shkolageo.ru 1

I. Общая характеристика работы



Актуальность темы. Проблема инвестиционной привлекательности Вьетнама остается актуальной для научного анализа, поскольку крупные инвестиционные проекты, обозначенные в плане на среднесрочную перспективу 2006–2020 гг., могут быть реализованы при более активном участии иностранных инвесторов. С середины 90 х годов прошлого столетия ПИИ сыграли решающую роль в поддержании устойчиво высоких темпов экономического развития, в условиях, когда национальный капитал был слаб и мало производителен. Социально-ориентированная экономическая стратегия, реализованная при сохранении политической стабильности, создала хорошие стартовые условия для притока иностранного капитала во Вьетнам. На первом этапе после принятия в 1987 г. «Закона об иностранных инвестициях» иностранным инвесторами Вьетнама преимущественно являлись страны АСЕАН, Япония и НИС Азии, но постепенно в движение иностранного капитала во Вьетнам включились Китай, ЕС и США, воспользовавшиеся сравнительными преимуществами Вьетнама.

Но их приход во Вьетнам не помешал тому, что страны и территории Восточной Азии с развитыми экономиками, такие, как Сингапур, Тайвань, Япония, Республика Корея и Сянган (Гонконг) до сих пор остаются самыми заинтересованными иностранными инвесторами для Вьетнама. На них приходится примерно 2/3 объема зарубежных капиталовложений. В начале  XXI столетия СРВ активно привлекает инвестиции из 40 стран мира, потребность в них в 2006–2010 гг. оценивается вьетнамским правительством в процентном отношении к общему объему инвестиционного капитала (138,6 млрд. долл. США.) в 17,1%. За счет использования крупных зарубежных инвестиций Вьетнам надеется сохранить высокую динамику роста ВВП не ниже 7–8% ежегодно.

Как и в прошедшем периоде, Вьетнам отдает предпочтение прямым иностранным инвестициям, поскольку фондовый рынок не развит, приватизация госсектора проходит медленно, и портфельные инвестиции не превышают 2% финансового капитала. С иностранными компаниями подписано 5 236 проектов с общим объемом инвестиционного капитала 40,8 млрд. долл. США, из них в работе находятся 4 328 проектов с объемом инвестиций в сумме 24,6 млрд. долл. США. Инвестиционная активность проявлена со стороны зарубежных фирм к участию в обновлении и развитии многих отраслей народнохозяйственного комплекса Вьетнама. По состоянию на 2005 г., по объему ПИИ лидерами являлись: Тайвань — 16%, Сингапур — 10%, Япония — 12%, Южная Корея — 10%. На ЕС приходилось 11% ПИИ, на американские инвестиции всего 3%.


Потоки ПИИ во Вьетнам шли одновременно с большой международной экономической помощью, оказываемой международными финансовыми организациями: Парижским Клубом доноров, АзБР, МВФ, Всемирным Банком. В 2001–2005 гг. ими и рядом других спонсоров была предоставлена помощь в сумме около 11 млрд. долл. США. Международная финансовая помощь является вторым, после ПИИ крупнейшим внешним инвестиционным ресурсом Вьетнама.

По соглашению, подписанному между правительством Вьетнама с донорским сообществом на период 2006–2010 гг., выделяется 14 млрд. долл. США, с переходящей суммой неиспользованных средств.

Используя иностранный капитал, Вьетнам выделился как одна из устойчиво развивающихся стран Азии. В 2001–2005 гг. рост ВВП составлял 7,5%, в том числе в 2005 г. 8,4%. Вьетнам вступил в фазу эффективного и быстрого развития, о чем свидетельствуют, в частности, такие макропоказатели, как высокий удельный вес инвестиций, доходов госбюджета и экспорта в ВВП, приблизившихся к показателям среднеразвитых стран.

Тем не менее, показатель объема ВВП на душу населения в 2005 г. составил 640 долл. США, что вызывает необходимость увеличивать экономику высокими темпами и производить крупные структурные преобразования: предстоит преодолеть низкое качество развития, слабую конкурентоспособность, низкий технологический уровень, сильные порайонные различия, низкий уровень качества образования.

