shkolageo.ru
добавить свой файл
1 2
Юрий Ирхин: “Политология”. Учебник. 2-е изд., доп. М., Российская академия государственной службы и Российский Университет дружбы народов, изд-во “Экзамен”, 2007. – 854 с. Глава 2. Политические идеи Востока; от мифа к науке управления.



Глава II.

Политические идеи Востока: от мифа к науке политического управления


"Политика представляет собой древний и всеобщий опыт; искусство и наука политического анализа развивались на протяжении нескольких тысячелетий в различных районах земного шара" (Р. А. Даль, политолог США).


История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития” (В.С. Нерсесянц, российский правовед, академик).


1. О методах изучения политических идей.

Анализируя методы изучения истории политических учений, известный теоретик социологии знания К. Манхейм (1893-1947 гг.) отмечал, что существуют два основных метода или способа исследования исторического генезиса идей.

Первый способ - “повествовательный”, на основе которого показывается переход идей от одного мыслителя к другому и ведется эпический рассказ об истории их развития. Например, как исторически возникла и совершенствовалась теория “разделения власти”.

При втором способе ключом к пониманию изменений мысли служит меняющийся “общественный фон”, прежде всего судьба классов, общественных групп, государств, цивилизаций. Например, как исторические условия существования Северной Америки способствовали развитию сильного среднего класса.

Далее, следует понимать, что изучить “национальное” возникновение той или иной идеи, еще не значит уметь использовать или применять ее в различных социокультурных и особенно цивилизационных условиях. Иначе говоря, при рассмотрении политических идей, те или иные их положения необходимо “связывать” со всем современным комплексом политических наук, а также уметь применить при новых обстоятельствах. Опыт показывает, что сами по себе, даже самые правильные и прекрасные, “старые” или “новые” политические идеи, далеко не всегда “работают”, если при их реализации не учитывается характер общества, его традиции, система ценностей, политическая культура и интересы людей и др. Особенно важно учитывать культурные и цивилизационные особенности развития тех или иных государств. При изучении истории политической мысли следует учитывать условия ее формирования, традицию, генезис, связи с современностью и др.


Так, многие ученые полагают, что на поверхностном уровне многое из западной культуры в той или иной степени воспринимается остальным миром. Но на глубинном уровне западные идеи и представления значительно отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. “В исламской, конфуцианской, японской, индуистской и православных культурах, – как справедливо замечал известный американский политолог С. Хантингтон, – почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против “империализма прав человека” и способствует укреплению исконных ценностей и собственной культуре”. Как показали исследования значимости ста ценностных установок в различных обществах, “ценности, имеющие первостепенное значение на Западе, гораздо менее важны в остальном мире”.

При изучении политики, да и любых других общественных явлений и процессов, важно понимать их мировые пределы и взаимосвязи. Иначе говоря, в современных условиях необходимо и целесообразно исходить из глобализационной парадигмы исследований, учитывающей углубляющийся и усложняющийся всемирный характер связей, идей и взаимодействий многих обществ и их составных элементов. Так, в Послании XV Всемирному социологическому конгрессу (Австралия, 2002 г.) Президента Международной социологической ассоциации А. Мартинелли справедливо обращалось внимание на явную недостаточность изучения национальных явлений и структур, вне учета воздействия на них глобализационных процессов. Подчеркивалось, что “сегодня глобализация означает не только появление нового объекта исследования – мир как таковой, но требует, чтобы любое конкретное исследование ставилось в рамки глобального контекста, так как каждая часть мира все больше взаимозависима со многими другими и мир как таковой все более присутствует во всех своих частях”. А. Мартинелли отмечал, что “необходимо смещать уровень анализа на глобальный и любое исследование вести с точки зрения мировой системы. Изучение мирового общества и его отношений с национальными и локальными реалиями должно стать центральной темой исследования”.



Белл. Д. (политолог и футоролог США): “Идеи и культуры не меняют ход истории – по крайней мере, в одночасье. Однако они являются необходимой прелюдией к переменам, поскольку сдвиги в сознании – в системе ценностей и моральном обосновании – толкают людей к изменениям их социальных отношений и институтов”


2. От мифологии Востока к политическим идеям и их изучению.

Политическая наука в строгом смысле этого понятия сложилась не сразу. Ее формированию предшествовал длительный период развития политической мысли и политических учений в разных странах мира. Политические и правовые учения в строгом, научном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

Истоки ранних политических идей следует искать в мифологии и древнейших философско-религиозно-политических учениях Востока, поскольку именно в этом, обширнейшем макрорегионе возникали и развивались первые на земле государства, для успешного функционирования которых были жизненно необходимы определенные политические правила, нормы и принципы их существования, а также управления обществом. Кстати, Восток в те времена, не противопоставлялся Западу. Легендарная империя Александра Македонского включала, как известно, обширнейшие территории от Греции до Индии, включая Египет и др.

Политические идеи в древнейших государствах мира - а это были государства Востока (Аккад, Ассирия, Вавилония, Египет, Индия, Китай, Персия, Урарту и другие, существовавшие четыре с половиной - две тысячи лет назад) - выражались в мифах (древнешумерских, египетских, китайских, индийских, греческих и т.д.), в религиозно-философских произведениях (идеи о миросозидании и порядке, власти, управлении, долге и др.).

