shkolageo.ru 1


Роман «Евгений Онегин»

  • Роман «Евгений Онегин»

  • как православный роман».

  • Исследовательская работа

  • (монопроект)

  • ученицы11 класса Захаровой Татьяны Игоревны.

  • Научный руководитель Конова Татьяна Дмитриевна

  • с. Старая Казинка - 2010




  • Не допускать существование Бога – значит, быть более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге.

  • А.С. Пушкин



Актуальность поставленной темы «Роман «Евгений Онегин» как православный роман обусловлена:

  • Предметом исследования. Это – духовный мир гения русской словесности, отражённый в его романе. Пушкин выражает специфику своего народа и своего времени, представляет метафизический уровень мышления, что имеет важное значение в решении современной проблемы экологии души и духа.

  • «Убылью пушкинского духа» в современном читательском опыте и школьном литературном образовании.


Противоречия

  • Противоречия

  • Вклад Пушкина в развитие великой русской православной культуры до сих пор недооценён. Нынешний упадок культуры в России привёл к фактическому забвению духовной силы творчества великого поэта.

  • С другой стороны, каждая юбилейная дата поэта активизирует наше сознание и совесть, вызывает новый интерес к наследию Гения русской литературы. XXI век развенчал многие «идеалы» века XX – го, ниспровергнув прежних кумиров. Появилась новая плеяда пушкинистов, готовятся новые труды по пушкиноведению.

  • В обществе налицо противостояние между живым интересом к творчеству поэта и примитивными суждениями врагов русской духовности о том, что Пушкин безнадёжно устарел. На самом деле, не Пушкин устарел – устарело наше отношение к нему. Многие мои сверстники не знают наизусть ни одного стихотворения Пушкина, а роман «Евгений Онегин» канул в реку Лету.

  • Таким образом, главное противоречие между Татьяной и Онегиным как раз и приоткрывает главное противоречие между русской духовностью романа «Евгений Онегин» и навязываемой нам, русским, всевозможными СМИ нерусской бездуховности, попирающей идеи Православной Церкви.


В конце прошлого века и в начале нового сложилась ситуация, которую без преувеличения можно назвать трагической для русской народа. Кризис затронул все стороны жизни нашего народа. Экономика в упадке. Здоровье под угрозой. Высокая смертность, низкая рождаемость, пьянство, наркомания, социальная и трудовая апатия, безверие – всё это сопровождает сегодня жизнь россиян. Но более всего заботит то, что у русских людей подорван нравственный стержень жизни..

  • В конце прошлого века и в начале нового сложилась ситуация, которую без преувеличения можно назвать трагической для русской народа. Кризис затронул все стороны жизни нашего народа. Экономика в упадке. Здоровье под угрозой. Высокая смертность, низкая рождаемость, пьянство, наркомания, социальная и трудовая апатия, безверие – всё это сопровождает сегодня жизнь россиян. Но более всего заботит то, что у русских людей подорван нравственный стержень жизни..

  • Самое страшное сегодня – это безверие. Духовная межа незримо пролегла среди многих русских людей. Потребительские интересы вытеснили духовно-нравственные ценности. Достучаться в окаменелые сердца чиновников и начальников невозможно. «Всем миром» нужно противостоять общей беде, думать о будущем нации, а не только о том, как прожить настоящий день и час.

  • Начинать нужно каждому с себя. Путь духовного становления личности и оздоровления нации проходит через школу, где главным предметами являются великий русский язык и великая русская литература, которая, по определению религиозного мыслителя К. Леонтьева, «издавна дышит православием». Не вызывает сомнения тот факт, что величайшим образцом формирования православного сознания является роман в стихах «Евгений Онегин».


  • Во время работы над романом завершилось формирование мировоззрения поэта. А.С. Пушкин был глубоко верующим, православным мыслителем и художником, что не могло не отразиться в его «самом задушевном произведении», в решении вечного вопроса о смысле жизни на высшем, религиозном уровне.