Возникли проблемы и в качестве народнохозяйственного управления, поскольку Вьетнам сохраняет довольно низкий уровень менеджмента, особенно в области управления и использования инвестиций. В последние годы происходит разрастание коррупции и численности чиновников, замеченных в участии в «теневой» экономике. Многие законы не выполняются на местном уровне, слабы контроль и аудит госструктур. Эти негативные моменты создают серьезную опасность замедления темпов развития экономики и ухудшают инвестиционный климат в стране. Всё вышесказанное определяет актуальность темы исследования.


Предмет исследования — современные тенденции в использовании иностранного капитала во Вьетнаме и определение перспективы.

Цель работы состоит в обобщении накопленного опыта в использовании ПИИ и международной помощи, и определении перспективы в отношениях СРВ с крупными иностранными инвесторами.

В соответствии с обозначенным предметом и целью в работе исследованы следующие проблемы:

— современные тенденции в международном движении иностранного капитала с упором на АСЕАН;

— международное законодательство по использованию ПИИ, улучшение законодательной деятельности Вьетнама в целях более активного привлечения в страну иностранных инвесторов, изучение СРВ международных законов и правил;

— доказательство привлекательности инвестиционного климата во Вьетнаме и влияния на него противодействующих факторов;

— использование прямых иностранных инвестиций в отраслевом и страновом аспектах, проведение сравнительного анализа по странам, включая инвестиционное сотрудничество Вьетнама с Россией.

Региональный аспект использования иностранных инвестиций увязан с такой проблемой, как участие СРВ в свободной торговой и инвестиционной зоне АСЕАН и после присоединения к ней новых шести членов превращения Восточно-азиатского сообщества в мощнейшую паназиатскую зону торговли и инвестиций. Такая совокупность изучаемых проблем объясняет и актуальность, и научную новизну диссертации.

Степень исследования проблемы. Вопросы использования ПИИ и международной экономической помощи тесно связаны со стратегией развития Вьетнама, в оказании методологической и технической помощи которому участвуют ведущие международные банки, соответствующие государственные структуры Японии, ЕС, США и Китая. Совместная работа поднята на новый более качественный уровень в ходе подготовки к Х му съезду КПВ и принятия съездом очередного пятилетнего плана на 2006–2010 гг. К исследованию эффективности использования ПИИ и конкурентоспособности Вьетнама подключились также ведущие отечественные научно-исследовательские институты, в первую очередь Вьетнамской академии общественных наук, Государственного института управления при правительстве Вьетнама (CIEM), отраслевые НИИ и лаборатории. Ими был обобщен как положительный, так и в ряде случаев негативный опыт Вьетнама по использованию иностранных инвестиций, на что, в частности, обращают внимание и иностранные инвесторы.


Источники и научная литература.

Проблема повышения эффективности использования иностранных инвестиций во Вьетнаме нашла отражение в трудах ученых СРВ: Дин Ван Ан, Нгуен Тхи Кам Тхо, Буй Куок Хунг, Ле Зуан Зыонг, Нгуен Хыу Хунг Вьет, Ле Ван Шан, Нгуен Зю Тоан, Во Дай Лыок, Доан Минь Фу; российских ученых: Л.А. Аносовой, Е.Р. Богатовой, В.М. Мазырина, Н.А. Макарова, М.Е. Тригубенко.

Общая методология изучения движения мирового капитала исследовалась российскими учеными: академиком О.Т. Богомоловым, А.Н. Борковским, Н.В. Аршиновой, А.В. Аносовым, Л.З. Зевиным, А.Н. Быковым, В.А. Мельянцевым, С.Н. Сильверстовым, С.А. Седовым, Б.Я. Хейфецом, И.И. Дюмулен; особенности инвестиционной политики некоторых стран Азии нашли отражение в трудах В.Я. Портякова, А. Лопатиной, Л.И. Кондрашовой, А.Н. Федоровского, Г.С. Яскиной и ряда других Из иностранных ученых, активно изучающих экономическую и инвестиционную политику Вьетнама, можно назвать С. Адамс, В. Добсон, П. Давидсон, Е. Сакакибара, М. Ямакава.

