторы:

1.связанные с деятельностью человека;

2.абиотического характера;

3. биотического характера;

4. определяющие функционирование агроценозов

  1. Антропогенный фактор, действуя на живую природу, не носит закономерного характера, поэтому у организмов:

1.формировались к нему различные приспособления;

2. не формировались к нему приспособления;

3.выработались к нему защитные реакции;

4. большинство мутаций сохраняется естественным путём.

4. Конкуренция в экосистеме существует между:

1. дубом и берёзой;

2. елью и белкой;

3. берёзой и трутовиками;

4. дубом и белым грибом.

5. Конкуренция в водоёме существует между щукой и:

1. окунем;

2. карасём;

3. пескарём;

4. бобром;

6. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:

1. вступает в симбиотические связи с хозяином;

2. приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина;

3. становится конкурентом для хозяина;

4. во всех случаях приводит к гибели хозяина.

7. Конкуренция-это отношения между:

1. хищниками и жертвами;

2. живыми организмами и абиотическими факторами;

3. паразитами и хозяевами;

4. организмами со сходными потребностями.


8. Какие организмы относятся к гомойотермным

1. окунь речной 6. лягушка озерная

2. дельфин-белобочка 7. гидра пресноводная

3. сосна обыкновенная 8. ласточка городская

4. инфузория-туфелька 9. клевер красный

5. пчела медоносная 10. гриб подберёзовик

9. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:

1. увеличение численности лосей и зубров;

2. вытаптывание растений туристами;

3. увеличение нор грызунов;

4. сбор редких растений для букетов;

5. вырубка дуплистых деревьев;

6. загрязнение среды обитания растений.

10. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

1. сокращение численности сов, ежей, лис; 4. рубка лесов;

2. большой урожай семян ели; 5. глубокий снежный покров;

3. увеличение численности паразитов; 6. уменьшение численности паразитов.

11. Какие абиотические факторы ограничивают распространение высоких деревьев в тундре?

«Мы и окружающий мир»

Урок-исследование

Тугаринова Ольга Викторовна

учитель начальных классов Елегинской средней общеобразовательной школы

Буйского района Костромской области


Тема: «Кто такие птицы?»

Цели: усвоить, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.

Задачи:


  • познакомить учащихся с птица­ми, учить выделять существенные призна­ки природных объектов;

  • продолжать обуче­ние практическому исследованию предме­тов природы;

  • развивать мышление (учить анализиро­вать, сравнивать, делать выводы);
  • разви­вать воображение и творческие способнос­ти, формировать приемы учебной деятель­ности;


  • развивать личностные качества (добро­ту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего жи­вого.


Оборудование: лупы, конверты с набо­ром перьев, ножницы, коллекция перьев, запись песен «Кто такие птички», «Голоса

птиц», рисунки с изображением курицы, петуха, гуся, соловья, малиновки, кукушки, карточки с названиями частей тела птицы. Оформление доски в виде поляны. Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Подготовка к объявлению темы урока.

— Какое замечательное название уро­ка — «Мир вокруг нас»! И как красив, уди­вителен мир с высоты птичьего полета!

Раскрывается доска.

— Вот бы посмотреть! Взлетаем! Взмах­нули руками. Сильнее машем! Машем! Не получилось? Тогда садимся и начинаем урок. Нет, сделаем еще одну попытку!

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

Э. Мошковская

Учащиеся встают, машут руками, подра­жают голосам птиц.

— Опять не вышло? Почему?

Люди давно хотели летать, как птицы. Делали крылья подобно птичьим, нашива­ли перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и дру­гих летательных аппаратов позволило че­ловеку исполнить мечту о полете.

3. Объявление темы урока.

— Вы видели птиц? Где? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивитель­ного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.

Итак, тема урока «Кто такие птицы?»

На доске вывешивается рисунок лесной поляны и фигурки птицы.

Ход урока.

1. Появление главного действующего героя.

В руках учителя «яйцо», оно раскрыва­ется, из него появляется цыпленок.


— Ой, ой, кто ты? Не знаешь? Что? Ма­му потерял? Хочешь узнать, кто такие пти­цы? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на воп­рос «Кто такие птицы?» и помочь цыплен­ку найти маму.

Звучит песня «Кто такие птички».

2. Выявление особенностей птиц. Рабо­та над содержанием смысла песни.

1-й куплет песни (птицы те, которые летают).

— Кого считают птицами?

Что умеют делать птицы? (Птицы уме­ют летать.)

А кто еще умеет летать? (Бабочки, стре­козы, летучие мыши и др.)

В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц?

(Умение летать не главная особен­ность птиц.)

