shkolageo.ru 1



  А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия.



  • Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.



  • Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.



  • Пусть дети "изобретают свои велосипеды".

  • Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.



1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. 

  • 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. 

  • Отсюда следствие: надо помогать ребенку приобретать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.


2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

  • 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.


3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

  • 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.



  • 1. Сформировать мотивацию!

  • 2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого дети пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.



  • 3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У школьников интерес не к рассуждениям, а к событиям.



4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше нам доверяют и охотнее слушаются.

  • 4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше нам доверяют и охотнее слушаются.

  • 5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Мы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу.

  • 6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу.

  • 7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?" 



8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

  • 8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

  • 9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

  • 10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.



Уменьшение- увеличение

  • Уменьшение- увеличение

  • Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"  - Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.  - Хотела бы уменьшить домашние задания.  - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.  - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.



  • Усложнить эту игру дополнительными вопросами:

  • "И что из этого получится?

  • К чему это приведет?

  • Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?" 


- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

  • - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

  • - Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.


Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

  • Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).

  • Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов



  • - Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе.

  • - Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.

  • - Человек питается орлиной пищей - грызунами, птицами.

  • - Человек покрыт перьями.



Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?  Великих людей? Вымирающих животных?  Новых животных и растений?

  • Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?  Великих людей? Вымирающих животных?  Новых животных и растений?


Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.  Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

  • Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.  Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.


  • - Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.  Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.  Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники. 



Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если".

  • Ускорять или замедлять можно скорость протекания любых процессов. Чтобы направить фантазию в этом направлении, задают вопросы типа: "Что будет, если", "Что произойдет, если".

  • - Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее?



Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную ("Открывает Щука рот"); "Серый Волк ей верно служит"; храбрый заяц; трусливый лев. Задание. Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

  • Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную ("Открывает Щука рот"); "Серый Волк ей верно служит"; храбрый заяц; трусливый лев. Задание. Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.



  • Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.  Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.  Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?  Задание. Составьте несколько описаний предметов для аборигена.

Стеклянные человечки 

  • Стеклянные человечки 

  • Придумывание стран, в которых живут люди, сделанные из определенного материала. (Мыльная страна, Бумажная страна и др.)



Соединение в одной сказки персонажей из нескольких и придумывание совместных приключений. (В одной сказке Айболит, Чебурашка, дядюшка Скрудж, Питер Пен…)

  • Соединение в одной сказки персонажей из нескольких и придумывание совместных приключений. (В одной сказке Айболит, Чебурашка, дядюшка Скрудж, Питер Пен…)



  • Характеры (свойства) героев известной сказки меняются на противоположные. Придумать, как изменится сюжет сказки. (Добрый волк, которого замучили три злых поросенка; кровожадный Колобок, который съедает всех на своем пути, кроме лисы и т. д.)


Для того, чтобы изменить привычные элементы знакомой сказки на альтернативные, разрушить стереотипы, нужно провести самый настоящий анализ сказки, выделить те узловые элементы, на которых строится сказка. Можно организовать соревнование: «Кто сильнее переврет сказку?»  Например  «Было у царя 20 сыновей (нет, 3). Собрал их царь и говорит: «Пора вам по грибы идти!» (жениться). Возьмите по валенку (по стреле), куда упадет — там грибы и растут (невеста живет)…»

  • Для того, чтобы изменить привычные элементы знакомой сказки на альтернативные, разрушить стереотипы, нужно провести самый настоящий анализ сказки, выделить те узловые элементы, на которых строится сказка. Можно организовать соревнование: «Кто сильнее переврет сказку?»  Например  «Было у царя 20 сыновей (нет, 3). Собрал их царь и говорит: «Пора вам по грибы идти!» (жениться). Возьмите по валенку (по стреле), куда упадет — там грибы и растут (невеста живет)…»