Религиозность Пушкина, верность идеям Православия Красной нитью проходит через роман «Евгений Онегин»

  • Моё предположение нашло подтверждение в суждениях известного исследователя творчества Пушкина Валентина Семёновича Непомнящего и народного художника России Дмитрия Белюкина.



При глубоком погружении в роман «возникает ощущение нерукотворности созданной Пушкиным картины русской жизни… Как будто это и не Пушкин, а кто-то стоящий над ним, над всеми героями его романа открыл на мгновение взаимосвязь со всем и обнажил организующую эту взаимосвязь систему ценностей». / Ю. Лебедев /

  • При глубоком погружении в роман «возникает ощущение нерукотворности созданной Пушкиным картины русской жизни… Как будто это и не Пушкин, а кто-то стоящий над ним, над всеми героями его романа открыл на мгновение взаимосвязь со всем и обнажил организующую эту взаимосвязь систему ценностей». / Ю. Лебедев /



  • Привлечь внимание читающей публики, в особенности молодого поколения, к роману «Евгений Онегин» как вечно живому, бессмертному творению Пушкина.

  • Мне было важно войти (в силу своего приобретённого опыта), в художественный мир романа, понять, в каком соответствии находится Пушкин-мыслитель и Пушкин-художник.

  • Использование проектной технологии как метода самопознания, самовыражения, самостоятельного подхода в реализации исследуемой проблемы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  • В ходе исследования, проектирования сделать свои «открытия», определить новые проблемы, обосновать их актуальность и социальную значимость в духовно-нравственном развитии личности учащихся в условиях современного образовательного пространства.

  • О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ КОНЧИНА ПОЭТА?

  • КАКОВЫ СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПОЭТА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД РОМАНОМ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

  • КАКОВА ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РОМАНА?

  • ПОЧЕМУ СЦЕНА ДУЭЛИ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО (6 ГЛАВА) ЯВЛЯЕТСЯ КУЛЬМИНАЦИЕЙ РОМАНА?

  • КАКОВ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР А.С. ПУШКИНА В РОМАНЕ?







Земная жизнь завершена,

  • Земная жизнь завершена,

  • Спешат минуты озаренья.

  • Душа Поэта вновь возрождена;

  • Свершилось чудо просветленья.



В.А. Жуковский свидетельствует: рисунок и текст друга Пушкина.

  • … в жизни такого

  • Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья

  • Пламень на нём; не сиял острый ум;

  • Было объято оно: мнилось мне, что ему

  • В тот миг предстояло как будто какое виденье,

  • Что-то сбывалось над ним, и спросить мне

  • Хотелось: что видишь?


И это «что-то» было христианской кончиной Пушкина: он получил желаемое. В конце жизни процесс духовного созревания поэта выразился в глубоком христианско-религиозном настроении, которое и было засвидетельствовано другом поэта – В.А. Жуковским, присутствовавшим на его смертном одре.

  • И это «что-то» было христианской кончиной Пушкина: он получил желаемое. В конце жизни процесс духовного созревания поэта выразился в глубоком христианско-религиозном настроении, которое и было засвидетельствовано другом поэта – В.А. Жуковским, присутствовавшим на его смертном одре.

  • Именно так умирают праведники. На смертном одре поэт-христианин в молчании своём снова поднимается до просветления пророка, через смерть восходя к духовному воскресению.


В романе «Евгений Онегин» Пушкин как художник и мыслитель составляют единое целое…

  • Незадолго до своей кончины поэт показал трагедию героя, нарушившего одну из главных Божьих заповедей: «Не убий!»

  • Роман «Евгений Онегин» не только «энциклопедия русской жизни» - он и в высшей степени православный роман.



После смерти Пушкина роман «Евгений Онегин» явился духовной опорой для читателя, знамением идей Православия, идей Русской Православной Церкви.



  • «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!»- писал А.С. Пушкин

  • П.А. Вяземскому.



По словам критика В.Г.Белинского, роман «Евгений Онегин» - «самое задушевное произведение» Пушкина.

