shkolageo.ru 1



Инструменты МОТ по МРОТ и заработной плате (определение и основные принципы)

  • Инструменты МОТ по МРОТ и заработной плате (определение и основные принципы)

  • Каким должен быть размер минимальной оплаты труда?

  • Критерии индексации минимальной оплаты труда

  • Сколько ставок минимальной оплаты труда должно быть?

  • На кого они должны распространяться?

  • Проблема множественных целей



  • В 1928 г. принята Конвенция № 26 о процедуре установления минимальной заработной платы (ратифицирована 103 из 181 стран-членов).

  • В 1970 г. принята Конвенция № 131 об установлении минимальной заработной платы (ратифицирована 51 из 181 стран-членов).

  • Текущий охват: МРОТ реализуется примерно в 90% стран мира (заметными исключениями являются страны Персидского залива).

  • Прочие конвенции по заработной плате: № 95 об охране заработной платы, а также другие конвенции (о коллективных переговорах, равном вознаграждении за равноценный труд и т.д.)


Нижний предел: «означает минимальный размер оплаты труда, допустимый по закону или факту; (…) заработную плату, имеющую в каждой стране силу закона, нарушение которого преследуется в уголовном или ином порядке»; должен «охватывать всех наемных работников» при возможных исключениях, которые странам необходимо обосновать.

  • Нижний предел: «означает минимальный размер оплаты труда, допустимый по закону или факту; (…) заработную плату, имеющую в каждой стране силу закона, нарушение которого преследуется в уголовном или ином порядке»; должен «охватывать всех наемных работников» при возможных исключениях, которые странам необходимо обосновать.

  • Установление МРОТ: запросы о «создании и применении «механизма установления МРОТ»; требует «согласования в полном объеме с представителями работников и работодателей»; «в это определение включается минимальная оплата, устанавливаемая коллективными договорами, исполнение которых является обязательным по решению органов власти» (Комитет экспертов МОТ, 1967) (важное значение имеет максимальный охват)


Конвенция МОТ № 131: необходимо учитывать:

  • Конвенция МОТ № 131: необходимо учитывать:

  • Потребности работников и их семей с учетом общего уровня зарплат в данной стране, стоимости жизни, социальных пособий и относительного уровня жизни других социальных групп; а также

  • Экономические факторы, такие как потребности экономического развития, уровень производительности труда и целесообразность достижения и сохранения высокого уровня занятости.

  • Основные критерии: социальные – прожиточный минимум или черта бедности; динамика цен/уровня жизни; зарплаты; экономические – рост, производительность труда, финансовые возможности работодателей, занятость



Прожиточный минимум или черта бедности (МРОТ не должен быть ниже, в противном случае должно быть запланировано его поступательное повышение)

  • Прожиточный минимум или черта бедности (МРОТ не должен быть ниже, в противном случае должно быть запланировано его поступательное повышение)

  • Отношение МРОТ к средней/медианной зарплате

  • Размер МРОТ по сравнению с подушевым ВВП (или ВВП на работника)

  • Все эти значения могут представлять собой цели, достигаемые путем поступательной индексации МРОТ


  • МРОТ должен регулярно индексироваться в целях сохранения покупательной способности работников, получающих минимальную зарплату, в условиях роста цен, а также во избежание крупных случайных потрясений экономики. Размер повышения зависит от ожидаемых темпов инфляции!

  • При индексации МРОТ нужно также учитывать, что индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает уровень цен для среднего потребителя. При ускоренном росте цен на продукты питания ИПЦ, как правило, занижает рост цен на товары и услуги, потребляемые работниками, получающими минимальную зарплату.


Повышение МРОТ в текущем году

  • Повышение МРОТ в текущем году

  • =

  • Размер МРОТ в прошлом году

  • + Инфляция в прошлом году

  • + Рост ВВП за 2 прошлых года









Одна единая ставка?

  • Одна единая ставка?

  • простота и легкость управления

  • НО: необходимость установки на низком уровне





Закон о минимальной оплате труда принят в1948 г.

  • Закон о минимальной оплате труда принят в1948 г.

  • Применяется сложная система: «соответствующие органы» устанавливают минимальную оплату труда работников «отдельных категорий» (отраслей или профессий). В 2005 существовало 311 различных категорий и 1171 различных ставок минимальной оплаты труда

  • Гхоуз (1997): система приводит к «огромному числу официальных ставок минимальной оплаты труда, которые отличаются в зависимости от должности, занимаемой в том или ином штате, и штата, если речь идет об одной и той же должности»: при этом МРОТ становится средней зарплатой (и создает эффект вытеснения коллективных переговоров).


