shkolageo.ru 1



Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами.

  • Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами.

  • Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.



В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.

  • В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте.

  • Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации.


Анализ ценностей исключительно важен для изучения современного образовательного пространства.

  • Анализ ценностей исключительно важен для изучения современного образовательного пространства.

  • Как пишет Борис Семенович Гершунский, «...сфера деятельности политиков, определяющих социально значимые направления развития образования, находится в единстве с развитием всех остальных жизненно важных сфер общества, — деятельность образовательно-стратегическая, ориентированная на прогностическое обоснование образовательных ценностей и приоритетов...»


Философия является не только рефлексивно-теоретической системой, выражающей наиболее общее видение мира, но и системой принципов, которая учит «искусству жить» разумно.

  • Философия является не только рефлексивно-теоретической системой, выражающей наиболее общее видение мира, но и системой принципов, которая учит «искусству жить» разумно.

  • Философия предполагает, что в процессе образования-воспитания у человека происходит развитие системы знаний о добре и зле, прекрасном и безобразном, о социальной справедливости, истине, лжи, смысле и цели человеческой истории и др.,

  • Конечно эти нравственные начала должны пронизывать развитие современной образовательной политики.



Главная задача аксиологии — показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каковы ее отношения к фактам реальности.

  • Главная задача аксиологии — показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каковы ее отношения к фактам реальности.



В начале XXI века, когда относительность и субъективность стали нормами философского размышления о мире, ценность определяется ее значимостью для субъекта, закрепляется жизненным опытом и совокупностью переживаний человека, а целостность и устойчивость системы ценностей определяют зрелость человека.

  • В начале XXI века, когда относительность и субъективность стали нормами философского размышления о мире, ценность определяется ее значимостью для субъекта, закрепляется жизненным опытом и совокупностью переживаний человека, а целостность и устойчивость системы ценностей определяют зрелость человека.


Иными словами, ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей, определяя принципы поведения. Поэтому общество (российское в том числе) заинтересовано в том, чтобы люди придерживались принятых в обществе принципов поведения.

  • Иными словами, ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей, определяя принципы поведения. Поэтому общество (российское в том числе) заинтересовано в том, чтобы люди придерживались принятых в обществе принципов поведения.


Аксиологическая природа образовательного процесса в последнее время достаточно активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе.

  • Аксиологическая природа образовательного процесса в последнее время достаточно активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе.

  • Переломное состояние общества порождает трансляцию новых жизненных смыслов и ценностей, а образование при этом играет особую роль, выступая отражением глубинных оснований культуры.



Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества и испытывают, в свою очередь, его обратное влияние.

  • Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества и испытывают, в свою очередь, его обратное влияние.

  • Это сложный, но позитивный процесс, который ведет к повышению статуса образования как социального института и усилению его влияния на духовную жизнь общества.


Наше отечественное образование, как определяющий социальный институт духовного развития личности, призван обеспечить: приобщение молодежи к духовным ценностям общества; воспитание нравственной чистоты, создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание помощи в развитии творческого потенциала, способностей в жизненном самоопределении и самореализации.

  • Наше отечественное образование, как определяющий социальный институт духовного развития личности, призван обеспечить: приобщение молодежи к духовным ценностям общества; воспитание нравственной чистоты, создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание помощи в развитии творческого потенциала, способностей в жизненном самоопределении и самореализации.


Проблема образования в современных условиях — это не просто подготовка образованного специалиста, а создание человека духовного, гуманного, экологического.

  • Проблема образования в современных условиях — это не просто подготовка образованного специалиста, а создание человека духовного, гуманного, экологического.



Выделяют следующие образовательные ценности: воспитание качеств человека, которые востребованы современным обществом. Традиционные культурные образцы человека, воспроизводимые образованием, включают такие нормы сознания и поведения, как милосердие, смирение, отвага, честность и др. Но с развитием принципов свободы, самоактуализации человека традиционные образцы постепенно теряют свое главенствующее значение. Наблюдается отказ образовательной системы от воспитательной роли (это свойственно и либеральным странам Запада), что порождает ряд негативных тенденций.

  • Выделяют следующие образовательные ценности: воспитание качеств человека, которые востребованы современным обществом. Традиционные культурные образцы человека, воспроизводимые образованием, включают такие нормы сознания и поведения, как милосердие, смирение, отвага, честность и др. Но с развитием принципов свободы, самоактуализации человека традиционные образцы постепенно теряют свое главенствующее значение. Наблюдается отказ образовательной системы от воспитательной роли (это свойственно и либеральным странам Запада), что порождает ряд негативных тенденций.