  • По словам критика В.Г.Белинского, роман «Евгений Онегин» - «самое задушевное произведение» Пушкина.

  • И не только. Можно сказать, и самое духовное.



Вторая ссылка способствовала духовному росту поэта. Он мог здесь глубже заглянуть в самого себя, в душу простого народа, в заветы и уроки родной истории. Здесь Пушкин впервые вошёл в живое непосредственное общение с Церковью через братию Святогорского монастыря и окрестное духовенство.

  • Вторая ссылка способствовала духовному росту поэта. Он мог здесь глубже заглянуть в самого себя, в душу простого народа, в заветы и уроки родной истории. Здесь Пушкин впервые вошёл в живое непосредственное общение с Церковью через братию Святогорского монастыря и окрестное духовенство.


«Монархизм Пушкина есть глубокое внутреннее убеждение» (С. Франк).

  • С 1825 года началось сближение Пушкина с императором Николаем Павловичем. По словам русского мыслителя Ильина И.А., император высоко оценил гениальный поэтический дар Пушкина, «его изумительный ум, и его благородную, храбрую прямоту».

  • Умственное превосходство Пушкина понимали многие выдающиеся современники и в том числе Император Николай I, первый назвавший Пушкина «самым умным человеком России».

  • Политическое и философское мужание Пушкина определило нравственно-христианский облик его, отразившийся наиболее полно в «самом задушевном произведении»


  • Митр. Антоний пишет о монархизме поэта, считая эту грань его личности проявлением его высокой нравственной и гражданской позиции: «Пушкин ценил не только личность Николая Первого, но и самый принцип монархии, даже когда протестовал против наших строгих законов и, в частности, крепостного права».



Именно «существование» Бога в самом Пушкине и сделало его роман православным произведением

  • «Религия создала искусство в литературе, - всё, что было великого с самой глубокой древности; всё находится в зависимости от религиозного чувства» /А. Пушкин/.



В своём романе А.С. Пушкин впервые поставил проблему человека, смысла жизни, решая её на высшем, религиозном уровне – в противопоставлении народной героини герою, далёкому от жизни народа.

  • В своём романе А.С. Пушкин впервые поставил проблему человека, смысла жизни, решая её на высшем, религиозном уровне – в противопоставлении народной героини герою, далёкому от жизни народа.



Дар мгновенный, дар прекрасный, Жизнь, зачем ты мне дана? Познавать Творца в творенье, Видеть духом, сердцем чтить – Вот в чём жизни назначенье, Вот что значит в Боге жить!

  • Христианство – это прикосновение человека непосредственно к Божественному. Только тогда он открывает для себя важные вещи – смысл своего существования, бесконечную ценность каждой человеческой души. Натура Онегина не познала Божественного начала. А там, где нет Бога, там нет и любви к человеку. Онегин убивает на дуэли Ленского.


Онегин к юноше спешит,

  • Онегин к юноше спешит,

  • Глядит, зовёт его…Напрасно:

  • Его уж нет. Младой певец

  • Нашёл безвременный конец.


В тоске сердечных угрызений,

  • В тоске сердечных угрызений,

  • Рукою стиснув пистолет,

  • Глядит на Ленского Евгений.

  • «Ну, что ж? убит», - решил сосед.

  • «Убит»… Сим страшным восклицаньем

  • Сражён, Онегин с содроганьем

  • Отходит и людей зовёт



6 ГЛАВА. СЦЕНА ДУЭЛИ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО

  • В данном эпизоде Пушкин ставит вопрос о ценности человеческой личности и с позиций евангельских истин обнажает дикую нелепость как феодальной морали /Он мог бы чувства обнаружить…/, так и холодное рассудочное замечание Белинского /В нём /Ленском/ было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер/



Идейно-композиционная роль сцены дуэли

  • Сцена дуэли свидетельствует о неразрывной связи судеб героев романа, о том, как грех одного человека трагически сказывается на жизни других людей. Прав старец Зосима ( роман Достоевского «БЕСЫ»), говоря: «Всё как океан, всё течёт, всё течёт и соприкасается, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдаётся». Нарушается согласие, гармония между жизнью небесной и земной, порывается связующая нить между отцом небесным и человеком, Им созданным. Всё это - страсти.

