shkolageo.ru 1


Культурологический аспект в изучении русского языка.

Роль и значение фразеологических оборотов в современном русском языке.

Фразеологический оборот – это воспроизводимая в готовом виде языковая единица, состоящая из двух или более ударных компонентов словного характера, фиксированная по своему значению, составу и структуре.

Например: точка зрения, ни рыба ни мясо, во весь дух, вот это да!


  • Выделяются следующие разряды фразеологизмов:

  • 1. именные, обозначающие лицо, предмет, явление (Фома неверный)

  • 2. глагольные, обозначающие действие, состояние или процесс (Бить ключом, идти в ногу)

  • 3. качественные, обозначающие свойства, признаки лица (Зелёная улица, золотые руки)

  • 4. наречные, обозначающие свойства, признаки (Лицом к лицу, с пустыми руками)

  • 5. модальные, обозначающие различное отношение говорящего к тому, что говорится (Таким образом, может быть)

  • 6. междометные, выражающие чувства (Боже мой! Вот это да!)

  • 7. связочные, служащие для связи отдельных частей или целых предложений (В то время как, тем более).


Этимологический состав фразеологических оборотов

  • Этимологический состав фразеологических оборотов

  • 1. Профессиональная лексика (попасть в тон, играть первую скрипку) – из речи музыкантов

  • (Разделать под орех, без сучка, без задоринки) – из речи столяров.

  • 2. Факты из русской истории (отложить дело в долгий ящик)

  • Предполагают, что в основе лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича (XVII век) в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинные ящик, куда клали жалобы, которые долго не рассматривались.

  • 3. Легенды и факты античной истории (яблоко раздора – причина спора, вражды)

  • Восходит к древнегреческому мифу о начале Троянской войны.

  • 4. Фразеологизмы, перешедшие из религиозных книг (беречь как зеницу ока, вавилонское столпотворение, знать как Отче наш)


Творческое задание № 1

  • Творческое задание № 1

  • Определить, какие из данных фразеологизмов обозначают положительные свойства человека, а какие – отрицательные.

  • Определить этимологию фразеологизмов:

  • - семи пядей во лбу, Фома неверный, семь пятниц на неделе, голова на плечах, ни то ни сё, лёгок на подъём, правая рука, мелко плавать, пройти огонь и воду, родиться в сорочке, молоко на губах не обсохло, пятое колесо, не робкого десятка, цены нет, собаку съел, тише воды, ниже травы, язык хорошо подвешен, выйти сухим из воды, звёзд с неба не хватает, мухи не обидит, владеть собой, каши не сваришь, медведь на ухо наступил.



Творческое задание № 2

  • Творческое задание № 2

  • Опишите состояние человека, используя следующие фразеологизмы:

  • - болеть душой, валиться с ног, висеть на волоске, голова идёт кругом, дух захватывает, душа болит, ждать у моря погоды, кошки скребут на сердце, на седьмом небе, не в своей тарелке, не сомкнув глаз, опустить руки, почивать на лаврах, сам не свой, сквозь землю провалиться, схватиться за соломинку, как гора с плеч, между двух огней, мороз по коже, мурашки бегают по спине, не найти слов, не показать вида, не чувствовать под собой ног, ни жив ни мёртв, принимать близко к сердцу, сгореть от стыда, сердце кровью обливается, смотреть в стороне, стоять на своём.


Творческое задание № 3

  • Творческое задание № 3

  • Составьте предложения со следующими фразеологическими оборотами, обозначающими выражение чувств, эмоций:

  • - Бог мой! Бог с тобой! Вот ещё! Вот оно что! Вот тебе на! Вот это да! Давно бы так!

  • - Не тут-то было, ничего подобного, пора и честь знать, что за вопрос, что поделаешь, шутка сказать.


Творческое задание № 4

  • Творческое задание № 4

  • Напишите сочинение – миниатюру, включив в него фразеологизмы, являющиеся синонимами к данным ниже сочетаниям:

  • - бить баклуши - (валять дурака);

  • - бок о бок - (плечом к плечу);

  • - была не была - (будь что будет);

  • - в одно мгновение – (в два счёта);

  • - во весь дух – (на всех парусах, сломя голову);

  • - водить за нос – (обвести вокруг пальца);

  • - и был таков – (и след простыл).



Творческое задание № 5

  • Творческое задание № 5

  • Напишите сочинение – миниатюру, включив в него фразеологизмы, являющиеся антонимами к данным ниже сочетаниям:

  • - брать себя в руки – (выходить из себя);

  • - в двух шагах – (за тридевять земель, на краю света);

  • - в лучшем случае – (на худой конец);

  • - воспрянуть духом – (пасть духом);

  • - заваривать кашу – (расхлёбывать кашу);

  • - засучив рукава – (спустя рукава);

  • - звёзд с неба не хватает – (семи пядей во лбу);

  • - капля в море – (хоть пруд пруди);

  • - не покладая рук – (сложа руки);

  • - тяжёл на подъём – (лёгок на подъём);

  • - самое меньшее – (самое большее);

  • - с лёгким сердцем – (с тяжёлым сердцем).