Есть все основания утверждать, что в нашем обществе развивается ценностная инверсия (от лат. inversio — перестановка). Она заключается в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии, сопровождающемся кардинальным изменением комбинаторики поведения, когда «низовые ценности» начинают доминировать в культуре и играть роль ценностей определяющих, а ценности изначально подлинные абсолютные оттесняются на культурную периферию.

  • Есть все основания утверждать, что в нашем обществе развивается ценностная инверсия (от лат. inversio — перестановка). Она заключается в разрыве традиций, разрушении ценностной иерархии, сопровождающемся кардинальным изменением комбинаторики поведения, когда «низовые ценности» начинают доминировать в культуре и играть роль ценностей определяющих, а ценности изначально подлинные абсолютные оттесняются на культурную периферию.

  • Данная ценностная инверсия носит отрицательный характер и должна быть учтена при формировании современной образовательной политики, поскольку включает равнодушие, отсутствие или ограниченность духовных запросов, социальное иждивенчество и др.


Другими словами, отечественное образование все чаще перестает выполнять свою главную культурную функцию — посредника между личностью индивида и лучшим духовным наследием общества. Каналы трансляции культурных норм перестают работать.

  • Другими словами, отечественное образование все чаще перестает выполнять свою главную культурную функцию — посредника между личностью индивида и лучшим духовным наследием общества. Каналы трансляции культурных норм перестают работать.

  • С прошлого века для образования характерны тенденции демократизации и массовизации, вследствие чего оно все более превращается в коммерческую сферу услуг. В этих условиях все более увеличивается промежуточная зона между носителями культурных образцов (профессионалами) и теми, кто транслирует культурные образцы, выстраивая учебные планы, программы, формы и модели обучения.



Образуется «второй слой профессионалов» — педагогов-коммуникаторов. Эти «профессионалы» — уже носители не высших культурных образцов знания, а всего лишь методик их передачи и освоения, то есть культурных норм второго порядка.

  • Образуется «второй слой профессионалов» — педагогов-коммуникаторов. Эти «профессионалы» — уже носители не высших культурных образцов знания, а всего лишь методик их передачи и освоения, то есть культурных норм второго порядка.

  • С ростом знаний и объемов информации образование из культурной практики второго рождения трансформируется в сферу предъявления услуг.


Таким образом, считает Панарин Владимир Иванович, нынешняя ситуация в культуре и отечественном образовании характеризуется тем, что система образования, сохранившись как организационная структура общества, значительно утратила свою культурную функцию.

  • Таким образом, считает Панарин Владимир Иванович, нынешняя ситуация в культуре и отечественном образовании характеризуется тем, что система образования, сохранившись как организационная структура общества, значительно утратила свою культурную функцию.

  • Аксиологический аспект рефлексии теории и практики современного образования дает возможность по-новому переосмыслить современную образовательную политику. Это позволяет перестраивать образование с позиции необходимости возврата ему главной культурной функции. Образованию в России снова придется становиться посредником между новыми поколениями и образцами культуры.


Ориентация на образование как на способ и инструмент повышения социального статуса позволяет говорить о статусно-престижной ценности образования. Именно этот аспект ценности образования оказывается сегодня наиболее привлекательным и значимым в нашей стране. Именно им объясняется парадоксальная российская ситуация, при которой в условиях общего кризиса и периферийного положения образования его статус и ценность остаются достаточно высокими. Социологи утверждают, что 70 % старшеклассников намерены по окончании школы продолжить учебу, причем большинство из них — в вузе. В среде работающей молодежи те, кто не имеют никаких намерений относительно продолжения образования, составляют всего 6 %.

  • Ориентация на образование как на способ и инструмент повышения социального статуса позволяет говорить о статусно-престижной ценности образования. Именно этот аспект ценности образования оказывается сегодня наиболее привлекательным и значимым в нашей стране. Именно им объясняется парадоксальная российская ситуация, при которой в условиях общего кризиса и периферийного положения образования его статус и ценность остаются достаточно высокими. Социологи утверждают, что 70 % старшеклассников намерены по окончании школы продолжить учебу, причем большинство из них — в вузе. В среде работающей молодежи те, кто не имеют никаких намерений относительно продолжения образования, составляют всего 6 %.