  • Это и есть духовная смерть. Обуреваемые страстями, и Ленский, и Онегин предали забвению в себе человека, сотворённого по образу и подобию Божьему. За содеянный грех наступила расплата. Велика её цена. Но что делать? У каждого есть право свободного выбора. С тем и пришёл Христос к людям, предложив им самим выбирать добро или зло.

А если так, то почему бы Татьяне, религиозной девушке, не уйти в монастырь, как это сделает Лиза Калитина, и отмолить грех за любимого ею Онегина?

  • А если так, то почему бы Татьяне, религиозной девушке, не уйти в монастырь, как это сделает Лиза Калитина, и отмолить грех за любимого ею Онегина?

  • Но А.С. Пушкин «сохранил» свою любимую героиню .для финала романа, для последней встречи с Онегиным, чтобы «поразить» героя неожиданным для него открытием.



Далёкий от народа, его духовной жизни, Онегин вряд ли сможет обрести душевный покой даже после путешествия. Да, он встретил в Татьяне другую женщину, величавую в ореоле светского окружения, – и влюбился. Неужели изменился? Не могу поверить! Здесь всё тот же эгоизм героя: он добивается любви настойчиво, не думая ни о святости брака, ни о религиозных чувствах Татьяны.

  • Далёкий от народа, его духовной жизни, Онегин вряд ли сможет обрести душевный покой даже после путешествия. Да, он встретил в Татьяне другую женщину, величавую в ореоле светского окружения, – и влюбился. Неужели изменился? Не могу поверить! Здесь всё тот же эгоизм героя: он добивается любви настойчиво, не думая ни о святости брака, ни о религиозных чувствах Татьяны.



Она его не подымает

  • Она его не подымает

  • И, не сводя с него очей,

  • От жадных уст не отымает

  • Бесчувственной руки своей…

  • …Я вышла замуж. Вы должны,

  • Я вас прошу, меня оставить…

  • Я вас люблю (к чему лукавить?),

  • Но я другому отдана;

  • Я буду век ему верна.


Для критика Белинского Татьяна – лицо реальное, взятое из жизни. За реализм В.Г. Белинский высоко ценит автора романа. Однако любовь и самопожертвование героини Белинский объясняет не её религиозностью /Он иронизирует по поводу религиозности Татьяны: «Вечная верность – кому и в чём! Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящённые любовью, в высшей степени безнравственны…/, а натурою: «её натура – любовь и самопожертвование».

  • Для критика Белинского Татьяна – лицо реальное, взятое из жизни. За реализм В.Г. Белинский высоко ценит автора романа. Однако любовь и самопожертвование героини Белинский объясняет не её религиозностью /Он иронизирует по поводу религиозности Татьяны: «Вечная верность – кому и в чём! Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящённые любовью, в высшей степени безнравственны…/, а натурою: «её натура – любовь и самопожертвование».


«… это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины… «

  • Татьяна сохраняет верность своему мужу, потому что она любит Онегина, но ещё больше она любит Бога. Героиня верно поступила, не приняв любви Онегина. Её любовь-страдание к Онегину является



Для Онегина не существует таинства брака

  • Татьяна не может основать своё счастье на несчастье другого. Татьяна пребывает на уровне

  • высшего, религиозного начала.



Две России взаимно притягиваются и взаимно противостоят в романе А.С. Пушкина: Россия Татьяны и Россия Онегина.

  • Две России взаимно притягиваются и взаимно противостоят в романе А.С. Пушкина: Россия Татьяны и Россия Онегина.

  • Все симпатии автора на стороне народной героини. Онегин как витязь на распутье. Куда пойти? Как жить теперь? Обретёт ли он себя? Роман не даёт ответа – он закончен. История же России продолжается. Поэтому продолжается и роман Он не даёт ответа – он его ждёт.