Если МРОТ используется как основа при установлении размера социальных пособий (например, в Бразилии) и оплаты труда в государственном секторе (например, во Вьетнаме), то это может:

  • Если МРОТ используется как основа при установлении размера социальных пособий (например, в Бразилии) и оплаты труда в государственном секторе (например, во Вьетнаме), то это может:

    • затруднить индексацию МРОТ
    • вызвать общую тенденцию отделения МРОТ от социального обеспечения (и от оплаты труда в государственном секторе)


Стремиться к упрощению политики в сфере МРОТ

  • Стремиться к упрощению политики в сфере МРОТ

  • Устанавливать МРОТ на основе эмпирического подхода (в соответствии с четкими политическими целями)

  • Проводить регулярную индексацию МРОТ

  • Обеспечивать широкий охват

  • Помнить об ограниченном характере МРОТ и обеспечивать согласованность политики (необходимы и другие меры: социальные трансферты и т.д.)



Изменение подхода к МРОТ в Европе

  • Изменение подхода к МРОТ в Европе

  • Тенденции МРОТ в Европе до кризиса

  • Глобальные тенденции МРОТ в период кризиса

  • Обсуждение политики на уровне ЕС и выше





В проекте участвуют 30 стран Европы (27 стран ЕС + Хорватия (часть бывшей Югославии) и Турция)

    • В проекте участвуют 30 стран Европы (27 стран ЕС + Хорватия (часть бывшей Югославии) и Турция)
    • Проект вобрал в себя результаты почти 2-летнего труда высокопоставленной группы экспертов по изучению 15 стран
    • Проект прослеживает «историю» введения МРОТ в странах Европы
    • Проект содержит примеры влияния МРОТ на конкретные предприятия или отрасли
    • Проект отличается направленностью на особые проблемы (миграция; низкооплачиваемые группы населения и т.д.)

Система МРОТ (регулируемая на государственном уровне или через коллективные переговоры) есть во всех 27 странах-членах ЕС

  • Система МРОТ (регулируемая на государственном уровне или через коллективные переговоры) есть во всех 27 странах-членах ЕС

  • Число стран с единым МРОТ выросло с 9 (из 15 стран ЕС) до 20 (из 27 стран ЕС), т.е., достигло 75 процентов

  • На единый МРОТ перешла Великобритания (1999) и Ирландия (2000); в Австрии единый МРОТ введен с 1 января 2009 (регулируется коллективным договором)

  • С 2008 года изменилось законодательство о МРОТ в Хорватии и Турции; переход к более активной политике МРОТ совершен в Греции, Португалии, Испании; в Германии и Швеции продолжается обсуждение этого вопроса


  • В 2000–8 рост МРОТ в реальном выражении наблюдался почти во всех странах, имеющих официальный МРОТ – в 18 из 20

  • В большинстве стран – в 15 из 20 (80%) с 1995 по 2008 – отмечался рост МРОТ относительно средней зарплаты при увеличении среднего соотношения с 40 до 41,5%, когда состав ЕС расширился до 27 стран

  • МРОТ лучше реагирует на рост ВВП







Рост перемещения труда и капитала при расширении ЕС и интенсификации потоков на международном уровне

  • Рост перемещения труда и капитала при расширении ЕС и интенсификации потоков на международном уровне

  • Распространение (с конца 1990-х) новых форм трудовых договоров, часто связанных с низкой оплатой труда

  • Постепенное снижение членства в профсоюзах и участия в коллективных договорах

  • Негативные тенденции в оплате труда (сдерживание зарплаты; снижение доли оплаты труда; увеличение «вилки» зарплат; феномен работающих бедных)



В 2009 году рост МРОТ в целях реализации задач развития в среднесрочной перспективе/предотвращения снижения покупательной способности самых низкооплачиваемых работников в период кризиса наблюдался примерно в половине стран мира. Этим текущий кризис отличается от предыдущих.

  • В 2009 году рост МРОТ в целях реализации задач развития в среднесрочной перспективе/предотвращения снижения покупательной способности самых низкооплачиваемых работников в период кризиса наблюдался примерно в половине стран мира. Этим текущий кризис отличается от предыдущих.


  • В Европейском парламенте обсуждаются предложения, выдвинутые рядом руководителей стран ЕС

  • Обсуждение мотивировано значительным охватом МРОТ в обновленном ЕС (свыше 5 миллионов человек)

  • Единый МРОТ на уровне ЕС признан нецелесообразным в виду существенных различий в размерах МРОТ

  • Но нужно ли определять общие принципы, такие как наличие МРОТ, охват и категории получателей; связь с социально-экономическими показателями, такими как средняя зарплата, подушевой ВВП и прожиточный минимум?

  • Обмен положительным опытом, координация МРОТ?


Постепенный рост МРОТ до уровня, выше прожиточного минимума; низкооплачиваемые категории работников

  • Постепенный рост МРОТ до уровня, выше прожиточного минимума; низкооплачиваемые категории работников

  • Согласованность множественных ставок (национальной, региональных)

  • Периодичность и критерии индексации

  • МРОТ и коллективные переговоры

  • MРОТ в составе общей политики оплаты труда