В 2004 г. в СРВ был опубликован обширный труд международного авторского коллектива под редакцией профессора Во Дай Лыок «Towards East Asian Economic Community», в ежегодном выпуске «Белой книги по торговле и инвестициям» Джетро (Япония) представлена позиция японских экспертов по СРВ в разделе «Среднесрочная стратегия социально-экономического развития Вьетнама на период до 2020 г.» (на вьетнамском языке изданной в Ханое в 2005 г.).

В августе 2006 г. на инвестиционном совете АСЕАН был заслушан доклад по Вьетнаму, доклады по инвестиционной политике Вьетнама в 2004–2006 гг., опубликованы Азиатским Банком Развития «Vietnam Foreign Direct Investment and Postcrisis Regional Integration», Всемирным Банком «Vietnam Delivering on its Promise» — для совещания группы консультантов по СРВ, Европейской Комиссией «Concept Paper — County Strategy Paper for Vietnam 2007–2013», «EC — Vietnam County Strategy Paper 2002–2006», по оказанию экономической помощи СРВ подготовлены доклады группы доноров «Joint Donor Report to the Vietnam Consultative Group Meeting», «Vietnam Development Report», доклады готовились также UNDP, ESCAP, IMF. Правительственные доклады по инвестициям озвучены на ежегодных национальных собраниях СРВ, годовые доклады и обзоры публиковались Институтом управления CIEM, Министерством торговли и инвестиций. В работе использованы статистические материалы Всемирного Банка, ГСУ СРВ, доклады, сообщения НИИ Вьетнамской академии общественных наук, американских, японских, китайских исследовательских центров и институтов, НИИ Российской академии наук (Института Дальнего Востока, Мировой экономики и политики), ИСАА при МГУ.


Автором использованы научные доклады, сборники научных статей, изданные коллективом ученых Отдела азиатских исследований Отделения международных экономических и политических исследований ИЭ РАН, в т.ч. «Некоторые проблемы современного социально-экономического развития и внешнеэкономических связей стран Восточной Азии» (2001 г.), «Восточная Азия: динамика, тенденции, проблемы» (2005 г.), «Экономические проблемы и развитие стран Азии: вызовы, противоречия, трудности» (2006 г.), «Системная трансформация стран Восточной Азии» (2006 г.) и ряд других.

В связи с анализом общей теории движения иностранных инвестиций и опыта использования прямых иностранных инвестиций в странах Азии автором использованы статьи в российских журналах «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Проблемы Дальнего Востока», «Азия и Африка сегодня», издания БИКИ, вьетнамские журналы: «Вьетнамское экономическое обозрение», «Социально-экономическое развитие Вьетнама», «Инвестиции», «Торговля», «Деньги и кредит» и ряд других.

Научная новизна работы состоит в обобщении опыта использования иностранных инвестиций во Вьетнаме на фоне крупных перемен, которые имеют место, как в мировой, так и в региональной экономике, в определении места и роли Вьетнама в региональных потоках иностранного капитала, в выстраивании новой инвестиционной политики страны в связи с присоединением к ВТО и к расширенному составу АСЕАН–16. Важное место для доказательства научной новизны занимают выводы о месте и роли Вьетнама в глобальной внешней политике великих держав, включая Россию. В связи с доказательством привлекательности инвестиционного климата Вьетнама показаны успехи в развитии макроэкономики, новые стратегические ориентиры. Более обстоятельно, чем в других работах по СРВ, представлен анализ итогов использования ПИИ и ссудного капитала в отраслевом и страновом измерении.

Практическую значимость диссертации доказывают теоретические выводы и обобщения о роли и месте иностранного капитала в экономике Вьетнама в общем контексте анализа стратегии социально-экономического развития страны в 90 е годы и в начале нынешнего столетия. Работа может представить интерес для государственных и частных структур, сотрудничающих с СРВ в инвестиционной деятельности, включая МИД РФ, Министерство финансов, Минэконом развития РФ, крупных частных инвестиционных компаний и российских банков; в качестве учебного пособия — для преподавания в ВУЗах по специальностям «Мировая экономика», «Международные экономические отношения».


