shkolageo.ru 1


ИДЕИ И ВКЛАД В.Ф.ШВАРЦМАНА В ПРОБЛЕМУ SETI Г.М.Бескин (САО РАН), Л.М.Гиндилис (ГАИШ МГУ)

  • ВИКТОР ШВАРЦМАН

  • ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ




- Человек различных миров,

  • - Человек различных миров,

    • - Отвергая любой компромисс,
    • - Мимолетное и незабываемое знакомство,
    • - Его шкала,
    • - Любимец богов,
    • - Его волновало все,
    • - Он был светел и истинно интеллигентен,
    • - Лирический астрофизик,
    • - Блестящий генератор идей,
    • - Он был хранителем ценностей.



1. Что Вы понимаете под внеземной цивилизацией?

  • 1. Что Вы понимаете под внеземной цивилизацией?

  • – Форму существования материи, промежуточную между «Живое» и «Высшее».

  • (Панов: Разум, как промежуточное звено эволюции).

  • 3. Считаете ли Вы возможным контакт с внеземной цивилизацией?

  • Возможно, он существует уже, возможно, он недостижим на этом этапе эволюции «человечества».

  • 5. Ваше мнение по методике поиска ВЦ, нужна ли специальная аппаратура и методика, или их можно обнаружить в процессе обычных астрономических и радиоастрономических наблюдений?

  • Нужно просто всегда помнить о бытии в мире "Высшего начала" и "иных миров".

  • 6. В каких направлениях следует развивать исследования по проблеме ВЦ?

  • Прежде всего, в гуманитарном, музыкальном и теологическом. Кроме того – в плане совершенствования человека, его мозга, а не ЭВМ.

  • 7. Каковы возможные последствия контакта?

  • Умный станет умнее, глупый – глупее, а тысяча прочих ни в чем не изменится.


«Несколько грубо можно сказать, что умному и доброму всякое дополнительное знание только на пользу, а злому, обреченному на самоуничтожение, ничто не может ни помочь, ни повредить»

  • «Несколько грубо можно сказать, что умному и доброму всякое дополнительное знание только на пользу, а злому, обреченному на самоуничтожение, ничто не может ни помочь, ни повредить»



19.01.75: Мне кажется, что Мандельштам совершил такое же открытие в поэзии, как Эйнштейн в физике (далее идет развитие этой темы).

  • 19.01.75: Мне кажется, что Мандельштам совершил такое же открытие в поэзии, как Эйнштейн в физике (далее идет развитие этой темы).

  • 26.01.75: Цель искусства - дать человечеству толчок к творчеству...

  • 06.02.75: Одна страница мандельштамовского текста содержит больше открытий, чем десять ApJ! <...>

  • Его нужно читать, чтобы представлять, что такое внеземная цивилизация.

  •   

      • 14.03.75: О неприемлемости буддийской философии.
      • 5-10.07.75: Христос.
      • 12.07.75: О моем отношении к магии.
      • 12.07.75: Отношение к традиционным религиям.
      • 13.07.75: К проблеме Бога и Науки.
      • 31.07.75: Обсуждение идеи звездной музыки (с этого ведь начался эксперимент МАНИЯ).
      • 02.08.75: К проблеме CETI.
      • [Развивается идея преобразования изображения в звук.]
      • 02.08.75: «Музыка неба».......

–       Астросоциологический парадокс.

  • –       Астросоциологический парадокс.

  • –       Наука – лишь часть, элемент культуры.

  •  

  • Ф.Моррисон: «Большая часть этого весьма сложного сигнала будет, на мой взгляд, касаться в основном не естественных наук и математики, а того, что мы назвали бы искусством и историей.»

  •  

  • –       Передача произведений искусства (музыка и живопись).

  • –       Передачи игр (правил, по которым играют в те или иные игры и образцов партий).

  •  

  • Передача более развитому адресату – не сумма знаний, а сведения об устройстве отправителя.

