shkolageo.ru 1


Директор Департамента бюджетной политики Минфина России А.М.Лавров

  • г.Новосибирск, 7 мая 2010 года


Основные результаты бюджетных реформ







формирование долгосрочного (20 лет) экономического и бюджетного прогноза (бюджетной стратегии);

  • формирование долгосрочного (20 лет) экономического и бюджетного прогноза (бюджетной стратегии);

  • использование консервативного макроэкономического прогноза;

  • восстановление фискальных правил (снижение дефицита до 4% ВВП в 2011, 3% ВВП в 2012 и 2,5% ВВП в 2013 г.);

  • увеличение условно-утверждаемых расходов федерального бюджета;

  • установление потолков расходов по направлениям деятельности Правительства (государственным программам);



сократить (ликвидировать) льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами;

  • сократить (ликвидировать) льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами;

  • повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость;

  • уплата налогов по месту деятельности предприятий

  • доступность для финорганов информации об уплате налогов конкретными юрлицами

  • принцип ведомственности в администрировании доходов (кроме ФНС)

  • создать механизм предоставления Федеральным казначейством краткосрочных бюджетных кредитов на покрытие кассовых разрывов;

  • сбережение конъюнктурных доходов субъектов РФ.

расширить полномочия субъектов РФ в сфере социальной защиты, завершить ликвидацию необеспеченных «мандатов»;

  • расширить полномочия субъектов РФ в сфере социальной защиты, завершить ликвидацию необеспеченных «мандатов»;

  • перевести начиная с 2012 года, финансовое обеспечение милиции общественной безопасности на федеральный бюджет с одновременной передачей на уровень субъектов Российской Федерации полномочий и обязательств других сферах;

  • консолидировать субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках ключевых направлений государственной политики (государственных программ) в сферах совместного ведения с установлением четких критериев их эффективности;

  • сократить за счет расширения собственных полномочий (с передачей соответствующих финансовых ресурсов) число и объемы субвенций бюджетам субъектов РФ;



Альтернативы развития программно- целевого планирования

  • Долгосрочные целевые (гос)программы (подпрограммы) и ведомственные целевые программы – 2 самостоятельных «бюджетных» инструмента

  • Ведомственные целевые программы – составные («бюджетные») части долгосрочных целевых программ





Регулятивные меры

  • Регулятивные меры

    • лицензирование
    • аккредитация
    • ЕГЭ/Государственный итоговый экзамен
    • стандартизация образовательного процесса и оказания услуг, в т.ч. Болонский процесс
    • квалификационные требования



перечень государственных программ РФ (июнь 2010)

  • перечень государственных программ РФ (июнь 2010)

  • на 2011-2013 годы – формирование аналитического распределения расходов (приложение к пояснительной записке к федеральному закону о федеральном бюджете);

  • с бюджета на 2012-2014 гг. – утверждение программного бюджета (другие разрезы – аналитически);

  • исполнение бюджета – в действующем порядке;

  • финансовая и нефинансовая отчетность ответственных исполнителей госпрограмм;

  • Бюджетное планирование осуществляется на основе действующего бюджетного законодательства.


Изменения в классификации расходов

  • Субсидии и субвенции – в соответствующие функциональные разделы (11 раздел – только дотации), с 2012

  • Целевые статьи расходов – с 2011 максимальное приближение к подпрограммам (по ГРБС), в дальнейшем - подпрограммы

  • Новые (универсальные) виды расходов (для федерального бюджета – с 2011 г., для всех бюджетов – с 2012 года, по решению субъекта РФ, МО можно с 2011)

  • Уточнение отдельных позиций КОСГУ (с 2011)



























БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИФ: «Будет сокращено финансирование бюджетных учреждений, государство откажется от повышения зарплат бюджетникам, бюджетные учреждения будут ликвидироваться»

  • В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ:

  • Объемы финансового обеспечения ежегодного определяются при формировании бюджетов


Новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема услуг бесплатных»

  • КАК БЫЛО:

  • Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги в неограниченном объеме.

  • Хотя доходы от платных услуг должны поступать в доход бюджета (ст. 41 БК РФ), бюджетные учреждения вправе самостоятельно использовать доходы от этих услуг (на основе временной нормы п. 10 ст. 5 Закона № 63-ФЗ)



Законопроект не повысит качество услуг для граждан, а только изменит формальные стороны деятельности учреждений

  • КАК БЫЛО:

  • Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется по смете. В итоге они заинтересованы просто потратить бюджетные деньги и обосновать расширение сметы на следующий год, ни о каком качестве услуг и речи нет.

  • Связь финансирования и результатов деятельности учреждения полностью отсутствует, осуществляется содержание действующей сети учреждений, а не объема услуг.



Принятие законопроекта приведет к приватизации имущества учреждений»

  • КАК БЫЛО:

  • Учредитель и собственник всего имущества бюджетных учреждений – это либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование (ст. 120 и ст. 296 ГК РФ).


Новые бюджетные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками

  • КАК БЫЛО:

  • Бюджетное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом) (ч. 4 ст. 61 ГК РФ).


Новые бюджетные учреждения начнут злоупотреблять свободой, распродавая достояние государства

  • КАК БЫЛО:

  • Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться никаким имуществом.