Апробация научных результатов диссертации нашла отражение в 4 х статьях, изданных в журнале «Общество, политика, предпринимательство» (2006, № 4), в сборнике научных статей «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем» (выпуск 33), С. Петербург, 2006 г. Общий объем опубликованных работ составляет 3,2 п.л. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, изложены автором в докладе в Центре азиатских исследований Отделения международных экономических и политических исследований ИЭ РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения, включает 5 графиков, 18 таблиц, в библиографии приведено 86 первоисточников на вьетнамском, русском и английском языках.


Содержание

Введение.

Глава 1. Условия привлечения иностранного капитала во Вьетнам на основе использования мирового опыта .

1.1. Основные тенденции в международном движении капитала.

1.2. Зарубежное законодательство по привлечению иностранных инвестиций.

1.3. Факторы привлекательности инвестиционного климата во Вьетнаме.

Глава 2. Формы иностранного предпринимательства во Вьетнаме.

2.1. Динамика и структура прямых иностранных инвестиций.

2.2. Ссудный капитал и его роль в модернизации народнохозяйственного комплекса.

2.3. Участие ПИИ в развитии экспортно-производственных зон Вьетнама.

Глава 3. Международное инвестиционное сотрудничество Вьетнама: региональный и страновой аспект.

3.1. Влияние на инвестиционную политику Вьетнама расширения региональной интеграции в Юго-Восточной Азии.

3.2. Сближение великих держав с Вьетнамом: тенденции и противоречия.

3.3. Возможные изменения в инвестиционной политике Вьетнама после присоединения к ВТО.

3.4. Современное состояние и перспективы инвестиционного сотрудничества Вьетнама с Россией.


Заключение.

Библиография.

Приложение.

II. Основное содержание работы


В 1 й главе обстоятельно разобраны вопросы международного движения капитала, соотношение их использования в развитых и развивающихся странах мира. Определяют этот процесс главным образом трансграничные слияния и поглощения, а основную долю в мировом капитале составляют финансовые услуги (63% общей суммы). В географическом плане движения инвестиций происходит сдвиг в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, где лидируют страны Северо-Восточной Азии и где вперед вырвался Китай. В Юго-Восточной Азии лидирует АСЕАН, в Южной Азии — Индия. Восточные страны не только ввозят капитал, но и размещают свои инвестиции за рубежом, что укрепляет их вес в международном движении капитала.

Рассматривая процесс международного движения капитала, нельзя не сказать о возрастающей роли их внутрирегиональных потоков. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии остается лидером среди других региональных группировок развивающегося мира по внутрирегиональному движению в первую очередь прямых инвестиций, что обусловлено формированием свободной торговой и инвестиционной зон АСЕАН1.

В первой главе проведен анализ интенсивности международного движения капитала на основе индекса интенсивности, исследована проблема механизма формирования свободных зон инвестиций в регионах мира. Для АСЕАН предложенные АТЭС принципы свободной инвестиционной зоны основываются на аналогичных принципах организации свободных торговых зон как АФТА в АСЕАН, так и НАФТА в Северной Америке. Они нашли отражение в так называемых Планах действий отдельных стран и в коллективных планах, которые укрепляют и расширяют инвестиционное сотрудничество на региональном уровне. Вместе с тем доказано, что этот процесс находится на начальной стадии формирования и испытывает (например, в ЮВА) негативное влияние из-за различных страновых подходов, но что преимуществ может быть больше, чем потерь, поскольку на региональном уровне создается по существу обширный рынок товаров, услуг и капиталов. Создание инвестиционной зоны дополняется инициативой АСЕАН по формированию Таможенного Союза, что еще больше увеличит привлекательность этого регионального рынка.


В создании инвестиционной зоны АСЕАН участвует Вьетнам, в связи с чем в работе подробно рассмотрен механизм ее функционирования и программы. В перспективном периоде укрепление и расширение инвестиционной зоны АСЕАН будет происходить на основе присоединения новых членов и превращения таким образом АСЕАН–10 в АСЕАН–16, с включением Китая, Японии, Индии, Республики Корея, Австралии и Новой Зеландии.

