shkolageo.ru 1

Урок окружающего мира (раздел «Обитатели Земли»)


Образовательная система «Школа 2100»

3 класс

Тема: ЭКОСИСТЕМА ОЗЕРА

О.Р.Бодрых,

учитель начальных классов,

МОУ гимназии №32


ЦЕЛИ УРОКА:


  • создать условия для формирования первичного представления об озере как экосистеме;

  • познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира озера, их ролью в экосистеме;

  • закрепить степень усвоения учащимися нового материала и ранее изученной информации об экосистеме;

  • развивать логическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей, сравнение;

  • развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира и другим наукам;

  • формировать навык в сфере самостоятельной деятельности и работы в команде;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.




Цели урока

Минимум и максимум

Объяснять мир

Отношение к миру

Познакомиться с живот-ными и растениями озёр, их «профессиями» в эко-системе

Объяснять и доказы-вать необходимость бе-режного отношения к живым организмам

Минимум:

Экосистема озера.

Уметь объяснять значение


круговорота веществ

в природе





Повторяем:

круговорот веществ;

потребители, произво-дители, разрушители

Приводить примеры живых

организмов разных профес-сий




Максимум:

Проточные, бессточные озёра; планктон

Называть, из чего состоит экосистема








ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»);

  2. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. (Обитатели Земли). – М.: Баласс, 2008. (Образовательная система «Школа 2100»);

  3. карточки с опорными словами;

  4. листы самооценки деятельности;

  5. мультимедийная установка;

  6. Экосистема озера. Ink

  7. Интерактивный тест (программа Hot Potatoes)

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - начальный.

ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ - классно-урочная, фронтальная, групповая

ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ:

  • Дети приобретают навыки в сфере самостоятельной деятельности и работы в команде;

    • У детей формируется навык приобретения знаний путём выполнения опытов и анализа их результатов,
    • Роль учителя в создании проблемной ситуации на уроке и путём подводящего диалога вывести детей к решению проблемы.


    • Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки, интерактивной доски, персональных МАCбуков.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

  2. Актуализация знаний

Прочитайте слова на доске.


единство

живая и неживая природа

сообщество

живые организмы

разные профессии

способно

совместные усилия

поддержка

круговорот веществ





Для какого определения они являются опорными?

(Это опорные слова для определения экосистемы)

Что такое экосистема?

(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

Назовите составные части экосистемы.

(Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы и кормильцев, едоков и мусорщиков)

Доска: кластер



    • Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ).

    • Как вы понимаете сочетание слов «круговорот веществ»? (учебник с.29– цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).

  1. Формулирование темы урока

Отгадайте загадку:

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые беерзки,

Свои перед ним поправляя причёски.


И месяц, и звёзды-

В нём всё отражается….

А как это зеркало называется? (озеро)

Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

ТЕМА УРОКА - ЭКОСИСТЕМА ОЗЕРА.


  1. Постановка целей урока.

- Что вы знаете об озере?

Продолжите фразу: «Я знаю…»

  1. Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.

  2. Озёра бывают пресные и солёные.





  1. Самое большое пресное озеро – Байкал, самое большое озеро в мире – Каспийское озеро - море.

  2. Озёра бывают сточные и бессточные.

  • Продолжите фразу: «Я хочу узнать…»

  1. Какие организмы живут в озере?

  2. Какова их роль?

  3. Можно ли считать озеро экосистемой?

  4. Почему озеро превращается в болото?

  1. Решение проблемы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ

с текстом учебника – с. 46-48

Задания группам:

  1. Производители озера

  2. Потребители озера

  3. Разрушители озера

  4. Обмен веществ в озере

  5. Работа разрушителей озера

  1. Доклад групп о проделанной работе

  1. Одноклеточные зелёные водоросли (планктон), белая кувшинка, рогоз, камыш, элодея, хара.

  2. Дафнии, циклопы, карась, плотва, уклейка, ёрш, окунь, щука, линь.
  3. Рак, прудовик, мотыль, беззубка (двустворчатый моллюск).


  1. Работа в рабочих тетрадях. с.23 №2 (работа в парах, группах)

Проверка по доске

Щука, хара, окунь, кувшинка, рогоз, мотыль, циклоп, камыш, дафния, рак, карась, элодея, плотва, окунь, беззубка.

  1. Физминутка

Составить цепочки питания:

водоросли дафнии уклейка окунь бактерии

--------------------------------------------------------------------------------------

элодея зоопланктон плотва щука речной рак

-------------------------------------------------------------------------------------

планктонные водоросли дафнии карась окунь

прудовик

-----------------------------------------------------------------------------------

Планктонные водоросли циклопы ротан щука


беззубка
(пустой лист - дети могут самостоятельно вставить «разрушителя»-например, беззубка)

----------------------------------------------------------------------------------------------------


Камыш плотва окунь щука мотыль

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Учащиеся составляют одну цепь питания в групповой работе. Затем выходят к доске.


  1. Доклад групп о проделанной работе

  1. От производителей потребители получают органические вещества, умершие организмы разрушаются мусорщиками. От них потребители получают минеральные вещества, которые снова преобразуются в органические. Таким образом, в озере происходит круговорот веществ.

  • А что необычного вы заметили на схеме этого круговорота веществ?

  • Чёрная стрелка.

  • Как вы думаете, а что она обозначает? (ответы детей)

  1. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дне.

  • Если круговорот не замкнут, как вы думаете повлияет ли это на условия в экосистеме? (Да)

  • И что же может произойти с экосистемой? (Она может разрушиться)

  • Давайте проверим наше предположение по учебнику. Вывод на с. 46.

  1. Практическое применение знаний, полученных на уроке.

Тест с использованием ИКТ

1.Растение, часто называемое камышом.

А) рогоз

Б) стрелолист

В) кувшинка

Г) элодея

2. Санитарами озер считают…

А) прудовика, катушку

Б) клопа – водомерку, жука – плавунца


В) рака, беззубку

Г) щуку, прудовика

3. Растения водоема это…

А) тимофеевка, нивяник, ромашка

Б) кувшинка, ряска, тростник

В) брусника, черника, мох

Г) элодея, водоросли, купальница

4. Вода в озерах иногда имеет зеленый цвет, потому что…

А) это плавает ряска

Б) много мельчайших зеленых водорослей

В) на дне много ила

Г) растения озёр зелёного цвета

5. Живым фильтром называют…

А) головастиков

Б) раков

В) двустворчатых моллюсков

Г) водоросли


  1. Подведение итогов проделанной работы

Продолжите фразу: « Я узнал…»

  1. Домашнее задание: чтение текста учебника с. 46 – 49, выполнение заданий из рабочей тетради № 1,4, 5* (по желанию). По желанию – сообщения об обитателях озера.