shkolageo.ru 1 2 3

Заочная олимпиада по литературе


5-6 классы

2007 г.

1. Назовите, из какой русской народной сказки взят этот отрывок.

«Идёт она и дрожит. Вдруг скачет мимо неё всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.

Идёт она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце.

Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка Бабы Яги. <…> Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет во всем чёрном и на чёрном коне. Подскакал к воротам Бабы Яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь».


2.Перечислите основные элементы сказки.


3.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников. Кто какую сказку написал?


4.Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А) Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи собирает.

Б) Золотое решето

Чёрных домиков полно

В) В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берёт и воронам не даёт.

Г) Стоит старик над водою,

Сам трясёт бородою.

Д) Без рук, без топорёнка

Построена избёнка.

Е) Стоит дерево,

На дереве лён,

На льне глина,

В глине капуста.

Что это?


5.Закончите пословицы:

* Любишь гостить…

* Не ищи правды в других…

* Дай курице гряду…

* В каком народе живёшь…

* С родной земли - …

* Пар костей не ломит…

* Добрая слава за печкой спит…

* У злой Натальи…


6.Дайте определение мифа. (Ответ напишите в форме словарной статьи).

Назовите категории мифов.


7.Назовите 10 имён самых известных героев из мифов о героях.


8.Найдите в каждом тексте 3 фактические ошибки.

А)

«На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Гордилась она, что нет ей равных на свете в искусстве живописи. Однажды воскликнула Арахна:

- Пусть приходит сама Афина Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня!..

Началось состязание… Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях её видно было неуважение к богам. Разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны. Несчастная Арахна не перенесла позора: она бросилась в море. Афина освободила Арахну и сказала ей: «Живи, непокорная…». Афина окропила Арахну соком волшебной травы и … обратилась она в рыбу».

Б)

«Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомлённые охотники расположились на отдых в тени густого леса… В крутом склоне горы увидел Актеон прелестную полянку… Он пошёл к ней, не зная, что она часто служит местом отдыха Артемиде.

Артемида только что пришла на полянку… и готовилась загорать… Разгневалась Артемида, что Актеон нарушил её покой. В гневе Артемида превратила несчастного Актеона в неуклюжего медведя».

В)

«Но богиня любви… знала и сама муки любви… Адонису, сыну царя Кипра, никто из смертных не был равен красотой… Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее светлого Олимпа.

Однажды собаки Адониса во время охоты напали на след громадного тигра… Адонис уже готовился выстрелить в разъярённого зверя, как вдруг кинулся на него тигр и… смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны. Афродита… полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши… Острые камни и шипы терновника ранили нежные ноги богини… А там, где падали из раненых ног богини капли крови, всюду вырастали пышные маки, алые, как кровь Афродиты».



9.Назовите, кому из художников принадлежат картины на сюжеты античной мифологии:

* «Похищение Европы»

* «Пан»

* «Царевна-Лебедь»

* «Встреча Аполлона и Диониса»

* «Суд Париса»

* «Персей и Андромеда»

* «Рождение Венеры»

* «Даная»

* «Вакх»

* «Царство Флоры»


10.Что означают названные фразеологизмы?

Какие мифы с ними связаны?

Яблоко раздора

Рог изобилия

Волны вдохновения


11.Назовите авторов стихотворений с «мифологической» тематикой:

«Арион»; «Венера Милосская»; «Нить Ариадны»; «Тебе, Афродита, слагаю танец…»; «Эвридика»; «Елена Прекрасная».


12.Назовите 12 имён славянских верховных божеств.


13.Назовите славянские названия месяцев:

Январь-

Февраль-

Март-

Апрель-

Июнь-

Июль-

Август-

Сентябрь-

Октябрь-

Ноябрь-

Декабрь-


14.Назовите авторов и произведения.