В первой главе подробно исследуется зарубежное законодательство по привлечению иностранных инвестиций, а также общие макроэкономические условия, благоприятные для притока ПИИ в национальную экономику, к которым автор относит установление одинакового правового режима по отношению к местным и иностранным инвесторам, справедливую и прозрачную законодательную систему, четкие правила относительно ввоза и вывоза капитала, ясную и стабильную налоговую систему, устойчивый курс национальных валют и ряд других.

Вполне логичным выглядит в контексте анализа общих проблем перелива капиталов вопрос о привлекательности инвестиционного климата во Вьетнаме. Доказано, что инвестиционный климат в стране формируют несколько условий, главнейшими из которых является стабильность в политике, экономике и обществе. Вторым фактором выступают сравнительные преимущества, имеющиеся в ряде конкурентоспособных отраслях, более дешевой стоимости рабочей силы, чем в АСЕАН и Китае, в сформировавшихся институциональных структурах и законах, охраняющих иностранную собственность и гарантирующих её неприкосновенность, а также устанавливающих приемлемые для иностранцев условия бизнеса и проживания. Важным является и то, что постоянно развивалась и совершенствовалась законодательная основа проводимых в стране реформ. Принятые после провозглашения курса на рыночную открытую социалистическую экономику (1986 г.) многочисленные законы (о предприятии, о госпредприятии, о частном предприятии, о торговле, о банках, о земле) постоянно корректировались и дополнялись и тем самым создали равные и благоприятные условия для хозяйственной деятельности представителям различных хозяйственных укладов. Особую активность в области укрепления законодательства правительство проявило в 2005 г. Были приняты Единый закон об инвестициях, Унифицированный Закон о предприятии, антикоррупционный Закон, Закон об интеллектуальной собственности, Закон о проведении тендеров, Закон о специальных продажах, Закон о трансакциях, Закон о коммерции, улучшенный Закон о таможне, Закон о торговом налоге. Такое обилие законодательных актов вызвано в первую очередь соблюдением требований ВТО об улучшении законодательной системы, как одного из главных условий принятия Вьетнама в ВТО. Новые законы смогут стимулировать приток в страну иностранного капитала.


На инвестиционный климат во Вьетнаме влияет бескризисное состояние экономики, высокие темпы роста ВВП и экспорта. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства насытил внутренний рынок товарной массой, полностью решена продовольственная проблема, из импортера риса СРВ стала вторым в мире (после Таиланда) его экспортером на мировой рынок.

X ым съездом Компартии Вьетнама (апрель 2006 г.) определена стратегия до 2020 года и план социально-экономического развития на 2006–2010 гг., опираясь на отличные показатели прошедшей пятилетки и в надежде на новые иностранные вливания в экономику страны.

В расчете по РРР (Purchasing power parity) ВВП за 10 ближайших лет должен возрасти в 2,1 раза, достигнув 94–98 млрд. долл. США, в расчете на душу населения он составит в 2010 году 1 050–1 100 долл. США, что соответствует нынешнему китайскому уровню.

Для реализации поставленных целей будут осуществлены программы, поддержанные отечественными и иностранными инвесторами, на развитие приоритетных экспортных производств, чья продукция пользуется на внешних рынках устойчивым спросом. При этом соблюдается принцип сдерживания перекоса в сторону односторонней поддержки государством естественных монополий в ущерб обрабатывающих отраслей.

Во 2 ой главе разобраны формы иностранного предпринимательства, динамика и структура прямых иностранных инвестиций и ссудного капитала, поступающего в страну по линии Официальной помощи развитию (ОДА).

Все инвестиционные проекты с иностранным участием делятся на 2 категории. В категорию А входят инвестиции по созданию инфраструктуры промышленных и экспортно-производственных зон; проекты по схемам ВОТ, строительство морских портов, аэродромов, связанные с морскими и воздушными перевозками; ТЭК; телекоммуникации и связь. К ним относятся также культура, образование, здравоохранение, научные исследования, фармацевтическая промышленность, страхование, финансы и аудит; разведка и добыча редких полезных ископаемых; строительство жилых комплексов; проекты в сфере обороны и безопасности; проекты с объемом инвестиций, превышающих 40 млн. долл. в области электроэнергетики, добычи полезных ископаемых, в металлургии, по производству цемента, отрасли машиностроения, химической промышленности, гостиничного хозяйства и недвижимости, создания туристических развлекательных центров; проекты, использующие городскую территорию площадью от 5 га, а также территории вне городских районов площадью от 50 га. По проектам, входящим в категорию А, требуется одобрение премьер-министра правительства СРВ.


