shkolageo.ru 1



…Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем- загадочным и зовущим.





6 июня 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны(урожденной Ганибал) родился будущий великий поэт Александр Сергеевич Пушкин

  • 6 июня 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны(урожденной Ганибал) родился будущий великий поэт Александр Сергеевич Пушкин



Детство поэта прошло в Москве и подмосковном имении Захарово

  • Детство поэта прошло в Москве и подмосковном имении Захарово



Алесксандр получил домашнее образование под руководством французских гувернеров

  • Алесксандр получил домашнее образование под руководством французских гувернеров

  • Участие в воспитании принимали бабушка Мария Алексеевна, «дядька» Никита Козлов



Однако без няни Арины Родионовны Яковлевой не было бы поэта, не было бы русской литературы.

  • Однако без няни Арины Родионовны Яковлевой не было бы поэта, не было бы русской литературы.




Ты, детскую качая колыбель,

  • Ты, детскую качая колыбель,

  • Мой юный слух напевами пленила…

  • -писал А.С.Пушкин




ЛИЦЕЙ

  • ЛИЦЕЙ

  • В 1811-1817 годах

  • поэт учится в

  • Царскосельском лицее

  • под Петербургом

  • 19 октября 1811 г. –

  • день открытия Лицея



Несколько лет , проведенные в этом крошечном городке, оставили в его душе след, неизгладимый на всю жизнь. Позже он писал:

  • Несколько лет , проведенные в этом крошечном городке, оставили в его душе след, неизгладимый на всю жизнь. Позже он писал:

  • Куда бы нас ни бросила судьбина

  • И счастие куда б ни повело,

  • Все те же мы: нам целый мир чужбина;

  • Отечество нам Царское Село



Лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 г., и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

  • Лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 г., и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.



4 июля 1814г. в журнале «Вестник Европы» под прозрачным псевдонимом «Александр Н.к.ш.п.»» появилось стихотворение «К другу стихотворцу».

  • 4 июля 1814г. в журнале «Вестник Европы» под прозрачным псевдонимом «Александр Н.к.ш.п.»» появилось стихотворение «К другу стихотворцу».

  • Это было первое выступление молодого поэта в печати. Пушкину – 15 лет.

Во время экзамена 72-летний Г.Р.Державин (признанный глава русской поэзии)отметил талант молодого поэта.

  • Во время экзамена 72-летний Г.Р.Державин (признанный глава русской поэзии)отметил талант молодого поэта.

  • «Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…» (А.Пушкин)



В оде «Воспоминания о Царском Селе» 1815 г. Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громкозвучных лир» полководческий талант Суворова

  • В оде «Воспоминания о Царском Селе» 1815 г. Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. В оде упоминался и Державин, воспевший «струнами громкозвучных лир» полководческий талант Суворова



Лицейские годы были счастливейшим временем в жизни А.С.Пушкина. «Лицейской братство» не раз поддерживало поэта, его связывали со многими лицеистами тесные дружеские узы

  • Лицейские годы были счастливейшим временем в жизни А.С.Пушкина. «Лицейской братство» не раз поддерживало поэта, его связывали со многими лицеистами тесные дружеские узы




Пребывание Пушкина в Лицее совпало с грозными событиями Отечественной войны 1812. Новости живо обсуждались.

  • Пребывание Пушкина в Лицее совпало с грозными событиями Отечественной войны 1812. Новости живо обсуждались.

  • В 1816 году Пушкин знакомится с П.Чаадаевым, гусаром полка, стоявшего в Павловске (около 4 км от Царского Села).

  • Чаадаев был врагом деспотизма и желал для России просвещения и свободы. Беседы с ним оказали на Пушкина огромное влияние. Словами и примером Чаадаев показал Пушкину, что политическая свобода неотделима от внутренней, которая состоит в уважении к своей личности, спокойной гордости, отказе гнуть шею перед кем бы то ни было ценою унижений.




Пушкинский рисунок

  • Пушкинский рисунок

  • «Кюхельбекер и Рылеев на сенатской площади»



В 1817 году

  • В 1817 году

  • А.С.Пушкин принят в литературное общество «Арзамас», членами которого были В.Жуковский, Д.Давыдов, К.Батюшков, П.Вяземский, В.Пушкин (дядя поэта)



В июне 1817 года Лицей был окончен. Пушкин был зачислен чиновником в Коллегию иностранных дел (МИД) и переехал в Петербург. Однако служба его занимала мало - он уже определил свое будущее. Вся его дальнейшая жизнь – жизнь Поэта. Итак, Пушкин и в жизни хотел быть поэтом. А поэзия там, где свобода - так считал Пушкин

  • В июне 1817 года Лицей был окончен. Пушкин был зачислен чиновником в Коллегию иностранных дел (МИД) и переехал в Петербург. Однако служба его занимала мало - он уже определил свое будущее. Вся его дальнейшая жизнь – жизнь Поэта. Итак, Пушкин и в жизни хотел быть поэтом. А поэзия там, где свобода - так считал Пушкин



Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи.

  • Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи.

  • В 1819 году Пушкин стал членом кружка «Зеленая лампа». Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы.


Вольнолюбие с особой силой проявилось в петербургский период в стихотворении «К Чаадаеву» ,1818 г., которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.

  • Вольнолюбие с особой силой проявилось в петербургский период в стихотворении «К Чаадаеву» ,1818 г., которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.


Появились и другие произведения свободолюбивого характера: «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила» и другие.

  • Появились и другие произведения свободолюбивого характера: «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила» и другие.



Пейзаж ночного Петербурга и мрачный силуэт покинуто пустого дворца (Михайловский замок – дворец Павла 1) служат для Пушкина лишь отправной точкой для размышлений о природе политического деспотизма. Пушкин отрицает и деспотизм царей, и насилие, идущее со стороны восставшего народа. Для него неприемлемы и тирания Павла 1, и Французская революция. Казнь Людовика 16, по его мнению, не принесла французам свободы, а лишь способствовала рождению военной диктатуры Наполеона. Выход из этого круга Пушкин видит в твердых законах, конституции, которая гарантировала бы свободу и от покушений тиранов, и от деспотизма народа.

  • Пейзаж ночного Петербурга и мрачный силуэт покинуто пустого дворца (Михайловский замок – дворец Павла 1) служат для Пушкина лишь отправной точкой для размышлений о природе политического деспотизма. Пушкин отрицает и деспотизм царей, и насилие, идущее со стороны восставшего народа. Для него неприемлемы и тирания Павла 1, и Французская революция. Казнь Людовика 16, по его мнению, не принесла французам свободы, а лишь способствовала рождению военной диктатуры Наполеона. Выход из этого круга Пушкин видит в твердых законах, конституции, которая гарантировала бы свободу и от покушений тиранов, и от деспотизма народа.


Стихотворение написано в 1819 г. во время посещения поместья родителей Михайловского (недалеко от Пскова).

  • Стихотворение написано в 1819 г. во время посещения поместья родителей Михайловского (недалеко от Пскова).

  • В стих. П. нарисовал картину крепостного угнетения, заканчивает его призывом к освобождению крестьян.

  • Почему «Деревня» сохранила свое значение и тогда, когда от надежд на освободительные намерения Александра 1 не осталось и следа?


Стихотворение Пушкина учило современников по-новому смотреть на окружающую жизнь, как бы давало им другие глаза. Пушкин заставил читателей увидеть в привычном порядке жизни вопиющее зло. Он будил возмущение в спящих душах, учил, что нормальное состояние патриота – это возмущаться злом и несправедливостью, а не смиряться с ними.

  • Стихотворение Пушкина учило современников по-новому смотреть на окружающую жизнь, как бы давало им другие глаза. Пушкин заставил читателей увидеть в привычном порядке жизни вопиющее зло. Он будил возмущение в спящих душах, учил, что нормальное состояние патриота – это возмущаться злом и несправедливостью, а не смиряться с ними.



Высокий стиль, ораторские приемы, сочетание лирических и патетических интонаций соответствовали вкусам декабристов и превратили «Деревню» в одно из самых популярных стихотворений русской подпольной поэзии не только 1820-х гг., но и более позднего времени

  • Высокий стиль, ораторские приемы, сочетание лирических и патетических интонаций соответствовали вкусам декабристов и превратили «Деревню» в одно из самых популярных стихотворений русской подпольной поэзии не только 1820-х гг., но и более позднего времени


  • Политические стихотворения и смелые разговоры Пушкина привлекли внимание правительства. Над Пушкиным сгущались тучи - ему грозила ссылка в Сибирь или Соловецкий монастырь на далеком севере. Царь чувствовал себя лично оскорбленный стихами молодого поэта. Однако слухи о предстоящей расправе взволновали общество, друзья: Карамзин, Чаадаев, Жуковский – бросились к вельможам хлопотать. Царь вынужден был уступить: он решил удалить Пушкина из Петербурга, не вызывая лишнего шума - перевести его по службе на крайний юг, в далекие степи недавно присоединенных к России от Турции областей. Формально это был служебный перевод –фактически ссылка: поэт не имел права самовольно отлучаться от места службы, просить об отставке ему также было нельзя.