А) «Я сделал всё, как он велел, и на другой день с утра ждал его на баркасе, чисто вымытом и совершенно готовом к приёму гостей, с поднятыми вымпелами и флагом. Однако хозяин пришёл один и сказал, что его гости отложили поездку из-за какого-то неопределённого дела. Затем он приказал нам троим – мне, мальчику и мавру – идти, как всегда, на взморье за рыбой, так как его друзья будут у него ужинать, и потому, как только мы наловим рыбы, я должен принести её к нему домой. Я повиновался».

Б) «В хорошую погоду он ночевал на ступеньках чужого крыльца, а в дождливую – в пустых бочках. Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу или купаться когда и где ему было угодно и сидеть в воде сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весною он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной».


В) «Акул было много, но они держались на расстоянии. Они никогда не приближались настолько, чтобы можно было как следует поймать их в кадр. Придётся приманивать их поближе после обеда.

…Телевизионная компания платила ему по тысяче долларов за каждые пятьсот метров фильма об акулах и тысячу долларов отдельно за съёмку рыбы-молота. Но здесь рыба-молот не водится. Были тут три безвредные акулы-великаны и довольно крупная пятнистая акула-кошка, она бродила у самого серебристого дна, подальше от кораллового берега».


Г) «И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки, она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили. Она стояла на шаре».


Д) «Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, тёмные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полёта она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещённый солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку».


15.Напишите стихотворение на тему «Утро», которое будет одновременно удовлетворять всем следующим условиям:

- стихотворный размер – 4-хстопный ямб;

- рифма – перекрёстная;

- использование метафоры, эпитетов, олицетворения.


Заочная олимпиада по литературе

7-8 классы

2007 г.

1.Назовите характерные признаки народных песен. Выпишите их из приведённых текстов.

А) Во сыром бору кукушечка кукует,

В нас во тереме молодушка горюет:

С кем-то, с кем же будет зиму зимовать,

А ещё с кем будет вёсну весновать?

Тошно, матушка, да весною жить одной,

Что тошнее того – нейдёт ко мне милой.

Выду, выду на крылечко, постою,

Я на все четыре сторонки погляжу –

Не летит ли по зареченью сокол?

Летит, лети по зареченью сокол,

Машет, машет своим сизовым крылом.

В нас по улице метелица метёт,

За метелицей там мой милый друг идёт,

Машет, машет своим ситцевым платком!


Б) Да во батюшкином во садику не с кем погулять.

Да незрелую черёмушку нельзя заломать,

Да не вызнавши красной девки, нельзя замуж взять.

Да я вызнаю, я выгляжу, тогда возьму.

Поил-кормил сударушку, прочил за себя.

Досталася любезная другому, не мне,

Другому-то милому, злодею моему.

С того крыльца ведут к венцу сударку мою,

Жених ведёт за рученьку, сваха за рукав.

Да в ворот-ворот, у воротника стоит милый друг,

Горючу слезу, слезу льёт об сударке своей.

Одно говорит: «Сердце болит, не знаю, как быть,

Про такую любезную не могу забыть».


В) Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные,

Не тревожьте мои мысли скучные;

Уж и так мне жить тошнёхонько:

Покидает любить меня сердечный друг,

Сама не знаю, не ведаю за что.

Чем я своего голубчика прогневала?

Или тем, что я верна была?

Или тем, что я люблю тебя?

Не лукава была, не насмешлива?

Знаю, батюшка, знаю, жизнь моя,

Что можешь найти лучше меня, -

А верней меня не сыскать тебе.


2.Кто ввёл в литературу термин «частушка»?

В каком месте России частушек не поют?

Сочините четырехстрочную частушку.

3.Какую фразу произнёс князь Святослав, обращаясь к дружине перед битвой: «Да не посрамим земле Русские, не ляжем костьми, мертвые бо…»?



4.Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение было им посвящено?


5.Назовите переводчиков «Слова о полку Игореве».


6.Восстановите из приведённых ниже слов название произведения русской литературы, укажите автора, дайте толкование слов.