Политические идеи и учения возникли в связи с необходимостью познания и объяснения политических явлений и процессов. Уже в древнейших государствах сложилась своеобразная религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала безраздельную власть высших правителей, освящала и легитимизировала соответствующие нормы и правила поведения.


Политическиe идеи (и позже – учения) в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть - неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство - предопределенным и рациональным. В древнейших государствах Востока сложилась своеобразная религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала безраздельную власть высших правителей, освящала и легитимизировала соответствующие нормы и правила поведения. На мифологической основе веками складывались всеобъемлющие своды мудрости и житейских правил. Их частью, не выделенной из единого целого, были и представления, относящиеся к организации общества и власти, т.е. зачатки политической мысли.

Желательно учитывать, что с древних времен и вплоть до XIX века собственно политические идеи обычно рассматривалась в рамках философии, правоведения и истории. Даже такие яркие, собственно, политологические произведения как, например, “Артхашастра” (Наука политики), “Государство” Платона или “Политика” Аристотеля написаны в русле философской традиции. И в дальнейшем многие политические идеи рассматривались и изучались в рамках философии или правовых дисциплин, которые включали в свой объект политику. Не случайно в юридических институтах политические и правовые учения изучаются как единый комплекс (“история политически и правовых учений”). Мы полагаем, что на политологических отделениях университетов также следует “усиливать” курс собственно “истории политических учений” важнейшими элементами из истории права, его политических принципов.

В некоторых учебниках по политологии введение в историю политических учений начинается с обращения к трудам древнегреческих философов и политологов - Платона, Аристотеля и др. Такой подход представляется неточным и методологически тупиковым. Ведь политические идеи Востока возникли гораздо раньше - более трех тыс. лет до н.э., а древнегреческие - лишь в середине первого тысячелетия до н.э. Великая философская и политическая мысль Древней Греции возникла, в частности, именно потому, что смогла использовать и переработать на иных (“полисных”, формально демократических) принципах, накопленную до нее восточную мудрость.


Ранние цивилизации Древнего Востока являются древнейшими. С анализа именно их политико-мифологических идей целесообразно начинать изучение и изложение мировой политической и правовой мысли. Не случайно у великого немецкого философа и культуролога И. Гердера есть сравнение развития человечества с путником, который отправился в дальнее путешествие. Его путь лежит на запад; он отдыхал на берегах Тигра и Евфрата, затем вышел к Нилу, обошел все побережье Средиземного моря и, наконец, углубился в европейский материк.


Гегель Г.В.Ф.: Мировой дух бредет по земной планете, все выше поднимаясь к вершинам самопознания. Древний Восток – его младенческое состояние, Греция – юность; Рим – зрелость; германский мир – старость, однако не дряхлая, а исполненная сил и разума”.


При изучении истории политических и правовых идей желательно обращать внимание на “осевые эпохи” в развитии политических идей и учений, когда они достигают своего расцвета и оказывают особое воздействие на развитие не только отдельных народов, но и сопредельных цивилизаций. При изучение политической мысли Древнего Востока, затем Древней Греции и последующих эпох, важно понимать проблему “осевого времени” – первое тысячелетие до н.э. Выдающийся мыслитель К. Ясперс отмечал, что с VIII вв. до н.э. по II в. до н.э. “сформировался человек такого типа, какой сохранился и по сей день, когда возникли и взаимодействовали великие культуры: индийская - веды, буддизм; китайская - конфуцианство, даосизм, иранская - зороастризм; палестинская - время пророков Илия, Исайя; греческая - время Гомера, Гераклита, Платона. Именно в эту эпоху, в осевое время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий”.

И, наконец, политические идеи целесообразно изучать, прежде всего, по основным историческим периодам: Древний мир, Средневековье (с V по XV века н.э.), Новое (с буржуазных революций в Европе) и Новейшее (с начала XX в.) время. Затем, выделяя особые пространственно-временные цивилизационные условия (например, исламский Восток) или эпохи (например, Возрождения). Далее, рассматривая национальные (исторические школы), вплоть до анализа генезиса соответствующей политической мысли. Возможны, разумеется, и смешанные или кросскультурные подходы к изучению становления и развития политических учений.



3. Политические идеи Древнего Египта.

Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.

Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.

Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов, в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э. (см.: Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Востока, 1996, с. 18-24).


Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.

Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.

Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка. Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.

Существенную роль в Древнем Египте играла каста жрецов, во-многом регламентировавшая политико-религиозные формы и стиль общественной жизни. В распространенной “Книге мертвых” содержался целый ряд морально-этических требований нормативного характера к египтянам, за выполнение которых они обязаны подробно отчитываться перед богами после смерти, а готовиться и советоваться со жрецами – при жизни.. В соответствии с “Книгой”, каждый египтянин рано или попадал в загробный суд – Великий Двор двух Истин, где на весах правосудия великий бог Унневер (Осирис) взвешивал сердце умершего. Загробный суд вершила коллегия из 42 богов, каждый из которых заведовал определенным грехом, а умерший должен обстоятельно “отчитаться” по каждому из них. (Сердце солгавшего пожиралось чудовищем Амт, лишая, тем самым, покойного возрождения на том свете). В “Книге мертвых” приводятся тексты “Оправдательных речей умерших”, похожие на исповеди. Роль “Книги мертвых ” для египтян была настолько велика, что ее клали в саркофаг рядом с мумией.


В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну-наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.

Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении (1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.


Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую.

Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них:




следующая страница >>