По проектам категории В решение принимается на уровне Министерства промышленности и инвестиций, народных комитетов провинций или администраций производственных и экспортно-производственных зон. Все большее распространение получает практика решения вопросов «на одном месте», что существенно сокращает время получения лицензии. Решения по средним (до 40 млн. долл.) и малым проектам принимаются на провинциальном уровне без согласования с центром.

Доказали свою эффективную работу во Вьетнаме три формы прямых иностранных инвестиций: СП, концессии, ВОТ (договор о совместной коммерческой деятельности). По долевому соотношению вложения капитала на долю СП в 2004 г. приходилось 51%, компаний со 100% иностранной собственностью — 36%, на ВОТ — 13%.

Эффективность использования иностранного капитала показана на примере отдельных отраслей экономики СРВ:

1) СП производят 1/3 продукции промышленности;

2) На иностранных предприятиях со 100% собственностью и на СП занято более 600 тыс. рабочих, 6 тыс. менеджеров и 25 тыс. ИТР, по трудовым договорам работает 1,3 млн. человек.

3) Иностранный капитал в значительной степени формирует экспортные ресурсы Вьетнама. Экспорт продукции, произведенной полностью иностранными или совместными фирмами, вырос с 52 млн. долл. США в 1991 г. до 6,225 млн. долл. США в 2003 г., удельный вес ПИИ в общем объеме экспорта повысился с 2,5% в 1991 г. до 42% в 2005 г.

4) ПИИ доминируют в передовых, быстро развивающихся отраслях, включая производство энергоносителей: 1/3 экспорта сырой нефти приходится на ПИИ, в нефтяном секторе занято 500 тыс. рабочих и служащих.

5) Иностранные инвестиции в 90 х годах активно участвовали в формировании экспортно-производственных и промышленных зон. В ЭПЗ было зарегистрировано 1253 проекта с объемом иностранных инвестиций около 1 млрд. долл. США. Ведущими инвесторами в ПЗ и ЭПЗ стали японские (1,8 млрд. долл.), тайваньские (1,6 млрд. долл.), корейские компании (1,5 млрд. долл.). Но сейчас формирование новых зон приостановлено, так как был слабо разработан механизм их функционирования. В качестве мер были предложены:


• Укрепление в целом системы законодательства относительно деятельности ЭПЗ, улучшение и совершенствование законодательной базы на местном уровне.

• Более четкое разделение полномочий центральных органов власти и местных органов в вопросах функционирования СЭЗ, предоставление еще больших полномочий органам местной власти для решения проблем на места.

• Укрепление внутреннего правопорядка в промышленных зонах, борьба с коррупцией и контрабандой мерами принуждения и убеждения.

• Более широкое использование международного опыта развития СЭЗ с учетом местных условий (пропаганда, реклама, проведение международных конференций, усиление научных исследований в этой области).

• Повышение уровня квалификации управленческого персонала с использованием финансовых средств как центральных органов, так и иностранных инвесторов (в том числе возможное установление определенной квоты финансовых расходов иностранных инвесторов на создание учебных центров, обучение персонала за рубежом).

• Усиление государственной поддержки при создании современной инфраструктуры внутри СЭЗ и в районах, прилегающих к ним и ряд других.

В СРВ были разработаны правила регистрации инвестиционных проектов в соответствии с народнохозяйственным значением той или иной отрасли. Отмечая рост поступления во Вьетнам прямых иностранных инвестиций, автор обращает внимание на их неровную динамику. Она отражает, с одной стороны, последствия влияния регионального финансового кризиса 1997–1998 гг., с другой — переориентацию бóльшей части мировых потоков иностранного капитала в Азии на АСЕАН (прежде всего в более развитые «АСЕАН–6»: Сингапур, Малайзию, Таиланд, Бруней, Индонезию, Филиппины), но главным образом в Китай.