  •  Передача менее развитому адресату – многоплановость, многоуровенность произведений искусства.

  •  Возможность понимания логики сообщения.

  • Передача игр.


  • «Проблема поиска внеземного интеллекта позволяет с новой и вполне конкретной точки зрения взглянуть на земную культуру, отличить важное от второстепенного, всеобщее от частного. Проблема SETI открывает новый подход к синтезу всех культурных ценностей нашей эпохи. Она способна стать основой подобного синтеза.»



  • Л.Гинзбург: «Дорогой Витя! Вы на редкость в нашей стране и в наши дни образованный человек и вообще... Поскольку я отношусь к Вам с симпатией и хорошо, то читал даже не без интереса. Но большинство читателей, как я думаю, будет раздражено, воспримет многое как кокетство своей образованностью, оригинальностью и т.п. Учтите это»

  •   

  • Шварцман В. Чтобы понять... Поиск внеземных цивилизаций – проблема астрофизики или культуры в целом? // Знание-сила, 1983. N 7. С. 44-45.

  • Шварцман В.Ф. Поиск внеземных цивилизаций - проблема науки или культуры в целом? // Труды Семнадцатых Чтений К.Э.Циолковского. Секция "К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса". М.: 1983. С. 103-108.

  • Шварцман В.Ф. Поиск внеземных цивилизаций - проблема астофизики или культуры в целом? // Проблема поиска жизни во Вселенной. М.: Наука, 1986. С. 230-236.

  •  * * *

  • Шварцман В.Ф. Поиск внеземных цивилизаций – проблема астрофизики или культуры в целом? // В поисках единства. С. 393-400.

  • Введение

  • Дискуссионная часть

  • Некоторые уточнения и дополнения.


  • 1992 г. Научно-культурный центр SETI.

  •   А. Д. Панов:

  • –       разум, как промежуточное звено эволюции,

  • –       галактическое культурное поле,

  • –       экзогуманитарные цивилизации.

  •  Ю.Н.Ефремов о Космическом Разуме.

  •  В.М.Липунов о научно открываемом Боге.

  •  Г.М.Идлис о Высшем Разуме.

  •  В.А.Лефевр о Космическом Субъекте.


  • А. Л. Зайцев: музыка более универсальна и доступна для понимания, чем обычные «логические» языки.

  • Наилучшим способом является использование электромузыкального инструмента терменвокс.

  • Предложение – подготовить первый терменвокс-концерт и передать его в космос непосредственно или в записи из Аресибо или Евпатории.

  • Эта идея была частично реализована в Первом детском радиопослании внеземным цивилизациям, которое содержало и логическую и музыкальную части.

  • А.Л.Зайцев, Р.Браастад «METI-арт»

  • Московский школьник Егор Кисилев, опираясь на гипотезу Ю.Н.Ефремова и В.А.Лефевра, переложил на музыку излучение рентгеновского источника MXB 1730-335 (Быстрый барстер).

  • В настоящее время гуманитарные аспекты SETI активно разрабатываются в рамках Общества Леонардо да Винчи.



  • Виктор сам не занимался изучением НЛО, но не считал это предосудительным. Он всегда был открыт к обсуждению, сохраняя одновременно и трезвый, критический подход, и благожелательность.

  • Он старался разобраться в проблеме.



  • Г. Бескин:

  • «Он редко говорил о Боге. С точки зрения внешнего наблюдателя был скорее типичным примером атеиста-интеллигента, полагающегося на точное знание. ...

  • И все же он шел к вере. Он искал своего Бога».

  •  

  •  

  •  


  •   «Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни Бога, сотворенного по образу и подобию человека»

  • «Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки»

  •  

  • Там, где отсутствует это чувство, там «наука вырождается в бесплодную эмпирию».

  •  


  • Эйнштейн А. «Мое кредо», 1932 г.:

  • «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытывал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука –это и есть религиозность. В этом я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего»

  •  

  •