Значит, мы не нашли ответ.

2-й куплет песни (учащиеся поют песню).

— Согласны, что птицы поют? (Мы слы­шим птичьи голоса, их называют «песни». Но «поют» и дельфины, косатки, значит, это не главная особенность птиц.)

3-й куплет песни (птицы вьют гнезда).

— Что скажете? Согласны? (Да, вьют гнезда, но есть и такие птицы, которые кла­дут яйца на камни, на ветку дерева, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса.)

4-й куплет песни (птицы несут яички).

— Согласны? (Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, чере­пахи, змеи.)

Делаем вывод: что умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.)

А другие животные умеют это делать? (Да.)

Можно утверждать, что это не главные умения птиц? (Да.)

Есть еще что-то? Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, о чем он просил. Самый лучший способ узнать — найти ответ в книге. С помощью книги мы познаем мир.

3.Работа с учебником.

1) Знакомство с главным отличитель­ным признаком птиц.

— Откройте учебник на с. 24. Муравей Вопросик спрашивает нас, каких животных он встретил в полете. (Летягу, бабочку, курицу, летучую мышь.)

Кто из них летает? Кто птица? А разве куры летают? (Летают, но плохо.)

Почему вы отнесли курицу к птицам? (Тело ее покрыто перьями.)

Если мудрая черепаха наденет костюм из перьев, станет она птицей? (Нет.)

2) Рассматривание на примере голубя строения тела птицы.

— Рассмотрите внешнее строение тела птицы (учебник, с. 24). Как называется эта птица? (Голубь.)

Как вы поняли, что это голубь? (Видели голубя на улице.)

Я буду называть части тела голубя, вы показывайте ее указкой.

Ученик у доски прикрепляет магнитные карточки с названием частей тела гуся (голо­ва, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги).

Повторяем, работая в парах и по вари­антам.

— Как устроено тело гуся и голубя? (Одинаково.)

Найдите те же части тела у курицы, у других птиц. Какую часть тела не видно у гусей? (Ног. Они поджимают их в полете.)

А самый наблюдательный заметил, сколько ног у птиц? (Две.)

Их передние ноги очень давно превра­тились в крылья.

4. Практическая работа по изучению птичьих перьев.

Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных — наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию ми­ра — внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблю­дения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем увеличительное стекло (лупу) и. будем исследовать перья. Осто­рожно снимите футляр, чтобы не поцара­пать стекло, возьмите конверты с перьями и начнем работать.

Исследование перьев.

— Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. (Они разные.)

Что общего у всех перьев? (Есть стер­жень, волоски — бородки.)


Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них ма­ленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застежка.

У этого же пера отрежьте кончик, рассмот­рите срез. На что он похож? (На трубочку.)

Там пусто? Значит, оно легкое, там воз-Дух.

Тихо встаньте, положите на ладонь пе­ро, подуйте так, чтобы оно не улетело дале­ко. Почему перо взлетело? (Оно легкое.) Садитесь.

Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист дер­жится в воздухе.

— Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Подержи­те перо около щеки. (Щеке стало тепло.)

Итоги исследования. Тело птицы — хит­роумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, де­лать повороты, остановку.

5. Просмотр фрагмента фильма «Пти­цы» (полет горихвостки в замедленной съемке).

— Обратите внимание, как в полете ра­ботают крылья, хвост горихвостки и как «ведут» себя перья.

Учитель берет цыпленка.

6. Подведение итогов (звучит 5-й куп­лет песни с перечислением главных особен­ностей птиц).

— Вы теперь уже специалисты и можете сказать:

Чего не знал цыпленок? (Тело птицы покрыто перьями.)

Кто такие птицы? (Животные, тело ко­торых покрыто перьями.)

Кто же родители цыпленка?

Показ картинки с изображением кури­цы и петуха.

До свидания, цыпленок (машем ему ру­кой).

Кто вырастет из цыпленка? (Петух или курица.)

7. Релаксация.

— А как красиво звучат голоса птиц! По­ложите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц (фрагмент филь­ма). Каких птиц вы узнали?

На доску прикрепляются рисунки соло­вья, кукушки, овсянки, малиновки.

— На прогулке понаблюдайте за птица­ми, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам при­близиться к пониманию живого языка природы и вы воскликнете: «Мир — прек­расен!»

Благодарю вас за урок. Вы — молодцы. Скажите себе: «Я — молодец, я думал, я ста­рался, я делал открытия».

«Окружающий мир» в технологии проектного обучения

Тугаринова Ольга Викторовна

учитель начальных классов Елегинской средней общеобразовательной школы

Буйского района Костромской области



следующая страница >>