shkolageo.ru 1 2 3

СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3


ГЛАВА I. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ

МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА........................................................... 5


ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО.............................................................. 11

§ 1. Восприятие и познание красоты природы как основа

воспитания эстетической культуры.................................................. 11

§ 2. Труд детей и воспитание чувства прекрасного................................ 14

§ 3. Сказка – исток детского мышления и чувств................................... 17

§ 4. Эмоциональное восприятие красоты музыки.................................. 20

§ 5. Познание красоты окружающего мира через книгу........................ 23

§ 6. Взаимосвязь эстетического восприятия и эстетического

творчества в опыте В. А. Сухомлинского......................................... 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 35


ВВЕДЕНИЕ

Основы формирования духовного развития личности в процессе эстетического воспитания закладываются в младшем школьном возрасте. В результате длительного и серьезного общения с литературой и искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства: эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, формируется эстетический вкус.


На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема духовно развитой личности. С одной стороны, ребенок растет и формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся, в частности, возрастанием влияния средств массовой информации с одновременным оттеснением таких воспитательных сред, как семья и школа. С другой стороны, культурное содержание именно этих, наиболее близких для ребенка сред, не только остается однообразным, но и обедняется. Все это в существенной мере осложняет процесс культурного развития ребенка, его духовное становление.

К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Оно дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания младших школьников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности.

Итак, в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века такими педагогами, как Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. С. Макаренко и, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского.

Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского является актуальной для современной педагогики, т.к. педагогическая деятельность Сухомлинского дает нам богатый фактический материал, эмпирические и теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.


Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Цель исследования: изучить теоретическое наследие В. А. Сухомлинского по проблеме воспитания чувства прекрасного у младших школьников.

Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Предмет: пути и средства эстетического воспитания младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Задачи:


  1. Изучить взгляды Сухомлинского В.А. на значение и сущность воспитания чувства прекрасного у младших школьников.

  2. Выявить пути и средства эстетического воспитания младших школьников в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

В работе использован метод теоретического анализа.


ГЛАВА I. В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой деятельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения в данном контексте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе.

Прослеживая эволюцию взглядов на эстетическое воспитание в истории философской, музыкальной и педагогической мысли, Г. Г. Коломиец отмечает что в русской эстетической мысли прослеживаются такие характерные черты, как гуманизм, опора с одной стороны на западническую философию, и с другой – на русскую христианскую, но и та, и другая показывают неразрывную связь эстетического воспитания с этическим. Воспитание основывается на природосообразности, естественности и ставит целью формирование гармонически развитой личности [2, с.88].


Эти традиции европейской педагогики нашли свое продолжение в русском варианте: любовь к людям, уважение к своему Отечеству, забота о внутренней духовности и душевном состоянии прививалась через сказки, былины, пословицы, песни, произведения русских писателей, пропитанные русским духом. То есть, можно говорить о принципе народности в эстетическом воспитании. Особенное значение среди видов искусств придавалось поэзии, литературе. Немаловажное значение играли музыка и рисование. Сформировавшиеся гуманистические тенденции, система этико-эстетического воспитания находят продолжение в педагогике XX века, у Н. К. Крупской, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. и В. Н. Шацких, А. С. Макаренко, и, особенно, на наш взгляд, у В. А. Сухомлинского.

В. А. Сухомлинский подчеркивает, что воспитание чувства прекрасного необходимо начинать с самого раннего детства: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому» [9, с.168].

Вместе с тем В. А Сухомлинский подчеркивает, что для эффективного влияния на процессы художественного восприятия необходимо учитывать возрастные возможности детей, а также психологические условия, способствующие формированию эстетических отношений.

Многочисленные данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том поразительном факте, что эстетическое отношение к произведениям искусства в младшем школьном возрасте (несмотря на высокую эстетическую чувствительность детей в целом) сформировано слабо. Подмена эмоционально-эстетического отношения к искусству непосредственно-эмоциональным, утилитарным, познавательным, нравственным и т.д. проявляется как при восприятии художественных произведений, так и в детском художественном творчестве.


Констатируется, что дети не имеют адекватных форм общения с произведением искусства, а, следовательно, искусство не может быть полностью использовано как средство эстетического и личностного развития ребенка [4, с.164].

Для эстетически адекватного восприятия любого произведения искусства необходима определенная освоенность соответствующего культурного контекста, что иногда является большой проблемой для взрослого человека (о чем красноречиво говорит широкий спектр отношений к различным направлениям изобразительного искусства уходящего века). Стоит ли удивляться, что для детей, чье мировосприятие очень конкретное, привязанное к событиям их непосредственной жизни, подобная задача является неразрешимой, а значит педагогически неоправданной.

Если не смешивать живое искусство и музейную историю искусств, то окажется, что дети очень восприимчивы к эстетической стороне художественных произведений, если последние говорят на понятном для детей языке образов. Множество свидетельств тому можно найти, анализируя детские отношения к любимым игрушкам, книжным иллюстрациям и т.д.

В. А. Сухомлинский пишет: «У малышей свое видение мира,
свой язык художественных изобразительных средств» [9, с.59].

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы.

В. А. Сухомлинский подчеркивает: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» [7, с.14].

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше.


Вместе с тем учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы ребенку не показалось скучно. Постепенно, исподволь ребенка надо готовить к самой главной цели всей человеческой жизни – к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли» [9, с.95].

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития младших школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.

В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания [3, с.208].

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети усваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного и комического.


В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений. Так, в музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Научно-познавательней процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, школьник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности, начинается с чувственного восприятия (живого созерцания). Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями.

В. А. Сухомлинский в этой связи отмечает: «Красивое, возвышенное воспитанники усматривают не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума (например, в грандиозных технических сооружениях, в новейших машинах) и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей» [6, с.147].

Мышление углубляет эстетические переживания.

По мнению Сухомлинского, «...первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... Подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством; если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» [9, с.39].


Итак, В. А. Сухомлинский был убежден, что в процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений.


ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В. А. СУХОМЛИНСКОГО


§ 1. Восприятие и познание красоты природы как основа

воспитания эстетической культуры


Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

По мнению В. А. Сухомлинского, «мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» [7, с.44].

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Поэтому главная задача в эстетическом развитии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней.

В этой связи В. А. Сухомлинский пишет: «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту.


Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой» [8, с.373].

Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

«Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни,— учим мы детей, - можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней», - отмечает В. А. Сухомлинский [8, с.376].

Природа – богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.

Природа – это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено сэстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.


Вот как пишет об этом В. А. Сухомлинский: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей: вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли – Советского Союза.

Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами (пусть говорят высокопарным – не бойтесь этого, если в душе у вас чистые и возвышенные чувства). Но чтобы слово это заставило учащенно биться детские сердца, необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам» [9, с.30].

Итак, природа – один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания ландшафтные объекты способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Поэтому природа, по мнению В. А. Сухомлинского, является основой воспитания эстетической культуры.



следующая страница >>