Фортеция, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти, оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять, инвалид, недоросль.


7.Какую песню в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» распевали «разбойники» на «военном совете»? В каком ещё пушкинском произведении герои поют эту же самую песню?


8.Назовите авторов этих строк и произведения (где это возможно):

А) Никто не знал, когда и как

Она сокрылась. Лишь рыбак

Той ночью слышал конский топот,

Казачью речь и женский шёпот,

И утром след осьми подков

Был виден на росе лугов.


Б) О, видит Бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовёт… Прости, родной!

Напрасных слёз не лей!

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись – я дочь твоя!..


В) Но верь весне. Её примчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.


Г) Тихо ночью, поздним летом,

Как на небе звёзды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют…

Усыпительно-безмолвны,

Как блестят в тиши ночной

Золотистые их волны,

Убелённые луной.

9.Постоянные псевдонимы у писателей первой половины ХΙХ в. были редки. Наиболее яркие примеры: ссыльный декабрист, который не мог издаваться под своей фамилией; внебрачный сын знатного вельможи, сменивший и имя, и фамилию и выбравший псевдоним по названию села, в котором жил. Назовите этих писателей.



10.Какие произведения в форме «Записок» (кроме тургеневских) вы знаете?


11.Назовите жанры стихотворений и их авторов.

А) Я плыл один с прекрасною в гондоле,

Я не сводил с неё моих очей;

Я говорил в раздумье сладком с ней

Лишь о любви, лишь о моей неволе.


Брега цвели, пестрело жатвой поле,

С лугов бежал лепечущий ручей,

Всё нежилось. – Почто ж в душе моей

Не радости, унынья было боле?


Что мне шептал ревнивый сердца глас?

Чего ещё душе моей страшиться?

Иль всем моим надеждам не свершиться?


Иль и любовь польстила мне на час?

И мой удел, не осушая глаз,

Как сей поток, с роптанием сокрыться?


Б) Когда, к мечтательному миру

Стремясь возвышенной душой,

Ты держишь на коленях лиру

Нетерпеливою рукой;

Когда сменяются виденья

Перед тобой в волшебной мгле

И быстрый холод вдохновенья

Власы подъемлет на челе, -

Ты прав, творишь ты для немногих,

Не для завистливых судей,

Не для сбирателей убогих

Чужих суждений и вестей,

Но для друзей таланта строгих,

Священной истины друзей.

Не всякого полюбит счастье,

Блажен, кто знает сладострастье

Высоких мыслей и стихов!..


В) Не растравляй моей души

Воспоминанием былого;

Уж я привык грустить в тиши,

Не знаю чувства я другого.

Во цвете самых пылких лет

Всё испытать душа успела,

И на челе печали след

Судьбы рука запечатлела.


Г) Много есть у меня

Теремов и садов,

И раздольных полей,

И дремучих лесов.

Много есть у меня


Деревень и людей,

И знакомых бояр,

И надёжных друзей.


Много есть у меня

Жемчугов и мехов,

Драгоценных одежд,

Разноцветных ковров.


Много есть у меня

Для пиров – серебра,

Для бесед – красных слов,

Для веселья – вина!


Но я знаю, на что

Трав волшебных ищу;

Но я знаю, о чём

Сам с собою грущу…


Д) Свои стишки Тощев-пиит

Покроем Пушкина кроит,

Но славы громкой не получит,

И я котёнка вижу в нём,

Который, право, непутём

На голос лебедя мяучит.


12. Произведите идейно-эстетический анализ художественного текста: определите тему и основную мысль (идею) текста, образ лирического героя; назовите средства художественной выразительности, определите их роль.

Н.А.Заболоцкий.

Оттепель

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели,

И потемнели снега.

В клочья разорванной тучи

Блещет осколок луны.

Сосен тяжёлые сучья

Мокрого снега полны.

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелётных кочевья

В трубы весны затрубят.


1948



следующая страница >>