Татьяна – муза самого автора, его светлая мечта и верный идеал.

  • Ей Пушкин предназначал быть символом России, своего народа, Музой и сливающейся с ней поэзией, ибо для поэта они неотделимы.



Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», по словам народного художника России Дмитрия Белюкина, - книга мудрости, она должна быть настольной книгой для каждого русского человека».

  • Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», по словам народного художника России Дмитрия Белюкина, - книга мудрости, она должна быть настольной книгой для каждого русского человека».

  • /23 12.2006 г. Москва/

Иллюстрации Д. Белюкина к роману Пушкина «Евгений Онегин»



«Для русской литературы пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» - примерно то, что Псалтирь для богослужения». Так высоко оценил творение Пушкина известный исследователь творчества Пушкина профессор, доктор филологических наук Валентин Семёнович Непомнящий.

  • «Для русской литературы пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» - примерно то, что Псалтирь для богослужения». Так высоко оценил творение Пушкина известный исследователь творчества Пушкина профессор, доктор филологических наук Валентин Семёнович Непомнящий.

  • 28. 08 2009 года вышла видеозапись цикла вечеров под названием «Пушкин. «Евгений Онегин», Слушатели узнают, почему роман являет нам в своём роде сердце всей русской литературы.







«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было БОГ» (Ин.1,1-3).

  • А.С. ШИШКОВ возводит слово человек к понятию «слово»: СЛОВО – СЛОВЕК – ЦЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК.

  • СЛОВО – это прежде всего имя Самого Бога. Значит, ЧЕЛОВЕК – это существо духовного порядка.

  • Пушкин в романе «Евгений Онегин» именно и указал на это главное отличие человека от всего живого, сотворённого Богом. Человек – богодуховное творение.

  • И по словам Н.В. Гоголя, «нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придёт в порядок и земное гражданство».


ВЫВОДЫ

  • Работа над проектом дала мне очень много:

  • Укрепила Православное сознание.

  • Теперь я глубже поняла слова Аполлона Григорьева, что «Пушкин – это наше всё».

  • Творческая работа обогатила меня нравственно и преобразовала духовно.

  • Я уверена: роман в стихах «Евгений Онегин» поистине станет моей настольной книгой и учебником жизни.


ВЫВОДЫ

  • Мне близка работа, так как исследуемая проблема действительно «жгучая» и востребованная.

  • Я горжусь тем, что меня родители тоже нарекли Татьяной, Постараюсь в своей дальнейшей жизни быть достойной пушкинского идеала.



ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ОДУХОТВОРНА НЕКИМ ВЫСШИМ НАЧАЛОМ

  • 210 лет назад родился великий национальный поэт, наш божественный учитель. Скольким «странникам» указал он путь к Горнему миру! Сколько ещё укажет!

  • А.С. Пушкин приоткрыл для меня тайну человеческого бытия: жить следует не по свому хотению, желанию или своеволию, а иначе – по совести, имя которой Бог.




Литература

  • 1. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового

  • Завета. Издание Московской Патриархии, Москва, 1988

  • 2. Франк С. Пушкин как политический мыслитель. В книге

  • "Пушкин в русской философской критике".

  • 3. Митрополит Антоний. О Пушкине. М., 1991

  • 4. Дунаев М. «…Хочу умереть христианином». Ж.

  • «Православная

  • беседа», 1994: №2

  • 5. Мережковский Д. Пушкин. В книге "Пушкин в русской

  • философской

  • критике", с. 92-161

  • 6. Конова Т.Д. Духовные искания А.С. Пушкина /прочтение,

  • искания, Находки/. Издание ТОИПКРО – 2007

  • 7. Белинский В.Г. о Пушкине. М.: Просвещение. 1993 г. и др.

  • 8. В проекте были использованы иллюстрации к роману «Евгений

  • Онегин» художников Наумова, Белюкина Д., Тимошенко Л.,

  • Кузьмина Н.В., Смокиш-Судковской и др., другие рисунки и

  • фотографии.