  • Кредиторская задолженность бюджетного учреждения – «проблема» учредителя



«По своему статусу новые бюджетные учреждения являются коммерческими организациями»

  • КАК БЫЛО:

  • Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность (ст. 298 ГК РФ)



Принятие законопроекта повлечет массовые увольнения



Средства бюджета, попав в новые бюджетные учреждения, перестанут контролироваться, их использование не будет прозрачным

  • КАК БЫЛО:

  • Бюджетное учреждение не обязано публиковать информацию о своей деятельности в открытом доступе.



Руководители новых бюджетных учреждений станут полновластными хозяевами бюджетных учреждений, не подконтрольными никому

  • КАК БЫЛО:

  • В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации


Распределение госзаданий приведет к повышению коррупции

  • КАК БЫЛО:

  • Коррупциогенный фактор – объем сметы, который при сметном финансировании не учитывает показатели эффективности бюджетного учреждения








Сроки вступления в силу:

    • Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года за исключением следующих положений:
    • 1) вступают в силу со дня официального опубликования
    • а) нормы, вносящие изменения в законодательство в части принятия соответствующих НПА (например, об утверждении порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания);
    • б) нормы "установочных" статей 31 и 33 (за исключением нормы о создании в силу данного закона федеральных казенных учреждений и о применении НПА, связанных с размещением заказов, к бюджетным учреждениям с учетом положений Закона);
    • 2) вступают в силу с 1 октября 2010 года:
    • нормы Закона 7-ФЗ о возможности изменения типа БУ в целях создания казенного и наоборот, в порядке, установленном соответственно:
    • - Правительством РФ;
    • - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
    • - местной администрацией муниципального образования.

3) вступают в силу с 1 января 2012 года:

    • 3) вступают в силу с 1 января 2012 года:
    • нормы Закона 7-ФЗ о размещении в открытом доступе в сети Интернет следующих сведений учреждений:
    • 1) учредительных документов;
    • 2) свидетельство о государственной регистрации;
    • 3) решение учредителя о создании;
    • 4) решение учредителя о назначении руководителя;
    • 5) положения о филиалах, представительствах;
    • 6) план финансово-хозяйственной деятельности;
    • 7) годовая бухгалтерская отчетность;
    • 8) сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
    • 9) гос. (мун.) задание на оказание услуг (выполнение работ);
    • 10) отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного гос. (мун.) имущества.


    • 4) вступают в силу с 1 января 2011 года, но будут применяться до 1 июля 2012 года, только к правоотношениям с участием бюджетных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, нормы о финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания БУ в виде субсидий (п. 5 и 6 ст. 92 Закона 7-ФЗ, абзац 3 и 4 ст. 691, п. 1 ст. 781)
    • 5) вступают в силу с 1 января 2012 года нормы о зачислении в федеральный бюджет доходов от приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений. Аналогичные нормы в части казенных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) с 1 января 2011 года по 1 января 2012 года будут действовать в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации (НПА уполномоченного органа местного самоуправления). (ст. 298 ГК РФ, абзац 4 п. 3 и п. 5 ст. 41 БК РФ)


Мероприятия субъектов РФ (муниципалитетов)



Область бюджетного контроля и аудита



Базовая схема госфинконтроля



Бюджетный аудит: Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы)



Предварительный бюджетный контроль: (Федеральное казначейство и финорганы субъектов РФ и муниципальных образований)



Последующий бюджетный контроль: (Росфиннадзор и органы финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов РФ/ местной администрации)

Меры принуждения



Контроль, осуществляемый вне сферы госфинконтроля

  • Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль:

  • в ходе анализа актов бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов;

  • в связи с депутатскими запросами;

  • в ходе парламентских слушаний.

  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов и МО осуществляют:

  • экспертно-аналитическую, информационную и иные виды контрольной деятельности;

  • контроль организаций, банков, страховых компаний и т.д.;

  • контроль за доходами от распоряжения и управления государственной собственностью;

  • контроль за банковской системой.

  • Главные администраторы бюджетных средств осуществляют внутренний контроль за:

  • соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

  • результативностью и эффективностью использования бюджетных средств.


Основные позиции Плана по реализации Программы на 2010 год

  • Порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм РФ – до 30.04.2010

  • Перечень госпрограмм РФ – до 15.05.2010

  • Поправки в БК о сроках внесения федерального бюджета (с 26.08 на 1.10) – внесены в Правительства РФ (весенняя сессия)

  • Поправки в БК в связи с программным бюджетом – до 30.07.2010 (осенняя сессия)

  • Аналитическое распределение расходов по госпрограммам РФ – до 1.10.2010

  • Новые ЦСР и ВР (федеральный бюджет) – до 1.10.2010

  • Поправки в БК и КоАП по госфинконтролю – 3-й кв.2010

  • Правовые акты, необходимые для реализации закона о государственных и муниципальных учреждениях (нормативные акты) – до 1.01.2011


Действия субъектов РФ

  • Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется разработать аналогичные региональные программы и организовать их реализацию.

  • План подготовки актов по реализации закона о государственных и муниципальных учреждениях !!!

  • В целях поддержки их осуществления необходимо разработать соответствующие методические рекомендации (типовую программу и критерии оценки ее реализации), а также рассмотреть возможность создания финансовых стимулов для повышения качества и результативности указанных программ путем предоставления субсидий на конкурсной основе (= c осени новый ФРРМФ)