shkolageo.ru
добавить свой файл
1


Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе


Структура экзаменационной работы

  • 1 часть – сжатое изложение (не менее 90 слов);

  • 2 часть – работа с текстом (чтение, понимание, ответы на тестовые задания А и В);

  • 3 часть – написание сочинения на лингвистическую тему (не менее 50 слов)



Виды работ, способствующих выработке у учащихся навыков написания сжатого изложения и создания собственного высказывания

  • Работа по развитию устной речи

  • Виды письменных работ

  • Различные виды изложений



Устная работа с текстом

  • Проблема :

  • работа по развитию письменной речи идет более организованно, учащиеся мало говорят на уроке, а ведь сам речевой процесс в первую очередь связан с формированием сначала устного высказывания (на уровне мышления), а затем только его фиксацией на письме



Специфика устной речи

  • Ритм: быстрота в подборе нужных слов

  • Нет поправок и возврата назад

  • Экономичность речи, так как можно использовать дополнительные средства выражения мысли (интонация, пауза, жест, мимика)

  • У говорящего всегда есть цель вызвать ответную реакцию аудитории


Факторы, способствующие развитию устной речи

  • Слушание – процесс, требующий особого внимания и специальных упражнений

  • Развитие речевого слуха (слышание) – развитие способностей слушающего точно и полно улавливать и понимать говорящего (читающего) и через те же элементы речевой интонации точно, полно и ярко передавать мысли слушающему


Виды упражнений по развитию устной речи

  • Устные ответы:

  • краткие: одна фраза, определение, формула

  • развернутые: изложение сложной мысли (обобщение, подытоживание изученного по какому-либо разделу), мотивированный грамматический разбор с рассуждениями и доказательствами)

  • Творческое высказывание в устной форме (пересказ)



2. Виды пересказов

  • Свободный пересказ услышанного (прочитанного)

  • Рассказывание (творческое рассказывание на заданную тему; придумывание сюжетов на определенную тему и т.д.)

  • Устное рисование

  • Сочинения по аналогии

  • Публичные выступления (отчеты, доклады и рефераты)



Виды письменных работ, способствующих развитию речи учащихся

  • Свободное письмо (записи в тетрадях)

  • Выборочное письмо (записывается только указанный материал)

  • Списывание с творческим заданием (дописать текст, изменить что-либо в тексте)

  • Списывание по вопросам

  • Зрительный диктант

  • Свободный диктант

  • Творческий диктант


Навыки, формированию которых способствует изложение

  • Слушание, запоминание, воспроизведение чужой речи (прослушанной или прочитанной)

  • Логическое мышление (последовательность в изложении, выделение главного, родовых и видовых отношений, доказательств, выводов)

  • Максимальное и наиболее целесообразное использование запаса слов

  • Использование грамматических и стилистических средств языка для наиболее выразительного изложения содержания


Виды изложений

  • По цели: контрольные и обучающие

  • По объему: краткие (сжатые) и подробные

  • По отношению к тексту: (близкие к тексту или более свободные, выборочные)



По способу ознакомления с текстом

  • Прочитанное учителем и воспринятое на слух

  • Прочитанное учащимися в классе (вслух или про себя)

  • Запись дома того, что прочитано в классе

  • Запись по памяти текста, прочитанного давно

  • Изложение прочитанного один или несколько раз

  • Пересказ текста одним или несколькими учащимися



Порядок работы над изложением по классам

  • 5 класс: подробные и сжатые изложения текстов повествовательного характера, в т.ч. с элементами описания (отдельных предметов, животных). Изложения с заданием ввести в текст описание (отдельных предметов, животных)

  • 6 класс: подробное и выборочное изложение повествовательных текстов с элементами описания обстановки, пейзажа (в т.ч. изучаемых литературных произведений); сжатое изложение повествовательного характера; подробное изложение содержания фильмов, спектаклей, телепередач с заданием ввести элементы рассуждения


  • 7 класс: сжатое изложение просмотренных фильмов, телепередач; подробное и выборочное изложение повествовательных текстов, содержащих характеристику действующих лиц. Изложение с заданием ввести в текст описание внешности, элементы характеристики действующих лиц

  • 8 класс: сжатое изложение текстов публицистического характера. Изложение с заданием ввести в текст описание местности, архитектурных памятников, дать оценку поступку героев литературных произведений, высказать свое мнение о герое, его поступках и т.п.

  • 9 класс: удельный вес изложений по методике развития речи должен быть уменьшен в пользу различных видов сочинений


Типы сочинений по их содержанию

  • Сочинение на литературную тему

  • Сочинение на свободную тему:

  • -- по источнику получения материала

  • -- по жанру, объему, месту и способу выполнения

  • --по наличию или отсутствию дополнительных заданий



По источнику получения материала

  • Из личного опыта учащихся

  • Наблюдения за явлениями природы

  • Сочинения по картине

  • Небольшое высказывание по вопросу учителя

  • На основе прочитанного

  • Сочинения по аналогии



По жанру



По месту, способу выполнения и объему

  • Классные и домашние

  • Коллективные и индивидуальные

  • Развернутые и сочинения-миниатюры



Удачи во всех Ваших начинаниях !!!