Вторым внешним фактором развития экономики СРВ выступает ссудный капитал. Обязательства по оказанию донорской помощи Вьетнаму стабильно оставались ежегодно на уровне 2,6–2,8 млрд. долл. начиная с 1995 г., причем три главных донора Вьетнама — АзБР, Всемирный Банк и МВФ сохраняют лидерство в предоставлении финансовой помощи, поскольку на них приходится свыше 70% донорских средств.


Таблица 1

Объем финансовых обязательств различных международных организаций по оказанию экономической помощи Вьетнаму в 2001–2005 гг., млн. долл.

Доноры

Всего

в т.ч. кредиты

Азиатский Банк Развития

1700

1670

Всемирный Банк

2500

2500

Международный Валютный Фонд

4000

3275

Организации ООН

250

250

Неправительственные организации

250



Прочие

2000

1200

Помощь в целом

10910

8895

Источник: Министерство финансов, Министерство планирования и инвестиций Вьетнама.



Среди введенных в эксплуатацию объектов, построенных на средства ОДА в 90 х годах – начале нынешнего столетия, входили общереспубликанские скоростные автодороги, провинциальные и сельские автострады, мосты, ирригационные объекты, восстановление лесного массива, проведение дренажных и водоочистных работ в городах, снабжение деревень чистой питьевой водой, строительство школ, госпиталей, поликлиник, ресурсы на сокращение бедности, преимущественно в отдаленных районах. Таким образом, доказано, что международная экономическая помощь является крупнейшим инвестиционным ресурсом Вьетнама, в общих инвестициях доля средств ОДА в 2001–2005 гг. составляла 11%, в бюджетных поступлениях 17%.

Третья глава работы посвящена проблеме экономических и политических интересов великих держав, проявленных к сотрудничеству с Вьетнамом, в которой главное внимание уделено США, ЕС, Китаю и российскому вектору инвестиционной политики Вьетнама.

Новое вьетнамское руководство, пришедшее к власти в 2006 г., понимает, что удержать темп развития на уровне прошедшей пятилетки страна сможет путем наращивания инвестиционного капитала и привлечения дополнительной иностранной помощи. Понимает, что ресурс доверия западных стран состоит в сильном Вьетнаме, ориентирующемся преимущественно на Запад. Китай же будет рассматривать отношения с СРВ в увязке сотрудничества с другими странами–членами АСЕАН. Поэтому долгосрочные цели США состоят в том, чтобы путем определенных уступок (создания режима наибольшего благоприятствования, принятия в ВТО на условиях развивающейся страны с определенными налоговыми привилегиями) приблизить к себе СРВ и уменьшить на него влияние Китая и России. ЕС не имеет таких серьезных и долгосрочных амбициозных целей, как США и рассматривает усиление своего влияния во Вьетнаме путем продажи ему вооружений, вытесняя тем самым с вьетнамского рынка военной техники и военных технологий Россию, а также вывозя свой капитал в прибыльные отрасли экономики Вьетнама.


Нельзя сбрасывать со счетов, что Китай, учитывая традиционные добрые связи Вьетнама с Россией, может привлекать его к согласованным с Россией инициативам во внешней политике, а также в целях уменьшения влияния США во Вьетнаме. Россия же, скорее всего, будет довольствоваться достигнутым уровнем сотрудничества с Вьетнамом, пытаясь сохранить за собой лидерство в военно-технологическом сотрудничестве и наращивание присутствия в ряде ведущих отраслей вьетнамской экономики (энергетика, транспорт, нефтедобыча).

Цели Вьетнама при таком нынешнем раскладе интересов крупных зарубежных стран — исключительный прагматизм и балансирование, чтобы не попасть в экономическую и внешнеполитическую зависимость ни к одной стране, как это случилось в свое время с Республикой Корея. РК безуспешно пытается проводить самостоятельную, независимую от США внешнеполитическую линию, особенно в диалоге с КНДР, но завязана на военный договор и крупные льготные заимствования у США. Провозгласив курс на сближение с КНР, вьетнамское руководство пытается изжить традиционный синдром боязни Китая как военного агрессора в прошлом и экономического — в настоящем. По-прежнему большинство населения Вьетнама при социологических опросах более доверяют США и хотят скорейшего сближения с США, чем с Китаем. Но многие понимают, что Китай для Вьетнама представляет образец мирного изживания остатков социализма и создателя самой эффективной среди других развивающихся стран модели рыночной экономики.

