shkolageo.ru 1


  • «Стили детско-родительских

  • отношений и формы личностной дезадаптации подростка».


Проблема детско-родительских отношений

  • Проблема детско-родительских отношений

  • актуальна для социально-психологических исследований



На первом месте среди факторов, определяющих уровень дезадаптации подростка, стоит фактор семьи.



В подростковом возрасте отношения с родителями переходят на качественно новый этап.

  • Специфика взаимоотношений «семья-подросток» обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своей идентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы.

  • У подростка одновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».



По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.

  • По сравнению с другими институтами социализации у семьи есть свои особенности. Прежде всего, семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершенных родителями на прежних этапах воспитания.


Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

  • Семья является разновозрастной группой, в которой подросток приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

  • Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности (аффективную, когнитивную, поведенческую), продолжается практически непрерывно (с рождения и на протяжении всей жизни, в любое время года, суток и т. д.) и ощущается даже тогда, когда ребенок находится за пределами дома.


причины дезадаптации, возникающих в семье:

  • причины дезадаптации, возникающих в семье:

  • неполный состав семьи, это часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, невротическим состояниям, озлобленности, преждевременному выполнению подростками «взрослых социальных ролей» кормильцев семей, защитников и т. д.;

  • низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гипероопеке, либо же к гипоопеке (по классификации А.Е. Личко);

  • негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность подростков: фрустрационные и невротические состояния; агрессивность поведенчес­ких реакций, негативизм;

  • отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин;

  • низкое или сверхобеспеченное материальное положе­ние семьи, порождающее негативные модели поведения с точки зрения их влияния на подростков.


Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Кроме этого на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

  • Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Кроме этого на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.


Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.

  • Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей – подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.



Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

  • Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

  • В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей курсовой работе

  • «Стили детско-родительских отношений и формы личностной дезадаптации подростка».


Цель : выявить взаимосвязь между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации детей подросткового возраста.

  • Цель : выявить взаимосвязь между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации детей подросткового возраста.

  • Задачи:

  • осуществить теоретический анализ литературы в области жизнедеятельности семьи с детьми подросткового возраста;

  • изучить индивидуальные психологические особенности подростков;

  • исследование стилей детско-родительских отношений родителей с детьми подросткового возраста;

  • провести качественный анализ взаимосвязи между стилями детско-родительских отношений в семьях и личностными дезадаптациями подростков.

  • Объект исследования: жизнедеятельность семьи с детьми подросткового возраста.

  • Предмет исследования: личностные особенности подростков и стили детско-родительских отношений.

  • Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации подростков.


Методологическая основа:

  • Методологической основой являются теоретические концепции ведущих психологов:

  • В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович о закономерностях развития детской психики;

  • В.Н.Мясищева концепции отношения;

  • А.В.Петровского персонализации;

  • Р.В.Овчаровой родительство как психологический и социокультурный феномен;

  • А.Я.Варги, А.С.Спиваковской о влиянии стилей семейного воспитания на возникновение невротических отклонений в личности ребенка и подростка;

  • А.И.Захаров, А.Е. Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Г.Юстицкий о стилях неконструктивного родительского отношения, приводящие к расстройствам невротического и психопатического типа у детей и подростков;

  • И.В.Дубровина, М.И. Лисина о нарушениях в формировании различных сторон личности ребенка и подростка, которые находятся в прямой зависимости от степени нарушения родительско-детских отношений.


Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение (включенное и пассивное), методы математической статистики (вычисление среднего арифметического и среднеквадратического отклонений), тестовый метод:

  • Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение (включенное и пассивное), методы математической статистики (вычисление среднего арифметического и среднеквадратического отклонений), тестовый метод:

  • тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина;

  • опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера;

  • методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (уровень агрессии), адаптированный А.К.Осницким;

  • тест «Шкала самооценки уровня тревожности» Ч.Д.Спилбергера, адаптированный Ю.Л. Ханиным;

  • методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда.


База исследования:

  • База исследования:

  • учащиеся 8 классов и их родители МОУСОШ №34 г. Владимира

  • (30 человек: подростки – 14-15 лет и родители в возрасте от 35 до 48 лет).



Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ психокоррекционных занятий при решении вопросов детско-родительских отношений.

  • Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ психокоррекционных занятий при решении вопросов детско-родительских отношений.

  • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, вывода, библиографии и приложения. Содержит 7 таблиц, 2 приложения.



Выводы по главе №1.

  • Выводы по главе №1.

  • Теоретическая часть курсовой работы основана на просмотре особенностей подросткового возраста и различных типов семей, которые влияют на степень развития ребенка в этом возрасте. Подростковый возраст, возраст перемен и ломки характера - поистине трудный возраст, переменчивое, с резкими колебаниями настроения, ранимость делают его подчас совершенно неспособным адекватно оценивать ситуацию и вести себя, сообразуясь с нею. Именно такой своей неадекватностью подросток и провоцирует возникновение разного рода конфликтов неустойчивости родительских отношений. В свою очередь различные типы семей, воспитание и отношение родителей по-своему оказывают на развитие подростка.

Исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми – подростками



Вывод.

  • Родители подростков стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком-подростком, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Но при этом родитель не заинтересован в делах и планах ребенка, не старается ему помочь во всем, не сочувствует ребенку. Отсюда родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок-подросток ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.



Исследование нарушений процесса воспитания в семьях родителей подростков



Г+ гиперпротекция; Г- гипопротекция; У+ потворствование; У- игнорирование потребностей ребенка; Т+ чрезмерность требований - обязанностей; Т- недостаточность требований-обязанностей ребенка; 3+ чрезмерность требований-запретов; 3 - недостаточность требований-запретов к ребенку; С+чрезмерность санкций; С- минимальность санкций;


РРЧ - расширение сферы родительских чувств; ПДК - предпочтение в подростке детских качеств; ВН- воспитательная неуверенность родителя; ФУ -фобия утраты ребенка; НРЧ - неразвитость родительских чувств; ПНК -проекция на ребенка {подростка) собственных нежелательных качеств; ВК - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; ПЖКшкала предпочтений женских качеств; ПМКшкала предпочтений мужских качеств, Н-неустойчивость стиля воспитания.




Исследование агрессии и враждебности у подростков.

  • Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (уровень агрессии), адаптированный А.К.Осницким)



Исследование реактивной и личностной тревожности у подростков

  • Исследование реактивной и личностной тревожности у подростков



Исследование акцентуированного

  • Исследование акцентуированного

  • поведения подростка.

  • (Методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда)





Вывод по главе №2

  • Вывод по главе №2

  • В результате анализа и интерпретации данных установлена связь между стилем родительского отношения и личностной дезадаптацией подростка.

  • Были получены следующие данные:

  • доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±) содействует развитию гипертимных черт характера подросток;

  • повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+) стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

  • Обилие контроля характерно для доминирующей гиперпротекции, при которой обостренное внимание и забота сочетаются с обилием ограничений и запретов способствует высокой личностной тревожности у подростков.


Заключение

  • Подводя итоги данного исследования, нужно отметить, что цель нашей курсовой работы была достигнута: мы выявили взаимосвязь между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации детей подросткового возраста. Выдвинутая в исследовании гипотеза подтвердилась о существовании взаимосвязи между стилями детско-родительских отношений и формами личностной дезадаптации подростков.