Статусно-престижная ценность образования в современных российских условиях является доминирующей в функциональном аспекте и определяет ценность образования как таковую. Это происходит в силу преобладания в самом образовании престижных сторон в ущерб содержательным.

  • Статусно-престижная ценность образования в современных российских условиях является доминирующей в функциональном аспекте и определяет ценность образования как таковую. Это происходит в силу преобладания в самом образовании престижных сторон в ущерб содержательным.


Наиболее глубинный и сущностный смысл образования для общества в целом и для молодежи в частности реализуется через его культурно-мировоззренческую функцию. Это ведущая функция, так как ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственно-этическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности.

  • Наиболее глубинный и сущностный смысл образования для общества в целом и для молодежи в частности реализуется через его культурно-мировоззренческую функцию. Это ведущая функция, так как ценностные аспекты образования, связанные с культурно-мировоззренческой функцией, представляют собой нравственно-этическую ценность образования, фиксирующую необходимость формирования свободной и ответственной личности.



Согласно исследованию И.Я. Лернера, теоретический уровень рассмотрения содержания образования представляет собой осознание элементов содержания образования как систему их функций и структуры – осознание, являющееся исходным для конструирования любого содержания современного общества.

  • Согласно исследованию И.Я. Лернера, теоретический уровень рассмотрения содержания образования представляет собой осознание элементов содержания образования как систему их функций и структуры – осознание, являющееся исходным для конструирования любого содержания современного общества.


Следует подчеркнуть, что единственным источником, откуда черпается содержание образования, является материальная и духовная культура, воплощенная в социальном опыте общества. В состав социального опыта входят знания о природе, обществе, человеке; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности (восприятие, воспроизведение, преобразование), которые проникнуты мировоззрением общества. Вместе с тем, содержание образования, отражающее состав социального опыта, следует определить как социально ориентированную и педагогически адаптированную систему знаний, умений, способов деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения – систему, усвоение которой обеспечивает формирование познавательной активности школьников.

  • Следует подчеркнуть, что единственным источником, откуда черпается содержание образования, является материальная и духовная культура, воплощенная в социальном опыте общества. В состав социального опыта входят знания о природе, обществе, человеке; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности (восприятие, воспроизведение, преобразование), которые проникнуты мировоззрением общества. Вместе с тем, содержание образования, отражающее состав социального опыта, следует определить как социально ориентированную и педагогически адаптированную систему знаний, умений, способов деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения – систему, усвоение которой обеспечивает формирование познавательной активности школьников.


Становится очевидным, что учебный план в современной школе и вузе должен строиться на принципах научности и систематичности. Это означает, во-первых, нацеленность образования на формирование научной картины мира и активной жизненной позиции у подростков и молодежи, во-вторых, нацеленность образования на передачу обучающимся системы знаний (основ наук), на высокий уровень теоретической подготовки.

  • Становится очевидным, что учебный план в современной школе и вузе должен строиться на принципах научности и систематичности. Это означает, во-первых, нацеленность образования на формирование научной картины мира и активной жизненной позиции у подростков и молодежи, во-вторых, нацеленность образования на передачу обучающимся системы знаний (основ наук), на высокий уровень теоретической подготовки.



Задача любого учебного предмета – рассмотреть сквозь призму структуры философского сознания программный, т.е. в целом доступный учебный материал разных предметов всех лет обучения и включение отобранного материала в учебный процесс в соответствующей философскому сознанию системе учебных ситуаций.

  • Задача любого учебного предмета – рассмотреть сквозь призму структуры философского сознания программный, т.е. в целом доступный учебный материал разных предметов всех лет обучения и включение отобранного материала в учебный процесс в соответствующей философскому сознанию системе учебных ситуаций.


перенести центр педагогической работы на формирование у школьников и студентов единства в формировании философских переживаний, отношений к миру, философских знаний, умений и методов познания;

  • перенести центр педагогической работы на формирование у школьников и студентов единства в формировании философских переживаний, отношений к миру, философских знаний, умений и методов познания;

  • раскрыть структуру философского сознания в его операционном, деятельном, методически действенном смысле;

  • соотнести со структурой философского сознания систему формируемых в обучении философских умений, организуя их формирование в системе особых философско-мировоззренческих ситуаций;

  • обеспечить содержательную и методическую основу реализации данного подхода к развитию эмоционально-ценностного отношения к миру у подростков и молодежи.