Таким образом, во внешнеполитическом треугольнике США – Китай – ЕС соседствуют единые экономические приоритеты, выстраиваемые вьетнамским руководством на перспективу — технологическое обновление гражданских отраслей, развитие информатики, автомобилестроения, авиации, строительство АЭС, наращивание нефтегазового комплекса, куда могут быть направлены крупные зарубежные инвестиции и новейшие технологии.

Вьетнам, видимо, должен всячески подстраиваться под реалии внешнеполитической ориентации США, ЕС на развитие капитализма во Вьетнаме, но без втягивания его в их военные союзы в Азии или в Европе, по типу вхождения новых членов, бывших соцстран в НАТО (как это происходит в случае с Украиной и Грузией). Но обезопасить себя от такой нежелательной тенденции Вьетнам может путем присоединения не только к военной группировке АРФ, но и к ШОС — Шанхайской организации сотрудничества, приняв во внимание тот факт, что в нее желают вступить Индия, Пакистан, Афганистан, т.е. сильные в военном отношении страны. Сейчас просматривается здравая тенденция гибкого балансирования СРВ; включая сближение с Россией, странами Центральной Азии и Латинской Америки. Важным моментом для сотрудничества, включая инвестиционное, с Западом, является усиление политической роли СРВ в АТЭС, АРФ и АСЕАН. Но в АСЕАН экономически слабый Вьетнам уступает более продвинутой пятерке, а после начала организации с конца 2005 г. новой межстрановой конфигурации Восточно-азиатского сообщества ВАС–16 Вьетнаму будет труднее удержать свое политическое влияние в АСЕАН, чем, отчасти, объясняется сближение с США и ЕС. Одновременно Вьетнам вынужден присоединиться к общей долгосрочной стратегии ВАС–16, направленной на его превращение в центр силы в АТР, и который сможет стать серьезным противовесом для сдерживания американского гегемонизма в Азии.


Вьетнам в перспективном периоде должен наряду с прагматизмом во внешней политике сохранить хорошие традиции, которые привлекают к нему страны Запада, Китай и Россию. В условиях глобализации и вступления страны в ВТО необходимо при обновлении сохранить политическую стабильность, что требует постоянной борьбы с коррупцией, бедностью, распространением пороков так называемой западной культуры. Вьетнам должен сохранить традиции патриотического воспитания, сочетая их с использованием китайских лозунгов о национальной идее, формулируемой как борьба за сильный Китай. Среди главных проблем на этом пути вьетнамское руководство также называет борьбу с загниванием корпоративных структур и необходимость продолжения реформ.


По теме диссертации опубликованы статьи:

1. Международный опыт движения иностранного капитала — в сборнике научных статей «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем» (выпуск 33). С. Петербург, 2006 г., объем 1,2 п.л.

2. Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: тенденции, проблемы перспективы — в сборнике научных статей «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем» (выпуск 33), С. Петербург, 2006 г., объем 0,8 п.л.

3. Ссудный капитал в экономике СРВ: объем, динамика, инвестиционные проекты в 2001–2010 гг. — в сборнике научных статей «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем» (выпуск 33), С. Петербург, 2006 г., объем 0,5 п.л.

4. Иностранный капитал в экономике Вьетнама — в журнале «Общество, политика, предпринимательство», 2006, № 4, объем 0,7 п.л.

1 Среди факторов, определивших интерес основных мировых доноров ПИИ к АСЕАН, присутствуют: экономические (приток ПИИ по линии ТНК из крупнейших стран–доноров капитала и технологий, так называемой «триады»: США, ЕС и Япония), географические (ориентация, например, Вьетнама на инвестиции из Тайваня, Лаоса — из Таиланда), сохранившиеся связи с бывшими метрополиями.